I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). 2.Актуализация знаний (4 минуты) 3. Постановка учебной задачи. (1минута) 4. Закрепление опорных знаний (10минут) | Приветственное слово учителя Приветствие. Создание проблемной ситуации для учащихся. Изучая историю нашей страны в сложные для нее периоды, кто являлся единственной слой способной спасти нашу страну? Молодцы! Как вы думаете, кто благословлял и благословляет людей на защиту страны от врагов? Первое ополчение выполнило свою задачу? О чем пойдет речь на уроке? Какова цель урока? Как вы считаете данная тема важна для нас? Исторический диктант по понятиям. Учитель дает определение, а задача учеников записать одним словом название понятие. Народное ополчение, самозванец, «тушинские перелеты», гражданская война, интервенция. эпиграфом урока: Добрый памятник поставлен Двум героям всей страной В знак того, что был избавлен От несчастья край родной. /Н. Кончаловская/ Посмотрите на обложку своего учебника. Что изображено слева? Кому он поставлен? Руководители чего они были?Где стоит памятник?Сформулируйте тему урока? Как называлась династия к которой принадлежал древний род Ивана Грозного? Из всех преступлений Ивана Грозного самое страшное - убийство сына Ивана.(работа с картиной). Второй сын Фелор Молодцы! Стих читает Татарец Татьяна Как вы думаете, какую тему на уроке нам сегодня необходимо изучить? «Подросток и его права»Слайд №1 Сформулируйте цель урока. Слайд №2 На доске записано: Отчего зависит счастье человека в обществе? Ребята запишите этот вопрос и в конце урока мы должны ответить на этот вопрос. Задание классу: Что такое право? Составьте несколько фраз с этим словом.Проверяем. Дать определение «право» Слайд №3 Право-система общеобязательных правил поведения, которые выражены в законах, указах, постановлениях, установлены государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность(записать в тетрадь) | Приветствие учащихся. Предполагаемый ответ: Народ. Русская Православная Церковь и ее деятели. Нет О втором ополчении и ее руководителях. Роль второго ополчения и освобождение страны. Да т.к. в настоящее время окружение нашей страны враждебное. Взаимопроверка по шаблону. Предполагаемый ответ: Памятник. К.МининуД.Пожарскому Второго ополчения. В Москве Второе ополчение и освобождение Москвы. Записывают тему урока в тетрадь. Предполагаемый ответ: Рюриковичи. установлены государством, охраняются им, нарушение порождает юр. Ответственность. 8. От 6 до 14 лет 9. От 14 до18 лет Стих читает Татарец Татьяна Я - подросток Я – ребенок, я — человек, я должна иметь права На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война. Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимой, Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самой счастливой. Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде. Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина. (Спасибо) Предполагаемый ответ: - Цель урока: узнать какими правами пользуется подросток Запись учащимися числа, темы урока. Записывают и оставляют место для ответа Учащиеся отвечают на вопрос Записывают ассоциации | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
4.Изучение новой темы(20 минут) 5.Физминутка для глаз. (3 м 6.Закрепление знаний. (7 минут) 7.Рефлексия деятельности ( 12 минут) 8. Домашнее задание (2 минуты) | Молодцы! В 1818 году скульптор Мартос создал памятник, который есть на обложке вашего учебника. Он находится у храма Василия Блаженного. Работа с изображением памятника. Что написано на памятнике? Какой вопрос можно задать, увидев эту надпись? Историки говорят, что в 1611 году над нашей страной нависла смертельная угроза. Какая? Работа в группах. Группа №1 работает со схемой и на ее основе охарактеризовывает сложившуюся обстановку в стране к 1611 году? (см. Приложение №1 к уроку). Группа№2.работает с грамотой Дионисия (см. Приложение №2). Какие чувства вы испытали после прочтения документа? Группа №3 работает с п.14 п.2 Охарактеризуйте деятельность Второго ополчения по алгоритму. (см. Приложение №3) И вот на историческую сцену выходят две личности – Д.Пожарский и К.Минин. Слушая сообщения своих одноклассников, определите, какие качества этих личностей позволили им выполнить столь ответственную миссию – спасти Россию? 26 октября (4 ноября)1612года – освобождение Москвы от поляков. 2.Страну освободили от внешних врагов? Как вы считаете, что дальше? Молодцы! А кто должен был навести порядок в стране? Действительно этот вопрос решался на Земском соборе. Работа в парах. Внимательно изучите предложенную схему. Как вы думаете, почему среди стольких людей выбор пал на 16-его Романова? (см. Приложение №4). В.О.Ключевский заметил по этому поводу: « Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего». 21 февраля 1813 год – избрание Романова на царство. 3.самостоятельная работа с учебником п.14.п.4. Как сохраняется в памяти народа Смутное время На памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде этот период истории представлен фигурами Гермогена, Филарета, царя М.Романова, Скопина-Шуйского, Минина, Пожарского и Сусанина. Чем простой староста заслужил такую честь? Сегодня на уроке хорошо поработали следующие учащиеся: Выставление оценок. «Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?». Параграф 14.п повторить п.10-14. Подготовиться к к/р . | Записывают дату и фамилию скульптора в тетрадь Ответы учащихся «ГражданинуМининуи князюДмитриюПожарскому благодарная Россия». За что им благодарна Россия? Ответы учащихся Россия могла потерять свою независимость. Ответ учащихся. Стране грозила потеря целостности. Ответы учащихся. Чувство гордости и уважения. Записывают в тетрадь Ответы учащихся Мужество, любовь к своей Родине, смелость и отвага. Записывают дату в тетради. Ответы учащихся Необходимо навести порядок внутри страны. Власть 1.дворяне видели в Романовых противников «боярского царя» В.Шуйского. 2.казаки видели в Романовых «сторонников царя Дмитрия» 3.бояре не возражали, надеясь сохранить власть. Записывают дату в тетрадь. Ответы учащихся Ответы учащихся Сообщение ученика о подвигеИ.Сусанина. Учащиеся высказывают свое мнение. Ответы учащихся . | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование). УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные (опираются на уже известное). Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |