Просмотр содержимого документа
«Восстания в Уральской и Тургайской областях и на Мангыстау.»
Дата 12.03. 2016 Открытый урок в 8-Б классе
§ 29 Восстания в Уральской и Тургайской областях и на Мангыстау.
Цель урока: показать и акцентировать внимание учащихся на причины, цель национально-освободительного
движения, которые проходили в разных регионах Казахстана.
Задачи: Образовательная: Научить составлять схему, используя текст. Знать, как и почему на территории
Казахстана вспыхивали восстания.
Развивающая: Развивать историческое мышление, умение самостоятельно устанавливать причинно-
следственные связи через приемы критического мышления, коммуникативные навыки.
Воспитательная: воспитание умение самостоятельной деятельности и умения добиваться
поставленных целей, сформировать мыслительные навыки и умения, развивать интеллект и творческий
потенциал.
Ключевые идеи: сформировать понимание о национально-освободительном движении в Казахстане.
Ожидаемые результаты: выделяют особенности национально-освободительного движения.
Организационные формы: индивидуальная, групповая.
Оборудование интеракт. доска, постеры, таблица, контурная карта.
Тип урока:
Присутствовало.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Разделение учащихся на 3 группы .
2. Новая тема.
3. Задание на дом
Время
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Оценивание
Ресурсы
Формативное
(ОдО)
Суммативное (ОО)
Орг момент
Актуализация новой темы
Подготовка к обучению
Организую разминку с помощью стратегии «Подними настроение»: нарисуй смайлик «Какое у меня настроение»
Объединяю в группы с помощью стратегии «1,2,3»
На парты заранее приклеены стикеры, на обратной стороне записаны названия группы.
Учащиеся рассаживаются за столы, на котором есть табличка с названием нумерации группы.
Настраиваются на урок
Каждый ученик выбирает стикер,
объединяются в группы
Листы с заданием.
Контурная карта
Актуализация новой темы
Стадия ВЫЗОВ
Вопрос учителя
- тема « Восстания в Уральской и Тургайской областях и на Мангыстау»
Какие ассоциации возникают у вас со словом «восстание», то есть что мы знаем?
-Какова тогда будет цель урока (причины, цель национально-освободительного движения)
-Задачи какие будут? (изучить материал, построить схемы, оценить работу)
Размышляет, анализирует
Взаимопроверка
картинки
Практическая часть.
Изучение новой темы и построение схем, таблиц.
Организую работу в группах с помощью счета 1.2,3.
1 – восстания в Уральской и Тургайской областях.
2 – восстание в Мангыстау.
3 – Причины и последствия восстания.
Прочитайте текст, делая пометки инструкция:
Работа в группе, каждая группа зачитывает свою информацию в течение 4 мин.
Сообща составить схему или таблицу 3 мин.
Защита работы.
Вывод: Восстание казахов Тургайской , Уральской области и на Мангыстау носили антифеодальный антиколониальный характер. Они способствовали пробуждению классового самосознания народа.
Этап
Учащиеся в группах читают материал, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней
этап
каждая группа по своей теме составляет кластер
этап
каждая группа защищает кластер
этап
оценивают работу групп и подводят итоги
Взаимооценка
самооценка
Групповая/само и взаимооценивание внутри группы
стратегия «светофор»
Лист с заданием,
Раздаю лист с контурной картой Казахстана (5 мин.)
указать на карте территорию, имя руководителя восстании.
Взаимооценка
Индивидуальная работа.
Раздается лист с таблицей «Восстания» по пройденным темам. Восстания в Казахстане. (название, дата) (5 мин.)
Указать годы восстания.
самооценка
6- «5»
4-5 – «4»
3- «3»
Выставление оценок 2 мин
Учитель :Сегодня активно работали на уроке: …, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, затруднялись ответить на вопросы: .., они получают оценку ____. Учитель выставляет оценки, аргументирует.
Ученики аргументируют свои доводы по поводу работы той или иной группы и оценивают.
Формативное оценивание
суммативное оценивание.
Классный журнал
Рефлексия
домашнее задание
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
теперь я могу…
у меня получилось …
Дом.зад. параграф №29; составить общий кластер по всей теме и прочитать пересказать
Восстание на Мангистау (1870 г.)
Восстание было связано с введением временного положения в 1869 г. в Уральской и Тургайской областях. Здесь земельный вопрос стоял еще острее. Возмущение введением новой системы налогов усилило сопротивление. В марте 1870 г. началось восстание на полуострове Мангышлак (Мангистау). Причинами восстания явились: 1) Сопротивление реформам 1867–1868 гг, которые усилили колониальную зависимость; 2) Захват казахских земель Российской империей и строительство новых крепостей. Укрепления возвели в летних кочевьях адаевцев, в долине реки Жем; 3) Увеличение налогов и введение новых повинностей; 4) Запрет роду Адай пользоваться летовками и требование от них уплаты прошлогодних податей по новой цене. 40 тыс. кибиток адаевцев должны были уплатить 160 тыс. рублей, часть податей взималась баранами; 5) Передача 2 февраля 1870 г. Мангистауского приставства в распоряжение Кавказского наместничества, в которой выразилось политическое бесправие казахского народа. Поводом к нему послужили угрозы мангистауского пристава подполковника Рукина с помощью войск и казаков принудить кочевавших здесь казахов племени адай принять «Временные положения» и попытки запретить им пользоваться традиционными летними кочевьями в долине Эмбы, где были возведены укрепления. Движущей силой восставших стали казахские шаруа, в основном род адай Младшего жуза, рыбаки и рабочие рыбных промыслов. Восставших в районе полуострова Бузачи возглавили Досан Тажиулы и Иса Тленбайулы. Впервые в этой борьбе за свои права активно участвовали казахские наемные рабочие. 15 марта 1870 г. пристав Мангистаского края подполковник Рукин с 36 казаками, 4 офицерами, переводчиком Бекметулы, бием Майулы и группой в 60 человек при четырех орудиях выступили в степь в урочище Бозащы, чтобы остановить перекочевку адаевцев на свои летовки. 22 марта повстанцы окружили и разгромили отряд карателей, раненый Рукин застрелился. В сражении погиб один из вожаков восставших Б. Маяулы.
Весть о разгроме отряда послужила сигналом к освободительному движению. Повстанцев поддержали рыбаки и рабочие рыбных промыслов. Количество восставших достигло 10 тыс. человек. 5 апреля они атаковали Николаевскую станицу и Александровский форпост, сожгли маяки у форпоста, разгромили укрепление Нижнее, где хранились запасы войскового гарнизона. Из захваченных лодок была образована своеобразная флотилия, которая принимала участие в осаде Александровского форпоста, продолжавшейся с 5 по 8 апреля.
9 апреля с Кавказа в форт прибыли войска под командованием графа Кутайсова, который вел переговоры с биями Мамбетниязом Тлепулы, Есиргепом Досжанулы, Кафаром Каражигитулы. В конце апреля отряд графа в составе трех рот пехоты при одном орудии и трех сотен всадников выступил в степь, чтобы отрезать отступающим аулам путь на Устюрт. В мае прибыли новые силы с Кавказа: батальон Апшеронского полка, 2 стрелковые роты, несколько рот линейного батальона, 4 роты Дагестанского полка, 2 роты терских казаков, четыре орудия. Плато Устюрт было занято Оренбургским военным округом. Водные источники на Мангистау были заняты Кутайсовым. Повстанцы были вынуждены отступить. Примерно 3 тыс. адаевцев направились к верховьям Сагыза, но войска отрезали им путь и погнали обратно, отбирая у них скот.
Восстания в Тургайской и Уральской областях
Административной реформы 1867–1868 гг. нарушили сложившийся порядок деления пастбищ, ограничили власть местной администрации, ввели новое налоговое законодательство. В декабре 1868 г. восстание вспыхнуло в Тургайской и Уральской областях. Оно началось стихийно. Поводом послужил выезд организованных комиссий в степь для проведения в жизнь «Положений» 1867–1868 гг. Оно длилось до октября 1869 г. К весне 1869 г. сформировались вооруженные отряды повстанцев, они бойкотировали правительственные комиссии, оказывали вооруженное сопротивление царским отрядам. Восстание возглавили Сейл Туркебайулы и Беркин Оспанулы, контролировавшие территорию по реке Эмбе.
Восстание носило антиколониальный характер и было направлено против: 1) Административной реформы 1867–1868 гг., которая усилила колониальную зависимость казахской степи; 2) Объявления всей территории Казахстана собственностью Российской империи и использования ее по территориальному принципу. Введения новых правил землепользования; 3) Строительства новых крепостей и изъятия плодородных земель у казахов; 4) Увеличения налогов и введения новых повинностей; 5) Перехода феодальных групп на управленческую службу, усиления административного давления на своих подчиненных.
Восставшие Уральской и Тургайской областей требовали: 1) Избавить народ от податей; 2) Отменить продажу земли; 3) Сохранить свободу перекочевок; 4) Ликвидировать принцип назначения уездных начальников. В начале июня 1868 года волнения в Уральской области достигли высшего предела. Недовольство простых кочевников было направлено и против знати. Нападениям подверглись аулы тех, которые изъявляли согласие на принятие нового положения. Так, с марта по июнь 1869 года были совершены более 40 набегов на аулы биев, султанов, волостных управителей и старшин. В них в общей сложности участвовали около 3000 человек
Царские реформы были встречены казахами с открытым недовольством. Назревало антиправительственное выступление. Восстание вспыхнуло стихийно и длилось с декабря 1868 по октябрь 1869 года. Оно носило ярко выраженный антиколониальный характер.
Во главе восстания стояли крупные родоначальники. Казахи не признавали правительственные комиссии. Действия повстанцев начались с открытого неповиновения властям. Позднее народ начал активно вооружаться. Восставшие повсеместно заявляли, что они не желают введения нового положения и не хотят иметь начальников из числа российских чиновников. Они требовали возврата к старым порядкам.
Для усмирения возмутителей власти хотели использовать авторитет бывших султанов-правителей Младшего жуза. Но народ не захотел их слушать. Последние были полностью дискредитированы в глазах скотоводческого населения. Тогда колониальные власти обратились к представителям мусульманского духовенства Уфимской губернии. Но их обращения также остались не услышанными. Среди местного населения поползли слухи о том, что новые порядки приведут к принятию христианства, службе в армии и увеличению налогового бремени.
Волнения, начавшиеся в Уральской области, постепенно перекинулись в соседнюю Тургайскую. Отряд казахов численностью в 600—700 человек объезжал аулы, призывая к неповиновению властям и отказу принять нововведения. Мирные способы попыток успокоить казахов не привели к желаемым результатам.
Печатные варианты нового положения отсутствовали. Отправленные в Степь комиссии не могли четко объяснить суть происходящего.
Поэтому в мае в уральскую степь были отправлены карательные отряды общей численностью в 1700 человек с артиллерией. Царские войска возглавил военный губернатор Веревкин. Назревало военное столкновение.
Для подавления восстания были посланы значительные карательные силы из солдат и офицеров Московского, Петербургского, Харьковского, Казанского военных округов и 510 стрелков. Были мобилизованы все казачьи силы Туркестанского военного округа и гарнизонные укрепления. Всего было сосредоточено 5300 вооруженных казаков и 20 орудий с артиллеристами.
Восстание носило не только антиколониальный, но и антифеодальный характер. С марта по июнь 1869 г. на аулы султанов, биев, волостных управителей и аульных старшин было совершено 41 нападение с участием примерно трех тысяч человек.
6 мая 1868 года при озере Джаман-Сай подвергся нападению отряд фон Штемпеля в составе 200 сабель и роты пехоты. Около 20 000 казахов продержали карателей в осаде в течение семи дней. Отряд возвратился на линию, растеряв весь фураж и продовольствие. Второй отряд под командованием Юрковского также был вынужден отступить на Оренбургскую пограничную линию.
Причины и последствия восстания.
Размах восстания встревожил Петербург. Напуганные царские власти хотели решительных действий по его подавлению. 10 июня 1869 г. военный министр Милютин потребовал положить конец восстанию в Уральской и Тургайской областях.
Основные силы карательной экспедиции возглавил сам военный губернатор Уральской области Н. А. Веревкин, под командованием которого был войсковой отряд, насчитывающий свыше 1700 человек. В результате умеренная часть восставших отделилась и явилась в 20-х числах июля к Веревкину с «изъявлением покорности». Повстанцы отступили на юг в безводную пустыню. Каратели Веревкина, подполковника Рукина, графа Комаровского в «поиске непокорных аулов» беспощадно расправились со всеми пойманными. Перед вооруженными силами правительства разобщенные повстанцы потерпели поражение.
Восстание было подавлено. Основную массу восставших составляли бедные казахи, шаруа, которые несли все тяготы колонизации. Участвовали в нем практически все слои общества во главе с родовыми правителями, например, султан Хангали Арсланов возглавил отряд повстанцев. Но султаны, бии и старшины проявили непоследовательность и не оправдали надежд восставших. После подавления восстания каратели устроили расправу над его участниками.
Размах восстания в Тургайской и Уральской областях встревожил местные власти и царское правительство. На подавление восстания в Степь были отправлены значительные карательные силы. Прибыли военные части из Петербурга, Москвы, Харькова и Казани. Общая численность карательных войск составила уже около 5000 человек. В Уральской области действовали отряды майора М. Веревкина и подполковника Рукина.
Вследствие слабой организованности, стихийности, наличия разногласий между отдельными руководителями повстанцы потерпели поражение. И, конечно, как и в предыдущих выступлениях, непоследовательность и предательство временно принявших участие в восстании ряда старшин способствовали сравнительно быстрому подавлению восстания.
Несмотря на самоотверженное сопротивление, восстание было подавлено. Мангистау заняли царские войска. Руководители восстания И. Тленбаев и Д. Тажиев, преследуемые карателями, в декабре 1870 г. ушли со своими сторонниками в пределы Хивинского ханства. На адаевцев была наложена контрибуция в размере 90 тыс. баранов. Таким образом, выступление небольшой группы адаевцев против отряда Рукина переросло в восстание с участием до 6 тыс. человек, достигшее позднее 10 тыс., то есть практически значительной части населения полуострова. Российские правители сами вынуждены были признать, что «в данном случае на Мангышлаке приходилось не умиротворять и наказывать возмутившуюся провинцию, а вновь завоевывать». Однако в 1873 г. вновь произошло выступление адаевцев, так как для подготовки к походу на Хиву власти стали изымать у них верблюдов.
Последствия восстания: 1) 3 тыс. семей казахов-адаевцев перешли на территорию Хивинского ханства; 2) Адаевцам наложили контрибуцию в размере 90 тыс. баранов; 3) Кавказская администрация взыскала с оставшихся на Мангистау 9 тыс. кибиток различную подать на сумму 57901 руб.