kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Восстания в Уральской и Тургайской областях и на Мангыстау.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок является уроком обобщения. Данный урок был проведен на город.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Восстания в Уральской и Тургайской областях и на Мангыстау.»

Дата 12.03. 2016 Открытый урок в 8-Б классе


§ 29 Восстания в Уральской и Тургайской областях и на Мангыстау.

Цель урока: показать и акцентировать внимание учащихся на причины, цель национально-освободительного

движения, которые проходили в разных регионах Казахстана.


Задачи: Образовательная: Научить составлять схему, используя текст. Знать, как и почему на территории

Казахстана вспыхивали восстания.

Развивающая: Развивать историческое мышление, умение самостоятельно устанавливать причинно-

следственные связи через приемы критического мышления, коммуникативные навыки.

Воспитательная: воспитание умение самостоятельной деятельности и умения добиваться

поставленных целей, сформировать мыслительные навыки и умения, развивать интеллект и творческий

потенциал.


Ключевые идеи: сформировать понимание о национально-освободительном движении в Казахстане.

Ожидаемые результаты: выделяют особенности национально-освободительного движения.

Организационные формы: индивидуальная, групповая.

Оборудование интеракт. доска, постеры, таблица, контурная карта.

Тип урока:

Присутствовало.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Разделение учащихся на 3 группы .

2. Новая тема.

3. Задание на дом






Время

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Формативное

(ОдО)

Суммативное (ОО)

Орг момент

Актуализация новой темы


Подготовка к обучению

Организую разминку с помощью стратегии «Подними настроение»: нарисуй смайлик «Какое у меня настроение»




Объединяю в группы с помощью стратегии «1,2,3»



На парты заранее приклеены стикеры, на обратной стороне записаны названия группы.


Учащиеся рассаживаются за столы, на котором есть табличка с названием нумерации группы.

Настраиваются на урок












Каждый ученик выбирает стикер,

объединяются в группы

















Листы с заданием.


Контурная карта

Актуализация новой темы

Стадия ВЫЗОВ

Вопрос учителя

- тема « Восстания в Уральской и Тургайской областях и на Мангыстау»

Какие ассоциации возникают у вас со словом «восстание», то есть что мы знаем?

-Какова тогда будет цель урока (причины, цель национально-освободительного движения)

-Задачи какие будут? (изучить материал, построить схемы, оценить работу)



Размышляет, анализирует

Взаимопроверка





картинки

Практическая часть.

Изучение новой темы и построение схем, таблиц.

Организую работу в группах с помощью счета 1.2,3.

1 – восстания в Уральской и Тургайской областях.

2 – восстание в Мангыстау.

3 – Причины и последствия восстания.



  1. Прочитайте текст, делая пометки инструкция:

  1. Работа в группе, каждая группа зачитывает свою информацию в течение 4 мин.

  2. Сообща составить схему или таблицу 3 мин.

  3. Защита работы.






Вывод: Восстание казахов Тургайской , Уральской области и на Мангыстау носили антифеодальный антиколониальный характер. Они способствовали пробуждению классового самосознания народа.


  1. Этап

Учащиеся в группах читают материал, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней


  1. этап

каждая группа по своей теме составляет кластер


  1. этап

каждая группа защищает кластер


  1. этап

оценивают работу групп и подводят итоги

Взаимооценка

самооценка















Групповая/само и взаимооценивание внутри группы







стратегия «светофор»


Лист с заданием,


Раздаю лист с контурной картой Казахстана (5 мин.)



указать на карте территорию, имя руководителя восстании.

Взаимооценка




Индивидуальная работа.

Раздается лист с таблицей «Восстания» по пройденным темам. Восстания в Казахстане. (название, дата) (5 мин.)

Указать годы восстания.

самооценка

6- «5»

4-5 – «4»

3- «3»



Выставление оценок 2 мин

Учитель :Сегодня активно работали на уроке: …, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, затруднялись ответить на вопросы: .., они получают оценку ____. Учитель выставляет оценки, аргументирует.

Ученики аргументируют свои доводы по поводу работы той или иной группы и оценивают.

Формативное оценивание

суммативное оценивание.

Классный журнал

Рефлексия









домашнее задание

Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

теперь я могу…

у меня получилось …


Дом.зад. параграф №29; составить общий кластер по всей теме и прочитать пересказать











Восс­та­ние на Ман­гистау (1870 г.)

Восс­та­ние бы­ло свя­зано с вве­дени­ем вре­мен­но­го по­ложе­ния в 1869 г. в Ураль­ской и Тур­гай­ской об­ластях. Здесь зе­мель­ный воп­рос сто­ял еще ост­рее. Воз­му­щение вве­дени­ем но­вой сис­те­мы на­логов уси­лило соп­ро­тив­ле­ние. В мар­те 1870 г. на­чалось восс­та­ние на по­лу­ост­ро­ве Ман­гышлак (Ман­гистау).
При­чина­ми восс­та­ния яви­лись: 1) Соп­ро­тив­ле­ние ре­фор­мам 1867–1868 гг, ко­торые уси­лили ко­лони­аль­ную за­виси­мость; 2) Зах­ват ка­захс­ких зе­мель Рос­сий­ской им­пе­ри­ей и стро­итель­ство но­вых кре­пос­тей. Ук­репле­ния воз­ве­ли в лет­них ко­чевьях ада­ев­цев, в до­лине ре­ки Жем; 3) Уве­личе­ние на­логов и вве­дение но­вых по­вин­ностей; 4) Зап­рет ро­ду Адай поль­зо­вать­ся ле­тов­ка­ми и тре­бова­ние от них уп­ла­ты прош­ло­год­них по­датей по но­вой це­не. 40 тыс. ки­биток ада­ев­цев долж­ны бы­ли уп­ла­тить 160 тыс. руб­лей, часть по­датей взи­малась ба­рана­ми; 5) Пе­реда­ча 2 фев­ра­ля 1870 г. Ман­гиста­ус­ко­го прис­тавс­тва в рас­по­ряже­ние Кав­казс­ко­го на­мест­ни­чест­ва, в ко­торой вы­рази­лось по­лити­чес­кое бесп­ра­вие ка­захс­ко­го на­рода.
По­водом к не­му пос­лу­жили уг­ро­зы ман­гиста­ус­ко­го прис­та­ва под­полков­ни­ка Ру­кина с по­мощью вой­ск и ка­заков при­нудить ко­чевав­ших здесь ка­захов пле­мени адай при­нять «Вре­мен­ные по­ложе­ния» и по­пыт­ки зап­ре­тить им поль­зо­вать­ся тра­дици­он­ны­ми лет­ни­ми ко­чевьями в до­лине Эм­бы, где бы­ли воз­ве­дены ук­репле­ния. Дви­жущей си­лой восс­тав­ших ста­ли ка­захс­кие ша­руа, в ос­новном род адай Млад­ше­го жу­за, ры­баки и ра­бочие рыб­ных про­мыс­лов. Восс­тав­ших в районе по­лу­ост­ро­ва Бу­зачи возг­ла­вили До­сан Та­жи­улы и Иса Тлен­байулы. Впер­вые в этой борь­бе за свои пра­ва ак­тивно участ­во­вали ка­захс­кие на­ем­ные ра­бочие.
15 мар­та 1870 г. прис­тав Ман­гистас­ко­го края под­полков­ник Ру­кин с 36 ка­зака­ми, 4 офи­цера­ми, пе­ревод­чи­ком Бек­ме­тулы, би­ем Майулы и груп­пой в 60 че­ловек при че­тырех ору­ди­ях выс­ту­пили в степь в уро­чище Бо­защы, что­бы ос­та­новить пе­реко­чев­ку ада­ев­цев на свои ле­тов­ки. 22 мар­та повс­тан­цы ок­ру­жили и разг­ро­мили от­ряд ка­рате­лей, ра­неный Ру­кин заст­ре­лил­ся. В сра­жении по­гиб один из во­жаков восс­тав­ших Б. Ма­яулы.

Весть о разг­ро­ме от­ря­да пос­лу­жила сиг­на­лом к ос­во­боди­тель­но­му дви­жению. Повс­тан­цев под­держа­ли ры­баки и ра­бочие рыб­ных про­мыс­лов. Ко­личест­во восс­тав­ших дос­тигло 10 тыс. че­ловек. 5 ап­ре­ля они ата­кова­ли Ни­кола­евс­кую ста­ницу и Алек­санд­ров­ский фор­пост, сожг­ли ма­яки у фор­поста, разг­ро­мили ук­репле­ние Ниж­нее, где хра­нились за­пасы вой­ско­вого гар­ни­зона. Из зах­ва­чен­ных ло­док бы­ла об­ра­зова­на сво­еоб­разная фло­тилия, ко­торая при­нима­ла учас­тие в оса­де Алек­санд­ров­ско­го фор­поста, про­дол­жавшей­ся с 5 по 8 ап­ре­ля.

9 ап­ре­ля с Кав­ка­за в форт при­были вой­ска под ко­ман­до­вани­ем гра­фа Ку­тай­со­ва, ко­торый вел пе­рего­воры с би­ями Мам­бетни­язом Тле­пулы, Есир­ге­пом Дос­жа­нулы, Ка­фаром Ка­ражи­гиту­лы. В кон­це ап­ре­ля от­ряд гра­фа в сос­та­ве трех рот пе­хоты при од­ном ору­дии и трех со­тен всад­ни­ков выс­ту­пил в степь, что­бы от­ре­зать отс­ту­па­ющим аулам путь на Ус­тюрт. В мае при­были но­вые си­лы с Кав­ка­за: ба­тальон Ап­ше­ронс­ко­го пол­ка, 2 стрел­ко­вые ро­ты, нес­коль­ко рот ли­ней­но­го ба­тальона, 4 ро­ты Да­гес­танс­ко­го пол­ка, 2 ро­ты терс­ких ка­заков, че­тыре ору­дия. Пла­то Ус­тюрт бы­ло за­нято Орен­бург­ским во­ен­ным ок­ру­гом. Вод­ные ис­точни­ки на Ман­гистау бы­ли за­няты Ку­тай­со­вым. Повс­тан­цы бы­ли вы­нуж­де­ны отс­ту­пить. При­мер­но 3 тыс. ада­ев­цев нап­ра­вились к вер­ховьям Са­гыза, но вой­ска от­ре­зали им путь и пог­на­ли об­ратно, от­би­рая у них скот.

 Восстания в Тургайской и Уральской областях


Ад­ми­нист­ра­тив­ной ре­фор­мы 1867–1868 гг. на­руши­ли сло­жив­ший­ся по­рядок де­ления паст­бищ, ог­ра­ничи­ли власть мест­ной ад­ми­нист­ра­ции, вве­ли но­вое на­лого­вое за­коно­датель­ство. В де­каб­ре 1868 г. восс­та­ние вспых­ну­ло в Тур­гай­ской и Ураль­ской об­ластях. Оно на­чалось сти­хий­но. По­водом пос­лу­жил вы­езд ор­га­низо­ван­ных ко­мис­сий в степь для про­веде­ния в жизнь «По­ложе­ний» 1867–1868 гг. Оно дли­лось до ок­тября 1869 г. К вес­не 1869 г. сфор­ми­рова­лись во­ору­жен­ные от­ря­ды повс­тан­цев, они бой­ко­тиро­вали пра­витель­ствен­ные ко­мис­сии, ока­зыва­ли во­ору­жен­ное соп­ро­тив­ле­ние царс­ким от­ря­дам. Восс­та­ние возг­ла­вили Сейл Тур­ке­байулы и Бер­кин Ос­па­нулы, конт­ро­лиро­вав­шие тер­ри­торию по ре­ке Эм­бе.

Восс­та­ние но­сило ан­ти­коло­ни­аль­ный ха­рак­тер и бы­ло нап­равле­но про­тив: 1) Ад­ми­нист­ра­тив­ной ре­фор­мы 1867–1868 гг., ко­торая уси­лила ко­лони­аль­ную за­виси­мость ка­захс­кой сте­пи; 2) Объяв­ле­ния всей тер­ри­тории Ка­захс­та­на собс­твен­ностью Рос­сий­ской им­пе­рии и ис­поль­зо­вания ее по тер­ри­тори­аль­но­му прин­ци­пу. Вве­дения но­вых пра­вил зем­ле­поль­зо­вания; 3) Стро­итель­ства но­вых кре­пос­тей и изъятия пло­дород­ных зе­мель у ка­захов; 4) Уве­личе­ния на­логов и вве­дения но­вых по­вин­ностей; 5) Пе­рехо­да фе­одаль­ных групп на уп­равлен­ческую служ­бу, уси­ления ад­ми­нист­ра­тив­но­го дав­ле­ния на сво­их под­чи­нен­ных.

Восс­тав­шие Ураль­ской и Тур­гай­ской об­ластей тре­бова­ли: 1) Из­ба­вить на­род от по­датей; 2) От­ме­нить про­дажу зем­ли; 3) Сох­ра­нить сво­боду пе­реко­чевок; 4) Лик­ви­диро­вать прин­цип наз­на­чения уезд­ных на­чаль­ни­ков.
В начале июня 1868 года волнения в Уральской области достигли высшего предела. Недовольство простых кочевников было направлено и против знати. Нападениям подверглись аулы тех, которые изъявляли согласие на принятие нового положения. Так, с марта по июнь 1869 года были совершены более 40 набегов на аулы биев, султанов, волостных управителей и старшин. В них в общей сложности участвовали около 3000 человек

Царские реформы были встречены казахами с открытым недовольством. Назревало антиправительственное выступление. Восстание вспыхнуло стихийно и длилось с декабря 1868 по октябрь 1869 года. Оно носило ярко выраженный антиколониальный характер.

Во главе восстания стояли крупные родоначальники. Казахи не признавали правительственные комиссии. Действия повстанцев начались с открытого неповиновения властям. Позднее народ начал активно вооружаться. Восставшие повсеместно заявляли, что они не желают введения нового положения и не хотят иметь начальников из числа российских чиновников. Они требовали возврата к старым порядкам.

Для усмирения возмутителей власти хотели использовать авторитет бывших султанов-правителей Младшего жуза. Но народ не захотел их слушать. Последние были полностью дискредитированы в глазах скотоводческого населения. Тогда колониальные власти обратились к представителям мусульманского духовенства Уфимской губернии. Но их обращения также остались не услышанными. Среди местного населения поползли слухи о том, что новые порядки приведут к принятию христианства, службе в армии и увеличению налогового бремени.

Волнения, начавшиеся в Уральской области, постепенно перекинулись в соседнюю Тургайскую. Отряд казахов численностью в 600—700 человек объезжал аулы, призывая к неповиновению властям и отказу принять нововведения. Мирные способы попыток успокоить казахов не привели к желаемым результатам.

Печатные варианты нового положения отсутствовали. Отправленные в Степь комиссии не могли четко объяснить суть происходящего.

Поэтому в мае в уральскую степь были отправлены карательные отряды общей численностью в 1700 человек с артиллерией. Царские войска возглавил военный губернатор Веревкин. Назревало военное столкновение.

Для по­дав­ле­ния восс­та­ния бы­ли пос­ла­ны зна­читель­ные ка­ратель­ные си­лы из сол­дат и офи­церов Мос­ковс­ко­го, Пе­тер­бург­ско­го, Харь­ковс­ко­го, Ка­занс­ко­го во­ен­ных ок­ру­гов и 510 стрел­ков. Бы­ли мо­били­зова­ны все ка­зачьи си­лы Тур­кестанс­ко­го во­ен­но­го ок­ру­га и гар­ни­зон­ные ук­репле­ния. Все­го бы­ло сос­ре­дото­чено 5300 во­ору­жен­ных ка­заков и 20 ору­дий с ар­тилле­рис­та­ми.

Восс­та­ние но­сило не толь­ко ан­ти­коло­ни­аль­ный, но и ан­ти­фе­одаль­ный ха­рак­тер. С мар­та по июнь 1869 г. на аулы сул­та­нов, би­ев, во­лост­ных уп­ра­вите­лей и ауль­ных стар­шин бы­ло со­вер­ше­но 41 на­паде­ние с учас­ти­ем при­мер­но трех ты­сяч че­ловек.

6 мая 1868 года при озере Джаман-Сай подвергся нападению отряд фон Штемпеля в составе 200 сабель и роты пехоты. Около 20 000 казахов продержали карателей в осаде в течение семи дней. Отряд возвратился на линию, растеряв весь фураж и продовольствие. Второй отряд под командованием Юрковского также был вынужден отступить на Оренбургскую пограничную линию.















Причины и последствия восстания.

Раз­мах восс­та­ния встре­вожил Пе­тер­бург. На­пуган­ные царс­кие влас­ти хо­тели ре­шитель­ных дей­ствий по его по­дав­ле­нию. 10 июня 1869 г. во­ен­ный ми­нистр Ми­лютин пот­ре­бовал по­ложить ко­нец восс­та­нию в Ураль­ской и Тур­гай­ской об­ластях.

Ос­новные си­лы ка­ратель­ной экс­пе­диции возг­ла­вил сам во­ен­ный гу­бер­на­тор Ураль­ской об­ласти Н. А. Ве­рев­кин, под ко­ман­до­вани­ем ко­торо­го был вой­ско­вой от­ряд, нас­чи­тыва­ющий свы­ше 1700 че­ловек. В ре­зуль­та­те уме­рен­ная часть восс­тав­ших от­де­лилась и яви­лась в 20-х чис­лах июля к Ве­рев­ки­ну с «изъяв­ле­ни­ем по­кор­ности». Повс­тан­цы отс­ту­пили на юг в без­водную пус­ты­ню. Ка­рате­ли Ве­рев­ки­на, под­полков­ни­ка Ру­кина, гра­фа Ко­маровс­ко­го в «по­ис­ке не­покор­ных аулов» бес­по­щад­но расп­ра­вились со все­ми пой­ман­ны­ми. Пе­ред во­ору­жен­ны­ми си­лами пра­витель­ства ра­зоб­щенные повс­тан­цы по­тер­пе­ли по­раже­ние.

Восс­та­ние бы­ло по­дав­ле­но. Ос­новную мас­су восс­тав­ших сос­тавля­ли бед­ные ка­захи, ша­руа, ко­торые нес­ли все тя­готы ко­лони­зации. Участ­во­вали в нем прак­ти­чес­ки все слои об­щест­ва во гла­ве с ро­довы­ми пра­вите­лями, нап­ри­мер, сул­тан Хан­га­ли Арс­ла­нов возг­ла­вил от­ряд повс­тан­цев. Но сул­та­ны, бии и стар­ши­ны про­яви­ли не­пос­ле­дова­тель­ность и не оп­равда­ли на­дежд восс­тав­ших. Пос­ле по­дав­ле­ния восс­та­ния ка­рате­ли уст­ро­или расп­ра­ву над его участ­ни­ками.

Размах восстания в Тургайской и Уральской областях встревожил местные власти и царское правительство. На подавление восстания в Степь были отправлены значительные карательные силы. Прибыли военные части из Петербурга, Москвы, Харькова и Казани. Общая численность карательных войск составила уже около 5000 человек. В Уральской области действовали отряды майора М. Веревкина и подполковника Рукина.

Вследствие слабой организованности, стихийности, наличия разногласий между отдельными руководителями повстанцы потерпели поражение. И, конечно, как и в предыдущих выступлениях, непоследовательность и предательство временно принявших участие в восстании ряда старшин способствовали сравнительно быстрому подавлению восстания.

Нес­мотря на са­мо­от­вержен­ное соп­ро­тив­ле­ние, восс­та­ние бы­ло по­дав­ле­но. Ман­гистау за­няли царс­кие вой­ска. Ру­ково­дите­ли восс­та­ния И. Тлен­ба­ев и Д. Та­жи­ев, прес­ле­ду­емые ка­рате­лями, в де­каб­ре 1870 г. уш­ли со сво­ими сто­рон­ни­ками в пре­делы Хи­винс­ко­го ханс­тва. На ада­ев­цев бы­ла на­ложе­на конт­ри­буция в раз­ме­ре 90 тыс. ба­ранов. Та­ким об­ра­зом, выс­тупле­ние не­боль­шой груп­пы ада­ев­цев про­тив от­ря­да Ру­кина пе­рерос­ло в восс­та­ние с учас­ти­ем до 6 тыс. че­ловек, дос­тигшее позд­нее 10 тыс., то есть прак­ти­чес­ки зна­читель­ной час­ти на­селе­ния по­лу­ост­ро­ва. Рос­сий­ские пра­вите­ли са­ми вы­нуж­де­ны бы­ли приз­нать, что «в дан­ном слу­чае на Ман­гышла­ке при­ходи­лось не уми­рот­во­рять и на­казы­вать воз­му­тив­шу­юся про­вин­цию, а вновь за­во­евы­вать». Од­на­ко в 1873 г. вновь про­изош­ло выс­тупле­ние ада­ев­цев, так как для под­го­тов­ки к по­ходу на Хи­ву влас­ти ста­ли изы­мать у них верб­лю­дов.

Пос­ледс­твия восс­та­ния: 1) 3 тыс. се­мей ка­захов-ада­ев­цев пе­реш­ли на тер­ри­торию Хи­винс­ко­го ханс­тва; 2) Ада­ев­цам на­ложи­ли конт­ри­буцию в раз­ме­ре 90 тыс. ба­ранов; 3) Кав­казс­кая ад­ми­нист­ра­ция взыс­ка­ла с ос­тавших­ся на Ман­гистау 9 тыс. ки­биток раз­личную по­дать на сум­му 57901 руб.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Восстания в Уральской и Тургайской областях и на Мангыстау.

Автор: Сайрамова Асель Муратбековна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок"Национально-освободительное движение 1916года"- 11 класс "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-natsional-no-osvoboditiel-noie-dvizhieniie-1916ghoda-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "146818"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419263271"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА на тему"НАЦИОНАЛЬНО - ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1916 ГОДА "
    ["seo_title"] => string(91) "tiesty-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-natsional-no-osvoboditiel-noie-dvizhieniie-1916-goda"
    ["file_id"] => string(6) "105864"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402919215"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства