Конспект урока по теме: "Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова"
Конспект урока по теме: "Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова"
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся
Класс(ы):
7 класс
Предмет(ы):
История
Цель урока:
Сформировать объективное понимание внутренней и внешней политики Бориса Годунова на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний.
Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся о внутренней и внешней политике Бориса Годунова.
Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории):
4
Используемые учебники и учебные пособия:
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конец XVI-XVIII век. 7 класс. “Просвещение”, Москва-2009.
В.В. Шаповал Дидактические материалы по истории России XVI-XVIII веков. 7 класс, “Экзамен”, Москва-2006.
Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России, 7 класс, “Экзамен”, Москва-2006.
Хрестоматия. История России XVI- XVIII веков, 7 класс, Издательский дом “Новый учебник”, Москва-2007.
Используемое оборудование:
Учебник «История России 7 класс» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина;
Историческая карта «Россия в 17в.;
Раздаточный материал для самостоятельной работы;
Используемые ЦОР:
Портрет Бориса Годунова - images.yandex.ru
Иллюстрированная история Российского государства - http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika-borisa-godunova-0
Иллюстрации к уроку -http://ladyagata1452.ucoz.ru/photo/materialy_k_urokam/illjustracii_k_proizvedenijam_a_s_pushkina/boris_godunov/13-0-117
Краткое описание:
Урок предназначен для обучающихся 7-го класса. При проведении урока используются электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет. Используемые учебные материалы позволяют расширить иллюстративный материал по данной теме для лучшего усвоения учащимися основных понятий. По окончанию изучения темы каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной тем выполнив интерактивные проверочные задания и практикумы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова" »
Тема:Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
Цели: -образовательная: познакомить уч-ся с особенностями правления Бориса Годунова, с мнениями историков. - развивающая: обогащать словарный запас, умение правильно строить ответы; умение обобщать, сравнивать, анализировать - воспитательная: формировать гражданское самосознание, воспитывать любовь к изучаемому предмету и культуре речи. Ход урока.
I.Организационный момент Здравствуйте! Присаживайтесь. Вот и прошли каникулы, и мы снова с вами встретились на уроке истории, надеюсь за каникулы вы ничего не позбыли? Ну сегодня мы с вами это и проверим!
II. Проверка д/з Давайте вспомним, каго из правителей, мы изучали последнего в 6 классе? ( Иван Грозный) Что вы мне можете рассказать из его биографии? Кто помнит, какие действия он принимал в политике государства, как во внешней, так и во внутренеей? Отметьте на карте города, которые он завоевал. (включить запись, Казань брал, Астрахань брал). Кто являлся его наследниками?
III. Изучение нового материала.
1) Информация об учебнике «История России 16-18 в.
2) Сообщение темы, запись в тетрадь.
План.
Внутренняя и внешняя политика Б.Г. Перед Борисом годуновым встала две задачи. Давайте зарисуем их в тетрадь в виде схемы.
Первая - восстановить нормальную хозяйственную жизнь, вторая – сплотить верхушку общества (бояр и дворян). Ведь, как мы знаем, учредив опричнину, Иван Грозный натравил одну часть дворян и бояр на другую. С этой целью указ о «заповедных летах» (запрет перехода крестьян от одного хозяина к другому) стал действовать постоянно. В 1597 году был издан указ об «урочных летах», который установил 5 срок сыска беглых крестьян….. Ребята, посмотрев на эту схему, вы мне сможете рассказать о внешнеей или о внутренней политике Годунова? Правильно, о внутренней! А как отличить внешнюю политику от внутренней? (Внутренняя рассказывает о том, что происходило или происходит внутри государства, а внешняя за границей государства.) Молодцы! Сейчас откройте учебник на странице 7 и из пункта «внешняя политика Бориса Годунова» выпишите в тетрадь главные события внешней политики.
Прекращение династии Рюриковичей.
После смерти Ивана IV царь Фёдор отправил в Углич последнюю жену своего отца Марию Нагую с её сыном Дмитрием. 15 мая 1591 года умер царевич Дмитрий, родственники Марии и сама она утверждали, что он был убит. Но комиссия, приехавшая из Москвы, вынесла заключение, что Дмитрий сам себя убил в припадке. Марию постригли в монахини. Народная молва приписала смерть царевича Борису Годунова. 6 января 1598 года умер царь Фёдор, закончилась династия. Давайте запишим эту дату в тетрадь. Жители Москвы присягнули жене Фёдора, но она отказалась от пристола и ушла в монастырь. И тогда взоры москвичей обратились к Борису Годунову (он не был потомком Рюрика). Патриарх Иов оправился в монастырь сообщить Борису о решении, но Борис от престола отказался. Как вы думаете, почему он это сделал? (он понимал, что никаких прав на престол не имеет). И только после того, как Иов организовал несколько народных шествий к монастырю, Борис согласился въехать в царские палаты. Откройте в учебнике стр.8 и прочитайте последний абзатц, где описывается личность Бориса. 3. Экономические трудности. Народные выступления. 1601-1603 годы были неурожайными. Страну охватил голод. Борис приказал раздавать хлеб бесплатно, но его всем не хватало. В 1601 году начались народные волнения. Образовался отряд под предводительством Хлопко, осенью 1603 года повстанцы были разгромлены. Чтобы успокоить народ, Борис восстановил Юрьев день и отменил сыск беглых крестьян, но народ было уже не остановить. 4.Появление самозванца. Последний пункт нашего параграфа, я прошу вас изучить самостоятельно. Читайте внимательно и не забывайте выписывать главные события.
IV)Подведение итогов. Домашнее задание. Знать содержание первого параграфа. Знать ответы на вопросы и задания (можно письменно) стр.11. Работа с документами и вопрос 3, стр.12.