kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок с презентацией по истории 7 класс "Россия при Павле I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Тема « Россия при Павле I»
Цель и задачи  урока:
-  определить факторы, повлиявшие на формирование характера и взглядов будущего императора Павла I;
-  проследить основные направления внутренней политики Павла I;
- выяснить причины дворцового переворота 1801 года и его сущность;
- расширить исторический кругозор с помощью изучаемой темы;
- развивать умение анализировать факты и делать выводы;
- выяснить кто Павел реформатор или деспот?;
- воспитывать интерес и уважение к истории Отечества.

Оборудование: карта “Российская империя в 18 веке”,
компьютер, проектор,
презентация.

Ход урока
I. Организационный момент.
II.  Опрос домашнего задания.
• Назовите, охарактеризуйте основные направления внешней политики Российской империи во второй половине XVIII века?
• Была ли преемственность между внешнеполитическим курсом Петра  I  и Екатериной  II ? В чем это проявлялось?
• Назовите  причины и итоги русско-турецких войн. Дата.
( первая – 1768 – 1774 годы, вторая – 1787 – 1791 годы)
Причины первой войны:
- Возможность освоения и заселения южных черноземных степей
 ( отвечало интересам и целям русского дворянства);
- возможность развития внешнеторговых связей через Черное и Средиземное моря (отвечало интересам купечества);
- закрепление России на Черноморском побережье ликвидировало бы опасность набегов со стороны Крымского ханства и притязаний со стороны Турции;
- устойчивое экономическое положение  позволяло России вести активную внешнюю политику.
Причины второй войны:
- расторжение Георгиевского трактата (1783 год), т.е. восстановление власти  Турции в Грузии;
- возвращение Крыма Турции;
- досмотр русских кораблей, идущих через турецкие проливы Босфорд и Дарданеллы.
4.  Почему Российская империя принимала участие в разделах Речи Посполитой?

(Союзники России Австрия и Пруссия  предлагали принять участие в разделе слабеющей Речи Посполитой.  Но Екатерина  II  не шла на это, так как польский король был ее ставленником. Однако после русско- туречкой войны 1768-1774 годов сложилась реальная угроза заключения союза Турции с Австрией. Екатерина II  согласилась на раздел Речи Посполитой.)

• Дата русско- шведской войны,  ее результат?
(1787-1791 годы) война закончилась без изменения границ между двумя странами. Итог: заключение союзнических отношений между Россией и Швецией, что означало окончательное признание шведами итогов Северной  войны.
• Итоги внешней политики Екатерины II?
- Внешняя политика Екатерины II  привела к значительному росту территории России. Правобережная Украина, южная Прибалтика, Северное Причерноморье, множество новых территорий на Дальнем Востоке, в Северной Америке. Присягали жители  греческих островов и Северного Кавказа.
- увеличилось население с 22 миллионов до 36.
- превращение России из великой европейской державы в великую мировую державу.
Русский флот  бороздил теперь просторы не только прибрежных морей, но и Средиземного моря, Тихого  и Атлантического океанов, поддерживая силой своих орудий внешнюю политику России в Европе, Азии и Америки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к открытому уроку Россия при Павле I»

Текст слайда, Пункты плана Россия при Павле I . Попран Христос и скиптр царей; Европа вся полна разбоев; Цареубийц святят в героев: Ты, Павел, будь спаситель ей! Г.Р.Державин

Текст слайда,

Пункты плана

Россия при Павле I .

Попран Христос и скиптр царей;

Европа вся полна разбоев;

Цареубийц святят в героев:

Ты, Павел, будь спаситель ей!

Г.Р.Державин

План урока: Цель и задачи урока: - определить факторы, повлиявшие на формирование характера и взглядов будущего императора Павла I ; - проследить основные направления внутренней политики Павла I ; - выяснить причины дворцового переворота 1801 года и его сущность; - расширить исторический кругозор с помощью изучаемой темы; - развивать умение анализировать факты и делать выводы; - воспитывать интерес и уважение к истории Отечества.  

План урока:

Цель и задачи урока:

- определить факторы, повлиявшие на формирование характера и взглядов будущего императора Павла I ;

- проследить основные направления внутренней политики Павла I ;

- выяснить причины дворцового переворота 1801 года и его сущность;

- расширить исторический кругозор с помощью изучаемой темы;

- развивать умение анализировать факты и делать выводы;

- воспитывать интерес и уважение к истории Отечества.

 

Текст слайда, Пункты плана Россия при Павле I . Попран Христос и скиптр царей; Европа вся полна разбоев; Цареубийц святят в героев: Ты, Павел, будь спаситель ей! Г.Р.Державин

Текст слайда,

Пункты плана

Россия при Павле I .

Попран Христос и скиптр царей;

Европа вся полна разбоев;

Цареубийц святят в героев:

Ты, Павел, будь спаситель ей!

Г.Р.Державин

Каким же был на самом деле Павел I ?  Деспот или реформатор?

Каким же был на самом деле Павел I ? Деспот или реформатор?

1. Рождение, образование и воспитание Будущий император Павел I родился в 1754 году  и был сразу отнят от родителей  и взят на воспитание императрицей Елизаветой Петровной. Портрет Павла в детстве .

1. Рождение, образование и воспитание

Будущий император

Павел I

родился в 1754 году

и был сразу отнят

от родителей

и взят на воспитание

императрицей

Елизаветой Петровной.

Портрет Павла в детстве .

Образование началось с четырех лет Первый воспитатель – дипломат Ф.Д. Бехтеев,  который был одержим духом всяческих уставов,  четких приказов, военной дисциплины.  Бехтеев придумал для маленького князя особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков.

Образование началось с четырех лет

Первый воспитатель –

дипломат Ф.Д. Бехтеев, который был одержим

духом

всяческих уставов,

четких приказов,

военной дисциплины.

Бехтеев придумал для маленького князя особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков.

Учение и забава Ф.Д. Бехтеев стал  печатать ведомости для  великого князя . Рубрика «Из Петербурга » Сообщалось обо всех  поступках и погрешностях Павла Петровича . Бехтеев уверял, что  ведомости рассылаются по всей Европе . Портрет великого князя Павла Петровича в детстве.  Художник Ф.Рокотов

Учение и забава

Ф.Д. Бехтеев стал

печатать ведомости для

великого князя .

Рубрика «Из Петербурга »

Сообщалось обо всех

поступках и погрешностях

Павла Петровича .

Бехтеев уверял, что

ведомости рассылаются

по всей Европе .

Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. Художник Ф.Рокотов

С 1760 года – новый воспитатель Сторонник Просвещения Н.И.Панин мечтал воспитать из Павла идеального государя для России. Павел был способным, стремящимся  к знаниям, романтически  настроенным мальчиком , верившим в идеалы  добра и справедливости . Н.И.Панин ( 1718-1783)

С 1760 года – новый воспитатель

Сторонник Просвещения

Н.И.Панин мечтал

воспитать из Павла

идеального государя

для России. Павел был

способным, стремящимся

к знаниям, романтически

настроенным мальчиком ,

верившим в идеалы

добра и справедливости .

Н.И.Панин ( 1718-1783)

Павел Петрович получил блестящее образование Владел латынью , немецким и французским  языками ,  любил математику, танцы ,  воинские упражнения . Павел имел широкий  кругозор и уже тогда  пришел к рыцарским  идеалам, свято верил в  Бога . Павел Петрович

Павел Петрович получил блестящее образование

Владел латынью ,

немецким и французским

языками ,

любил математику, танцы ,

воинские упражнения .

Павел имел широкий

кругозор и уже тогда

пришел к рыцарским

идеалам, свято верил в

Бога .

Павел Петрович

Елизавета Петровна  собиралась объявить Павла  наследником престола вместо его отца Петра Федоровича (будущего императора Петра III ) . Пётр Фёдорович в бытность Великим князем. Портрет работы Г.Х. Гроота.

Елизавета Петровна

собиралась объявить

Павла

наследником престола

вместо его отца

Петра Федоровича

(будущего императора

Петра III ) .

Пётр Фёдорович в бытность Великим князем. Портрет работы Г.Х. Гроота.

Жены Павла Петровича  В 1773 г. Павел женился на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадской. Но спустя три года она умерла при родах. Через несколько месяцев Павел вновь женился на принцессе Софии Доротее Вюртембергской.   Наталья  Алексеевна (1755-1776) Мария  Федоровна (1795-1828)

Жены Павла Петровича

В 1773 г. Павел женился

на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадской. Но спустя три года она умерла при родах. Через несколько месяцев Павел вновь женился на принцессе Софии Доротее Вюртембергской.

Наталья

Алексеевна

(1755-1776)

Мария

Федоровна

(1795-1828)

Семья Павла I  У Павла Петровича и Марии Федоровны – 10 детей .

Семья Павла I

У Павла Петровича и Марии Федоровны – 10 детей .

2 . Отношения с матерью Когда Павлу было 7 лет , его отец Петр III был свергнут с престола . Екатерина старалась  внушить сыну, что  его отец был пустым и  никчемным человеком . Но Павел любил отца таким, каким он был . В 1771 г. Павел стал  совершеннолетним и  стал ждать, что мать передаст ему престол . Екатерина Алексеевна

2 . Отношения с матерью

Когда Павлу было 7 лет ,

его отец Петр III был

свергнут с престола .

Екатерина старалась

внушить сыну, что

его отец был пустым и

никчемным человеком .

Но Павел любил отца

таким, каким он был .

В 1771 г. Павел стал

совершеннолетним и

стал ждать, что мать

передаст ему престол .

Екатерина Алексеевна

Екатерина II опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон , чем она сама . Императрица старалась не допускать  великого князя  к участию в обсуждении государственных дел , а тот  начал критически  оценивать политику матери . Екатерина II

Екатерина II опасалась

своего сына, имевшего

больше законных

прав на трон ,

чем она сама .

Императрица старалась

не допускать

великого князя

к участию в обсуждении

государственных дел ,

а тот начал критически

оценивать

политику матери .

Екатерина II

В 1781-1782 гг.Павел и  Мария Федоровна совершили  путешествие по Европе , во время которого Павел открыто критиковал  политику матери, о чем  ей стало вскоре известно . По возвращении  великокняжеской четы  в Россию императрица  подарила им мызу(усадьбу) Гатчину, куда отныне переместился «малый» двор . Гатчинский дворец

В 1781-1782 гг.Павел и

Мария Федоровна совершили

путешествие по Европе ,

во время которого Павел

открыто критиковал

политику матери, о чем

ей стало вскоре известно .

По возвращении

великокняжеской четы

в Россию императрица

подарила им мызу(усадьбу)

Гатчину, куда отныне

переместился «малый» двор .

Гатчинский дворец

3. Гатчина при Павле I

3. Гатчина при Павле I

Парад гвардии на плацу Гатчинского дворца  Г. Шварц, 1847 г .

Парад гвардии на плацу Гатчинского дворца

Г. Шварц, 1847 г .

Павел I в Гатчине Начались работы по перестройке дворца, отделке апартаментов, украшению садов.  Павел Петрович заботился и о гатчинских крестьянах: облегчил повинности, давал ссуды, увеличивал участки малоземельных. Он создал госпиталь для солдат и крестьян, их дети обучались в гатчинском училище и сиротском доме.  Были построены православная, лютеранская и католическая церкви, открыты стеклянный и фарфоровый заводы, суконная фабрика. Великокняжеская чета часто устраивала званные вечера и домашние спектакли.

Павел I в Гатчине

Начались работы по перестройке дворца, отделке апартаментов, украшению садов.

Павел Петрович заботился и о гатчинских крестьянах: облегчил повинности, давал ссуды, увеличивал участки малоземельных.

Он создал госпиталь для солдат и крестьян, их дети обучались в гатчинском училище и сиротском доме.

Были построены православная, лютеранская и католическая церкви, открыты стеклянный и фарфоровый заводы, суконная фабрика.

Великокняжеская чета часто устраивала званные вечера и домашние спектакли.

4 . Внутренняя политика Павла I (1796 – 1801) 5  ноября 1796 год умерла  Екатерина II . Она в конце жизни составила  завещание, согласно которому  престол передавался внуку  Александру Павловичу . Тайное завещание  было уничтожено, а  ничего не знавший двор  присягнул  императору Павлу . Император Павел Первый. 1800  Боровиковский В.Л. (1757-1825)

4 . Внутренняя политика Павла I (1796 – 1801)

5 ноября 1796 год умерла

Екатерина II .

Она в конце жизни составила

завещание, согласно которому

престол передавался внуку

Александру Павловичу .

Тайное завещание

было уничтожено, а

ничего не знавший двор

присягнул

императору Павлу .

Император Павел Первый. 1800 Боровиковский В.Л. (1757-1825)

1796 год – указ, гласивший: «Собственную нашу мызу Гатчину переменовать городом повелеваем».

1796 год – указ, гласивший: «Собственную нашу мызу Гатчину переменовать городом повелеваем».

Павел I извлек прах своего  отца из могилы на кладбище Александро – Невского  монастыря, одел в  императорскую одежду , короновал, поставил гроб  отца с гробом матери  для прощания. Через месяц  захоронил Екатерину II и  Петра III в  Петропавловском соборе  как российских императоров . Царский жезл, скипетр и корону несли граф А.Орлов , князь П.Б.Барятинский и П.Б.Пассек – участники убийства императора.

Павел I извлек прах своего

отца из могилы на кладбище

Александро – Невского

монастыря, одел в

императорскую одежду ,

короновал, поставил гроб

отца с гробом матери

для прощания. Через месяц

захоронил Екатерину II и

Петра III в

Петропавловском соборе

как российских императоров .

Царский жезл, скипетр и корону

несли граф А.Орлов , князь П.Б.Барятинский и П.Б.Пассек – участники убийства императора.

Перезахоронение Петра III в 1796 году  Погребальная процессия.

Перезахоронение Петра III в 1796 году

Погребальная процессия.

Гробницы Петра III и Екатерины II в Петропавловском соборе На гробницах супругов указали одну и ту же дату погребения. Н.И.Греч: «Подумаешь, что они провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день». Акользин 2004г. Зачем Павел I через 34 года потревожил прах своего отца ?

Гробницы Петра III и Екатерины II в Петропавловском соборе

На гробницах супругов указали одну и ту же дату погребения. Н.И.Греч: «Подумаешь, что они провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день». Акользин 2004г.

Зачем Павел I через 34 года потревожил прах своего отца ?

Из закона о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 года Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, которым по любви  к отечеству избираем наследником , по праву единственному, после смерти моей, Павла,  сына нашего большего, Александра, а по нем все его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего  сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы у меня сыновей было; что и есть первородство…  Вопрос:  Какой порядок наследования престола устанавливал  Павел I  ?

Из закона о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 года

Общим нашим добровольным и взаимным согласием,

по зрелом рассуждении и со спокойным духом

постановили сей Акт наш общий, которым по любви

к отечеству избираем наследником , по праву

единственному, после смерти моей, Павла,

сына нашего большего, Александра,

а по нем все его мужское поколение.

По пресечении сего мужского поколения

наследство переходит в род второго моего

сына, где и следовать тому, что сказано о поколении

старшего моего сына, и так далее, если бы у меня

сыновей было; что и есть первородство…

Вопрос: Какой порядок наследования престола устанавливал

Павел I ?

5 февраля 1722 года был издан «Устав о наследовании престола». По новому правилу наследование Российского Императорского Престола стало возможным по завещанию государя. Стать преемником  по новым правилам мог любой человек, достойный, по мнению государя, возглавить государство. 5 апреля  1797 года при коронации императора Павла I в Успенском соборе московского Кремля был обнародован «Акт о престолонаследии» - преимущественное право на наследование престола за мужскими членами императорской фамилии Порядок престолонаследия

5 февраля 1722 года был издан «Устав о наследовании престола». По новому правилу наследование Российского Императорского Престола стало возможным по завещанию государя. Стать преемником  по новым правилам мог любой человек, достойный, по мнению государя, возглавить государство.

5 апреля  1797 года при коронации императора Павла I в Успенском соборе московского Кремля был обнародован «Акт о престолонаследии» - преимущественное право на наследование престола за мужскими членами императорской фамилии

Порядок престолонаследия

Своё царствование Павел начал с изменения всех порядков екатерининского правления  Павел I щедро вознаградил  своих сподвижников , деливших с ним долгие годы затворничества в Гатчине : А.А.Аракчеев, П.А.Палена , И.П.Кутайсова . На ключевые должности в  государстве были назначены его доверенные лица и  смещены ставленники  Екатерины II . А.А.Аракчеев П.А.Пален И.П.Кутайсов

Своё царствование Павел начал с изменения всех порядков екатерининского правления

Павел I щедро вознаградил

своих сподвижников ,

деливших с ним долгие годы

затворничества в Гатчине :

А.А.Аракчеев, П.А.Палена ,

И.П.Кутайсова .

На ключевые должности в

государстве были назначены

его доверенные лица и

смещены ставленники

Екатерины II .

А.А.Аракчеев

П.А.Пален

И.П.Кутайсов

Ограничение дворянских прав и привилегий   « Разжалованная грамота дворянству »  Являться в полки всем записанным в них  с детских лет дворянским детям . Запрещен свободный переход из  военной службы в гражданскую без специального разрешения Сената, утверждаемого самим царем, то есть Павлом I . Были введены телесные наказания  дворян за убийство, разбои, пьянство ,  разврат, служебные нарушения . Дворяне были обложены налогами . Отменено право дворян обращаться с коллективными просьбами или жалобами к самому самодержавцу .  Таким образом, Павел I укрепил обычай личного рассмотрения императором жалоб своих подчиненных. Стремился превратить дворян в дисциплинированное сословие .

Ограничение дворянских прав и привилегий

« Разжалованная грамота дворянству »

Являться в полки всем записанным в них

с детских лет дворянским детям .

Запрещен свободный переход из

военной службы в гражданскую без специального разрешения Сената, утверждаемого самим царем, то есть Павлом I .

Были введены телесные наказания

дворян за убийство, разбои, пьянство ,

разврат, служебные нарушения .

Дворяне были обложены налогами .

Отменено право дворян обращаться с коллективными просьбами или жалобами к самому самодержавцу .

Таким образом, Павел I укрепил обычай личного рассмотрения императором жалоб своих подчиненных. Стремился превратить дворян в дисциплинированное сословие .

Возвышение принципа самодержавия и централизация управления страной 1796  г.- восстановление Императорского величества  Совета и придание ему статуса  Высочайшего Государственного . 1796  г.- Новое положение о  Сенате. К 1800 г. Сенат  закончил рассмотрение всех   незавершенных дел . Восстановление коллегий . Наделение прокуроров  особым доверием . 1 Рубль серебром 1797 года Надпись: «Не нам, не нам, а Имяни Твоему». Попытка стабилизировать финансовое положение страны

Возвышение принципа самодержавия и централизация управления страной

1796 г.- восстановление

Императорского величества

Совета и придание ему статуса

Высочайшего Государственного .

1796 г.- Новое положение о

Сенате. К 1800 г. Сенат

закончил рассмотрение всех

незавершенных дел .

Восстановление коллегий .

Наделение прокуроров

особым доверием .

1 Рубль серебром 1797 года

Надпись: «Не нам, не нам,

а Имяни Твоему».

Попытка стабилизировать финансовое положение страны

Крестьянская политика  В интересах крестьян царь ограничил барщину тремя днями в неделю. Введен запрет на продажу дворовых людей и крестьян  без земли. За жестокое обращение с крестьянами царь приказал ссылать  виновных  в монастырь. 1797 – Указ о трехдневной барщине.

Крестьянская политика

В интересах крестьян царь

ограничил барщину

тремя днями в неделю.

Введен запрет на продажу

дворовых людей и крестьян

без земли.

За жестокое обращение

с крестьянами царь

приказал

ссылать виновных

в монастырь.

1797 – Указ о трехдневной барщине.

Крестьянская политика  Были отменены правила , запрещающие крестьянам жаловаться на своих хозяев . Император поставил возле  дворца ящик для челобитных, который  открывал собственноручно . Были запрещены телесные наказания для лиц , достигших 70-летнего возраста . Павел распорядился, чтобы к присяге новому императору допустили все мужское население, включая  и крепостных крестьян. Это породило надежду у крестьян не скорую отмену крепостного права, но этого не произошло.

Крестьянская политика

Были отменены правила ,

запрещающие крестьянам

жаловаться на своих хозяев .

Император поставил возле

дворца ящик для

челобитных, который

открывал собственноручно .

Были запрещены телесные

наказания для лиц ,

достигших 70-летнего возраста .

Павел распорядился, чтобы к присяге новому императору допустили все мужское население, включая и крепостных крестьян. Это породило надежду у крестьян не скорую отмену крепостного права, но этого не произошло.

Военная реформа  1797  год .  Всем офицерам  было приказано немедленно явиться на службу , в результате все малолетние офицеры были уволены  из армии. Была прекращена практика   долгосрочных отпусков . Сидя дома, отроки получали чины, а приходили в армию капитанами, имея от роду 18 лет.

Военная реформа

1797 год .

Всем офицерам

было приказано немедленно

явиться на службу ,

в результате все малолетние

офицеры были уволены

из армии. Была прекращена

практика

долгосрочных отпусков .

Сидя дома, отроки получали чины, а приходили в армию капитанами, имея от роду 18 лет.

Военная реформа За основу – модель прусской армии Жесточайшая дисциплина . За нерадивость, грубое  обращение с солдатами император лично срывал  эполеты с офицеров  и генералов и отправлял их  в Сибирь . Преследование воровства  и казнокрадства в армии . Павел I одел русских солдат в немецкие мундиры и парики с косами и буклями .

Военная реформа

За основу – модель прусской армии

Жесточайшая дисциплина .

За нерадивость, грубое

обращение с солдатами

император лично срывал

эполеты с офицеров

и генералов и отправлял их

в Сибирь .

Преследование воровства

и казнокрадства в армии .

Павел I одел русских солдат в немецкие мундиры и парики с косами и буклями .

Военная реформа За основу – модель прусской армии В косицу  вплетался  металлический прут, который  мог предохранить шею от  сабельного удара .

Военная реформа

За основу – модель прусской армии

В косицу

вплетался

металлический

прут, который

мог предохранить

шею от

сабельного удара .

Мнение историка о военной реформе Боевая практика была несовместима с опереточным обмундированием , которое не выдерживало дождя и ночлега под  открытым небом . Военно-балетные па , разучиваемые на плацу ,  не годились при отражении атак янычар, при штурме  крепостных стен … Павел вместе с водой выплеснул и ребенка . Пудра не порох , букли не пушки , коса не тесак ; я не немец , а природный  русак . А.В.Суворов Согласны ли вы с мнением историка ?

Мнение историка о военной реформе

Боевая практика была

несовместима с опереточным

обмундированием ,

которое не выдерживало

дождя и ночлега под

открытым небом .

Военно-балетные па ,

разучиваемые на плацу ,

не годились при отражении

атак янычар, при штурме

крепостных стен …

Павел вместе с водой

выплеснул и ребенка .

Пудра не порох ,

букли не пушки ,

коса не тесак ;

я не немец ,

а природный

русак .

А.В.Суворов

Согласны ли вы с мнением историка ?

Борьба Павла I с распространением идей Французской революции  Запретил выезд молодых  людей за границу на учебу . Запретил импорт книг , вплоть до нот . Закрыл частные типографии . Из русского языка  изымались слова  « гражданин», «отечество ». Устанавливалось время , когда в домах  полагалось тушить свет . Запрет носить широкополые шляпы и ботфорты.

Борьба Павла I с распространением идей Французской революции

Запретил выезд молодых

людей за границу на учебу .

Запретил импорт книг ,

вплоть до нот .

Закрыл частные типографии .

Из русского языка

изымались слова

« гражданин», «отечество ».

Устанавливалось время ,

когда в домах

полагалось тушить свет .

Запрет носить широкополые шляпы и ботфорты.

Церковная политика Павла I   1800  год – Указ  « О дозволении старообрядцам строить церкви ». Святейший Синод распорядился не чинить  оппонентам ни «малейшего притеснения или озлобления ». При Павле I обязали вернуть  старообрядцам изъятые у них книги . Павел I хотел «прорубить духовное окно в Европу», соединив две ветви христианства. Павел в короне и знаках Мальтийского ордена. Худ. В.Л. Боровиковский

Церковная политика Павла I

1800 год – Указ

« О дозволении старообрядцам

строить церкви ».

Святейший Синод

распорядился не чинить

оппонентам ни «малейшего

притеснения или озлобления ».

При Павле I обязали вернуть

старообрядцам изъятые

у них книги .

Павел I хотел «прорубить духовное окно в Европу», соединив две ветви христианства.

Павел в короне и знаках Мальтийского ордена. Худ. В.Л. Боровиковский

Опала и гонения  За 34 года правления Екатерины II через  Тайную  канцелярию прошло 862 дела,  то за 4 года правления Павла – 721 ( в 7 раз больше) «В России велик лишь тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю» Почему Павел l освободил Н.И.Новикова, А.Н.Радищева ?

Опала и гонения

За 34 года

правления

Екатерины II

через

Тайную

канцелярию

прошло 862 дела,

то за 4 года

правления Павла –

721

( в 7 раз больше)

«В России

велик лишь тот,

с кем я говорю,

и только пока

я с ним говорю»

Почему Павел l освободил Н.И.Новикова,

А.Н.Радищева ?

Сам же Павел I в одном частном письме сказал о самом себе так:

Сам же Павел I в одном частном письме сказал о самом себе так:

"Для меня не существует ни партий, ни интересов, кроме интересов государства, а при моём характере мне тяжело видеть, что дела идут вкривь и вкось, и что причиною тому небрежность и личные виды. Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое!"

Заговор 11 марта 1801 года  Причины Непредсказуемость царя  Поздно занял престол в 42 года. Мало царствовал, хорошие качества своей личности не успел отчетливо проявить. Человек остроумный, талантливый, одаренный, постоянно заботился об укреплении государства. Недовольство со стороны господствующих слоёв России Оскорбления и опала, которые были подвергнуты многие из людей и под которую могли попасть остальные-то есть желание сменить на более «покладистого» П.А.Пален Также подозревается финансирование Великобританией, недовольной разрывом отношений с Россией, и ее союзом с Наполеоном. П.А.Зубов Н.П.Панин Л.Л. Беннигсен

Заговор 11 марта 1801 года

Причины

Непредсказуемость царя

Поздно занял престол в 42 года. Мало царствовал, хорошие качества своей личности не успел отчетливо проявить. Человек остроумный, талантливый, одаренный, постоянно заботился об укреплении государства.

    Недовольство со стороны господствующих слоёв России

    Оскорбления и опала, которые были подвергнуты многие из людей и под которую могли попасть остальные-то есть желание сменить на более «покладистого»

    П.А.Пален

    Также подозревается финансирование Великобританией, недовольной разрывом отношений с Россией, и ее союзом с Наполеоном.

    П.А.Зубов

    Н.П.Панин

    Л.Л. Беннигсен

    В ночь с 11 на 12 марта 1801 года Л.Л. Беннигсен П.А.Пален П.А.Зубов Н.П.Панин

    В ночь с 11 на 12 марта 1801 года

    Л.Л. Беннигсен

    П.А.Пален

    П.А.Зубов

    Н.П.Панин

    Смерть Павла I  По одной версии , Павел был убит  Н.Зубовым ( зять Суворова ), который ударил его  массивной золотой  табакеркой . Золотая табакерка 18 века.

    Смерть Павла I

    По одной версии ,

    Павел был убит

    Н.Зубовым

    ( зять Суворова ),

    который ударил его

    массивной золотой

    табакеркой .

    Золотая табакерка 18 века.

    Смерть Павла I  По другой версии , Павел был задушен шарфом  или задавлен группой  заговорщиков . Приняв одного из убийц за  сына Константина , Павел закричал : « Ваше Высочество, и вы  здесь ? Пощадите !  Воздуху, воздуху … Что я вам сделал плохого ? » Это были его последние слова . Убийство императора Павла I . Гравюра из французской книги. 1880-е годы.

    Смерть Павла I

    По другой версии ,

    Павел был задушен шарфом

    или задавлен группой

    заговорщиков .

    Приняв одного из убийц за

    сына Константина ,

    Павел закричал :

    « Ваше Высочество, и вы

    здесь ? Пощадите !

    Воздуху, воздуху …

    Что я вам сделал плохого ? »

    Это были его последние слова .

    Убийство императора Павла I . Гравюра из французской книги. 1880-е годы.

    Михайловский замок построен в 1797-1801 годах За несколько месяцев до смерти императора появилась юродивая, которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами дворца. В афоризме: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней» 47 символов. Императора убили на 47 году.

    Михайловский замок

    построен в 1797-1801 годах

    За несколько месяцев до смерти императора появилась юродивая, которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами дворца. В афоризме: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней» 47 символов. Императора убили на 47 году.

    7. Оценка деятельности Павла I  «Что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного... Он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким Уставам, кроме своей прихоти: считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг… Россияне смотрели на сего монарха, считая минуты и с нетерпением ожидая последствий».  Н.М. Карамзин (1766-1826) историк

    7. Оценка деятельности Павла I

    • «Что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного... Он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким Уставам, кроме своей прихоти: считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг… Россияне смотрели на сего монарха, считая минуты и с нетерпением ожидая последствий».

    Н.М. Карамзин (1766-1826) историк

    Оценка деятельности Павла I   « Хотя многие русские, особенно при дворе и в армии, имели все основания забыть о Павле, фактически то, что Павел совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX века. Его реформы создали строго централизованную систему управления, сфокусированную на царе, военизировали нарождающуюся бюрократию, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи и нанесли смертельный удар екатерининским новациям в местной системе управления». Родерик Мак-Грю, американский историк

    Оценка деятельности Павла I

    • « Хотя многие русские, особенно при дворе и в армии, имели все основания забыть о Павле, фактически то, что Павел совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX века. Его реформы создали строго централизованную систему управления, сфокусированную на царе, военизировали нарождающуюся бюрократию, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи и нанесли смертельный удар екатерининским новациям в местной системе управления».

    Родерик Мак-Грю, американский историк

    В чем вы видите причины столь разных подходов к оценке царствования Павла I  ? Какова ваша позиция ? Реформатор  ? Деспот ?

    В чем вы видите причины столь разных подходов к оценке царствования Павла I ?

    Какова ваша позиция ?

    Реформатор ?

    Деспот ?


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: История

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 7 класс

    Скачать
    Урок с презентацией по истории 7 класс "Россия при Павле I"

    Автор: Попова Татьяна Петровна

    Дата: 24.06.2014

    Номер свидетельства: 108169

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(122) ""Блажен незлобивый поэт" (обобщающий урок по творчеству Н.В. Гоголя)"
        ["seo_title"] => string(68) "blazhienniezlobivyipoetobobshchaiushchiiurokpotvorchiestvunvgogholia"
        ["file_id"] => string(6) "274653"
        ["category_seo"] => string(10) "literatura"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1452430222"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства