Просмотр содержимого документа
«Великое переселение народов.»
Тема: Великое переселение народов
Цель: Знакомство с основными событиями, связанными с «Великим переселением народов» и выяснение причин переселения и значения этого периода в мировой истории.
Задачи: 1. Образовательная – познакомить учащихся с событиями, связанными с племенами хунну, дошедшими до нас под названием эпохи «Великое переселение народов».
2. Развивающая – выработать умения самостоятельно оценивать факты и явления, анализировать исторические события
3. Воспитательная – воспитать чувство патриотизма, заинтересовать учащихся изучением наследия народов Казахстана.
Материалы и оборудование: Раздаточный материал: тесты, карточки, презентация, карта, интерактивная доска.
Тип урока:Комбинированный
Методы: рассказ, беседа, метод критического мышления «Синквэйн», самостоятельная работа
Ход урока:
I.Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих
3-5 минут
II. Изучение нового материала
Рассказ учителя по плану:
1. Причины ВНП
2. Походы Атиллы
3. Причины военных успехов гуннов. Значение военных походов.
10 минут
План на доске
Учащиеся пишут план урока в тетрадь. Инструктаж учителя: По ходу моего рассказа в рамках плана вы должны услышать и записать информацию в рабочей тетради по трем вопросам плана:
1. Причины ВНП
2. Причины военных успехов гуннов.
3. Значение военных походов.
Рассказ учителя сопровождается показом слайда. 5 минут.
Первые века нашей эры в древней истории Казахстана и др. регионов Европы и Азии наполнены бурными событиями, связанными с племенами хунну и дошедших до нас под названием эпохи ВПН. 1. Причины. Основными причинами ВПН послужило, во-первых, ухудшение природно-климатических условий (аридизация) на территории проживания гуннов, и как следствие – движение их на запад в поисках более благоприятных условий (слайд с причинами).
Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен достиг при Атилле (он правил в 444—453 годах). Аттила - царь гуннов в 433 г. по Р. Х. совместно с братом своим принял верховную власть над гуннами; но уже в 445 г., убив брата, стал их единоличным предводителем. Внешность А., по свидетельству современников, была непривлекательна: А. был человек приземистый, плотный, с темным цветом лица, маленькими впалыми глазами, плоским носом и редкой бородой; но при всем том, его горделивая походка и строгость выражения производили впечатление внушительное. (показать портрет) Вопреки своей дикости, он выказывал чувство собственного достоинства, справедливость, и не только своим, но и чужим народам являлся могучим владыкой, которому они добровольно подчинялись.
По словам древнегреческого историка Прииска, Атилла жил во дворце. Женщины в песнях воспевали царя, встречали с хлебом и солью. Одежда и вооружение не содержали в себе золотых и серебряных украшений
2.Походы. Вначале, А. был грозой Восточн. Римской империи и покорил своей власти Грецию, Францию, где осенью 451 г. на Каталаунских полях разразилась битва народов. А. отступил. В 452 г. он предпринял новый набег в Италию. Подошел к Риму и всей Италии грозила опасность сделаться жертвой врагов; но А. внезапно остановил свое победное шествие. Император бежал из Рима. Папа Лев I, с послами отправился к А. и за большую сумму денег купил у А. мир, который последнему был очень желателен, по случаю смертности, развившейся в его войске. В 453 г., А. умер (убила жена бургундка) Его тело положили в три гроба: золотой, серебр. и железный; пленники, делавшие гробы, были умерщвлены. Со смертью А. угасла сила мирового государства гуннов. Если говорить непосредственно о вторжении гуннов на территорию Казахстана, то можно отметить, что переселение шло в 2 волны. 1) 47 г. до н.э. Тянь Шань, р. Талас. 2) 93 г. н.э. хунну проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан.
3. Победоносные походы Атиллы обессмертили его имя. Военные успехи. Секрет побед гуннов заключался в военном превосходстве. Основу войска составляла быстрая конница. Гунны имели стенобитные машины, камнеметную технику. Были также подвижные, хорошо защищенные крепостные сооружения, на которых стояли лучники, поражавшие противника.
Значение. Ученые по-разному оценивают роль гуннов. Некоторые историки главным считают то, что они освободили Европу от римского владычества. Другие подчеркивают, что гунны способствовали уничтожению рабовладельческого строя и открыли начало нового исторического периода - эпохи средневековья. Не случайно время завоевания гуннами в Восточной Европе вошло в литературу как эпоха ВПН. Гунны завоевали сарматов и аланов, остготов, вытеснили вестготов с их территорий.
III. Закрепление нового материала.
1. Выполнение задания по карточкам «Счёт лет в истории»
5 минут
Листочки собрать
Счет лет в истории.
1. Моде пришел к власти в 209 году до н.э. Книга Л.Н. Гумилева «Хунну», где подробно описана история возникновения империи Хунну во главе с Моде, издана в 1993 году. Сколько лет прошло за это время? (2202)
2. Сколько лет прошло между событиями - Каталаунской битвой (451 год) и походом персидского царя Кира, потерпевшего поражение от саков в 530 году до н.э.? (981)
3. Первое упоминание о гуннах в письменных источниках относится к 822 году до н.э., когда они совершили поход на Китай. Сколько лет тому назад впервые были упомянуты гунны в письменных источниках? (2830)
4. В 1856 году в Париже вышла книга «История Аттилы и его наследников», написанная французским историком Тьерри Аме-риди. Через сколько лет после смерти Аттилы, умершего в 453 году, вышла книга о великом гунне? (1403)
5. В 209 году до н.э. в Центральной Азии хуннов возглавил Моде. В 445 году правителем гуннов стал Аттила. Сколько лет прошло между этими двумя событиями? (654)
2. Используя карточку «Счёт лет в истории» составить хронологическую историю гуннов. Согласно хронологии, отметить на линии времени события гуннов
5 минут
Листочки собрать
3. Составление синквэйна. Карточка на 2 человека.
§ 21 (пункт 2), стр. 100 Листочки собрать
Составьте синквэйн. Правила написания следующие:
1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя
прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках темы тремя словами.
(3 глагола или глагол + 2 др. слова)
4. Четвертая строчка - это фраза, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из - одного слова, который
повторяет суть темы.
Итоги работы по новому материалу проводятся после проверки 3-х заданий.
IV. Повторение ранее пройденного материала
Самостоятельная работа
§ 20-22
25-30 минут
1. Сделайте выводы по каждому из текстов.
1. В китайских источниках говорится о тактике гуннов: «Искусно заманивают неприятеля, чтобы обхватить его: почему завидев неприятеля, устремляются за корыстью подобно стае птиц; а когда бывают разбиты, то подобно черепице рассыпаются, подобно облакам рассеиваются".
2. Кто, побывав в лагере Аттилы, описал образ жизни гуннов: «После войны живут спокойно и беззаботно, каждый пользуется тем, что у него есть. В особенности же обращают внимание своим искренним ласковым обхождением и любовью к ближнему»?
3. Византийский посланник в других местах. Он был построен из Прииск, побывавший у Аттилы писал: «Переехав через некоторые реки, мы прибыли в одно огромное селение, в котором был дворец Аттилы. Как уверяли нас, он был великолепнее других дворцов, которые он имел бревен и досок, искусно выглаженных, и обнесен деревянной оградой, более служащею к украшению оного, нежели к защите».
2. Составьте схему « Государственное управление гуннов».
3. Составьте опорную схему «Хозяйство и быт гуннов».
основные занятия гуннов;
основные материалы всех необходимых вещей и предметов;
ремёсла;
полихромный стиль в ювелирном деле.
4. Тест.
I. В государстве гуннов правителя называли: 1)гуньмо; 3) шах;
2) хан; 4)шаньюй.
2. Движение гуннских племен с востока на запад началось:
55 г. до н.э.; 3) в 4 в. до н.э.;
во 2 в. до н.э.; 4)в 1 в. н.э.
3. В каком году произошла Каталаунская битва? 1)395 г.; 3)437 г.;
2) 445 г.; 4)451 г.;
4. Кто из историков писал об Атилле?
Геродот;
Прииск;
Страбон;
Ксенофонт.
5. Укажите, из какого материала гунны не делали посуду?
из дерева;
из металла;
из кожи;
из глины.
6. Напаивание золотых шариков на ювелирные изделия называется:
зернью;
сканью;
инкрустацией;
«полихромным стилем».
7. В каком году гуннское государство разделилось на северных и южных гуннов?
3 в. н.э.; 3) 55 г. до н.э.;
1 в. н.э.; 4) 53 г. до н.э.
8. Какое количество родов было в гуннском обществе? 1)25; 3)19;
2) 24; 4) 30.
9. В гуннском обществе в качестве домашней прислуги использовались:
обедневшие родственники;
женщины;
рабы;
дети.
10. Передвижение каких племен положило начало Великому переселению народов?
андроновцы;
саки;
найманы;
гунны.
II. Наказание за тяжкие преступления и предательство у гуннов:
смертная казнь;
виновному резали лицо;
изгоняли из рода;
отрезали руку.
5. Составьте кроссворд по теме «Гунны» (§20, 21, 22)
V. Подведение итогов
Комментирование оценок. Общий вывод по теме «Гунны» Домашнее задание § 21