Цели урока: рассмотреть модификацию политического режима в Англии; охарактеризовать тенденции развития Великобритании во второй половине XIX - начале XX вв.
Новые термины: лейборизм, гомруль, джонгоизм.
План урока
Проверка домашнего задания.
Мотивация деятельности
Эпоха реформ.
Лейбористы.
Ирландский гомруль
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Великобритания 19 -20 века»
Урок 17. Великобритания конца Викторианской эпохи
Цели урока: рассмотреть модификацию политического режима в Англии; охарактеризовать тенденции развития Великобритании во второй половине XIX - начале XX вв.
Новые термины: лейборизм, гомруль, джонгоизм.
План урока
Проверка домашнего задания.
Мотивация деятельности
Эпоха реформ.
Лейбористы.
Ирландский гомруль
Ход урока
Проверка домашнего задания
Беседа с учащимися по вопросам:
1.Почему XVIII в. называют эпохой Просвещения?
2.Перечислите известных философов эпохи просвещения.
3.Каковы характерные черты просвещения?
4.Дайте определение понятия «Просвещение»
5.Что вы узнали об искусстве этого периода?
Мотивация Работа с текстом стихотворения.
- Прочитайте выразительно стихотворение.
Империи самой последней
И самой обширной хвала!
За прибыль твою и мою,
За Ссудные банки наши,
За флот твой торговый - пью!
Всевышний, храни Королеву!
Р.Киплинг
- Скажите, о каком государстве говорится в этом стихотворении?
- Какие строки помогли вам определить, что здесь говорится именно о Великобритании?
3. Изучение новой темы
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с такой страной, как Великобритания. Тема урока такова: «Великобритания: конец Викторианской эпохи». Историки конец 19- начало 20 века в развитии Великобритании называют «концом Викторианской эпохи». Как вы думаете, почему?
III. Эпоха реформ.
Во второй половине XIX в. Англия переживала кризис. Она теряла положение безусловного мирового лидера. На всех рынках её теснили серьезные конкуренты.
- Как Вы думаете, кто оказывал конкуренцию Великобритании?
(Прежде всего, Германия и США.)
- как вы думаете, в чем причина отставания английской экономики? (Переоснащение английской экономики произошло в начале XIXв., и английские предприниматели предпочитали охранять прежнее оборудование, чем покупать новое.)
Какие политические партии конкурировали в политической жизни Великобритании?
(Тори (консерваторы) и виги (либералы)).
Это было время противостояния двух лидеров - Бенджамина Дизраэли (тори) и Уильяма Гладстона (виги). И Дизраэли, и Гладстон были сторонниками серьезных социальных преобразований.
Так в 1867 г. по инициативе консерватора была проведена реформа избирательного закона.
- Когда в Англии до 1867 г. была проведена последняя избирательная реформа? (1832 г.)
- В чем была ее цель?
(В упразднении «гнилых местечек» и расширении избирательного права.)
Работа в группах
Первая группа избирательная реформа 1867 года
Самостоятельно по учебнику выясните в чем суть «Избирательной реформы 1867г. (Согласно реформе 1867 г., упразднялись многие «гнилые местечки и уменьшался имущественный ценз. Последние же «гнилые местечки» исчезли по реформе 1884-1885 г., которая была проведена либералами во главе с Гладстоном. Также во второй половине IX в. было введено тайное голосование).
Вторая группа .«Двухпалатная система». Составить схему
Однако английские консервативные и либеральные правительства не останавливались на реформе избирательного законодательства.
Благодаря их деятельности были легализованы тред-юнионы, реализована школьная реформа, способствовавшая демократизации, проведен закон о 54-часовой рабочей неделе, ограничен детский труд и т. д.
Третья группа .«Эпоха реформ»
1.Назовите политиков, которые проводили реформы.
2.Расскажите о реформах. Проведенным парламентом в последней трети 19- начале 20 века. Сделайте вывод об их влиянии на развитие общества.
(Специфика консервативной политики заключалась в покровительстве «джонгоизму» - политическому движению, ставившему целью расширение и укрепление английской империи.
Во второй половине XIX в. Англия устанавливает контроль над значительной частью Африки, Бирмой, вводит в 1882 г. фактический режим протектората над Египтом. В 1876 г. по инициативе Дизраэли королева Англии была официально провозглашена королевой Индии.)
IV. Лейбористы
Роль тред-юнионов неуклонно росла. Со временем они становятся значимой политической силой. В 1900 г. на объединенном конгрессе тред-юнионов был создан «Комитет рабочего представительства», который должен был координировать деятельность рабочих объединений по выбору депутатов. В 1906 г. Комитет перерос в Лейбористскую (т. е. рабочую) партию. Ее лидером стал Джеймс Рамсей Макдональд.
1906 г. - образование Лейбористской партии.
- Что нужно было сделать традиционным английским политическим партиям, чтобы перехватить инициативу у лейбористов?
(Выступить с программой широких социальных реформ.)
В 1906-1916 гг. у власти находились Виги. Фактическим главой правительство был Дэвид Ллойд Джордж. С его подачи были приняты законы о свободе стачек, о введении 8-часового рабочего дня, об установлении пенсии для лиц, достигших 70-летнего возраста, о страховании по болезни и инвалидности, об ограничении полномочий Палаты лордов (теперь лорды имели право лишь на отлагательное вето).
V. Ирландский гомруль
- Кем была окончательно завоевана Ирландия?
(О. Кромвелем.)
Ирландия вела беспощадную борьбу за право на самоуправление. Это борьба велась как на местах, так и в парламенте. В 1886 г. Гладстон сделал попытку провести закон о гомруле. Однако, виги в этом отношении потерпели неудачу. В 1912 г. вновь была сделана попытка провести этот закон - и вновь неудача. На этот раз препятствием стала Палата лордов. И лишь в 1914 г. законопроект об ирландском гомруле стал законом.
- Как Вы думаете, почему именно в 1914 г.?
(Это был год начала мировой войны. Англия хотела участвовать в ней, будучи уверенной во внутренней стабильности.)
Закрепление: учащиеся самостоятельно составляют по 4 вопроса и по цепочке задают друг другу.