Просмотр содержимого документа
«"Вечный город и его жители" »
5 класс
Урок истории по теме «Вечный город и его жители»
Цель: формирование личности учащихся через усвоение знаний по теме «Древний Рим».
Задачи: 1) сформировать представление об образе жизни в Риме периода расцвета империи;
2) развивать и корректировать познавательную, речевую, эмоциональную и двигательную сферы учащихся;
3) воспитывать интерес к учебному предмету история.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку: учебник, тетрадь, дневник, ручка.
Но вы понимаете, что на уроке нужны ещё и ваше внимание, сосредоточенность и активность. А достичь этого нам помогают специальные упражнения: «кулак, ребро, ладонь».
Итак, мы готовы продолжать изучать историю Римской империи.
II.Повторение изученного материала.
Но прежде чем отправиться в дальнейший путь, мы проверим, а весь ли багаж знаний о Римской империи у нас сохранился.
Перед вами небольшой тест (слайд), правильные ответы на который вы запишете на этих бирках. Кто первый сдаст бирку с правильным ответом, тот получит билет в путешествие на весь класс! Бирки подпишите.
(После сдачи всех бирок учитель объявляет имя победителя и вручает ему «билет» с темой урока. Ученик объявляет тему, все записывают её в тетрадь.)
III.Изучение нового материала.
Тема нашего урока – «Вечный город» и его жители». Пожалуйста, по большому секрету, покажите мне на карте этот город (учебник, стр.221)
Конечно же, это столица империи – город Рим!
Запишите в тетрадь место нашего путешествия: город Рим.
А сейчас определим историческое время нашего путешествия. Для этого мне нужны два помощника. Поднимите руки, кто из вас любит разбираться в событиях прошлого? А кому интересно аналиризовать современные события? (Два ученика выходят к доске и держат ленту времени согласно логике отбора). А ещё один путешественник поможет нам определиться, а в каком веке мы находимся сегодня на уроке. Для этого послушайте мою подсказку: мы в том же веке, что были на прошлом уроке. Кто вспомнил? (ученик выходит к ленте времени и отмечает II век н.э.).
Запишем в тетрадь время нашего путешествия.
Второй век нашей – это период расцвета Римской империи. А с именем какого императора связан этот период? (ученики выбирают на слайде из трёх имен).
Запишите имя императора в тетрадь.
Отправляемся в путь! Оденьтесь мысленно так (слайд), или чуть пороскошнее (слайд). Девочки, выбирайте прическу!(слайд) Мальчики, и вы не забудьте причесаться как римляне! (слайд)
Все дороги ведут в Рим!
Я приглашаю вас в «Вечный город»! (все выходят к доске, получают карточку)
Скажите, пожалуйста, что же привело вас в Рим? (ученики по одному отвечают с опорой на словосочетание из карточки и садятся за парту)
Вы уже знаете, что законы Римской империи располагали к тому, что одни жители были богаты, другие – бедны. А кого было больше: богатых или бедных? Вот так и мы поделимся для следующего задания: два человека расскажут нам о жизни богатых римлян ( по тексту параграфа 58, пункт 2, страница 266), а остальные о жизни бедняков ( параграф 58, пункт 3, стр.267). Каждый говорит по одному факту от первого лица множественного числа ( «мы»).
Спасибо за рассказ. Запишем, в каких домах мы побывали ( в многоэтажных домах бедняков и роскошных домах богачей).
Путешественникам пора отдохнуть. Сделаем гимнастику для глаз (зажмуриться, поморгать, перевести взгляд с пальчика на кончик носа, помассировать закрытые веки).
Мы отдохнули. А вот как любили отдыхать римляне? Они шли в термы, а по-другому –в общественные бани. Вот туда мы сейчас и отправимся. Читаем пункт 4 параграфа 58, стр.268 и готовимся ответить на вопрос: что вам понравилось в римских термах.
(После чтения дети формулируют, что им понравилось)
Запишем, что ещё мы с вами посетили (термы).
Но вот мы видим на римской улочке толпу бедняков, которая требует от императора «хлеба и зрелищ!» Почему так происходит, вы поймёте, прочитав пункт 5 параграфа 58. ( дети читают текст). Поделитесь, пожалуйста, своим мнением: вы поддерживаете тех, кто требует «хлеба и зрелищ» или осуждаете их? (учащиеся высказывают своё мнение) А о каком любимом месте римлян вы прочитали? Запишем :Большой цирк.
IV. Закрепление изученного материала.
Наше путешествие подошло к концу. Повторим по записям в тетрадях, где же мы побывали и что посетили.
А я сделала фото на память. (Слайд)
Нет фото из Рима? Придется вам самим к следующему уроку раздобыть такие фото . Это домашнее задание. По желанию можно раскрасить иллюстрацию.
V.Рефлексия.
Запускаем шарики в небо: красный – урок понравился, узнал много нового; желтый – было трудно; синий – урок не понравился.