«В начале славных дел» (личность и первые преобразования Петра Великого»
«В начале славных дел» (личность и первые преобразования Петра Великого»
Данный урок предназначен для проведения первого урока по теме: «Эпоха Петра Первого» курса истории России для основной и средней школы и системы СПО. Материалы урока можно использовать при проведении внеклассных мероприятий по теме: « Петр Первый». Сценарий урока хорошая помощь особенно для начинающих педагогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предназначение: данный урок предназначен для проведения первого урока по теме: «Эпоха Петра Первого» курса истории России для основной и средней школы и системы СПО. Материалы урока можно использовать при проведении внеклассных мероприятий по теме: « Петр Первый». Сценарий урока хорошая помощь особенно для начинающих педагогов.
Цели урока:
1. Обучающиеся (знания). К концу урока обучающиеся должны знать: - о личности Петра Первого; - о причинах петровских преобразований; - были ли петровские преобразования «чисто» петровскими или они были продолжением преобразований 17 века; - содержание преобразование Петра Первого
. 2. Развивающиеся (умения) В ходе урока формировать у обучающихся умения: - работать с различными историческими источниками: текст учебника, информационный лист, материалы электронных ресурсов; - анализировать исторический текст; - работать с историческими таблицами; - решать исторические задачи.
3. Воспитательные. - воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего государства, бережного отношения к памятникам культуры и истории.
План урока: 1.Личность Петра Первого. 2. Внутреннее и международное положение России в конце 17 века. Причины преобразований. 3. Дискуссии в исторической литературе относительно начала 18 века 4. Первые петровские преобразования.
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: - компьютер, экран - слайдовая презентация - иллюстрационный материал - информационные листы - исторические задачи по теме.
Сценарий урока.
Примечание: целесообразно дать опережающее задание обучающимся подготовить сообщение о личности Петра Первого и несколько слайдов для сопровождения сообщения. Подготовить классную доску с темой и планом урока и подобрать иллюстративный материал (можно все на компьютере).
Этапыурока. Этаппервый. Введение в тему. определение целей и задач урока, знакомство с планом урока. Педагог: (на фоне Петра Первого) – «Была та смутная пора, Когда Россия молодая В бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра». Мы приступаем с вами сегодня к изучению тем связанных с деятельностью Петра Первого. Первый наш урок называется «В начале славных дел». Вопрос обучающимся: а что вы знаете о деятельности Петра Первого? Обучающиеся отвечают. Вопрос обучающимся: а что вы хотите узнать? Ответы обучающихся. Вопрос обучающимся: а что нам нужно узнать сегодня на уроке исходя из названия темы: «В начале славных дел». Педагог вместе с обучающимися формулирует цели и задачи урока: - познакомиться с личностью Петра - посмотреть как выглядела Россия на фоне стран Западной Европы - установить причины петровских преобразований - познакомиться с первыми петровскими преобразованиями Педагог знакомит с планом урока. План урока: 1.Личность Петра Первого. 2. Внутреннее и международное положение России в конце 17 века. Причины преобразований. 3. Дискуссии в исторической литературе относительно начала 18 века 4. Первые петровские преобразования. Этап второй. Знакомство с личностью Петра Первого. Сообщение + слайдовая презентация. « Петр Первый (1682 – 1725) – годы правления. Сын царя Алексея Михайловича и его второй жены царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной – родился 30 мая 1672 г. Петр рос здоровым, подвижным ребенком, рано начал ходить. За ним, по старому обычаю, присматривали многочисленные кормилицы; мамки и прочая женская прислуга. Петру не исполнилось и четырех лет, когда умер его отец (1976). Петра и его мать оттеснили на второй план родственники первой жены умершего царя – бояре Милославские. Во все шестилетнее правление сводного брата Петра Федора (1676 – 1682) власть принадлежала Милославским. В жизни маленького Петра произошла только одна перемена: когда ему исполнилось 8 лет, его передали в руки воспитателей мужчин и началось обучение грамоте. После смерти Федора (1682) остались два его брата: родной, Иван, 16-летний, но физически немощный человек, страдающий болезнью «очей, языка и прочими многими скорбьми», - как писал современник; и 10 – летний сводный брат Петр – здоровый, отличающийся живым умом и любознательностью. Новым царем стал Петр. Однако Милославские и старшая сестра Федора не смирились с этим. Возвращаясь с похорон Федора, Софья «вопила», что царя отравили врачи, а Ивана отстранили от царской власти недруги. Милославские и Софья нашли поддержку у стрельцов, которых сумели переманить на свою сторону щедрыми денежными раздачами и всевозможными обещаниями. 15 мая 1682г. в результате стрелецкого мятежа, в Кремле были убиты братья царицы Натальи - бояре Нарышкины и несколько верных сановников. По требованию стрельцов Иван, так же как и Петр, был объявлен царем. Правительницей при малолетних царях стала Софья. Власть снова перешла в руки Милославских. Петр с матерью переехал жить в подмосковное село Преображенское. Он учился с большим интересом, наряду с учебой он с азартом занимался различными ремеслами, за всю свою жизнь Петр освоил 14 ремесленных специальностей. В юные годы у Петра появилась еще одна страсть – военное дело. Сверстники Петра составили «потешные» роты, обучались военному делу с пушечной пальбой и стрельбой из пистолетов. Из «потешных» Преображенского и Семеновского полков впоследствии выросли первые гвардейские полки русской армии. В 15-летнем возрасте Петр увлекся морским делом. Нашел в сарае старый английский бот (лодку), починив его, научился плавать по реке Яузе и измайловскому пруду. А еще Петр был физически очень крепкого телосложения, его рост составлял 2метра 4 сант, размер шага составлял около метра, и когда он быстро шагал, то его сопровождающим приходилось за ним слегка бежать, руками гнул подковы, серебряные тарелки. Возмужавший Петр стал опасен для сестры Софьи. В 1689 году она начинает подготовку нового мятежа стрельцов. Петр спасается бегством в Троице –Сергиев монастырь. Туда направляются «потешные» полки и верные Петру стрельцы, Петра поддерживает патриарх. Петр жестоко наказывает заговорщиков. А Софью отправляют в заточении в Новодевичий монастырь, где она была пострижена в монахини и находилась до своей смерти. С событий 1689 года начинается время, которое называется царствованием Петра Великого, эпоха петровских преобразований. Этап третий. Внутреннее и международное положение России в конце 17 века. Необходимость преобразований. Педагог: ребята давайте вспомним как выглядели в конце 17 века передовые страны мира и как на их фоне выглядело положение России. (карта: Англия и Голландия, Россия). В странах Западной Европы в 16-17 вв произошли важные исторические события – Нидерландская буржуазная революция (16в) и Английская буржуазная революция (17 в). В Голландии и Англии утвердились буржуазные отношения, обе эти страны далеко опередили другие государства по своему социально-экономическому и политическому развитию. Многие европейские страны по сравнению с Голландией и Англией были отсталыми, но наиболее отсталой была Россия. Педагог: ребята давайте вместе с вами рассмотрим причины петровских преобразований и определим какие задачи предстояло решать Петру. Будем работать с вами с таблицей. (первый столбик заполнен, педагог предлагает ребятам совместно заполнить второй столбик).
Западная Европа
Россия – причины преобразований
1. Утверждение буржуазных отношений
1. Российская промышленность отставала в развитии, в 17 веке появились лишь первые элементы буржуазных отношений: мануфактуры и складывание всероссийского рынка, в России имелось лишь только 15 крупных промышленных предприятий.
2. Выходы в моря: возможность торговли, дипломатические отношения, обмен достижениями
2. Не имела выходы к морям: торгово-промышленные, культурные и, в известной степени, дипломатические связи России были затруднены и прежде всего из за отсутствия у России удобных морских гаваней на Балтике
3. Военно-морской флот, регулярная армия
4. флота –нет, «полки нового строя» - прообраз регулярной армии
4. Светское образование, музеи, печать
4. нет
5. Территории не представляли собой объект для подчинения
5. внешнеполитические причины также диктовали необходимость перемен, т.к. Россия была объектом интересов соседних государств –Швеции, Речи Посполитой, турецких и татарских ханов. Все они стремились захватить и подчинить себе русские земли. Для Европы, Россия того времени была варварской, многие смотрели на нее как на будущую колонию.
Педагог: мы заполнили с вами таблицу и рассмотрели причины преобразований, теперь на основании причин давайте вместе уточним, какие задачи должен был решить Петр Первый. - Добиться выхода к морям для торговли и культурного обмена со странами Европы на севере – к побережью Финского залива и Балтики; на юге- к берегам Азовского и Черного морей; - быстрее развивать национальную промышленность - создать регулярную армию и военно-морской флот - реформировать государственный аппарат - наверстать упущенное в области культуры Этап четвертый. Три позиции в исторической литературе относительно начала 18 века. Педагог: в настоящее время в исторической литературе нет единого мнения относительно петровских преобразований: были ли они «чисто» петровскими или они были продолжением века 17? В настоящее время в исторической литературе существует три позиции относительно начала 18 века: 1. начало 18 века – это рубеж в истории России – новое время, коренным образом отличное от 17 века; 2. начало 18 века есть продолжение (в основном и главном) века 17; 3. начало 18 века есть продолжение века 18 по содержанию, но отличное от него по форме. Если давать анализ и содержание реформ Петра, то мы увидим, что как писал русский историк Ключевский, в момент когда Перт пришел к власти, он застал в русском обществе «преобразовательное настроение», давайте с вами вспомним, что еще при Алексее Михайловиче – отце Петра появились мануфактуры, происходит промышленная специализация районов, происходит развитие торговли и зарождается национальный рынок, зародилась политика протекционизма, появляются «полки нового строя», начинается процесс обмирщения культуры. Поэтому мы можем сказать, что реформы Петра были продолжением политики своего отца, но другими методами и темпами. (Обучающиеся могут высказать свою точку зрения)
Этап пятый. Работа с информационным листом № 1. Педагог: переходим к следующему этапу работы. Перед вами информационный лист № 1 «Первые преобразование Петра». Ваша задача ознакомиться с текстом и выполнить задание после текста. Внимание: ответы отмечать прямо в тексте.
Информационный лист № 1. «Первые преобразование Петра Первого».
«Важнейшей внешнеполитической задачей, которую предстояло решить Петру и с попытки решения которой началась его преобразовательная деятельность стала борьба за выход к южным Азовскому и Черному морям. Он был жизненно необходим России, без выхода к морям хирела русская торговля, страна находилась по существу в экономической изоляции, а ее южные границы (особенно со стороны Крыма) были открыты для вражеских нападений. В 1697 году за границу выезжает «великое посольство», цели которого состояли в том, чтобы найти союзников против Турции в Европе; «сыскать за границей на морскую службу капитанов, добрых всевозможных мастеров, присмотреться в Европе к новым воинским искусствам и поведениям». Вместе с посольством под именем Петра Михайлова за границу выезжает и сам Петр. Посольство посетило Польшу, Германию, Голландию и Англию. С решением внешнеполитических задач Петр приступил к некоторым внутренним преобразованиям. Необходимо отметить, что у Петра не было четко выработанной долгосрочной программы реформ, его мероприятия были обусловлены как насущными, сиюминутными потребностями государства, так и его личными пристрастиями. В 1698 году был учреждена первая государственная награда. Орден святого Андрея Первозванного. В 1699 году был издан указ об организации в Москве бурмистрской палаты – ратуши. Эта мера по существу ввела самоуправление для городского населения. Тогда же, 8 ноября 1699 года Перт ввел новую систему комплектации вооруженных сил – рекрутский набор, согласно которому от определенного числа крестьянских и посадских дворов на службу в армию набирались рекруты (новобранцы), т.к. стрелецкое войско после стрелецкого бунта 1698 г. было распущено. Переход формирования армии на основе рекрутских наборов завершился к 1705 г. С 1 января 1700 года Петр ввел в России европейское летоисчисление, так называемый «юлианский календарь». Годы стали считать от Р.Х. (от Рождества Христова», а не от С.М. (сотворения мира), вводился гражданский шрифт, в Амстердаме была создана русская типография. В 1702 году в Москве появляется первый русский общественный театр «Комедиальная храмина», сначала в нем играли немецкие актеры, затем по царскому приказу в актеры стали брать детей подъячих и учить их «всяким комедиям». В 1701 году в Москве была открыта Навигацкая (морская ) школа для обучения юношей из дворян и посадских людей морскому делу. В 1702 году в Германии был опубликован петровский манифест, который приглашал на весьма льготных условиях в Россию иностранных фабрикантов, ремесленников, банкиров. Петр посылает за границу русских людей для обучения различным профессиям. Со 2 января 1703 года в Москве начала издаваться первая русская газета «Ведомости о военных и иных делах». Всего за первый год было опубликовано 39 номеров газеты. В России вводилось европейская мода, вышел указ о бритье бород, кто отказывался брить бороду, тот должен был заплатить в казну налог на бороду и носить на одежде специальный знак об уплате этого налога. Внимание ответы отмечать в тексте. Задания к тексту: 1. Укажите, с решения какой внешнеполитической задачи началась преобразовательная деятельность Петра Первого? 2. Укажите цели «великого посольства». 4. Была ли у Петра Первого долгосрочная программа преобразований? 3. Назовите самый первый указ Петра Первого 4. Какой «необычный» налог появился при Петре. 5. Укажите не менее трех первых преобразований Петра.
После окончания работы обучающиеся озвучивают ответы.
Этап шестой. Закрепление пройденного материала. Были ли достигнуты цели и задачи урока. Домашнее задание. Педагог: давайте с вами посмотрим как вы усвоили пройденный материал. Вопросы обучающимся: 1. Что нового узнали о личности Петра Первого? 2. Назовите причины петровских преобразований. 3. С решения какой задачи начались петровские преобразования. 4. Какие вы запомнили первые преобразования. Вернуться к целям и задачам урока. Были ли достигнуты цели и задачи урока? Оценивание работы обучающихся на уроке
Домашнее задание. Предложить обучающимся используя материал в учебника и электронные ресурсы заполнить таблицу « Реформы Петра Первого» (таблицу можно использовать и для работы на последующих уроках по Петру Первому).
Информационный лист № 2.
« Реформы Петра Первого» (заполните пустые графы).
название реформы
год
содержание реформы
1.Военная реформа
1699-1705
2.
Вся страна была разделена на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Киевская, Казанская, Астраханская, Азовская, Смоленская, Сибирская) во главе с губернатором или генерал губернатором, который сосредоточил в своих руках всю военную и гражданскую власть.
3. Указ о единонаследии
4. Создание Сената
1711
5. Коллегии
1718
6.
1718
Была введена подушная подать, каждые 15 лет стали проводиться «ревизии» - перепись налогоплательщиков
«ревизских душ». Все взрослые мужчины (крестьяне и посадские люди) были обязаны платить подушную подать (помещичьи крестьяне – 74 коп. в год государственные крестьяне и посадские -1р. 20 коп в год, одновременно вводились новые налоги: корабельные, рекрутские, на соль, на рыбную ловлю и.т.д.
7.
1722
этот документ регламентировал прохождение гражданской и военной службы, гражданская служба была отделена от военной, каждый вид службы делился на 14 рангов (степеней) 14 ранг считался низшим, 1-й высшим. В военной службе к 14 рангу отнесен чин прапорщика, к 1-му – генералиссимуса. В результате этого документа мелкие и средние дворяне и не дворяне могли дослужиться до высших чинов.
8. Образование Святейшего Синода
1703
Нетрадиционные задания по эпохе Петра Первого (для дополнительной, самостоятельной работы). 1. Чьи дети обучались в цифирных школах: - дворянские; -купеческие; - дети духовенства; - горожан; - крестьянские? 2. Были ли суда, построенные Петром 1, точной копией голландских, или русские мастера и сами «не лыком шиты»?
3. После окончания Северной войны Россия получила в числе прочих и земли бывшей Вотской пятины. Они впервые вошли в состав Русского государства?
4 Где в России находилось Лодейное поле и почему оно так называлось?
5. Какое сооружение в России начала 18 века было сооружено так, как никогда и нигде не сооружали, потому что оно было ограничено территорией другого архитектурного строения. Что это за сооружение?
6. Что общего в 18 веке было между чтением газеты «Ведомости» и асторией (рестораном) у Главной аптеки на Красной площади?
7. Представьте, что вы в 18 веке и Вам необходимо найти солдат Преображенского и Семеновского полков. Навстречу вам идут четыре солдата в одинаковых мундирах, но у двоих чулки зеленого цвета, а у двоих красного. Есть ли среди них нужные Вам солдаты?
8. По свидетельству современников, петровские школяры организовывали шайки для разбойных нападений на обывательские погреба и их кладовые. Почему так случилось?
9. Какое наказание ожидало учеников петровских школ и училищ, если они прогуливали занятия?
Ключ к заданиям.
1. горожан и крестьян, так как вскоре после открытия этих школ дворяне добились для своих детей права на домашнее обучение.
2. нет, русские кораблестроители использовали и свой опыт строительства торговых и рыбачьих судов.
3. пятинами называли части земель, принадлежащих Новгороду Великому, Вотской пятиной Россия владела до Ливонской войны – это были земли между устьем Невы и Нарвы.
4 поле на берегу реки Свири, где строили корабли (ладьи)
5.это Арсенал (1701), который находился а территории Московского Кремля, и его планировка обусловлена стенами Кремля
6. тот, то прочтет газету «Ведомости» от начала до конца, имел право на бесплатный обед в астории у Главной аптеки.
7. есть. Это солдаты в красных чулках, которые получили право носить их за то, что не дрогнули в сражении под Нарвой, стоя по колено в крови.
8. школярам подолгу не выплачивали жалованье, и, лишенные средств к существованию, они вынуждены идти на крайние меры.
9. в случае прогулов по указу 1707 года с состоятельных учеников взимались огромные штрафы – за первый прогульный день 5 рублей, за второй – 10, третий и последующие дни 15 рублей, несостоятельных били плетью.
Список использованной литературы.
1. Горяйнов С.Г. Егоров А.А. История России 9-18 вв. Учебник для учащихся средних школ, гимназий, лицеев и колледжей. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996. – 416с.
2. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе. Гуманитарный издательский центр «Владос»; Москва, 2001.- 160с.
3. Тугусова Г.В. История в 10 классе. Поурочное планирование с проверочными заданиями и контрольными тестами. М. 2002. – 112с.