Модель открытого урока по истории в 7 классе на тему:
«Внутренняя политика Екатерины II в начале царствования»
Урок истории по теме:
«Внутренняя политика Екатерины II в начале царствования»
Педагогические цели: создать условия для изучения внутренней политики Екатерины Великой, сформировать представление об историческом портрете Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием с общей характеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты (предметные): различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию; соотносить единичные события с общими явлениями и процессами.
Личностные результаты: сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, способность к образованию и самообразованию, выразить свое отношение к внутренней политике Екатерины Великой.
Универсальные учебные действия (метапредметные результаты):
регулятивные: сформировать у обучающихся навыки познавательной рефлексии как осознание ими совершаемых действий и мыслительных процессов;
познавательные: владеть навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблемы; проявлять готовность к самостоятельной познавательной деятельности;
коммуникативные: уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе коллективной работы, уметь точно, логично и аргументированно излагать свою точку зрения.
Основное содержание темы: внутренняя политика Екатерины II в начале царствования, сущность реформ, политика «просвещенного абсолютизма»
Основные понятия: просвещенный абсолютизм, просветители, секуляризация, сенат, департамент.
ДАТЫ:
1762-1796 гг. - Царствование Екатерины
1762г. – Манифест о вольности дворянства
1767г.- Созыв Уложенной комиссии
Выдающаяся личность: Екатерина Великая.
Образовательные ресурсы:
Учебник Черникова Т.В. История России 17-18 века.7 класс. Москва, Дрофа, 2011г.;
презентация;
фрагмент историко-документального фильма;
индивидуальная карта обучающегося;
исторические документы.
Эпиграф:
«Натура талантливая, образованная, литературно одаренная, она умела
многое: управлять огромной империей, к чему страстно стремилась со
времени прибытия в Россию, и ладить с людьми, и, что очень важно,
приближать к себе людей талантливых, одаренных, поручать им важные дела в соответствии с их способностями»
Буганов В.И., Зырянов Н.П. Указ соч. учебника «История России конец XVII-XIX».
Сценарий урока.
План.
1. Организационный момент
2. Подготовительный этап к изучению нового материала. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.
3. Стадия вызова. Создание проблемной ситуации.
4. Изучение нового материала. Стадия осмысления.
5. Стадия рефлексии.
6.Домашнее задание.
7. Подведение итогов.
Ход урока.
Организационный момент.
Цель: создание условий для готовности класса к учебному процессу; включение обучающихся в деловой ритм.
2.Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Я вновь рада сегодня видеть вас сегодня на уроке веселыми, здоровыми, жизнерадостными и, думаю, готовыми снова «погрузиться» в историческое прошлое нашей страны. Ведь еще Карамзин Николай Михайлович (1766 — 1826), писатель, историк, писал:
«История предков всегда любопытна для тех, кто достоин своего Отечества». Слад № 1
Ребята, как вы понимаете смысл этих слов?
(Ответы: нужно знать историю своей страны, прошлое, чтобы продолжать дело предков, развивать свою страну, делать ее сильней…)
Учитель: Вы правы, ребята. Если человек считает себя личностью, гражданином России, то он должен знать ее историческое прошлое, иначе он не будет ощущать связь поколений и не поймет своей ответственности за судьбу страны, не будет любить Россию по-настоящему. Ведь мы все, а не только Президент, Правительство, Дума, чиновники и военные, ответственны за нашу Родину.
Каждый на своем месте, добросовестно выполняя свои обязанности, укрепляет Россию, вносит вклад в ее развитие. Я, например, педагогической работой, а вы - хорошими успехами в учебе, в работе секций, кружков, в том числе в изучении истории Отечества. Это и есть проявление любви к своей стране. 18 век, историю которого мы с вами изучаем, удивительно интересный, насыщенный богатыми историческими событиями, деяниями ярких, исторических деятелей, правителей, которые мечтали видеть Россию великой державой и многое для этого сделали. Ведь только в 18 веке Россией правили пять удивительных женщин. Они не только правили, но и держали на своих роскошных плечах весь век. Сегодня одной такой женщине мы посвятим наш урок. И продолжить я хотела бы не с озвучивания темы урока, а слов об яркой исторической личности, а вы попробуете определить имя этой великой императрицы.
«Натура талантливая, образованная, литературно одаренная, она умела
многое - управлять огромной империей, к чему страстно стремилась со
времени прибытия в Россию, и ладить с людьми, и, что очень важно,
приближать к себе людей талантливых, одаренных, поручать им важные дела в соответствии с их способностями»
Буганов В.И., Зырянов Н.П. Указ соч. Слад № 2
Учитель: Итак, как вы думаете, о ком же написаны эти слова?
(ответы учащихся)
Да вы правы. Сегодня мы будем говорить о начале правления Екатерины II , которую в истории назвали, как и Петра 1, Великой, Матерью Отечества, матушкой Екатериной.
А сейчас попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Тема нашего урока: «Внутренняя политика начала правления Екатерины Великой» (запись в рабочий лист) Слад № 3
3.Стадия вызова. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Обратите внимание, чтобы провести исследование государственной деятельности Екатерины Великой, мы будем работать с историческим документом, материалом учебника. У вас на рабочем столе лежит раздаточный материал: кластер: «Реформы Екатерины Великой», фрагменты из исторических документов. В ходе урока вы будете заполнять индивидуальный рабочий лист, отмечая результаты реформ.
- Что же это была за удивительная женщина, столько сделавшая для России, что ее стали называть Великой, а век ее правления «золотым веком дворянства»?
- Давайте представим себе, как в фантастических фильмах, необычную встречу. К нам в гимназию попали "«Гости из прошлого», и с ними была проведена пресс-конференция. Фрагмент этой пресс-конференции мы сейчас увидим.
Ретроспективная игра «Пресс-конференция» (4 минут)
Екатерина II выходит(под музыку), садится на стул, за первыми партами трех рядов сидят корреспонденты с фотоаппаратами, видеокамерами. Они поднимают таблички.
Екатерина ( обращается к первому корреспонденту): Прошу Вас, любезный. Ваш вопрос.
Корреспондент 1: Газета «Шахтинские известия»; Ваше Величество. Расскажите хотя бы немного о себе: откуда Вы родом, каким образом оказались в России?
Екатерина: Я немецкая принцесса. Родилась 21 апреля 1729 г. Приехала в Россию в возрасте 15 лет. Звали меня Софья Фредерика Ангальт – Цербстская. Стала женой наследника престола Петра Федоровича, племянника императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра1.
Корреспондент 2 журнал «Грушевский мост»: Как Вы относились к России? Что Вы делали, чтобы жить среди русских людей?
Екатерина: Я выучила в совершенстве русский язык, изучала историю, культуру, религию. Приняла христианство. И стала величаться после крещения Екатериной. Кроме того, я всегда стремилась быть полезной России, ибо Я желаю и хочу блага той стране, в которую привел меня Господь. Он мне в том свидетель. Слава страны - создает мою славу. Я буду счастлива, если мои мысли могут тому способствовать.
Корреспондент 3 Газета «Гимназический вестник»: Сколько лет вы правили Россией и, как обычно проходил ваш день?
Екатерина: Я правила Россией 34 года (1762-1796)
Екатерина: Мой день начинался в 6-7 часов утра в рабочем кабинете, где я тружусь над письмами, деловыми бумагами, проектами законов. Я слежу за литературными новинками, поощряю ученых и поэтов, читаю сочинения французских просветителей: Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо. Я во многом разделяю их взгляды на просвещенную монархию. Кроме того, пробую свои силы в драматургии, журналистике и других литературных изысканиях. Моими стараниями был основан Эрмитаж, многое было сделано в области градостроительства, музыкального и изобразительного искусства, книгоиздания. Вечером или днем приемы послов, государственных деятелей. Вечером и ночью часто балы. Люблю охотиться, кататься на санях, гулять в саду. И это лишь немногое из того, что я делаю для укрепления России, а мое государство огромное, посмотрите его территорию (показывает на карту и называет какие территории входили в состав Российской империи).
Слайд карта Российской империи периода правления Екатерины Великой.
Писатель Фонвизин:
- Денис Иванович Фонвизин-писатель, автор комедии «Недоросль».
Годы вашего правления в истории называют «веком просвещенного абсолютизма» Так ли это?
Екатерина: Я не буду давать оценку своим деяниям, пусть потомки разрешат эту проблему.
Учитель: Итак, какова же проблема, над которой мы будем работать на уроке? Кто хочет ее сформулировать?
(Ответы учащихся)
Можно ли считать государственную внутреннею политику Екатерины II в начале царствования, направленной на утверждение «просвещенного абсолютизма»?
4. Изучение нового материала. Стадия осмысления.
Учитель: Вместе мы определили проблему урока.
(читает проблему на слайде) Слайд презентации. Проблема.
-Запишите проблему в рабочий лист.
-Прежде всего давайте вспомним значение исторических определений. Обратимся к Электронному историческому словарю.
Термины «Абсолютизм», «Просвещенный абсолютизм» слайд
(Учащийся читает на слайде определение терминов)
Абсолютизм-форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия.
Просвещенный абсолютизм – государственная политика в 18 веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества)
- Каковы же особенности просвещенного абсолютизма?
- Обратимся к материалу учебника. Откройте стр.190, прочитайте текст статьи и выполните небольшую исследовательскую работу: выявите основные черты просвещенного абсолютизма, занесите ответ в рабочий лист.(3 минуты)
Учитель: Итак, назовите основные черты «просвещенного абсолютизма»
Правильно, ребята, а теперь давайте проанализируем внутреннюю политику Екатерины: стремилась ли она утвердить просветительские идеи в Российском государстве.
Мечтая о сильном государстве, Екатерина Великая хотела осуществить ряд преобразований в государстве. Ваша задача: самостоятельно познакомиться с материалом слайда «Задачи внутренней политики Екатерины II» и отмечать основные направления внутренней политики вначале царствования, заполнив в экспресс - таблице вашего рабочего листа.
Слайд- Задачи политики Екатерины Великой (Учитель комментирует)
(учащиеся заполняют экспресс- таблицу)
Первое направление | Второе направление | Третье направление | Четвертое направление |
Государственное управление | Укрепление положения дворянства | Положение крепостных крестьян | Развитие науки, образования, культура. |
(Учащиеся озвучивают основные направления в политике.)
Учитель: Сегодня мы рассмотрим реформы государственного управления.
Перед вами таблица «Реформы Екатерины Великой». Вы будете с ней работать, по ходу исследования.
Реформа (название) | Мероприятие в духе «просвещённого абсолютизма» | Усиление репрессивных мер | Оценка |
-Главная опора императрицы – дворянство. И в течение всего правления она осуществляла ряд важных мероприятий, направленных на укрепление их положения в государстве.
-Заняв трон в результате заговора, Екатерина II не стала отменять указ от 18 февраля 1762 года « О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»
-Давайте обратимся к дополнительному источнику и определим результаты
« Манифеста о вольности дворянства» , пожалуйста, прочитайте текст и определите , какие привилегии сохранялись у дворян.
(Ответы учащихся: право оставить военную службу, гражданскую службу, выйти в отставку, когда пожелают. Отменялись телесные наказания дворян.)
Учитель. Правильно ребята. На слайде вы видите обобщённые выводы о привилегиях дворян:
«Манифест о вольности дворянства»:
а) освободил дворян от обязательной службы государству;
б) стирал грань между родовой и «новой» дворянской знатью;
в) ликвидировал разницу между дворянским и боярским землевладением;
г) сокращал срок дворянской службы на 25 лет.
Учитель: Таким образом, мы выяснили, что Екатерина II поддерживала дворянство, считая его оплотом самодержавной власти монарха.
-В 1763 году Екатерина провела сенатскую реформу. Старая, огромная, запутанная структура Сената заменена на новый Сенат из шести департаментов. Сенат не осуществлял руководство законодательной властью.
Обратите внимание!
Слайд- Сенатская реформа.(Учитель комментирует слайд)
-Как вы считаете , данная реформа была в духе просвященного абсолютизма? Занесите ответ в рабочий лист.
- Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы в духе политики просвещенного абсолютизма стал созыв Уложенной комиссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить Соборное Уложение 1649 года. К началу работы Комиссии Екатерина подготовила «Наказ», призванный стать основой для создания Уложения.
- Давайте просмотрим эпизод историко-документального фильма о созыве Уложенной комиссии. После просмотра фрагмента вы должны ответить на вопрос : (Что хотела изменить данным созывом императрица?) (просмотр 4 мин)
Ответы учащихся.
Учитель: Итак, какова основная идея создания Уложения?
(Ответы учащихся: необходимость равенства всех перед законом).
-Ребята как вы считаете? Данный указ носил характер политики просвещенного монарха? Ответ занесите в таблицу.
(ответы учащихся: - да, так как эта реформа контролировала порядок, усовершенствовала систему контроля на местах)
Учитель. Следующая реформа , которую провела Екатерина II , был указ о секуляризации указ о секуляризации церковных владений .
По данному вопросу выступит в роли эксперта Дерезина Софья, она подготовила аналитическую справку о секуляризации церковных владений.
-Ребята, послушайте внимательно информацию и поработайте с таблицей: в духе ли просвещенного абсолютизма была данная реформа?
(Ученица подводит итог секуляризации, показывая на слайде презентации)
-Указ о секуляризации 1764 года имел важное следствие. Окончательно была подчинена государству православная церковь.
- указом 1765 года было разрешено ссылать крестьян на каторгу;
- каралась попытка подачи жалоб на своего помещика
- секуляризация земель и передача их в собственность дворян;
Учитель. Желая усилить местную власть, чтобы обеспечивать порядок, Екатерина Вторая в 1775 году было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Прослушайте внимательно принципы данного указа и занесите в таблицу, отметив, является ли данная реформа в духе просвещенного абсолютизма?
Учитель. Также ряд преобразований были проведены в области образования, науки и культуры.
Историческую справку об этом направлении подготовила Щеголева Лиза( используется слайды с видеокадрами как элемент виртуальной экскурсии по Москве и Санкт-Петербургу).
(Ученица делает вывод о том, что реформы в области образования были проведены в духе просвещённого абсолютизма, способствовали развитию и образованию общества, ведь только образованные люди, по мнению Екатерины Великой, могли понимать и соблюдать справедливые законы)
Учитель. Итак, ребята, пользуясь аналитическими выводами, отраженными в таблицах, составьте основной вопрос проблемной ситуации (слайд. Проблема).
Да, действительно, все реформы Екатерина II были направлены на укрепление просвещённого абсолютизма. Она укрепляла центральную власть, привилегированное положение дворян как социальной опоры абсолютизма, но в то же время проводила политику просвещения общества, демократизации структур государственного управления, пыталась изменить устаревшие законы.
5.Стадия рефлексия.
Итак, проведем экспресс-опрос
Учитель. Смогли мы разрешить проблемный вопрос урока?
Учитель. Итак, ребята, мы рассмотрели отдельные направления начала внутренней политики Екатерины Второй. Давайте подведем итог реформ Екатерины Великой. Способствовали ли они утверждению просвещенного абсолютизма в России?
( Ответы учащихся)
Учитель. Да, действительно все реформы, Екатерина II были направлены на укрепление просвещённого абсолютизма. Она укрепляла центральную власть, привилегированного положения дворян как социальной опоры абсолютизма, но в то же время проводила политику просвещения общества, демократизации структур государственного управления, пыталась изменить устаревшие законы.
Ребята смогли мы разрешить проблемный вопрос урока?
(ответы учащихся: Мы смогли, мы поняли особенности внутренней политики Екатерина II в начале царствования, выяснили, что, действительно, ее политика была просвещенной, научились сопоставлять факты, делать выводы.
- молодцы. Вам удалось достичь цели, которую вы поставили перед собой в начале урока?
(задания на слайдах) (Слайд. Экспресс-опрос)
6. Итоги урока.
Учащиеся заполняют индивидуальный лист, подводят итог своей работы. Ставят себе оценку по рейтинговой системе (критерии в индивидуальном рабочем листе).
Учитель объявляет и комментирует оценки, благодарит за продуктивную и интересную работу.
Оценки:
5- за все участники ретроспективной игры, за умелое воспроизведение конкретной исторической ситуации.
5- Дерезиной А., Щеголева Е. за творческий подход и умение самостоятельно исследовать материал, делать выводы и обобщать.
5-ФИ, за хорошие знания, за умение сопоставлять исторические факты.
(задание демонстрируется на слайде)
Информация о дифференцированном домашнем задании.
«Развитие науки, образования, культуры» п.35 и подготовить ответы на вопросы 5,6 стр.196.
по желанию я предлагаю вам написать сочинение-эссе на тему: «Екатерина Великая – видный исторический деятель», в котором вы должны выразить свое отношение к поступкам и делам Екатерины. Какие вызывают одобрение, а какие – осуждение.
индивидуальное задание подготовить историческую справку по теме «Выдающиеся личности эпохи Екатерины Великой»
индивидуальное задание по теме « Исторические зарисовки « Положение крепостных крестьян при Екатерина II» (дополнительный материал стр.254-256)
индивидуальное задание по теме «Биографический очерк «Емельян Пугачев»
Я благодарю вас за продуктивную работу, творческий подход.
Всем спасибо.
9