Просмотр содержимого документа
«Урок - Промышленный переворот в Англии»
Разработка учебного занятия
Чечуков А.В.,
Ульяновская область
Промышленный переворот в Англии
Тип учебного занятия: комбинированный урок, изучение нового материала.
Цели: на уроке анализируются условия и особенности промышленного переворота в Англии.
Формируются познавательные универсальные учебные действия. Например, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Учащиеся ставят цель, опираясь на знания, полученные ранее на уроках истории и обществознания. Организуется смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Работая с информацией, учащиеся учатся представлять её в виде плана. Школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать и доказывать, сравнивать, формулировать самостоятельно понятия.
Также идёт формирование личностного универсального учебного действия - смыслообразования, когда ученик задаётся вопросом: «Какое значение, смысл имеет для меня изучение данной темы, где мне это пригодится в жизни».
В конце урока осуществляется рефлексия, где вырабатывается навык самооценки.
Основные понятия:аграрная революция, промышленный переворот, индустриальное общество.
Оборудование:
учебник Юдовская А.Я. Баранов П.А. Ванюшкина Л.М. «Новая история. 1500 – 1800 г.г.» Москва «Просвещение» 2012 г;
электронная презентация «Промышленный переворот в Англии»;
раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Здравствуйте ребята, меня зовут Чечуков Андрей Владимирович и сегодня я буду вести урок истории в вашем классе. Но прежде чем мы начнем урок давайте узнаем, что мы сегодня будем с вами изучать.
Определите, о какой стране идёт речь:1
Это первая европейская страна, где в результате революции 1640 – 1660 гг. установился парламентский строй.
Это первая европейская страна, народ которой первым завоевал право на свободу слова, собраний, личной неприкосновенности.
К 18 веку эта страна становится ведущей торговой и колониальной державой мира.
(Англия)
Ребята, посмотрите на две картины-репродукции. На одной изображена мануфактура XVI-XVII вв., на другой – фабрика XVIII в. Какие различия вы видите?
(фабрика намного более технологична, роль человека в ней становитя меньше и мануфактура сильно отстала от фабрики)
А как вы думаете с помощью чего Англией был совершен такой значительный прорыв в 18 веке? (с помощью промышленного переворота) Учащиеся сообща пытаются решить проблемную ситуацию.
Таким образом как на ваш взгляд должна звучать тема сегодняшнего урока?
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ
Проблемный вопрос: Учитель предлагает ответить на вопрос: «Как вы думаете, облегчали ли машины, которые теперь стояли на заводах и фабриках, труд людей?» (учащиеся скорее всего говорят «да»)
А вот вам документ который рассказывает немного другую историю:
«… Рабочие общим числом 8 тысяч человек двинулись на фабрику, вдребезги разбивая оборудование, ценность которого исчислялась10 тысяч фунтов стерлингов… Они не скрывали намерения разрушить машины не только в ближних городах, но и во всей Англии»
Уч-ся читают документ. Высказывают удивление, что рабочие в Англии уничтожали машины. Ученики могут сформулировать вопросы:
- Почему рабочие разбивают машины? Учитель просит высказать свои версии, предположения. Фиксирует версии на доске.Настоящий ответ мы узнаем в конце урока.
Давайте сегодня представим себя в роли промышленника который хочет открыть свое предприятие. Что нам будет необходимо для создания предприятия?
Рабочие руки, которые будут трудиться
Станки и машины
Капитал
Замечательно, у нас появился план действий, поэтому давайте его воплощать. Куда мы направимся за рабочими руками? (В деревню) А есть ли там свободные люди? Да в деревне происходили собыитя, которые вы все знаете под названием огораживание. Кто мне может сказать в чем его особенности? (Насильственное присоединение общинных земель лендлордами и сгон крестьян с их наделов.)
- Почему лорды вели такую политику? (необходимы земли для разведения овец, которых использовали для получения шерсти)
Да и такая политика приводит к изменению состава сельского населения. Посмотрите на доску. Английское сельское общество имеет следующую стркутуру:
1) Во главе стоит Лендлорд, который сосредотачивает большинство земельных наделов.
2) Далее следует Фермерское хозяйство (арендаторы) – которые берут часть надела лендлорда и обрабатывают его.
3) Внизу таблицы находятся (батраки) – что не имеют возможности арендовать землю и вынуждены работать на феремеров или уходить в города на заработки
В Англии начинает складываться ситуация, в которой большая часть земли начинает принадлежать крупным земельным владельцам. А сейчас откройте учебники на странице 198-199 и найдите мне плюсы крупного землевладения
1)Улучшение обработки земли: применение удобрений, производство кормовых культур для скота и др.
2) Освоение заброшенных ранее земель.
3)Увеличивался товарооборот между городом и деревней, в интересах успешной торговли строились новые дороги, углублялись реки, возводились каменные мосты.
- К каким последствиям приводит данная политика? (население вынужденно перебираться в город в поисках работы, а фабрики получают огромный приток сырья для производства)
Замечательно, мы с вами сумели найти людей для нашей фабрики. Один из пунктов плана мы выполнили, чтож движемся дальше. Теперь нам надо узнать были ли в Англии необходимые нам изобретения? У меня есть несколько изображений, которые я хочу вам показать. Вы должны учзнать что это за машина и кто ее создатель.
Ткацкий станок – Джон Крей
Прялка – Джеймс Харгривз
Паровая машина - Джеймс Уатт
Как вы думаете оказали ли эти изобретения влияние на промышленность? (да, с их помощью резко возросла производительность труда в Англии; мануфактруры были заменениы на фабрики, а ручной труд на машинный)
Таким образом мы, установили, что и станки в нашей фабрике будут стоять. Ну и последний пункт плана – капитал, на который мы посторим нашу фабрику. Где Англия могла взять дополнительные средства на развитие промышленности (в колониях, торгуя промышленными товарами в колониях англичане получали сверхприбыли, так же большой приток денег давала работорговля)
Молодцы, я поздравляю вас мы справились с нашим планом и теперь сможем открыть нашу фабрику. Хотя…. Смотрите мне тут в руки попало одно письмо, что-то неладное творится на нашей фабрике. Давайте вместе прочтем его. А теперь давайте поговорим о положении рабочих. Вам в начале урока я раздал карточки, возьмите их и давайте ознакомимся с ними.
Первая статья , под названием «Анонимная жалоба», читает …
Следующий источник: «Фрагмент из «Журнала для джентльменов» за 1782 год, сообщавший своим читателям об условиях жизни фабричных рабочих».
Третий документ: «Свидетельства XVIII века Англия о фабричных детях».
Вы прочитали три исторических источника, сделайте вывод, каково же было положение рабочих? Беседа-рассуждение с учащимися.
Каким было положение рабочих? (оно было безотрадным, изнурительный труд, не существовало техники безопасности, падали заработки, безработица) Усталость и озлобленность этих людей приводила к тому, что их гнев обращался против машин. В Англии возникло движение Луддитов – разрушителей машин. Слово Луддизм связано с именем Нэда Лудда – паренька, который первым разбил свой станок.
Ну и в конце урока хотелось бы подвести итоги, что мы узнали о промышленном перевороте в Англии?
К 60-м гг. XVIII в. в Англии произошла аграрная революция в результате которой земля сосредоточилась в руках крупных собственников и почти исчезло крестьянство, но сельское хозяйство стало более продуктивным. В стране происходил промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В ходе промышленного переворота появилось больше предпринимателей и наемных рабочих. К концу XVIII в. Англия была первой промышленной страной мира, где наиболее отчетливо проступали черты будущего индустриального общества.
Рефлексия:
Чем сегодня нового вы узнали?
Чему вы сегодня учились?
Закончите одно из предложений:
Я научился…
Мне понравилось…
Мне было не интересно, потому что…
Мне было трудно…
Домашнее задание.
Параграф 22 читать. И задание на выбор: побыть журналистами и написать небльшой очерк о промышленном перевороте или подготовить на альбомном листе ребус по теме «Промышленный переворот».
Приложение
Многоуважаемый владелец нашего завода, довожу до вашего сведения, что о нашем заводе начинают распространяться неприятные новости. К этому письму мною приложены 3 записки, которые вам следует прочитать.
Анонимная жалоба
Мой жаркий пот, мой тяжкий труд
Меня лишь к жалобам ведут.
И я в отчаянье проклял
Тот день, когда в сей мир попал.
Ни шиллинга мне не сберечь!
Придется нищим в землю лечь…
Фрагмент из «Журнала для джентльменов» за 1782 год, сообщавший своим читателям об условиях жизни фабричных рабочих.
«…Они задыхаются от вредоносных газов в шахтах и рудниках или становятся жертвами ядовитых испарений во время обработки металлов, масел, порошков… и т.п. На фабриках они являют собой печальную галерею слепых, хромых, преждевременно одряхлевших, астматических и увеченных инвалидов или полуинвалидов, в которых едва теплится жизнь…»
Свидетельства XVIII века Англия о фабричных детях.
…Плетку пускали в ход с утра до ночи не только для наказания учеников пи самой малой провинности, но и для того, чтобы подстегивать их к работе, чтобы поддерживать их в бодрствующем состоянии, когда усталость клонила их ко сну… Если жертвы этих жестокостей пытались бежать, то им надевали на ноги кандалы.
…Бескровные и дряблые лица, ненормально малый рост, вздутый живот… искривленный позвоночник; конечности, изуродованные рахитом или искалеченные вследствие несчастных случаев при машинах.
1 В скобках даны ответы, которые учащиеся давали на уроке.