Цели и задачи: познакомить с социально-экономическим и политическим устройством Новгородской республики; оценить особенности жизни новгородцев; характеризовать культуру Новгородской земли. (Слайд 2)
Планируемые результаты:
Цели и задачи: познакомить с социально-экономическим и политическим устройством Новгородской республики; оценить особенности жизни новгородцев; характеризовать культуру Новгородской земли. (Слайд 2)
Планируемые результаты:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок и презентация "Новгородская республика"»
МКОУ «Крестищенская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
Открытый урок в 6 классе
«Новгородская республика»
Подготовила: Наймушина Светлана Константиновна, учитель истории и обществознания
С. Крестище 2020 г.
Тема урока: Новгородская республика (слайд 1)
Цели и задачи: познакомить с социально-экономическим и политическим устройством Новгородской республики; оценить особенности жизни новгородцев; характеризовать культуру Новгородской земли. (Слайд 2)
Планируемые результаты:
- предметные: характеризовать социально-экономическое положение Новгородской республики; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; выделять последствия политической раздробленности Руси; описывать особенности географического положения, экономики, политического строя, культурного развития Новгородской земли; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;
- метапредметные УУД - коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; регулятивные:определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения; ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения материала; познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; владеть общими приемами решения учебных задач;
- личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта «Феодальная раздробленность Руси 12 – начале 13 века, презентация, раздаточный материал.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
На прошлом уроке мы познакомились с историей возникновения и развития Владимиро-Суздальского княжества, его правителями. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
2. Реки, которые протекали через Владимиро-Суздальское княжество:
1) Ока, Волга 3) Лена, Енисей
2) Днепр, Обь 4) Волхов, Амур
3. Города Дмитров и Звенигород построил:
1) Владимир Мономах
2) Андрей Боголюбский
3) Юрий Долгорукий
4) Всеволод Большое Гнездо
4. После смерти Юрия Долгорукого Владимиро-Суздальским княжеством правил(о):
1) Всеволод Большое Гнездо
2) Андрей Боголюбский
3) Владимир Мономах
4) вече
5. Владимиро-Суздальское княжество раздробилось на уделы после смерти:
1) Владимира Мономаха
2) Андрея Боголюбского
3) Всеволода Большое Гнездо
4) Юрия Долгорукого
6. При Андрее Боголюбском во Владимире было начато строительство:
1) Успенского собора 3) Дмитровского собора
2) Софийского собора 4) Георгиевского собора
(Проверка выполнения заданий.)
Тема нашего урока «Новгородская республика».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока (слайд 3)
1. Территория Новгородской земли.
2. Занятия новгородцев.
3. Основные категории населения Новгорода.
4. Политические особенности Новгородской земли.
5. Культура Новгородской земли.
Проблемный вопрос: (слайд 4)
— Почему в Новгородской земле, в отличие от других русских земель, сложилась республиканская система управления?
III. Введение в новый материал
Однажды герой новгородского былинного цикла Садко похвастался на пиру, что скупит все товары в городе — «худые и добрые». Два дня он скупал все товары, а на третий признался, что это невозможно: «Не я, видно, купец богат новгородский — побогаче меня славный Новгород». Действительно, Новгород славился своим богатством. Давайте совершим виртуальную экскурсию в далекое прошлое и поближе познакомимся с Новгородской республикой.
IV. Работа по теме урока
1. Территория Новгородской земли (слайд 6)
— Изучите п. 1 § 14 учебника и ответьте на вопросы.
Вопросы к классу:
— Почему авторы учебника предлагают нам начать знакомство с Новгородской землей с изучения территории и природных условий края?
— Какую территорию занимала Новгородская республика?
(Ответы учеников.)
Сравнительная таблица
Вопросы для сравнения
Владимиро-Суздальское княжество
Новгородская вечевая республика
Результаты сравнения
1 Географическое положение
Северо-Восточная Русь.
Земли расположенные в междуречье Оки и Верхней Волги
От побережья Белого моря на севере до половецких степей на юге, от верховьев Волги на Востоке до новгородских земель на западе
Северо –Западная Русь.
От Финского залива до Уральских гор, от Северного ледовитого океана до верховьев Волги
Озеро Ильмень, река Волхов
Княжества занимают обширные
территории на севере,
что позволяет им быть
защищенными от набегов кочевников
2.Природные условия
Пригодные для
хлебопашества земли (ополье),
наличие рек и лесов
Неблагоприятный климат, заболоченные земли, множество лесов
Слабая княжеская власть (Князь не имел права вмешиваться в дела городского управления)
Республиканская форма правления.
Отсутствие собственной княжеской династии позволяло Новгородской земле избежать дробления и сохранить свое единство.
6Культура
Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли.
Икона Владимирской
Божьей Mатери.
Многочисленные монастыри —
центры образования
и составления летописей
Особенность: простота и доступность.
Каменное зодчество
Летописание
Общий вывод:Политическая раздробленность Руси способствовала экономическому и политическому развитию Руси, появлению многовариативности системы управления.
Действительно, исследуя эти вопросы, мы определяем основные занятия жителей Новгородской земли и будем заполнять таблицу в течение урока.
2. Занятия новгородцев (слайды 7,8)
— Работая с п. 2 § 14 учебника, ответьте на вопросы.
Вопросы к классу:
— Какие культуры выращивали земледельцы в Новгородском крае? Сравните с их культурами, выращиваемыми во Владимиро-Суздальской княжестве.
— Каковы были основные занятия новгородцев? Почему?
— Какие изделия новгородских ремесленников славились по всей Руси?
— С какими странами торговали жители Новгорода?
— Какие товары ввозились в Новгородскую землю?
(Ответы учеников.)
3. Основные категории населения Новгорода (слайды 9-14)
Представьте, что мы совершаем прогулку по улицам Господина Великого Новгорода. Один из новгородцев пояснил нам, что все население города делится на «лучших» и «меньших».
(Учитель использует иллюстративный материал — слайды картин А.М. Васнецова и других художников, обращавшихся в своем творчестве к истории Новгородской земли.)
— Разделитесь на три группы. Изучите п. 3 § 14 учебника, дополнительный материал и выполните задание.
(Ученики могут пользоваться учебником, справочными пособиями, наглядными средствами.)
Первая группа рассказывает о жизни и быте «лучших людей» — бояр.
Вторая группа рассказывает о жизни и быте «лучших людей» — гостей (торговых людей).
Третья группа рассказывает о жизни и быте «меньших людей» — ремесленников и земледельцев.
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
4. Политические особенности Новгородской земли
(слайды15-17)
— Изучите самостоятельно п. 4 § 14 учебника и составьте кластер.
посадник
тысяцкий
вече
владыка
князь
Вечевой колокол — символ Новгородской вольницы. Первые русские историки представляли вече как собрание всех взрослых мужчин, «сонмище людское». Со временем ученых стали посещать сомнения. Ведь в период расцвета в Новгороде проживало около 30 тыс. человек. Из них взрослых мужчин — не менее 4—5 тыс. Сколько же людей на самом деле входило в состав веча? Немецкие послы сообщали, что городом управляют «триста золотых поясов».
Разрешить загадку удалось известному археологу Валентину Лаврентьевичу Янину. Опираясь на письменные источники (русские летописцы указывали, что вече чаще всего созывалось на Ярославовом дворище), группа археологов во главе с Яниным, исследовала часть города, где предположительно проходило народное собрание. А потом был проведен эксперимент. На площади поставили скамьи. На них сели участники археологической экспедиции и студенты новгородских вузов. Оказалось, что вечевая площадь вмещала от 300 до 400 человек. Число совпало с сообщением немецких дипломатов о «трехстах золотых поясах». Но к каким группам населения относились эти люди?
Во время раскопок выяснилось: на территории города располагалось около 300 боярских усадеб. Совпадение вряд ли случайно. Янин предположил, что древние новгородские землевладельцы и предприниматели — бояре — как раз и составляли вече: именно в их руках сосредоточивалась власть.
А как же шумные собрания, гомон толпы, столкновения на мосту? Неужели только фантазия летописца? Когда обсуждались особо значимые вопросы, бояре приводили своих работников, которые заполняли ближайшие улицы и криками поддерживали хозяев.
— Работая с п. 4 § 14 учебника и ранее изученным материалом, объясните, чем республиканская форма правления отличается от управления в северо-восточных землях.
Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987
Управление Новгорода Великого
Вече
По происхождению своему новгородское вече было городским собранием... Оно не было постоянно действующим учреждением, созывалось, только когда являлась в нем надобность. Вече собиралось по звону вечевого колокола... обыкновенно на площади, называвшейся Ярославовым двором. Вече не было по составу своему представительным учреждением, не состояло из депутатов: на вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином.
Вопросы, подлежавшие обсуждению веча, предлагались ему со степени князем или высшими сановниками, степенным посадником либо тысяцким. Вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям, соединенным с наиболее тяжкими наказаниями, лишением жизни или конфискацией имущества и изгнанием. Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его, выбирало и судило главных городских сановников, разбирало их споры с князем, решало вопрос о войне и мире и т.п.
На вече по самому его составу не могло быть ни правильного обсуждения вопроса, ни правильного голосования. Решение составлялось на глаз, лучше сказать на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов. Когда вече разделялось на партии, приговор вырабатывался насильственным способом, посредством драки: осилившая сторона и признавалась большинством.
Вопросы и задания к документу
1. Что такое вече? Кто участвовал в вече?
2. Какие вопросы обсуждались на новгородском вече?
З. Как принимались решения? Согласны ли вы с подобным путем принятия решений? Свой ответ поясните.
2. Договорная грамота Новгорода с великим князем тверским Ярославом Ярославовичем.
1270 год
“…Целуй, князь крест ко всему Новгороду на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. Новгород тебя держать по старине, по тому, как пошло искони. Все волости новгородские держать тебе, князь, не своими дружинниками, а держать мужами новгородскими.
Без посадника тебе, князь, суда не судить. Во всей земле новгородской ни тебе, князь, ни твоих боярам сил не держать, не покупать и в подарок не брать.
Гнев твой, князь, на посадниках и всех новгородцев отложить и никому не мстить.
В Ладогу, князь, посылать медовара.
В немецком дворе торговать через нашу братию. На всем этом целуй, князь, ко всему Новгороду.
Вопросы:
На каких условиях приглашали новгородцы князя?
Кто в Новгороде имел настоящую власть?
Документ
Из Ипатьевской летописи.
В 1136 г новгородцы призвали псковичей и ладожан и задумали изгнать князя своего Всеволода … а приняли его сына Владимира. А вот в чем обвинили его: не бережет смердов … бежал с поля битвы впереди всех, а из- за того много убитых … В лето 1137 бежал Константин посадник к Всеволоду и несколько иных добрых мужей... В тоже лето пришел князь Всеволод Мстиславич в Псков, желая сесть опять на столе своем в Новгороде, позванный тайно новгородскими и псковскими мужами, его сторонниками. И как услышано было, что Всеволод в Пскове … и великий мятеж был в Новгороде, и побежали другие к Всеволоду в Псков, взяли на разграбление дома их … да еще и то искали, кто сторонник Всеволода из бояр, с тех взяли по полторы тысячи гривен и дали купцам снаряжаться на войну; брали и с невиновных …
Вопросы:
5. Культура Новгородской земли (слайды 18-23)
Знакомясь с историей Владимиро-Суздальского княжества, мы убедились в неповторимости его культуры.
Объяснение учителя с использованием презентации.
V. Подведение итогов урока
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Вернемся к проблемному вопросу: — Почему в Новгородской земле, в отличие от других русских земель, сложилась республиканская система управления? (слайд 24)
Выберите из предложенного
Выберите из словосочетаний те, которые характеризуют Новгородское государство
А) основное занятие населения – земледелие
Б) малое плодородие почвы и суровые климатические условия
В) реальная власть принадлежит боярству и купечеству
Г) широкое развитие промыслов: солеварение, производство железа, рыболовство, охота
Д) неограниченная власть князя
Е) активная торговля с другими государствами
Ж) борьба за главенство на Руси и овладение Киевом
З) особое государственное устройство
VI. Рефлексия
Предлагаю вам оценить изученный материал, ответив на вопросы.
— Что я узнал сегодня на уроке?
— Какие вопросы показались вам наиболее интересными? Наименее?
(Ответы учеников. Подведение итогов работы на уроке.)
VII. Домашнее задание (слайды 25,26)
1.§ 14
понятия - артель, республика
2. выполнить задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 122 учебника (ч. 1).