Новгородская республика
«Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город»
Цели и задачи:
Познакомить с социально – экономическим и политическим устройством Новгородской республики;
оценить особенности жизни новгородцев;
характеризовать культуру Новгородской земли
План урока:
Территория Новгородской земли 2. Занятия новгородцев
3. Основные категории населения Новгорода
4. Политические особенности Новгородской земли
5. Культура Новгородской земли
Проблемный вопрос:
- Почему в Новгородской земле, в отличие от других русских земель, сложилась республиканская система управления?
Новгородская земля
Территория Новгородской земли
1 . Почему авторы учебника предлагают нам начать знакомство с Новгородской землей с изучения территории и природных условий края?
Занятия новгородцев
Что вывозили из Новгорода и что ввозили в него?
Вывозили: Ввозили:
Пушнину сукно
Мед металлы
Кожи вино
Воск предметы роскоши
Смолу
Льняные ткани
Строевой лес
Рыбу
Гончарные и кузнечные изделия
Категории населения:
Новгородский
боярин
Категории населения:
Новгородский
купец
Артель – объединение
людей для совместной
работы
Церковь Иоанна Предтечи
Ремесленники
Сапожники
Земледельцы
Политические особенности Новгородской земли
Республика – это форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным лицам
Вече – народное собрание
Посадник – высшее должностное лицо
Тысяцкий – контролировал налоги, ведал торговым судом, возглавлял ополчение
Владыка – глава русской православной церкви
Князь – возглавлял вооруженные силы в случае войны
Новгородский колокол
Новгородский
колокол – символ
независимости
Новгорода
Культура Новгородской земли
Церковь Святого
Георгия в Ладоге
Возведена в
1165 году в память
о победе ладожан
и новгородцев
над шведами
Церковь Спаса на Нередице под Новгородом
Церковь Параксева Пятницы в Новгороде 12 век
Софийский собор в Новгороде
Новгородские летописи
Берестяные грамоты
Проблемный вопрос:
Почему в Новгородской земле, в отличие от других русских земель, сложилась республиканская система управления?
Подведение итогов урока
Покажите на карте границы Новгородской земли, основные торговые пути, идущие через Новгород 2. Назовите основные занятия населения Новгородской республики
3. Закончите мысль: Верховной властью в Новгороде обладало …
Высшим должностным лицом в Новгороде был …
Выберите из словосочетаний те, которые характеризуют Новгородское государство
А) основное занятие населения – земледелие
Б) малое плодородие почвы и суровые климатические условия
В) реальная власть принадлежит боярству и купечеству
Г) широкое развитие промыслов: солеварение, производство железа, рыболовство, охота
Д) неограниченная власть князя
Е) активная торговля с другими государствами
Ж) борьба за главенство на Руси и овладение Киевом
З) особое государственное устройство
Рефлексия
1.Что я узнал сегодня на уроке?
2. Какие вопросы показались вам наиболее интересными?
Наименее?
Домашнее задание:
Прочитать п.14
Выучить понятия: артель, республика
Выполнить задания 2-4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с.122 учебника