При изучении темы "Феодальная раздробленность" особое место занимает изучение отдельных княжеств, в особенности Новгородская земля. Учащиеся совместо с учителем создали презентацию к уроку "Господин Великий Новгород". В презентации представлены: устройство Новгородской феодальной республики, к которой дети готовят сообщения, о том, кто такие посадник, тысяцкий, архиепископ, какую фунцию выполнял князь. Высшим должностным лицом был посадник. Он избирался из местных бояр, ведал новгородскими землями, возглавлял суд, руководил внешней политикой. Тысяцкий осуществлял контроль за налоговой системой, ведал торговым судом и возглавлял в походах народное ополчение. Архиепископ или владыка хранил казну Новгорода, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой. Особое внимание обращет учитель на деятельность Новгородского вече: кто мог участвовать, какие вопросы решали, как часто собиралось. символом народовластия был вечевой колокол. удары которого оповещали все население и созыве веча. Народное собрание решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало князя. На вече избирали новгородского архимандрида, который возглавлял все черное духовенство и был независим от владыки. Дети узнают о совете господ и зачем существовал такой орган управления. Отдельными сообщениями пополняется слайд о новгородских боярах, купцах, ремесленниках. Учитель знакомит обучающихся с торговлей и торговыми связями Новгорода. Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Более того, древнерусская культура получила новые источники для своего развития. появились местные культурные центры. В них стали складываться собственные культурные традиции. В культуре Новгорода появились черты, соответсвующие духу вечевых порядков и высокой активности городского населения. Затем учитель знакомит обучающихся с достопримечательностями Древнего Новгорода, особенно с его архитектурой. Группа детей получает опережающее задание: подготовить экскурсию по храму Святой Софии. Дети рассказывают об истории создания храма, о его внешнем и внутреннем убранстве, о том, почему площадь перед храмом называлась София. Другая группа детей знакомит с монастырями, расположенными на территории Древнего Новгорода: Духов монастырь, Никольский монастырь, Зверин монастырь.