kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории Древнего мира на тему "Греки и критяне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:   

  1. Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции.
  2. Раскрыть красоту и образность мифов Древней Греции.
  3. Развитие интереа к предмету, познавательной активности.
  4. Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать условия разных стран.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории Древнего мира на тему "Греки и критяне"»



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции.

  2. Раскрыть красоту и образность мифов Древней Греции.

  3. Развитие интереа к предмету, познавательной активности.

  4. Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать условия разных стран.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

  • беседа

  • работа с текстом учебника

  • постановка проблемного задания

  • описание

  • рассказ


ОБОРУДОВАНИЕ

  • карта “Древнейшая Греция. II тыс. до н.э.”;

  • кроссворд “В Древнем Китае”

  • иллюстрации к мифам;

  • конспект урока

  • рабочие тетради

  • задания


ХОД УРОКА:


1. Организационный момент


2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древний Китай»


  • Работа класса с кроссвордом на тему «В Древнем Китае» (кроссворд находится на доске, классу задаются вопросы, учитель ответы заносит в клетки)

Задание: Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя знаменитого китайского мудреца!

Вопросы:

1. Тонкая, воздушня ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам. (шелк)

2. Изобретенный в Китае прибор, помогающий не заблудиться в далеких путешествиях. (компас)

3. Река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство. (Хуанхэ)

4. То, что учтивый китаец снимал сног при входе в дом. (туфли)

5. Материал для письма, изобретенный в Китае. (бумага)

6. Одна из двух главных рек Китая. (Янцзы)

7. Одно из китайских государст, правитель которого объединил весь Китай под своей властью (221 г. до н. э.). (Цинь)

8. Изобретенный в Китае напиток, прогоняющий усталость. (чай)


Кроссворд «В Древнем Китае»


1.


3.







2.


4.


6.


8.





5.


7.












































  • Работа с классом «Узнай страну по картинкам!» (учитель по-очереди показывает карточки, на которых наклеены картинки, по ним учащиеся должны узнать о какой стране идет речь) Приложение


3. Переход к изучению новой темы

Сегодня на уроке мы познакомимся с историей древней страны – Древнейшей Грецией. Основные вопросы, которые будем рассматривать отражены в плане урока.

План урока:

1. Природа и местоположение Древней Греции и о. Крит.

2. Миф о Тесее и Минотавре.

3. Миф о Дедале и Икаре.

4. Гибель Критского царства.

4. Изучение новой темы

На доске: тема урока, план урока, новые слова — Балканский полуостров, о. Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины, лабиринт, световые колодцы; имена — Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал, Икар, Тесей, Эгей.

Рассказ учителя:

Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Древние греки называли свою страну Элладой, а себя — эллинами. (Греками их называли римляне, историю которых мы будем изучать позже). Значительную часть Греции покрывают крутые и обрывистые горы. Они делят Грецию на изолированные друг от друга области. Больших и полноводных рек в Греции нет. Со всех сторон, кроме северной, ее омывают моря — Ионическое море, Эгейское море. На морях много островов, самый крупный из них — остров Крит.

Берега Балканского полуострова гористые, сильно изрезанные. Балканские горы делят страну на три большие области: Северную, Среднюю и Южную. В море водится разнообразная рыба и съедобные моллюски. Земли пригодной под пашню, в Греции немного. Лето здесь жаркое и засушливое, а зима прохладная, без снега, но с частыми бурями. Почти все греческие города стоят у моря. В те далекие времена в Греции существовали независимые города Микены (древняя столица), Тиринф, Пилос, Афины (современная столица).

Подобно египтянам и вавилонянам древние греки верили в разных богов, но изображали их в виде людей. Греки придумали много интересных мифов (легенд) о своих богах, в которых они ведут себя совсем как люди: испытывают те же чувства, совершают такие же поступки.

Изучая древнегреческие мифы, мы попытаемся понять, что является вымыслом, а что — реальностью, то есть попробуем использовать их как исторический источник.

Миф - это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. Одним из самых известных мифов, посвященных острову Крит был Миф о Тесее и Минотавре.

В этом мифе рассказывается, что Афины вынуждены были платить дань могущественному царю острова Крит — Миносу. Каждые 9 лет жители Афин посылали на Крит 7 девушек и 7 юношей. Там их пожирал Минотавр — чудовище, имевшее туловище человека и голову быка.

Подоспел срок посылать дань в третий раз. - Афиняне! - обратился к согражданам седой Эгей, царь Афин. - Решайте жребием, кому из ваших детей суждено погибнуть! Люди стали негодовать на то, что собственный сын Эгея избавлен от жеребьевки и потому царь равнодушен к их бедам. Слыша эти упреки, царский сын Тесей не мог оставаться безучастным.

- Я поеду на Крит добровольно. Да помогут мне боги одолеть Минотавра! Вместе с теми, кому выпал жребий, Тесей взошел на корабль под черным парусом. Эгей напутствовал сына: - Если останешься жив, замени черный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе.

Через несколько дней афинский корабль вошел в гавань Крита. Где-то там, на этом острове, находился Лабиринт — большое здание со множеством запутанных ходов и помещений (стр. 112 в учебнике). Человек, попавший в Лабиринт, не мог выбраться из него без посторонней помощи. В Лабиринте жил свирепый Минотавр.

Чужеземцев привили во дворец царя Миноса. Красота Тесея тронула сердце царской дочери Ариадны. Как ей спасти афинского юношу? Девушка обратилась за помощью к строителю Лабиринта — знаменитому мастеру Дедалу, который сам был родом из Афин. По его совету Ариадна тайно принесла Тесею меч и клубок ниток. - Привяжи нить у входа, - сказала она Тесею, - и, углубляясь в Лабиринт, разматывай клубок. По этой нити найдешь обратный путь.

Содрогаясь от ужаса, афинские юноши и девушки шли по извилистым ходам Лабиринта. Вдруг с грозным ревом явилось чудовище, острыми рогами готовилось оно пронзить Тесея. Внезапно Минотавр прыгнул, и вопль ужаса огласил своды Лабиринта. Казалось, Тесей погиб... Но герой не был даже ранен. Одной рукой он схватил Минотавра за рог, другой нанес ему удар мечом прямо в сердце.

По нити Ариадны вывел Тесей своих спутников из Лабиринта. Взяв с собой царскую дочь, греки отправились в обратный путь. Они так ликовали и радовались, что Тесей забыл просьбу старого отца... А между тем царь Эгей подолгу стоял на крутом берегу, вглядываясь в морские дали. И вот показался корабль. - Афиняне! - закричал он. - Я узнаю корабль, но не могу различить цвет паруса. - Мужайся, царь, - был ответ, - парус остался черным.

Решив, что сын погиб, Эгей бросился с обрыва в бурлящие волны и разбился насмерть. С тех пор это море называют Эгейским (можно показать на карте).

Вопросы к классу:

1) Что сказочного в Мифе о Тесее и Минотавре? (чудовище Минотавр, имевшее голову быка и тело человека, происхождение названия Эгейского моря)

2) Что могло соответствовать исторической действительности? (наличие государств в то время, т. к. есть упоминание слов «цари», «дань, существование городов, дворцов, искусным мастеров, развитие мореплавания, строительство кораблей)

В продолжении Мифа о Тесее и Минотавре существует другой древнегреческий Миф о Дедале и Икаре.

В этом мифе рассказывается, что царь Минос догадался, кто помог бежать Ариадне и Тесею: - Ты предал меня, Дедал, и будешь казнен! А тайком не уплывешь: береговая стража надежна!

Дедал тотчас разыскал своего сына Икара: - Царь угрожает расправой! - Мы погибли, отец, путей к спасению нет: суша и море принадлежит Миносу!

- Ты забыл про воздух, сын мой! - ответил Дедал и сразу же приступил к работе. Из перьев, ниток и воска сделал он для себя и Икара огромные крылья. А когда все было готово к полету, старый мастер предостерег сына:

- Мы полетим между морем и небом. Не спускайся к воде, Икар, соленые брызги намочат крылья. И к солнцу не приближайся: его лучи растопят воск, скрепляющий перья.

Взлетели они подобно птицам. И вот уже далеко позади царство жестокого Миноса. Увлеченный полетом Икар забыл совет отца и взвился высоко к солнцу. Растаял воск, и разлетелись перья, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремительно стал он падать вниз...

- Икар мой, где ты, Икар?! - кричал обезумевший отец. Но ответа не было. Только перья покачивались на волнах.

Вопрос к классу:

1) Ребята, чему нас учит этот миф? (этот миф учит нас тому, что непослушание детей приводит к трагическим последствиям. Икар ослушался отца, в результате чего погиб)

100 лет назад, ребята, археологи начали раскопки на острове Крит. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец. Как и сказочный Лабиринт, дворец имел сотни помещений, коридоров, летничных подъемов и спусков. Окон же было немного: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы — отверстия в крыше (стр. 114 в учебнике). Это спасало от изнуряющей жары летом и холодных ветров зимой. Стены дворца художники украшали росписями.

Крит находился на пересечении морских путей и поэтому критяне, жители острова, славились как отважные мореходы. Но в 15 веке до н. э. на острове Фера к северу от Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит. Многие постройки на нем были разрушены, население спасалось бегством. После катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки.

5. Работа со словарем

Ребята, какие новые слова и имена вам сегодня встретились на уроке?

Минос — царь острова Крит.

Ариадна — дочь царя Миноса.

Эгей — царь Афин.

Тесей — сын Эгея.

Дедал — мастер Лабиринта.

Икар — сын Дедала.

Минотавр — чудовище с телом человека и головой быка.

Лабиринт — большое здание со множеством запутанных ходов и помещений.

Микены, Тиринф, Пилос, Афины — города Древней Греции.

Световые колодцы — отверстия в крыше.


6. Закрепление нового материала


  • Фронтальный опрос

1) Как называется государство, которое располагается на юге Балканского полуострова? (Греция)

2) Назовите независимые города Греции! Покажите их на карте! (Микены, Тиринф, Пилос, Афины)

3) Какими морями омывается Греция? (Эгейским и Ионическим)

4) Как называется самый крупный остров Греции? (остров Крит)

4) Как звали царя острова Крит? (Минос)

5) Как звали царя Афин? (Эгей)

6) Как звали юношу, который одержал победу над Минотавром? (Тесей)

7) Кто помог Тесею выбраться из Лабиринта? (Дедал)

8) Как звали возлюбленную Тесея? (Ариадна)

9) Как звали юношу, сына Дедала? (Икар)

10) После какого момента греки стали заселять обезлюдивший остров Крит?

(после землятресение и извержения вулкана на острове Фера)


  • Работа с классом «Кто из героев мифов мог бы сказать следующие слова?»

  1. Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица... Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо! (Дедал)

  2. Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб... Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу! (Эгей)

  3. Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло! (Тесей)

  4. Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков! (Дедал)

  5. Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Пусть виновный будет казнен! (Минос)

  6. О, знаменитый мастер! Я полюбила юношу, но он в опасности! Я прошу тебя ему помочь, ведь только ты знаешь как выбраться из Лабиринта! (Ариадна)


Наш урок, ребята, подходит к концу. Достаньте дневники и запишите домашнее задание.


7. Домашнее задание

1) §24 – читать, пересказывать;

2) ответить устно на вопросы после §24 — стр. 116;

3) задание №1, №2, №3 в рабочей тетради, выпуск 2.

4) выучить исторические имена и термины


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок по истории Древнего мира на тему "Греки и критяне"

Автор: Захарова Татьяна Владимировна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261593

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "План-конспект урока по истории  Древнего мира на тему:"Греки и критяне"."
    ["seo_title"] => string(76) "plan-konspiekt-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-na-tiemu-grieki-i-kritianie"
    ["file_id"] => string(6) "271935"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451842158"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект  урока по истории  Древнего мира на тему:"Греки и критяне"."
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-na-tiemu-grieki-i-kritianie"
    ["file_id"] => string(6) "271946"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451843557"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока по истории  Древнего мира на тему:"Греки и критяне"."
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-na-tiemu-grieki-i-kritianie-1"
    ["file_id"] => string(6) "271951"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451843981"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Презентация по теме "Греки и критяне""
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiia-po-tiemie-grieki-i-kritianie"
    ["file_id"] => string(6) "269426"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450813581"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему "Древнейшая Греция. Греки и критяне.""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt_uroka_na_tiemu_drievnieishaia_grietsiia_grieki_i_kritianie"
    ["file_id"] => string(6) "382055"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485005959"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства