№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов | Время |
1 | 2 | 5 | 6 | | 7 |
1 | Организационный момент | Приветствие учителем обучающихся, проверка отсутствующих. | Обучающиеся рассаживаются на свои рабочие места, настраиваются на работу | | 1 мин. |
2 | Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний, целеполагание. | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Начинается урок с просмотра видеофрагмента, изображающего церковь, слышится звон, перезвон колоколов. После просмотра задает вопрос: «Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?» Продолжает: «Вспомним пантеон богов Древнего Рима, Греции. Ребята назовите славянских богов Руси». Учитель продолжает беседу: А какое количество богов на сегодняшний момент в России? В какого Бога верят русские сейчас? А хотели бы вы узнать, как и когда произошла смена религий? Ребята ответьте: «Что означает крестик, висящий на груди у многих из вас?» Учитель вносит коррекцию в ответы, что Крещение - это таинство принятия христианской веры. Так давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Предлагайте ваши варианты? Фиксирует варианты ответов. Учитель демонстрирует слайд с темой урока: «Крещение Руси». Просит в рабочих тетрадях написать число и тему урока. Совместно с учениками составляют план. Зачем нужна новая религия? Причины принятия христианства Крещение Руси Значения принятия христианства | Учащиеся высказывают свои мнения: - о церкви, религии, христианстве, о боге и т.д. Учащиеся вспоминают и дают общее определение религии Др. Греции, Рима, Руси - язычество Отвечают: Один бог. Это - И. Христос. Да, очень хотели бы знать Ответ: То, что нас окрестили; теперь мы крещеные. Предполагаемые ответы учеников: принятие новой веры, переход от язычества к христианству, наконец, Крещение Руси. Учащиеся записывают Для пунктов планирования ученики задают вопросы: как, где, когда, зачем…? | Коммуникативные: готовность к сотрудничеству; умение полно и ясно формулировать свои мысли. Личностные: осознание своей идентичности как члена религиозной группы. Регулятивные: выдвижение гипотезы (при постановке цели урока). Познавательные: способность применять, ранее полученные знания, для связи с действительностью. | 5 мин. |
2 2.1. | Организационно-деятельностный этап Работа с документом в парах | Учитель предлагает открыть учебник и найти в тексте, при каком князе осуществилось Крещение Руси и, когда это было. Задает проблемный вопрос: «А был ли у Владимира выбор веры?» Чтобы ответить на заданный вопрос, учитель предлагает интерактивную работу в парах – ознакомиться с отрывком из текста «Повесть временных лет» (в переводе Д.С. Лихачева), ЕКЦОР Ресурс: | Отрывок из "Повести временных лет" | | (О крещении Руси) (N 111932) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/47dc9da3-a5e0-41d4-9bb5-0d5c3ef695eb/?interface=pupil обсудить в парах вопросы к источнику. Учитель ставит перед учащимся новую проблему: «Почему выбор пал на византийскую религию?» | Дети находят необходимую информацию, зачитывают верный ответ - при Владимире в 988 году, делают пометку в тетрадях. Осуществляют чтение документа, готовятся к самостоятельному выводу После обсуждения в парах вопросов в Интернет- источнике, дают ответ. Ответ учащихся: Ислам был отвергнут «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий…» и из-за запрета на спиртное, немцев …«Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой», иудаизм из - за отсутствия у евреев единого государства. Убедительны были доводы византийского священника. 1. Близость по - духу; 2. Наиболее близкие связи с Византией 3. Красота храмов 4. На Руси были первые крещенные, при чем, - близкие родственники и т.д. .."Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". | Личностные: Понимание культурного и религиозного многообразия мира; Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с соучениками; Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации. | 8 мин. |
2.2 | Коллективная работа | На слайде выдержка: При Крещении Новгорода появилась поговорка «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Учитель спрашивает: «Ребята, а почему кого - то водой, некоторых огнем, мечом?» Используя Фонд «Русский мир» «Крещение святого князя Владимира» и «Крещение Руси», ЕКЦОР, Русская история в картинках http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6c785be-8beb-4aea-876d-8cf46ac00dc9/RusskajaIstorijatxt.pdf раздел «Крещение Руси», где продемонстрированы картины художников (Л. Чулановой; В.И. Перова; Н.У. Мартынова; В. Васнецова) по теме и предлагает, после просмотра, обсудить изображенное.
Учитель добавляет информацию по процедуре Крещения в 988 году и объясняет причину смешения языческих и православных праздников. |
Работа учащихся с визуальным источником. Выделяют героев; главных героев; какие происходят действия; какие краски, тона; как изображен Владимир т.д.
Коллективно обсуждают увиденное и приходят к выводу, о том, что не все были согласны принять новую веру. | Коммуникативные: Развитие навыков к сотрудничеству в коллективной работе; Познавательные: Умение составлять описание исторических объектов художественного творчества | 6 мин. |
2.3. | Физ. минутка | Учитель ставит электронную физ. минутку для глаз. |
| | 2 мин |
2.4. | Групповая работа | Учитель условно делит учащихся на две группы (их можно назвать «язычники», «христиане») и предлагает каждой группе заполнить свой раздел в таблице, для последующего сравнения. Раздаточный материал учитель готовит заранее. Вопросы для сравнения: 1. отношение к Богу; 2. отношение к людям; 3. культура религии; 4.отношение к семье;
На слайде презентации появляются два новых слова полигамия и моногамия. Учитель предлагает открыть словарики в рабочей тетради (последние три листа) и записать определение. | Учащиеся самостоятельно заполняют раздел в таблице «Христиане»: 1.единобожие; 2.по библейским законам; 3.храмы, грамота, обряды, таинства и т.д. 4.патриархальный, укрепление брака. «Язычники» 1.многобожие; 2.«кровавая месть»; 3.идолопоклонничество, жертвоприношение; 4.деспотичный, со стороны мужчины, многоженство
Учащиеся записывают Полигамия (от греч. polys - «многочисленный» и hamit «брак»), многобрачие. Моногамия (от греч. мonos - единый и hamit - брак) - единобрачие, историческая форма брака. | Личностные: Определение своей позиции в современном мире; Познавательные: Способность к сравнительному анализу, выявлять их сходство и различие | 12 мин |
3 | Рефлексия
| Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии изображен на следующем слайде презентации Учитель предлагает заполнить кластер «Заповеди» Просит учащихся взять на заметку информацию кластера, т.к. она пригодится в 7 классе при прохождении раздела «Древняя литература» - литературные источники Вывод, совместно с учащимися: Образ христианина - образ другого человека. Христианство способствовало развитию культуры, расширению связей с Византией, грамотности; укреплению семьи; создавало единство страны. Значение принятия христианства изображены на слайде На слайде изображена схема управления православной церкви Последствия принятие православной веры. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3526afd5-1cd8-de29-ce90-0eb846c0b612/Uch_G1_p05.pdf | Ученики изображают схему кластера и заполняет ее (при необходимости, с помощью класса) Остальные дети в тетрадях Схема «грозди»: 1 я -один Бог, нет других; 2 почитай родителей; 3 не сотвори кумира; 4 не убивай; 5 не прелюбодействуй; 6 не желай добра (дома, жены) ближнего своего; 7 не произноси ложного свидетельства; 8 седьмой день - Богу, шесть – работай; 9 не кради; 10 не произноси имя Бога напрасно. Самостоятельный анализ | Личностные: Осмысление ответственного поведения в современном мире; Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации. Регулятивные: умение структурировать информацию; Овладение логическими действиями обобщения | 7 мин. |
4 | Самооценка | Критерии изображены на слайде: 1.Какое было задание? 2.Удалось ли добиться результата? 3.Сделали ли все правильно? 4. Самостоятельно или с помощью? | Самооценку осуществляют учащиеся, выполнявшие индивидуальные задание и наиболее активные учащиеся в группах | Регулятивные: Объективность в оценивании своей деятельности | 2 мин |
5 | Дифференцированное домашнее задание. | Учитель предлагает творчески- мыслящим учащимся приготовить рассказ «Владимир - креститель», а остальным выполнить задание № 3 в р/т на печатной основе. | Фиксируют д/з. | | 2мин. |
Примечание: Для составления технологической карты урока в основу были взяты основные дидактические единицы из фундаментального ядра содержания общего образования по истории: Древняя Русь. Христианство и язычество, отображены элементы знаний из кодификатора ГИА 2015 года.