Образовательная: повторить и обобщить представления о жизни народов Руси, показать особенности развития их культуры;
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гордости за историческое прошлое своей страны, гражданской ответственности за судьбу своего народа;
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, продолжать формировать умения определять цели и задачи урока, систематизировать материал при выполнении творческого задания.
Форма урока: творческая мастерская.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оформление: название урока, пословицы о быте и нравах.
Учебное пособие: История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учереждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2010
План урока.
1.Жилище и повседневная жизнь крестьян и горожан.
2.Одежда.
3. Ремесло.
Проблема: Чем отличалась жизнь сельских жителей от жизни горожан? Что повлияло на развитие славян?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Древняя Русь" »
Тема: Быт и нравы Древней Руси.
Цель урока:
Образовательная: повторить и обобщить представления о жизни народов Руси, показать особенности развития их культуры;
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гордости за историческое прошлое своей страны, гражданской ответственности за судьбу своего народа;
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, продолжать формировать умения определять цели и задачи урока, систематизировать материал при выполнении творческого задания.
Форма урока: творческая мастерская.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оформление: название урока, пословицы о быте и нравах.
Учебное пособие: История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учереждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2010
План урока.
1.Жилище и повседневная жизнь крестьян и горожан.
2.Одежда.
3. Ремесло.
Проблема: Чем отличалась жизнь сельских жителей от жизни горожан? Что повлияло на развитие славян?
Ход урок
Организационный момент.
Прослушивание и просмотр презентации.
Скажите, о ком или о чём пойдёт речь на уроке?
Ну чтобы нам совсем было понятно о чём пойдёт речь
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас чувство гордости за наших предков. Русь-матушка! Так называли нашу Родину далекие предки. История Древней Руси сказочно интересна и сегодня на уроке мы с вами еще раз вспомним далекие легендарные времена из истории нашего отечества.
Тема урока «Быт и нравы Древней Руси»
Давайте вспомним понятие быт и нравы.
Быт - повседневная жизнь людей.
Нравы - повседневные отношения между людьми.
( Цель: Правильно, мы будем говорить о жизни народов Руси, рассмотрим и вспомним особенности развития их культуры; я думаю, что наш урок поможет воспитанию гордости за историческое прошлое нашей родины.
Итак ,сегодня мы отправимся в гости к Русичам.
Но прежде, давайте вспомним некоторые факты и попытаемся правильно ответить на вопросы.
Столицей русского государства в 9-10 веках была:
А) Москва Б) Киев В) Чернигов Г) Новгород
2.Крестьян на Руси называли: А) шелом Б) жито В) смерд Г) воевода
3. Религия у древних славян была: А) языческая Б) ислам В) буддизм
4. Русская фамилия Бортников произошла от занятий славян в 1 тыс. н. э.: А) торговлей Б) сбором меда
В) земледелием Г) охотой
5. На Руси гостем называли: А) родственника Б) соседа В) купца
Готовясь к сегодняшнему уроку, вы ребята приготовили индивидуальные сообщения о наших предках. Сейчас вы будете делится выполненным заданием, а все остальные внимательно слушать.
Жилище крестьян и горожан. (сообщение)
Учитель. Что касается повседневной жизни людей Древней Руси, расскажет …(сообщение)
(Сравнить слои населения.)
Задание. В сценке будут отражены особенности русского костюма.
Древнерусская изба и семья.
Действующие лица: мать прядет, отец одевается, дочь у зеркала прихорашивается. Все собираются в церковь.
Дочка. – Батя, а почему рубаха у вас такая длинная?
Отец. – Так положено. Я ее сейчас кушаком подвяжу, и все будет нормально.
Продолжает наматывать на ноги онучи.
Дочь. – Батя, а что это вы за тряпки на ноги мотаете?
Отец. – Это не тряпки, а онучи называются. Сейчас вот сверху сапоги надену, штаны в них заправлю и все.
Дочь. – Ой, батя, а сапоги-то чтоль на одну ногу?! Надо ж на разные.
Отец. – Ничего ты, глупая не понимаешь! Так положено, вот разношу и все будет нормально!
Мать. – Ты чего к отцу-то привязалась? Что да как?!
Дочь. – Маманя, а вы долго прясть собираетесь? В церковь идти надо, служба уж скоро.
Мать. – Сейчас закончу. Начинает убирать возле прялки. Снимает обручи с рукавов рубахи.
- Надо рукава распустить, а то случай-то торжественный и поневу поправить.
Надевает на голову полотенце и приговаривает:
- Голову-то надо покрыть, а ты как не замужем можешь идти без повоя, «простоволосой».
Дочь. – А вы повой-то хорошо повяжите, а то ненароком сдерет кто с головы, пойдете опозоренной.
Мать. – Сдерет, так штрафом, знаешь каким будет наказан!
Отец. – Ну, что. Скоро вы, чтоль или нет? Идти уже надо!
Уходят.
Каковы Особенности древнерусского костюма? Назовите какие слова вы запомнили ?
Кушак – пояс. Онучи – тряпки, которые наматывали на ноги перед тем, как надеть обувь.
Ребята здесь разложены предметы, которые существовали в Древней Руси. Посмотрите так ли это? Подойдите и выберите.
А здесь лежат продукты, которыми питались на Руси. Давайте посмотрим и выберем.
До наших дней дошли многие выражения с Древней Руси ,которые мы используем в нашей речи. Давайте вспомним , как они появились и что означают.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Зарубить себе на носу.
Мотать на ус.
Не из робкого десятка.
Точить лясы.
Язык до Киева доведёт.
пословицы «Проще пареной репы» Что она означает сегодня?
задание. Русская загадка.
И копали меня, и крутили меня,
На пожаре я был, на базаре я был,
А как молод был – все людей кормил.
Упаду-кости вокруг разлетаются,
Но собаки к костям не кидаются.
Ответ – глиняный горшок
Отгадайте, что это…
- это может быть в рыболовной сети,
- это нужно грибнику и ягоднику,
- это используют турист и охотник, сельские домохозяйки,
- это немало рассказало нам о жизни древнего Новгорода.
Ответ – береста: из нее делают поплавки для рыболовной сети, туристы и охотники используют для костра, грибники и ягодники плетут корзины, домохозяйки разжигают печи, в Новгороде находят берестяные грамоты.
А на Руси развлекались? Развлечение знати и простого люда. Какие игры дошли до наших дней.
И последние задание (для гостей) Вы должны будите угадать, что находиться в этом ящике, а я Вам немного подскажу.
- Этот напиток пили в древности, ведь чая тогда они не знали. Происходит от слова кысати, что означает «киснуть». Первоначально считался «кислым напитком». Напиток похожий на него, впервые был приготовлен 8 тыс. лет назад в Древнем Египте. Впервые этот напиток упоминается в русских летописях, а с XIV в. он становится распространенным напитком. Этот напиток приготавливается на воде из хлеба с солодом, а также их ягод, фруктов. (квас)
Подведение итогов.
Итак. Мы много повторили по сегодняшней теме. И можем сделать вывод: « Формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой этого периода стало возникновение существенной разницы между образом жизни знати и основной массы населения. Быт и нравы жителей древней Руси определялись их занятиями и социальным положением. Ну, а мне осталось поблагодарить вас за хорошую работу на уроке.
-выставляются оценки ( Учитель читает финальное стихотворение) Времена теперь другие, Как и мысли, и дела. Далеко ушла Россия От страны, какой была. Умный, сильный наш народ Свою землю бережёт. А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава нашей стороне!