Тема: Образование Казахского ханства. Цель урока: Продолжить изучение условий и причин образования Казахского ханства, раскрыть значение этого события для решения исторической судьбы казахского народа. Задачи: 1.На основе работы с текстом выделить этапы образования Казахского ханства. В ходе анализа доказать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, а благодаря добровольному объединению разрозненных казахских племён. 2.Развивать навыки самостоятельной работы, аналитической деятельности, систематизации и обобщения изучаемого материала 3.Воспитывать интерес к изучению истории казахского народа, любовь и гордость за героическое прошлое Родины . Приемы и методы: стратегии ТКМЧП ( ассоциация, понятийное колесо, фишбоун-рыбная кость, лови ошибку, тонкие и толстые вопросы) Оборудование: Презентация к уроку, карта, портреты ханов, постеры. Ход урока: 1. Организация класса. 2.Стадия вызова. Президент, 550 лет. Брифинг. Празднование. Сегодня на уроке мы узнаем, как происходил процесс становления государственности казахского народа. 3.Осмысление. Презентация «Образование Казахского ханства» 3.1. Понятийное колесо. Ключевое слово –казахские племена Индивидуально -записать племена, которые стали основой казахского народа. В парах- обменяться мнениями. В группах- ключевое слово «казахские племена», составить «понятийное колесо»,записать названия племен по алфавиту (аргыны,жалаиры,канлы,карлуки,кереи,кипчаки, конраты,мангыты,найманы,уйсуни) 3.2. «Лови ошибку» Учащиеся находят ошибки в следующих утверждениях: ---Жители Могулистана назывались узбеками, ---Население Ногайской орды—мангыты.+ ----Население ханства Абулхаира—моголы ---- Монгольское нашествие способствовало формированию казахской народности -----Племена находились на разных ханствах и поэтому у них были различными обычаи , традиции и язык . ----Главную роль в этническом формировании казахского народа сыграли кипчаки. + ---Население Казахского ханства называлось казахами.+ Групповая работа. ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В КОМАНДЕ. Памятка для работы в команде. Выберите руководителя команды. Внимательно прочитайте задание, поймите, что именно нужно сделать. С помощью руководителя распределите работу, которую необходимо выполнить. Выполните задание. Всей группой с помощью руководителя подведите итоги работы. Представьте результаты работы команды. 1 группа: Предпосылки образования Казахского ханства. Назвать факторы Составить кластер кризисные явления ( Кризисные явления (Ослабление ханства Абулхаира- сокрушительное поражение от ойратов (калмыков ) в 1456-1457гг , от Уз-Темира; Вторым фактором, явилось стремление Абулхаир-хана подавить своих внутренних оппонентов. В конце 1450-х гг., мстя за смерть своего старшего сына Шах-Будаг-султана, Абулхаир-хан перебил ряд принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях. - Беспрерырывные кровопролитные войны и феодальные междоусобицы за власть. Влиятельные вожди стремились к политической независимости -Ухудшение положения народных масс т.к. нарушаются традиционные маршруты кочевок. -Усиление феодального гнета.) В народе зреет желание избавиться от господства Абулхаира . 2 группа .Причины откочевки Керея и Жанибека При работе уч-ся использовать Стратегия «Фишбоун» (рыбная кость) 3 группа. Задание: причины принятия казахских племен Есен-бугой. Работа по учебнику стр.146 (Ответы составить в виде таблицы) Союз для борьбы за власть с братом Юнусом Против Абулхаира | против тимуридов | Против ойратов | Выступление спикеров. Учащиеся самостоятельно после выступлений спикеров делают вывод. Керей и Жанибек вместе с племенами расселились в Западном Жетысу. Это произошло примерно в 1460 году. Но еще как такового государства не было. В 1462 году умирает Есен-буга. В Моголистане разразилась борьба за трон. Ойраты воспользовались ослаблением Моголистана , захватили власть. Казахские племена Старшего жуза стали откочевывть в Западное Жетысу. Керей и Жанибек тоже использовали эту ситуацию в свою пользу: они основали Казахское ханство. Первоначально оно расположилось между реками Чу и Талас. Позже оно расширится . Вот как описывает это событие Мухаммед Хайдар Дулати. (слайд ) Оценивают свою работу. 2. Историческое значение образования Казахского ханства. Керей и Жаныбек стали первыми казахскими ханами, основателями казахской государственности. Именно они стали политическими наследниками Урус-хана и продолжателями традиций Ак-Орды. Благодаря деятельности Керея и Жаныбека, во второй половине XV века в Дешти-Кыпчаке появляется этноним КАЗАХ. Казахское ханство образовалось не в процессе войн, а в результате добровольного объединения родственных племен. Современный Казахстан имеет территорию, которая была в свое время завоевана казахскими ханами. Учащиеся сравнивают свои записи с выводом учителя.Оценивают свою работу. 4.Закрепление. «Тонкие и толстые вопросы» 1группа задает «Тонкие вопросы», 2 группа – «Толстые вопросы». Заранее подготовленные одаренные дети знакомят со своими научными проектами. «Основатели Казахского ханства», «История памятника в Астане», «Их именами названа улицы столицы» (демонстрация слайда) 6. Рефлексия. -Что дал тебе урок? 7. Домашнее задание. №35, прочитать доп.литер. об основателях Казахского ханства, подготовить сообщения, по желанию эссе «Что я узнал (а) об образовании Казахского ханства?»
|