Урок истории в 5 классе по теме "Олимпийские боги"
Урок истории в 5 классе по теме "Олимпийские боги"
Тема: Олимпийские боги.
Цель урока:
Линии1-2.Картина мира в фактах и понятиях. Анализируя основные идеи о божестве, человеке, его судьбе, научить объяснять отличительные особенности религии, объединяя различные исторические факты и понятия в целостную картину мира.
Линия 3. Историческое мышление. На примере древнегреческой мифологии научить выявлять варианты причин и следствий формирования религиозных представлений древних греков. Анализируя поступки греческих богов, научить объяснять причины возникновения сомнений в справедливости их законов.
Обязательный минимум содержания: отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе)
План урока:
Постановка проблемы: почему греки часто спорили с богами?
Поиск решения проблемы:
Мифы о происхождении мира и богов.
Примерный вывод по проблеме: в мифах боги сами часто ссорились и спорили друг с другом, поэтому греки усомнились в справедливости олимпийских богов.
Мифы об отношениях богов и людей.
Примерный вывод по проблеме: боги почти не отличались от людей, хотя обладали даром бессмертия и умением творить чудеса. Им были свойственны такие же положительные и отрицательные качества, как и людям.
Мораль греческого полиса.
Примерный вывод по проблеме: в полисах изменяется мораль, которая порождает сомнения о том, что законы богов справедливы и что вообще эти боги существуют.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе по теме "Олимпийские боги" »
Разработка урока по теме «Олимпийские боги» в системе развивающего обучения «Школа 2100».
Учитель Сулейманов Хамзя Гаитгалеевич, учитель истории и обществознания МОБУ Явгильдинская СОШ Караидельского р-на РБ
Тема: Олимпийские боги.
Цель урока:
Линии1-2.Картина мира в фактах и понятиях. Анализируя основные идеи о божестве, человеке, его судьбе, научить объяснять отличительные особенности религии, объединяя различные исторические факты и понятия в целостную картину мира.
Линия 3. Историческое мышление. На примере древнегреческой мифологии научить выявлять варианты причин и следствий формирования религиозных представлений древних греков. Анализируя поступки греческих богов, научить объяснять причины возникновения сомнений в справедливости их законов.
Обязательный минимум содержания: отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе)
План урока:
Постановка проблемы: почему греки часто спорили с богами?
Поиск решения проблемы:
Мифы о происхождении мира и богов.
Примерный вывод по проблеме: в мифах боги сами часто ссорились и спорили друг с другом, поэтому греки усомнились в справедливости олимпийских богов.
Мифы об отношениях богов и людей.
Примерный вывод по проблеме: боги почти не отличались от людей, хотя обладали даром бессмертия и умением творить чудеса. Им были свойственны такие же положительные и отрицательные качества, как и людям.
Мораль греческого полиса.
Примерный вывод по проблеме: в полисах изменяется мораль, которая порождает сомнения о том, что законы богов справедливы и что вообще эти боги существуют.
Ход урока:
Актуализация знаний:
Что такое древнегреческий полис?
Каковы были особенности общественного устройства полиса? (аристократы и демос- граждане, неграждане- пришлое население, рабы)
Каковы были права и обязанности граждан полиса?
Создание проблемной ситуации.
Что такое религии?
Почему люди обращаются к богам?
Сегодня мы поговорим о религии древних греков. Давайте узнает, какой вывод сделал Антошка о том, почему многие народы почитали своих богов. Стр 145
Какое мнение высказал Антошка?
1 факт: люди почитали богов и не смели им перечить.
Какой пример привел Источниковед?
Судя по этому отрывку, что можно сказать об отношениях богов к друг другу и об отношении богов к людям? /Читают миф о Прометее: Боги спорят друг с другом, стоит ли помогать людям/
Как люди воспринимали богов? /они осмеливались спорить с богами и даже обвинять их/
Факт 2: спорили с богами.
Сравните эти два положения. Какой следует вопрос?
Проблема: Почему греки часто спорили с богами?
Мы знаем, что такое религия, какие религии существовали в Древнем мире у народов Востока, какими были ценности и правила жизни греческого полиса.
Надо узнать:
Мифы о происхождении мира и богов.
Мифы об отношениях богов и людей.
Мораль греческого полиса.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
1.Мифы о происхождении мира и богов.
Прочитать п.1 (1 абзац, стр 140)
Какие события из истории Древней Греции могли отразиться в мифах о происхождении богов? (эволюция человечества от первобытности к цивилизации. «Темные века» и новое восхождение Древней Греции на ступень цивилизации.)
Рассмотрите иллюстрацию на стр141. На какие части (царства) делили мир древние греки?
Уран-Небо: гора Олимп, где обитают все боги
Гея-Земля: Эллада, где обитают все греки
Царство теней, где властвует Аид. Души умерших либо попадают в бездну Тартара, либо оставались в забвении на острове блаженства
Сравните с картиной мира древних египтян. В чем сходство и различие? /греческие боги также олицетворяют Солнце, Небо, Землю. Непохожи тем, что по-разному называются и олицетворяют те силы природы или человеческие качества, которые необходимы для жизни и деятельности/
Давайте узнаем, какими представляли люди олимпийских богов.
Чтение текста стр 140 (2 абзац)-143.
Приведите примеры из текста, какие поступки богов, на ваш взгляд, противоречат моральным ценностям древних греков?
Почему греки часто спорили с богами?
Примерный вывод по проблеме: в мифах боги сами часто ссорились и спорили друг с другом, поэтому греки усомнились в справедливости олимпийских богов.
2.Мифы об отношениях богов и людей.
Используя текст (пункт2), распределите названия богов в группы в зависимости от того, чему они покровительствовали:
Сфера покровительства бога
Боги Древней Греции
Природные силы:
Зевс- бог грома, Аид- бог подземного царства, Гелиос-бог Солнца
Занятия:
Артемида- богиня лучница, Гефест- бог –кузнец, Гермес- вестник богов (покровитель торговли)
Афина -покровительница городов и государств, наук и ремёсел
Искусство:
Аполлон- покровитель искусств
Война:
Арес- бог войны, Афина- богиня-воительница- богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости
Человеческие качества:
Гера- богиня семьи и брака, Афродита- богиня любви и красоты, Афина- богиня мудрости, сноровки, изобретательности
Вывод: все, чем занимались сами греки, все, что происходило в их жизни, они отразили в действиях богов
Кого в Греции называли героями и чему нас учат их подвиги?
Можно ли сказать, что боги Греции были похожи на самих греков?
Примерный вывод по проблеме: боги почти не отличались от людей, хотя обладали даром бессмертия и умением творить чудеса. Им были свойственны такие же положительные и отрицательные качества, как и людям.
Мораль греческого полиса.
Мы выяснили, что греческие боги во многом были похожи на людей, хотя обладали сверхъестественными силами, но некоторые люди стали сомневаться в существовании олимпийских богов. Как вы думаете, почему? /высказывают свои предположения./
Прочитайте п.3 проверьте свои предположения.
Со временем у греков изменились представления о мире, которые порождают сомнение о том, что законы богов справедливы и вообще эти боги существуют. Поступками людей и богов правит Логос (по-гречески «слово», «закон», «правило») Это позволяет сделать вывод о том, что изменяется сама мораль общества.
Выражение решения проблемы.
Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?/греки часто спорили с богами, потому что боги древнегреческих мифов отличались от людей только бессмертием и магической силой, а в остальном они вели себя как люди, творя и добро и зло./
Как вы понимаете смысл названия темы: «космос олимпийских богов»?
Домашнее задание: Продолжить заполнение таблицы «Религии Древнего мира» стр 63 строка «Религия Древней Греции» ,ответить на вопросы перед §23