kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории " Советский Союз накануне Великой Отечественной войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирования новых ,знаний . умений и навыков направлен на развитие у учащихся умений самостоятельной работыв группах, индивидуально, получение новых знаний через использование дополнительной исторической литературы и документов,умений анализировать предложенный материал, делать выводы и умений отстаивать свою точку зрения в дискуссия ,работать над приобретением  навыков граммотной монологической речи , применять полученные знания в повседневной жизни.Урок построен на групповой форме работы с учетом дифференцированного  и индивидуального подхода к каждому ученику и классу в целом.Группы определяются учащимися самостоятельно по принципу смешанного типа .Большой объем историческогго материала считаю можно преподнести только таким методом и формой работы на уроке.В группе каждому ученику дана    возможность проявить свои способности .Урок несет в себе большой интеллектуальный и воспитательный потенциал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории " Советский Союз накануне Великой Отечественной войны" »

11



Тема урока: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны».


Цели и задачи урока:

- раскрыть причины нарастания международной напряженности;

- выделить основные задачи и направления внешней политики СССР в предвоенные годы;

- развивать познавательные умения: самостоятельно производить поиск необходимой информации в учебнике и за его пределами для формирования новых знаний;

- способствовать ориентации личности школьника на гуманистические ценности в международных отношениях.

Методы применяемые на уроке: Частично-поисковый , объяснительно-иллюстративный, исследовательский,репродуктивный.

Формы работы: парная , групповая , индивидуальная, дифференцированная.

Оборудование : карта, учебники, документы секретного договора, статьи, ватман,конспекты, опережающие задания.

Основные понятия: 1 сентября 1939 г. – начало II мировой войны.

30 ноября 1939 г. – 12 марта 1940 г. – советско-финляндская война.

« Катынская трагедия», «глейвицкая провокация»- повод к войне.


Домашнее задание: § 28 и вопросы к нему. Опережающие задания выполнить дома на следующий урок.


Подготовить сообщение по теме:

1.«Героическая оборона Брестской крепости участие в ней казахстанцев».

2.«Война в истории моей семьи».


План изучения нового материала.


1. Начало II мировой войны и Советский Союз.

2. Расширение территории СССР.

3. Война с Финляндией.

4. Советско-германские отношения накануне войны.



1. Начало II мировой войны и Советский Союз

Работа с классом: Вспомните, какое событие произошло 23 августа 1939 года?

- Объясните, почему подписание советско-германского пакта о ненападении 23 августа 1939 года называют поворотным пунктом в международных отношениях?

- Возможно ли было иное развитие событий? Почему оно не состоялось?

- В соответствии с секретными протоколами 1 сентября 1939 года Германия начала войну против Польши. (Карта).

- Какой предлог использовала Германия для нападения на Польшу?

(Вечером 31 августа 1939 года группа эсэсовцев ворвалась в здание радиостанции пограничного с Польшей немецкого города Глейвиц. Сделав перед микрофоном несколько выстрелов, они зачитали текст на польском языке, призывающий поляков к войне против Германии. Для большей убедительности здесь же было расстреляно несколько немецких уголовников, переодетых в польскую форму.

Использовав глейвицкую провокацию, как предлог для нападения части вермахта вторглись на территорию Польши).

Учитель:1 сентября 1939 года спустя всего неделю после подписания пакта произошло нападение фашистской Германии на Польшу. НАЧАЛАСЬ ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.

В ТЕТРАДЯХ: 1 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА – НАЧАЛО II МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Однако союзники Польши не оказали ей никакой реальной поддержки. На Западном фронте началась так называемая «странная война» - враги стояли друг против друга, но боевые действия не велись.

В это же время немецкие танковые колонны стремительно продвигались вглубь Польши, осуществляя план молниеносной войны. Уже 16 сентября немцы, прорвав польский фронт, вышли к Варшаве. (Карта)

17 сентября 1939 года Советские войска в соответствии с секретным протоколом вступили на территорию Польши (Западной Украины, Западной Белоруссии). Было объявлено, что главная задача заключается в освобождении земель, населенных «братскими народами» - украинцами и белорусами. Дальнейшее сопротивление Польши стало бессмысленным. 17 сентября польское правительство покинуло страну.

22 сентября 1939 года в захваченном у Польши городе Бресте состоялся Советско-германский парад. Парад советских и германских войск – один из самых малоизученных фактов II мировой войны. Споры о нем идут до сих пор.

Есть две точки зрения на этот парад:

1) Это был парад, который продемонстрировал всему миру дружбу, скрепленную кровью при взятии Польши.

2) Просто передача города Советским войскам.

Какого мнения придерживаетесь вы? ( учащиеся высказывают свою точку зрения на этот факт)

Учитель: 28 сентября 1939 года сразу после завершения военных операций в Польше Риббентроп и Молотов подписали в Москве новый договор о дружбе и границах и новые секретные протоколы, в которых Германия признавала права СССР на Литву.

- В чем суть этого договора? Был ли он необходим?

Класс разделен на 2 группы :Задание : найти и привести свои аргумента и отстоять свою точку зрения:

1 группа – «сторонники договора »- привести свои аргумента и отстоять свою точку зрения

2группа « противники договора» привести свои аргумента и отстоять свою точку зрения.


Учитель: Война – это всегда трагедия.

В ходе операций на территории Польши в советский плен попали тысячи польских военнослужащих. Фактически был захвачен весь офицерский корпус Польши. Судьба 20 тысяч человек оказалась трагической – все они были расстреляны по приказу НКВД в районе Катыни, под Тверью и др. местах. «Катыньская трагедия» - такое название получило это событие в истории II мировой войны.

Закрепление. Перечислите основные события начала II мировой войны.

-учащиеся воспроизводят , что ими усвоено на уроке по этому пункту плана –монологическими ответами.


2. Расширение территории СССР.


Учитель: Помимо части уже оккупированной Польши по договору Риббентропа - Молотова в сферу интересов СССР попали и другие территории.

-Самостоятельная работа – по 1 уч-ся от группы защищает у доски на ватмане

(Работа по учебнику: заполните таблицу из п.1, 3 параграфа 28).

- какие территории вошли в состав СССР в 1939 /40 гг.


Год

Территории

Сентябрь 1939 г.

От Польши – Западная Украина – Украинская ССР

- Западная Белоруссия – Белорусская ССР

Июль 1940 г.

Эстония, Латвия, Литва

Июнь 1940 г.

От Румынии – Бессарабия и Северная Буковина – Молдавская ССР


Какую политику проводило правительство СССР на этих территориях?

  1. Оккупация стран (нарушен суверенитет).

  2. Местные правительства свергнуты.

  3. Образованы новые правительства, во главе – коммунисты.

  4. Страны включены в состав СССР на правах союзных республик.

  5. На территории этих республик стал строиться социализм (крестьян заставляли вступать в колхозы, арестовывались и высылались в лагеря тысячи представителей буржуазии).

  6. Вывод делают сами ученики учитель только констатирует правильный ответ

Вывод: мы видим, что Сталин, в соответствии с секретным протоколом начал осуществлять захват территории. Граница СССР была отодвинута на запад.


3. Война с Финляндией.


Учитель: Расширение советских территорий на Западе проходило без каких-либо вооруженных конфликтов. Иначе развивались события на Карельском перешейке.

Предложенные учителем дополнительные материалы для исследования учащимися самостоятельно на каждую группу

- Цель самостоятельной работы : найти какие недостатки были выявлены в ходе советско-финляндской войны

1. Причины войны с Финляндией.

2. Характер войны.

3. Основные события.

4. Итоги войны.


В 1943 году А.Т. Твардовский так написал о Финской войне:

«Среди большой войны жестокой,

С чего – ума не приложу, -

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый,

На той войне незнаменитой.

Забытый, маленький лежу».


В условиях обострения военно-политических отношений в Европе И.В. Сталин усилил нажим на Финляндию с целью обеспечения безопасности северо-западных подступов к Ленинграду. В соответствии с пактом Риббентропа - Молотова страна 100 озер была включена в сферу интересов СССР.

Советское правительство потребовало от Финляндии отодвинуть советско-финскую границу в районе Ленинграда на 30-35 км вглубь Карельского перешейка, пообещав территориальные уступки в других районах.

Эта проблема обсуждалась между Москвой и Хельсинки в 1938-39 гг, но все варианты советской стороны были отвергнуты финнами.

Для решительного броска вперед необходим был повод, который и был весьма оперативно организован. 26 ноября 1939 года у деревни Майнила одно из подразделений НКВД обстреляло из минометов позиции своих же войск. Далее последовало обвинение финской стороны в провокации и начало военных действий.

Советско-Финляндская война продолжалась с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года. (Показ)

30 ноября 1939 года советские войска перешли границу Финляндии. Не было сомнений, что вся операция займет не более 3-х недель, и к новому 1940 году Советская армия будет праздновать победу.

Соотношение военной техники было таким


Советская армия

Финны

Соотношение

Танки

1476

30

1: 49

Арт. оружие

2759

530

1 : 5

Самолеты

2446

118

1 : 20


Численность советских войск – 760 тыс. человек, финских войск – 325 тыс. человек.

Но только за первые 5 дней боев финны уничтожили около 80 советских танков. Но к главной оборонительной полосе – «линии Маннергейма» - им удалось подойти лишь к 10 декабря. Линия «Маннергейма» - это финские оборонительные укрепления на Карельском полуострове протяженностью до 135 км, насчитывающие десятки дотов и дзотов, сотни километров траншей, тысячи бетонных и каменных противотанковых надолбов.

Финские солдаты, грамотно обученные отличались не только железной дисциплиной, но и высоким боевым духом. Советскому солдату боевого духа тоже было не занимать, но этого явно было не достаточно.

Если говорить о личном боевом оружии, то здесь сравнение также было не в пользу красноармейцев. Большинство из них были вооружены устаревшей еще в гражданскую войну «трехлинейками» - винтовкой со скользящим затвором образца 1891 года.

Из всего имеющегося стрелкового оружия с наилучшей стороны показал себя ручной пулемет Дегтярева. Финны же были вооружены отличными скорострельными 9-милимитровыми пистолетами-пулеметами «Суоми», помимо них в достаточном количестве имелись ручные пулеметы. Финны для более эффективной маскировки обматывали свои автоматы и пулеметы марлей или бинтами, чему красноармейцы научились далеко не сразу. Финны были несравнимо лучше экипированы. В отличие от зимнего маскхалата-балахона советских солдат, финское обмундирование было раздельным – маскировочная белая куртка и штаны, обеспечивающие большую подвижность и маневренность. К тому же и куртка и штаны были сшиты из материала, не пропускающего влагу. Что касается обуви, то финские солдаты были снабжены кожаными сапогами на резиновой подошве и с мехом внутри. В 40 градусный мороз красноармейцы были одеты в становившуюся от холода «Колом» шинель, кирзовые или фетровые сапоги и буденовку, также не дававшую необходимого тепла.

Еще одним козырем финнов была лыжная подготовка, финны умели ползать по-пластунски, не снимая лыж и даже взбираться в них на деревья.

Наиболее тяжелые и кровопролитные бои развернулись на Карельском перешейке, где 7-я армия безуспешно завязла на линии финских укреплений.

11 февраля 1940 г. начался второй, заключительный этап войны. На Карельском перешейке были сосредоточены 2 армии, усиленные авиацией, артиллерийскими, танковыми и инженерными частями. После перегруппировки 7-я и 13-я армии 28 февраля перешли в наступление. Артиллерийская подготовка длилась практически без перерыва 2 часа 20 минут, в результате чего передний край финской обороны был просто сметен. Когда же в атаку двинулись советская пехота и танки, наши артиллеристы применили еще одну новинку – «огневой вал», под прикрытием которого наступали войска. И к 5 марта бои завязались на подступах к Выборгу.

12 марта 1940 года в Москве был заключен мирный договор между СССР и Финляндией, в соответствии с которым граница севернее Ленинграда отодвигалась на линию Выборг – Сортавала. К СССР отошли: Карельский перешеек, ряд островов в Финском заливе, небольшая территория с городом Куолаярви и часть полуострова Рыбачий. Советскому Союзу передавался в аренду на 30 лет полуостров Ханко с правом создания на нем военно-морской базы.

Карельский перешеек достался Советскому Союзу невероятно дорогой ценой. За 105 дней войны РККА потеряла убитыми, раненными и обмороженными около 400 тысяч человек, 597 самолетов, 650 танков. Согласно статистике среднесуточные потери РККА составили более 3500 человек. Для сравнения при обороне Сталинграда эта же цифра составила 3280 человек. Финская армия потеряла 66,5 тысяч человек убитыми и раненными

Мирный договор предусматривал обмен военнопленными. Общее количество находившихся в Финляндии советских военнопленных составило 5395 человек, в СССР 806 военнослужащих финский армии.

Пленные финны возвращались на Родину как герои, они получали ордена и награды. Но самой большой наградой было признание соотечественников их заслуг перед страной, за свободу которой они сражались и, сражаясь, попали в плен.

Увы, совсем иная участь ожидала советских военнопленных. Решением Полит бюро за подписью Сталина, предписывалось всех военнопленных в количестве 4354 человека направлять в лагеря НКВД сроком от 5 до 8 лет, а 232 расстрелять.

«Победа» эта далась нашей стране столь дорогой ценой, что лишний раз о ней не хотел вспоминать никто – ни официальные лица, ни ее участники.


Учитель: Констатация фактов после выступления учащихся, если возникнут затруднения. (в докладе наркома обороны К. Ворошилова говорится, что война с Финляндией выявила много серьезных недостатков, а именно:

1. Слабую боевую подготовку войск.

2. Недостаточное обеспечение армии автоматическим оружием, минометами, артиллерией.

3. Отсутствие дорог.

4. Плохо поставленное дело военной разведки.

5. Надежды на молниеносную войну не оправдались.

6. Репрессии 1937-1938 гг. командиров Красной Армии продемонстрировали низкие навыки управления войсками.)


- Какой вывод из этой войны о состоянии боеготовности сделали бы вы? (страна к войне не готова, нужно укреплять ее обороноспособность).

Война нанесла серьезный ущерб международному престижу Советского Союза. По решению Лиги Наций СССР был Исключен из этой организации.

Закрепление материала.

  1. Назовите даты советско-финляндской войны.

  2. Причины войны.

  3. Характер войны (захватнический).

  4. Итоги войны.

4. Советско-германские отношения накануне войны.


Учитель: Таким образом, пакт СССР и Германии о разделе Европы на сферы влияния был реализован. В центральном государственном архиве Советской армии хранится немецкая листовка 1939 года. Под лозунгом «Народ, рейх, фюрер!» проиллюстрированы планы захвата Германией ряда государств. Действительно к 1940 г. Гитлер сумел покорить:

Данию – 1 день,

Голландию – 5 дней,

Бельгию – 19 дней,

Нидерланды, Люксембург, Польшу – 35 дней,

Францию – 44 дня,

Норвегию – 63 дня. (Документ)

Проанализируйте эти данные и дайте им объяснения.


Единственной страной, которая в 1940 году сопротивлялась Гитлеру, была Англия. И Сталин, и Гитлер не сомневались, что военное столкновение Германии и СССР неизбежно. (Работа уч-ся с учебником п.4)

- Когда и в связи с чем был принят план «Барбаросса»? Что он предусматривал?

(Уч-ся: в декабре 1940 года Гитлер утвердил план нападения на СССР, получивший название «Барбаросса». Гитлер надеялся на молниеносную войну (блицкриг), который позволил бы быстро разгромить СССР. План предусматривал наступление на СССР 3-х групп армии «Север», «Центр» и «Юг». Советская страна оказалась на пороге войны).

Закрепление: в форме тестирования по группам.


Тест


  1. 23 августа 1939 года СССР и Германия:

    1. заключили договор о восстановлении дипломатических отношений;

    2. подписали договор о дружбе и границе;

    3. заключили договор о ненападении;

    4. признали существующие границы.

  2. Вторая мировая война началась:

    1. 22 июня 1939 года;

    2. 1 сентября 1939 года;

    3. 22 июня 1941 года;

    4. 1 сентября 1941 года.

  3. В 1940 году в состав СССР были включены республики:

    1. Белорусская, Украинская, Латвийская, Эстонская, Карело-Финская СССР;

    2. Бессарабская, Карело-Финская ССР, Литва, Латвия, Эстония;

    3. Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Карело-Финская ССР;

    4. Белорусская, Украинская, Латвийская, Эстонская, Карело-Финская, Молдавская ССР.

  4. СССР был исключен из Лиги Наций, так как:

    1. войска РККА взяла под свой контроль территории Западной Украины и Западной Белоруссии;

    2. СССР активно помогал народу Испании в борьбе с франкистами;

    3. СССР подписал мирное соглашение с Японией;

    4. СССР начал боевые действия на Карельском перешейке.

  5. План нападения на СССР, разработанный немецким генштабом, назывался планом:

    1. Шлиффена;

    2. «Ост»;

    3. «Барбаросса»;

    4. «Цитадель».


Выберите несколько верных утверждений:

  1. Цели войны гитлеровского рейха с СССР:

    1. установление мирового господства;

    2. уничтожение Советского государства;

    3. избавление советского народа от сталинского режима;

    4. превращение страны в сырьевой придаток;

    5. германизация всей территории СССР.

По какому принципу образованы ряды:

  1. Карельский перешеек с Выборгом, северное побережье Ладожского озера, западная часть полуострова Рыбачий и Средний, район Куолоярви.

  2. Расположите в хронологической последовательности:

    1. мирный договор с Финляндией;

    2. начало II мировой войны;

    3. договор Германии и СССР о дружбе и границе;

    4. начало советско-финляндской войны.


Ответы на тест:

  1. – 3.

  2. – 2.

  3. – 3.

  4. – 4.

  5. – 3.

  6. – 2, 4, 5

  7. Финляндская война.

  8. – 2, 3, 4, 1.

Взаимопроверка : учащиеся меняются тетрадями и по кодам правильных ответов расположенных на доске проверяют и выставляют оценки за тестовые задания.

Рефлексия : 1. Оцените свою работу в группе в листе контроля оценки деятельности

2.Понравилось ли тебе работать на уроке в группе ? Если «да», то почему если « нет» , то почему?

С каким настроением ты уходишь с урока, оцени с помощью смайлика «улыбка» , « разочарование» и прикрепи на доску .



Итог урока : 1.Анализ работы каждой группы учителем ( на что необходимо каждой группе обратить внимание при дальнейшей работе)

2.Выставление оценок за урок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок истории " Советский Союз накануне Великой Отечественной войны"

Автор: Малюжец Василий Анатольевич

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144408

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Конспект   занятия   из  цикла   «Хроника Великой Отечественной  войны  на уроках русского языка»  БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ"
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-zaniatiia-iz-tsikla-khronika-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-na-urokakh-russkogho-iazyka-briestskaia-kriepost"
    ["file_id"] => string(6) "319726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460927026"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Общешкольное мероприятие: "Начало Великой Отечественной войны"."
    ["seo_title"] => string(68) "obshchieshkolnoiemieropriiatiienachalovielikoiotiechiestviennoivoiny"
    ["file_id"] => string(6) "258985"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448624007"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "«Великая Отечественная война 1941-1945гг.» "
    ["seo_title"] => string(48) "vielikaia-otiechiestviennaia-voina-1941-1945ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "170573"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423571474"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация для урока мужества "О гражданском долге, мужестве и героизме" "
    ["seo_title"] => string(87) "priezientatsiia-dlia-uroka-muzhiestva-o-ghrazhdanskom-dolghie-muzhiestvie-i-ghieroizmie"
    ["file_id"] => string(6) "107878"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403488878"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Вторая  мировая   война 1939 -1945 г.г. часть I. "
    ["seo_title"] => string(46) "vtoraia-mirovaia-voina-1939-1945-gh-gh-chast-i"
    ["file_id"] => string(6) "129253"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415649485"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства