Разработка урока "Курс на индустриализацию Казахстана"
Разработка урока "Курс на индустриализацию Казахстана"
Урок посвящён изучению одной из страниц истории Казахстана - периоду индустриализации в Казахстане. На 45 минут урока класс стал "съёмочной площадкой", а учащиеся превратились в журналистов-исследователей. В ходе урока ученики изучили основные этапы индустриализации, выделили положительные и отрицательные стороны, работали с картой. "Сценарий" фильма был представлен в форме рабочей тетради, заполняемой в течение всего урока. В конце урока учащиеся получили "заработную плату" в виде оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сегодня мы познакомимся с одной из важной, интересной, противоречивой страницей истории нашей страны – с индустриализацией Казахстана. Слайд №1
Я постараюсь сформировать у вас представление об индустриализации в Казахстане, хочу, чтобы в процессе урока вы отработали навыки выявления причинно-следственных связей, попробовали себя в роли исследователей. Слайд №2
Наш урок будет не совсем обычным, потому что мы с вами будем участвовать в съёмках документального фильма об индустриализации в Казахстане. Я буду в роли режиссёра- постановщика, наш класс на 45 минут станет съёмочной площадкой, вы будете исполнять роли съёмочной группы и журналистов- исследователей. От вас зависит, каким будет наш фильм и понравится ли он зрителям. Для работы над съёмкой фильма вам нужен «сценарий» (фрагмент рабочей тетради), который сегодня заменит ваши тетради. По ходу «съёмки» вам предстоит заполнить его недостающей информацией. В конце «сценария» есть таблица «Запомни!», которую вам необходимо заполнять по мере необходимости.
А итоги мы подведем в конце урока.
Итак, мы начинаем съёмки первой серии. Дубль, мотор, поехали.
Первая серия. «Начало индустриализации» Слайд №3
Для начала мы выясним, что такое индустриализация – это создание крупной, технически развитой промышленности.
Решение о начале индустриализации было принято на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 года.
В Казахстане индустриализация совпала с годами первой пятилетки Слайд №4
Почему индустриализация в Казахстане началась позже и в каких условиях она проходила, предстоит выяснить вам, выполнив задание №1
Работа с «карандашом в руке» Задание №2
«Что необходимо было сделать для становления народного хозяйства?»
Индустриализация проходила в тяжелых условиях, это было вызвано насаждением командно-бюрократического метода руководства. Ваша задача: выяснить, кто такой Голощёкин и какую политику он проводил. (Заполнить схему) Задание №3
Слайд №5
Несмотря на все трудности, индустриализация в Казахстане началась, и началась с изучения естественных ресурсов. Сейчас вам необходимо выяснить какие экспедиции побывали в Казахстане, что изучали и к какому выводу пришли. Задание №4 Слайд №6
Мы удачно отсняли материал для первой серии нашего фильма. И приступаем ко второй: «Ведущие индустриальные объекты Казахстана» Слайд №7
Древняя пословица гласит «всё начинает с дороги». О том, как важны были дороги в период индустриализации, наш следующий сюжет
(прослушивание аудиозаписи) Слайд №8
Сейчас вам нужно собрать материал о строительстве Турксиба. Слайд №9
Что именно вам нужно узнать, вы поймёте из задания №5. Сделайте вывод.
В предвоенные годы сложился сырьевой регион Центрального Казахстана. Он снабжал рудой, металлом, углем промышленные предприятия Южного Алтая. Рудный Алтай как бы стыковался с индустриальным комплексом Сибири. Сложился так называемый треугольник Урал-Сибирь-Казахстан. Вам, как настоящим исследователям, предстоит поработать с картой и обозначить этот треугольник. Задание №6 Слайд №10
И мы приступаем к отбору материала для третьей, заключительной серии
нашего документального фильма «Особенности индустриализации в Казахстане»Слайд №11
(кадры кинохроники). Дайте свою оценку энтузиазму народа. Слайд №12
Казахская интеллигенция прекрасно осознавала, чем является Казахстан для Центра, и неоднократно говорила об этом. Выполните задание №7: Кому принадлежат слова «Казахстан был и остался колонией» и почему он это сказал. Задание №8Слайд№13
А сейчас обратимся к статистике. По данным 30-х годов в городах Казахстана проживало очень мало коренного населения. Ваша задача - выяснить какой % коренного населения жил в городах и с чем это связано. Сделайте выводы
Сейчас вам предстоит выписать плюсы и минусы индустриализации (заполнить таблицу) Сделайте выводы Задание №9Слайд№14
Думаю, мы собрали достаточно материала для нашего «фильма». И сейчас мы выявим самого внимательного участника «съёмочного» процесса, собравшего много нового материала (проверка заполнения таблицы)
А теперь пришло время подвести итоги урока.
Я прошу вас ответить на вопросы в конце ваших бланков (Рефлексия)
За работу над фильмом вы получите заработную плату в виде оценок.
Д/з: § 9, для сильных учащихся: составить энциклопедию по пройденной теме.
Рабочая тетрадь
ТЕМА УРОКА:Курс на индустриализацию Казахстана
Трудности накануне индустриализации
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Работа с «карандашом в руке»
- Что необходимо было сделать для становления народного хозяйства страны?
3. Заполни схему
Комплексные экспедиции в Казахстане: что изучали, и к какому выводу пришли
Академик Н.С. Курнаков _____________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Академик И.М. Губкин_______________________________________________________ ___________________________________________________________________________