Тема урока: «Природно-климатические изменения в эпоху мезолита».
Цель урока: обеспечить изучение нового материала по теме «Природно-климатические изменения в эпоху мезолита».
Задачи урока:
Образовательная:рассказать о природно-климатических изменениях в эпоху мезолита (отступление ледника, изменение флоры и фауны), изучить стоянки эпохи мезолита в Казахстане.
Воспитательная: привить интерес к истории.
Развивающаяся: формирование навыков составления таблицы.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:словесный, репродуктивный.
Оборудование, наглядность: Учебник «История Древнего Казахстана» для 6 класса, карточки с заданием, таблица «Стоянки эпохи мезолита в Казахстане».
Основные понятия и ведущие идеи:одомашнивание диких животных, окультирование некоторых растений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок истории Древнего мира - 6 класс »
Поурочный план
Предмет: История Древнего Казахстана.
Класс: «6»
Дата урока: __________
Урок № « ».
Тема урока: «Природно-климатические изменения в эпоху мезолита».
Цель урока: обеспечить изучение нового материала по теме «Природно-климатические изменения в эпоху мезолита».
Задачи урока:
Образовательная: рассказать о природно-климатических изменениях в эпоху мезолита (отступление ледника, изменение флоры и фауны), изучить стоянки эпохи мезолита в Казахстане.
Воспитательная: привить интерес к истории.
Развивающаяся: формирование навыков составления таблицы.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:словесный, репродуктивный.
Оборудование, наглядность: Учебник «История Древнего Казахстана» для 6 класса, карточки с заданием, таблица «Стоянки эпохи мезолита в Казахстане».
Основные понятия и ведущие идеи: одомашнивание диких животных, окультирование некоторых растений.
План урока
Отступление ледника, потепление, изменение флоры и фауны.
Одна часть учащихся отвечает устно, другая часть работает с карточками.
Карточка № 1. Какой период времени охватывает мезолит?
Карточка № 2. Дайте определение слову «микролит»?
Карточка № 3. Дайте определение слову «мезолит»?
Карточка № 4. Дайте определение слову «инициация»?
Карточка № 5. Перечислите особенности эпохи мезолита?
Карточка № 6. Перечислите занятия людей эпохи мезолита?
Изучение нового материала. (25 мин.).
Рассказ учителя, работа в тетрадях, с книгой, с таблицей.
1. Отступление ледника, потепление, изменения флоры и фауны. В конце палеолита и вначале мезолита произошли значительные природно-климатические изменения - ранее покрывавший поверхность земли лед, наконец, растаял; под влиянием солнца начали формироваться растения и животные современного типа; исчезли такие крупные животные, как мамонт, шерстистый носорог, а также крупные стадные животные. Раньше их было очень легко добывать, загнав в ямы и загоны. Теперь следовало научиться охотиться на осторожных и ловких, в основном одиночных животных, таких как олень, кабан. Также люди эпохи мезолита занимались собирательством и на берегах водоемов рыболовством. Собирательством занимались женщины с помощью усовершенствованных палок-копалок. Рыбу ловили корзинами и сетями, иногда ловили коллективно. В эпоху мезолита люди не жили подолгу в одном месте. Они вынуждены были менять места своего обитания, следуя за мигрировавшими животными, которые постоянно искали богатые травами пастбища. Мезолитические охотники жили по берегам рек Иртыш, Есиль (Ишим), Тобол, Торгай, Жайык (Урал). В 8 тысячелетии до н.э. на всей территории Казахстана установился благоприятный климат. Резкое потепление не требовало теперь, как ранее, строительства теплых жилищ. Процесс одомашнивания диких животных и окультирование некоторых растений - как считают ученые, начался в самом конце мезолита. Собака – является первым животным, которое приручил человек. Люди вкладывали много труда и терпения для приручения и одомашнивания диких животных. Охотники ловили маленьких козлят и ягнят, их было жалко убивать и они строили специальные загоны для молодняка, где они содержались и подрастали. Или пойманных во время облавной охоты животных держали в загонах, они приносили приплод. Таким образом, были приручены овца, коза, корова, свинья и лошадь.
2. Стоянки эпохи мезолита в Казахстане. В Казахстане археологами были хорошо исследованы мезолитические стоянки. Ввиду того, что мезолитические охотники не жили подолгу на одном месте, их жилища тоже не были постоянны. Жилища сооружали из вкопанных в землю жердей, покрыв их шкурами животных. Основания таких жилищ глубоко вкапывались в землю, а площадь их составляла 40-60 квадратных метров. На территории Казахстана найдено более 20 стоянок эпохи мезолита. Среди них Мичуринская, Явленка, Дузбай, Ерементау, Тельманская, Акимбек, Караганда, Кызылсу и др.
Таблица «Стоянки эпохи мезолита в Казахстане»
№
Основные районы
Основные памятники
1
Северный Казахстан
Мичуринская, Боголюбово, Явленка, Тельманская,
2
Центральный Казахстан
Акимбек, Караганда, Кызылсу
Закрепление материала. (5 мин.). Итак, мы сегодня прошли новую тему. Давайте обсудим такие вопросы:
В каком периоде произошли природно-климатические изменения?
Как вы понимаете процесс одомашнивания диких животных?