Конспект урока по Истории Древнего мира " Древнегреческий театр".Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием;
Развивающая: развитие умения сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи;
Воспитательная: современный театр и древнегреческий театр – школа воспитания, формирование нравственно-воспитанной личности, высоких гражданских чувств. Уважение к культурному наследию античной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок " Древнегреческий театр" »
Урок развивающего обучения « Театр в Древней Греции»
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием;
Развивающая: развитие умения сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи;
Воспитательная: современный театр и древнегреческий театр – школа воспитания, формирование нравственно-воспитанной личности, высоких гражданских чувств. Уважение к культурному наследию античной культуры.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедиааппаратура, компьютерная презентация, трагическая и комическая маски.
Ход урока:
Учитель: Калимэра, пайдэс! –Здравствуйте дети!
Калой кай агатей! Прекрасные и совершенные!
Хайрете даскалос! Здравствуйте учителя!
Как вы уже наверное догадались я вас поприветствовала на ……………языке ( греческом). А почему?
Ученики: Мы изучаем историю Древнегреческой цивилизации.
Учитель: Где находилась Древняя Греция?
Ученик: Древняя Греция находилась в Европе.
Учитель: Да. Древняя Греция одна из первых европейских цивилизаций. Задание:
Ребята, вспомните и предложите опорные слова связанные с Древней Грецией ( оливы, демократия, виноград, триеры, Олимпийские игры)
Учитель: Греция подарила нам множество изобретений, которыми мы пользуемся по сей день. Мы пользуемся буквами алфавита, пришедшего к нам из Греции, носим имена греческого происхождения, проводим Олимпийские игры – праздник силы, ловкости, азарта. На сегодняшним уроке мы с вами узнаем ещё об одном греческом изобретении. Одним из направлений искусства.
Посмотрите на доску. Это опорные слова, которые помогут вам определить, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
Слово ТЕАТР – греческого происхождения, означает место для зрелищ.
Мы до сих пор пользуемся изобретением древних греков - театром, хотя прошло уже две с половиной тысячи лет. Давно уже нет древних греков, сменились эпохи, и пали многие империи, а театр есть. Значит, это изобретение эллинов пришлось человечеству по душе.
И сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения древнегреческого театра. Сравним современный театр и театр в Древней Греции.
(Слайд 1. Тема урока: Театр в Древней Греции)
Учитель: Греки верили во многих богов. Одним из почитаемых богов у них был ДИОНИСС ( Слайд 2. Бог ДИОНИСС)
Чему и кому он покровительствовал? ( Бог виноградарства и виноделия. Покровитель виноделов). Давайте вспомним о нем.
Ученик: Театральное зрелище подарил нам ликующий бог весны, солнца, плодоносящей земли – красавец, увенчанный гроздьями винограда и листьями мирта, - Дионис.Он был сыном Зевса и фиванской царевны Семелы. Воспитанный нимфами юный бог нашел и подарил людям виноградную лозу, дарящую солнечную радость. Всюду, где ни появлялся он, вырастали цветы и плоды. “Бог веселый винограда” чувствовал себя тем счастливее, чем больше людей было с ним рядом, участвуя в плясках, пении, священном и радостном безумии любви, в вечном бурном танце жизненных сил.
Учитель: Празднества в честь Диониса проходили три раза в год: Малые Сельские Дионисии ( декабрь – январь) – поспевало молодое вино, Ленеи ( январь-февраль) отдых был у работников и Великие Городские Дионисии ( март – апрель) – перед началом весенних работ.
( СЛАЙД 3. Сцена из представлений )
Под звуки флейт и свирелей Дионисс странствует по земле с толпой сатиров. Когда они приходят в Грецию в стране начинается весна, расцветает природа, вся жизнь возраждается заново. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из листьев, разрисовывали лица или надевали маски. И вот это веселое шествие двигалось по улицам городов и останавливалось где – нибудь на площади. Сценки которые разыгрывали участники праздника – и были первыми театральными зрелищами. Запевала, ряженые – это были ? актеры, а все население города – ? зрителями.Для ежегодных представлений, стали отводить площадку, обычно у подножия холма. Зрители сидели, стояли смотрели представление.
Поскольку эти праздники были популярными и любимыми, то правитель ПИСИСТРАТ решил сделать их государственными и 27 МАРТА 534 г. до н.э. впервые установил 3-х дневные представления в праздник Дионисий. Эта дата считается ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ТЕАТРА и отмечается до сих пор в мире.
( СЛАЙД 4. 27 МАРТА - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».)
Организатором театральных состязаний являлось государство. С к.VI века до н.э. почти в каждом полисе строились специальные здания для театральных постановок, а иногда в городах было и несколько театров.
Задание: Подумайте, нет ли противоречия? Древние театры вмещали несколько тысяч зрителей. В Афинах например в театре было 17 тысяч мест, в Эпидавре – 30 тысяч. А жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры были больших размеров, чем в наши дни. (Вспомните каким было отношение греков к театральным представлениям. Часто ли они устраивались? ) Ответ: несколько раз в году; ТЕАТР был любимым зрелищем в Древней Греции).
СЛАЙД 5. ТЕАТР – любимое зрелище греков – картинка театра
Театр строился у подножия холма под открытым небом. Ряды и места зрителей располагались полукругом на склоне. 1 ряд отводился для почетных гостей. Как вы думаете для кого? Ответ: победители Олимпийских игр, стратеги, жрецы Диониса. Кресла были мраморные и назывались ТЕАТРОН - ( смотреть)
Представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца: ставили подряд несколько спектаклей. А почему не вечером как сейчас?
Ответ: - нет искусственного освещения; люди работают, а вечером отдыхают
За вход в театр брали небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины. В нём буквой (А. Б, Г) указывался один из «клиньев», на которые театр делился лестницами. В указанном на билете «клине» можно было занять любое место, начиная со второго ряда. ( слайд6 - БИЛЕТЫ )
По закону Перикла были введены « зрелищные деньги» - ФЕОРИКОН, которые раздавали бедным гражданам для посещения этих зрелищ.
Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр ещё до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью.Что касается публики – в основном это были мужчины – граждане и приезжие греки. Женщины посещали театр редко ( дом.дела). Рабы попадали в качестве слуг, сопровождающих своих господ. Хотя и в древнегреческом, и в современном театре были и есть места для « особо важных персон», главное в том, что все вместе смотрят это зрелище.т. е. театр был ОБЩЕДОСТУПНЫМ.
Невозможно даже представить, чтобы фараон и его вельможи сидели рядом с египетскими бедняками и вместе хлопали выступающим или освистывали их. Следовательно, театр - демократическое зрелище; и в древнегреческом, и в современном театре главным человеком на сцене является актер. На Древнем Востоке в разных представлениях во славу богов их участники выполняли массовые действия - вместе пели, танцевали и т.п. Никакой отдельный человек не мог приковывать к себе всеобщее внимание, вызывать восторг и поклонение, если только он не был правителем государства или главным жрецом. В Древней Греции на сцене стали раскрываться человеческие индивидуальности.
Слайд 7 Древнегреческий театр
Древнегреческий театр представлял собой открытое здание огромнейших размеров.
Давайте опишем устройство греческого театра.
Задание: Слайд 8 - 11. Рассмотрите план древнегреческого театра.
Главные части здания театра обозначены цифрами 1, 2, 3. Используя текст учебника Параграфа 39 п.2 ответьте на вопросы. Как назывались эти части? Каково назначение каждой из трёх частей? Что обозначено на плане цифрой 4? Ответы запишите.
Ответы: 1.Скене - постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации, состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами.
2.Орхестра – круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине. Место между сценой и амфитеатром ( местами для зрителей) — орхестрой; здесь помещался хор, который управлялся корифеем .
3.Места для зрителей - театрон.
4.Лестницы, разделяющие места для зрителей на клинья.
Учитель: Если бросить монету в центре орхестры, звон её будет слышен на самых задних скамьях. Здание театра имело форму огромной чаши, которая, как рупор, усиливала звуки, человеческий голос.
ФИЗМИНУТКА
К Эгейскому морю мы прилетели, Раз, два, три, четыре, Наклонились и умылись, Вот так славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе раз, это – брасс. Одной, другой – это кроль. Все, как один, плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой и отправились домой.
Хорошо ребята. Садитесь.
Но ведь здание театра это еще не театр. Это вы уже сказали в начале урока. Кто нужен, чтобы состоялось представление?
Ответ: актеры, режиссер, драматург.
Учитель: верно.
Театральные постановки проводились в форме состязания: перед началом представления выбиралось 10 судей из зрителей, которые распределяли 1,2, 3 места между тремя поэтами, тремя актерами, тремя богатыми гражданами, которые дали деньги на театральные постановки. Все участники получали награды – венки из плюща и ценные подарки ( быка, деньги). Три дня подряд афинские зрители проводили в своем театре. Каждый день они видели по пять пьес. А вечером последнего дня судьи оглашали свое решение: объявляли лучшего драматурга, лучшего хорега, лучшего актера.
А что же играли в греческом театре?
Сначала мифы про Диониса, затем и другие мифы про богов и героев. Позже писатели и поэты стали писать специальные пьесы для театра. Было два главных вида представлений – трагедии и комедии.
Вопрос: В чем разница между этими видами представлений?
Ответы детей.
Учитель: Совершенно верно.
Слайд 12,13. ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Комедии
Трагедии
Веселые и насмешливые представления ( герои не только боги, но и современники
Пьесы серьезного содержания, часто заканчивающиеся смертью главных героев или их страданиями (герои – боги, исторические деятели, персонажи греческих мифов). Почитались выше, чем комедии.
Приглашаем сюда основных участников представлений.
Хорег. Я – хорег. И без меня вы бы не увидели театрального зрелища. Я составляю хор, нанимаю учителя и флейтиста для аккомпанемента. Я предоставляю актерам свой дом для репетиций, кормлю их и шью им костюмы. Все это требует очень больших затрат и хлопот. Но зато велик и почет. Если меня судьи выберут лучшим, мне поставят памятник.
Драматург.Я – драматург. Без меня не было бы театра. Я пишу трагедии. За год мне нужно написать три трагедии и одну драму. К каждым Дионисиям я должен представить новые произведения, так как дважды одна и та же пьеса не может быть представлена.
Слайд 14
Учитель: Знаменитые трагики и комедиографы Греции — Эсхил, Софокл и Еврипид.
Эпихарм, Евполида ,Аристофана .
Выходят дети.
1 актер. Я – актер. Сначала я был один, наедине с хором. Но я мог изменять свой облик с помощью масок и костюма.
Слайд 15
2 актер. Потом появился я, чтобы помочь первому сделать разнообразнее и живее действие: уже мог возникнуть диалог не только с хором, но и между двумя актерами.
3 актер. Я пришел на орхестру последним, теперь наше трио должно было играть все трагедии и комедии, справляться с любым заданием драматургов.
1 актер. Вы хотели бы быть актером? Почему? А ведь это большой труд. Актер играет все четыре пьесы, находясь на сцене по 8-10 часов. Кроме того, зрители не видят твоего лица, а с помощью только одного голоса тяжело передать характер героя. Нужно учиться языку жестов.
Слайд 16,17
2 актер. А знаете ли вы как тяжело ходить на котурнах? А тут еще маска мешает дышать и заслоняет поле зрения. Так можно оступиться и упасть. Вот будет потеха зрителям. И не видать тогда призового места.
3 актер. Ну, это что. Бывает и хуже: если актер не понравился, то вы, зрители, свистите, щелкаете языком, стучите сандалиями, а то и вовсе оскорбляете, бросаете в нас виноградом, оливками, даже камнями.
1 актер. И все же труд актера велик и благороден. Он властвует над душами и сердцами зрителей. Он заставляет людей забыть свои проблемы и сопереживать герою.
2 актер. Так не будем терять времени и предоставляем на суд зрителя драмы. А вы определите, что это трагедия или комедия?
Слайд 18
Учитель: Эсхил “Прикованный Прометей”
Власть.
Вот мы пришли в далекий край земли, В безлюдную пустыню диких скифов. Твоя теперь обязанность, Гефест, Приказ отца исполнить – к горным кручам Вот этого злодея приковать.
Гефест.
О Власть и Сила! Воля Зевса вами Исполнена, вам дела больше нет. Но как решусь я бога, мне родного, К скале, открытой бурям, приковать?
Власть.
Вяжи скорей, а то отец увидит, Как от труда увиливаешь ты.
Гефест.
Ты видишь: вот для рук его оковы.
Власть.
Вложи в них руки, молотом могучим Ударь сильней и пригвозди к скале.
Гефест.
Ну вот, одна рука прибита прочно. Ты видишь нестерпимое для глаз.
Власть.
Я вижу: он наказан по заслугам! На ребрах пояс крепче затяни.
Гефест.
Без приказаний! Знаю сам, что нужно.
Власть.
Нет, я велю. Приказываю громко: Спустись и ноги в кольца заключи.
Гефест.
Ну что ж, готово: дело небольшое. Пойдем: опутан он железной сетью.
Власть.
Теперь дерзай и у богов кради Священный их огонь. Посмотрим, как Тебя избавят люди от мучений.
Учитель:Узнали ли вы сюжет? Какой миф лег в основу этой трагедии? Что такое трагедия? Почему это произведение мы отнесем к жанру трагедии? Автор этого произведения - Эсхил.
Учитель:Помимо трагедии в древнегреческом театре существовал еще один жанр – комедии. Что такое комедия? Давайте познакомимся с отрывком из комедии Аристофана “Облака”
Слайд 19
Сократ.
Клянусь Хаосом, Испареньем, Воздухом, Глупца такого я еще не видывал, Такого простофилю безголового: Зубря несчастных рассуждений несколько, Все позабыл он, не успевши вызубрить. Сейчас сюда его из дома вызову. Эй, Стрепсиад, иди и выноси постель!
Стрепсиад.Ой, не могу! Клопы не отпускают. Ой!
Сократ.Неси скорей и будь прилежен.
Стрепсиад. Вот принес.
Сократ.
С чего же мы приступим к изученью Тех тайн, которых раньше ты совсем не знал? С размеров, с диалогов иль с ладов,- скажи?
Стрепсиад.
По мне начнем с размеров. Вот недавно лишь Надул меня торговец на две меры ржи.
Сократ.
Не в этом дело, отвечай, какой размер, Трехмерный иль четырехмерный, любишь ты.
Стрепсиад. Я – четверик. Четыре меры полные.
Сократ. Болтаешь вздор.
Стрепсиад.
Побиться об заклад готов. В четверике четыре меры. Кончено!
Сократ.
Вот наказанье! Груб ты и невежествен! Ладами мы займемся, их усвой сперва!
Стрепсиад. А как же я ладами заработаю?
Сократ.
Научишься изяществу в общении. Лады сумеешь различать: военный лад, И плясовой, и конный, и на пальчиках.
Стрепсиад. Вот – пальчики. Этот лад давно я выучил.
Сократ. Мужик, невежда!
Стрепсиад.
Бросим это, миленький! Таким вещам учиться не хочу! Скорее кривде, кривде научи меня!
Сократ.
Сперва другому научиться должен ты. Кто из животных мужеского пола? А?
Стрепсиад.
Кто мужеского? Знаю, не сошел с ума. Козел, кобель, жеребчик, хряк, баран, ну, дрозд.
Сократ.
Вот видишь, вздор несешь ты. Ведь и самочку, Как и самца, дроздом ты называть привык.
Стрепсиад. А как же нужно?
Сократ.
Как? Да уж по-разному. Дроздыня – самка, а самец – дрозделезень.
Стрепсиад.
Дроздыня? Превосходно. Испареньями Клянусь, за это лишь одно ученье Тебе мукой наполню я корзину.
Сократ.
Стой! Ты говоришь “корзина” рода женского. Не крепче ль по-мужски сказать: “корзан”?
Стрепсиад. Корзан? Но почему ж корзан?
Сократ. Ну, как дроздан. А то как Клеоним.
Стрепсиад Как Клеоним? При чем это?
Сократ. Дроздан, корзан и Клеоним – все родственно.
Стрепсиад.
Ну нет, корзины мало для Клеонима. В корыте, в бочке месит он жратву себе. Но как же говорить теперь мне?
Сократ. Сказано. Корзан – дроздан. Корзина и дроздыня. Вот!
Стрепсиад. Горе мне! Несчастный я!
Учитель: Что высмеивал Аристофан? Почему театр в Древней Греции называли “школой для взрослых”?
Закрепление пройденного материала: Итак, сегодня мы познакомились с древнегреческим театром, его возникновением и развитием.
Что вам особенно понравилось на сегодняшнем уроке?
Поделитесь своими впечатлениями о древнегреческом театре. Что вам понравилось, а что нет? Чему вы удивились? Какие чувства у вас вызвал этот урок?
Слайд 20
Сравните современный театр и театр в Древней Греции: в чем они похожи, в чем отличаются?
Вопросы
Древнегреческий театр
Современный театр
Где происходят представления? Когда?
В особом здании под открытым небом. Только днем
В особом здании, чаще всего в закрытом. В любое время года и суток.
Как часто происходят представления?
Несколько раз в году
Постоянно
Кто может быть зрителем?
Любой, купивший билет (беднякам выдавались деньги для покупки билетов)
Любой, купивший билет
Кто играет представления?
Профессиональные актеры
Профессиональные актеры
Кто исполняет мужские и женские роли?
Мужчины
Мужчины и женщины
Какие представления устраиваются?
Трагедии и комедии
Самые разные жанры
Задание: На ваш взгляд, какова роль театра в Древней Греции и в наши дни?
Аристофан так писал о роли театра: «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых – поэты». ( слайд 21)
Театр – школа жизни. Спектакли учили, что добро обязательно побеждает зло, а честность и порядочность всегда ценятся выше коварства и предательства. Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине и готовность пожертвовать ради нее и этих идеалов своей жизнью.
А как вы думаете, какие качества в людях воспитывает современный театр (милосердие, доброту, уважение, честность, любовь к Родине)
Учитель: Безусловно, театр – один из самых таинственных видов искусства. Сейчас театральная жизнь многообразна: существуют театры одного актера, театры, где зрители сами принимают участие в постановках и являются персонажами пьесы, театры, где вообще нет актеров, а зритель наблюдает за движением различных предметов и многие другие виды театров. Но весь (почти весь) современный театральный мир вырос из Античного театра, существовавшего в Древней Греции много веков назад.