Цель - дать представление обучающимся об идейных течениях, политических партиях и движениях в России на рубеже XIX-XX вв.; познакомить учащихся с реформами П.А.Столыпина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Третьеиюньская монархия и реформы П. А. Столыпина»
Учитель:Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края
Предмет: история
Класс: 11
Тема: Третьеиюньская монархия и реформы П. А. Столыпина.
Тип урока: комбинированный
УМК по истории под ред. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т
Общие цели: дать представление обучающимся об идейных течениях, политических партиях и движениях в России на рубеже XIX-XX вв.; познакомить учащихся с реформами П.А.Столыпина.
Основные даты и события:
1906 г. - работа первой Государственной думы.
г. начало аграрных реформ П. А. Столыпина.
г. - работа второй Государственной думы.
1907 г., 3 июня новый избирательный закон.
1907 г., 3 июля окончание революции.
г., 19 июля работа третьей Государственной думы.
г. - расстрел рабочей демонстрации на Ленских приисках.
9 ноября 1906 г. - указ о выходе крестьян из общины. Начало аграрной реформы П. А. Столыпина.
19 августа 1906 г. - указ о введении военно-полевых судов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Расположите события в хронологической последовательности:
а) подписание Портсмутского мира;
б) падение Порт-Артура;
в) поражение русских поиск под Мукденом;
г) сражение па реке Шахе;
д) гибель канонерской лодки «Кореец».
Ответы: (д; г; б; в; а.)
Определите итоги и последствия революции 1905-1907 гг.:
а) отмена выкупных платежей;
б) сокращение продолжительности рабочего дня;
в) создание законосовещательной Думы;
г) провозглашение демократической республики;
д) введение демократических свобод в России;
е) отмена сословий и сословных привилегий.
Выберите правильный ответ.
Приоритетной задачей внешней политики России на Дальнем Востоке в начале XX в. было:
а) усиление влияния в Маньчжурии;
б) присоединение территории Северной Кореи;
в) заключение военного союза с Японией против Китая;
г) подписание договора об установлении границы с Китаем.
Основным результатом высшего подъема революции 1905-1907 гг. было:
а) свержение монархии;
б) установление диктатуры пролетариата;
в) ликвидация помещичьего землевладения;
г) издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка».
Идея «маленькой победоносной войны» принадлежала:
а) С. В. Зубатову;
б) С. Ю. Витте;
в) В. К. Плеве;
г) Г. А. Гапону.
Центр декабрьского вооруженного восстания в Москве (1905 г.):
а) Китай-город;
б) Бутырский вал;
в) Пресня;
г) Садовое кольцо.
Сословием в России считали:
а) казачество;
б) духовенство;
в) рабочих;
г) крестьянство;
д) буржуазию.
Проект Манифеста 17 октября 1905 г. разработал:
а) П. А. Столыпин;
б) С. Ю. Витте;
в) В. К. Плеве;
г) А. И. Путилов.
Идея «полицейского социализма» принадлежала:
а) П. А. Столыпину;
б) В. К. Плеве;
в) С. В. Зубатову;
г) Г. А. Гапону.
Изучение нового материала.
С целью актуализации полученных знаний рекомендуется организовать беседу:
Какой была политическая система Российской империи в начале XX в.?
Какой была форма правления в Российской империи в начале XX в.?
Как назывался совещательный орган при императоре?
Какой орган государственной власти назывался высшим исполнительным?
Какую роль выполнял Сенат?
Какие изменения внес в российское общество Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г.?
Какие гражданские права получило население России?
Особенности формирования политических партий России.
Одним из главных итогов революции стало появление в России политических партий. Все политические партии России в зависимости от их классовой основы делились на
пять больших групп: октябристы, кадеты, эсеры, социал-демократы, черносотенцы.
Запись таблицы Политические партии в начале XX в.
2.Периоды работы Государственных дум.
3. Третьеиюньская политическая система (1907-1914).
3 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена и опубликован новый избирательный закон. В два раза уменьшилось количество выборщиков от крестьян и рабочих, резко ограничивались избирательные права национальных меньшинств. Это событие вошло в историю как Третьеиюньский государственный переворот. С роспуском II Государственной думы Первая русская революция завершилась.
П.А.Столыпин и его политика
Завершение революции 1905-1907 гг., изменение избирательных законов, проведение последующих реформ связаны с деятельностью II. А. Столыпина. В 1906 г. П. А. Столыпин назначен председателем Совета министров. Сильный политик, убежденный сторонник монархии, он видел главные задачи России в следующем:
жесткими мерами подавить революцию;
революционному движению противопоставить правительственную программу решения главных проблем России.
Для решения первой задачи, то есть подавления революционного движения, по инициативе П. А. Столыпина в ряде регионов страны вводилось чрезвычайное положение. Фрагмент заявления П. А. Столыпина: «Где с бомбами врываются в поезда, под флагом социальной революции грабят мирных жителей, там правительство обязано поддерживать порядок, не обращая внимания на крики о реакции».
Запись в тетрадях: 19 августа 1906 г. в чрезвычайном порядке принят указ о введении военно-полевых судов. Судопроизводство могли нести офицеры, на него отводилось не более 48 часов, приговор приводился в исполнение в течение суток. Военно - полевые суды были направлены против революционеров, террористов и действовали без суда присяжных и адвокатов.
Но более важной П. А. Столыпин считал вторую задачу - проведение реформ и укрепление социальной базы существующего строя.
Реформы П. А. Столыпина.
Аграрная реформа Г1. А. Столыпина включала в себя три направления:
е направление: отмена сословных ограничений; предоставление крестьянам права покупать землю; создание специального фонда за счет части государственных и выкупаемых у помещиков земель для последующей продажи их крестьянам.
е направление: право свободного выхода крестьян из общины, с передачей их доли общинной земли в частную собственность. Поощрялось выделение земли в отруба и хутора; создать в российской деревне слой зажиточных крестьян «крестьянских хозяев», которые бы играли решающую роль и сельскохозяйственном производстве впоследствии стали бы «опорой трона».
е направление: переселенческая политика - поощрение переезда в малонаселенные районы страны. Переселенцам предоставлялась земля из государственного фонда и льготы.
Итоги правления П. А. Столыпина.
- политика П. А. Столыпина оказалась неприемлемой для самых разных политических сил;
- результаты реформ были крайне противоречивы, несмотря на определенный успех, в целом решить аграрную проблему не удалось. Сам П. А. Столыпин считал, что преодоление аграрного кризиса требует времени;
- возникли значительные социальные группы, пострадавшие в ходе реформы.
Закрепление изученного материала.
Что объединяет следующие понятия: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «кооперативы»? (Аграрная реформа П. А. Столыпина.)
Домашнее задание: § 5-6, знать новые понятия, термины, даты, события.
Подготовить сообщение «О важнейших тенденциях в развитии культуры России».