kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока истории по теме "Российское общество и реформы. П.А. Столыпин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является: рассмотреть реформу как один из путей расширения социальной опоры самодержавия и подавления революционных выступлений для укрепления третьеиюньской монархии. Данный урок предполагает исследование исторических фактов и документов, совместную деятельность учащихся и учителя для определения цели столыпинской реформы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории по теме "Российское общество и реформы. П.А. Столыпин"»

Российское общество и реформы. П.А.Столыпин.



Цель урока:

  1. Подвести учащихся к пониманию того, что столыпинская реформа стала одним из путей расширения социальной опоры самодержавия и подавления революционных выступлений с целью укрепления третьеиюньской монархии. Раскрыть основные цели, пути осуществления и последствия аграрной реформы П.А.Столыпина, роль этого человека в истории России ХХ века.

  2. Отрабатывать умения анализа исторических документов, работы со схемами, установления причинно-следственных связей между событиями и явлениями

  3. Воспитывать чувство патриотизма на примере такой личности как П.А.Столыпин.



Литература:

  • «История России ХХ век» под редакцией Ушакова.

  • «Наше Отечество» под редакцией Афанасьева.

  • Зырянов «Столыпин без легенд».

  • Кириллов, Чернова «Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIX-XX вв.».



Оборудование урока:

  1. Извлечения из писем и выступлений П.А.Столыпина

  2. Извлечения из Указа от 9 ноября 1906 г.

  3. Схема «Столыпинская аграрная реформа»

  4. Статистические данные о последствиях столыпинской реформы

  5. Видео фрагменты: «П.А.Столыпин и его реформа»

  6. Тест «Аграрная реформа Столыпина»



Тип урока:

исследовательский.













  1. Оргмомент (2 мин)



        1. Вступление в урок



Учитель:


На нашем историческом календаре – начало ХХ века. В центре внимания – история России. Главная проблема – события первой русской революции.

Прежде чем отправиться в историческое путешествие дальше, вспомним, каковы были основные причины революционных потрясений в стране.


Учащиеся:

Сохранение помещичьего землевладения, сохранение самодержавия. В разрешении этих проблем были заинтересованы практически все слои российского общества. Поэтому с первых дней революция приняла массовый и активный характер.


Учитель:

Мы с вами познакомились с первым и вторым периодами революции. Каков был главный итог революционных действий в это время? Удалось ли достичь целей?


Учащиеся:

  • Создана Дума – первый в истории России парламент. Но ее деятельность находилась под строгим контролем императора. Вскоре она была распущена.

  • Аграрный вопрос оставался нерешенным.


Учитель:

Как подобное развитие событий могло повлиять на обстановку в стране?


Учащиеся:

Новые революционные потрясения.



        1. Изучение нового материала


Естественно, что правительство никоим образом не устраивало такое развитие событий. Необходимо было срочно менять политический курс.

Действительно, правительство подготовило целую серию законопроектов, которые и стали предметом обсуждения в Думе.

Они касались широкого круга вопросов, затрагивающих практически все стороны жизни страны и нацеленных на постепенное реформирование традиционных жизненных укладов и социальных структур. Центральным среди них был острейший вопрос – аграрный.

В этот чрезвычайный момент на авансцене русской истории появляется мощная фигура П.А.Столыпина. Что это был за человек? Какова его роль в российской истории?

Об этом речь на сегодняшнем уроке. Его тема – «Продолжение модернизации П.А.Столыпина и его реформы». Запишите.

Мы остановимся на следующих вопросах:

  1. Личность П.А.Столыпина

  2. Столыпинская программа преобразований

  3. Аграрная реформа – главное детище Столыпина

  4. Роль Столыпина в российской истории

Домашнее задание: § 4 р. 1 и 4



  1. Личность П.А.Столыпина.


Учитель:

О Столыпине писали много и часто. Его личность, его деятельность были в центре общественного интереса и тогда, когда он жил и действовал, и все последующие десятилетия после его кончины. Дискуссии о П.А.Столыпине особенно обострились в конце ХХ века, в период переосмысления русской истории этого столетия. Вариации на темы того, «чего он хотел», «что он успел», «что он умел» и «что он мог» сделались чрезвычайно модными.

Давайте и мы попробуем внести свою лепту в оценку личности министра-реформатора.

Представьте себе, что нам на данный момент практически ничего неизвестно о П.А.Столыпине. В нашем распоряжении лишь отдельные отрывки из его писем и выступлений. Обратимся к первым трем.

Каким, после знакомства с ним, видится этот человек?


Учащиеся:

  1. Вера в Бога

  2. Любовь к России

  3. Консерватор-либерал, считающий главным вопросом для России аграрный, необходимость его немедленного разрешения.


Учитель:

Насколько мы правы?

1. Обратимся к видеофрагменту «П.А.Столыпин», который поможет нам поближе узнать этого человека и подняться по всем ступеням его биографии.

Далее просмотр видеосюжета.

  1. Совпала ли наша оценка личности Столыпина с оценкой авторов фильма?


Учащиеся:

Да.



Учитель:

Итак, Столыпин – человек, который не сомневается в том, что самодержавие и Россия – вещи неразрывные, и для сохранения которых можно и стоит пойти на суровые и решительные меры, отвечая на террор революции террором правительства. Но Столыпин – консерватор новой формации, понимавший, что для защиты исконных государственных начал, надлежит не только демонстрировать силу, «давить и не пущать», но и идти на серьезные изменения социальной и политической природы русского общества. Это «последний рыцарь самодержавия».



  1. Столыпинская программа преобразований.


24 августа 1906 г. Столыпин опубликовал правительственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения, с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Государственной Думы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, а реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего полного обучения, об улучшении материального положения --- учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе.

Хотя девиз премьера был прост и в тех условиях логичен: сначала успокоение, а затем перемены, Столыпин понял, что откладывать назревшие изменения невозможно и надо их осуществлять, пусть и в атмосфере еще не утихающих беспорядков. «Реформы во время революции необходимы, т.к. революцию породили недостатки внутреннего уклада. Если заняться исключительно борьбой с революцией, то в лучшем случае устраним последствия, а не причину, залечим язву, но пораженная кровь породит новые изъявления».

Но были ли в России н. ХХ в. и до Столыпина попытки реформирования?


Учащиеся:

Их предпринял С.Ю.Витте.


Учитель:

Какова была цель Витте?


Учащиеся:

Промышленная модернизация России.


Учитель:

Что же представляла собой столыпинская аграрная реформа, единственная получившая право на жизнь? Мы переходим к 3 вопросу нашего плана.



  1. Аграрная реформа – главное детище Столыпина.


Учитель:

а) Какую цель(и) преследовал аграрный проект Столыпина?

Обратимся к 4-7 пунктам извлечений из выступлений Столыпина.


После обсуждения ответов – запись в тетради:

  1. 1) Общая цель – продолжение модернизации России, выведение с/х страны на уровень европейских стандартов.

Развитие капитализма в с/х может происходить двумя путями: американским и прусским. Какой путь был в России до н. ХХ в.?

2) Экономические – изменение аграрной сферы, разрушение общины.

  1. Социально-политические:

  1. Создание слоя мелких крестьянских собственников – опоры правительства.

  2. Отвлечение от идеи отчуждения помещичьей земли

  3. Погашение революционной борьбы в деревне.


б) Пути осуществления реформы.

9 ноября 1906 г. был подписан «Указ о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», ставший краеугольным камнем столыпинской реформы. Познакомимся с его содержанием.

Его претворение в жизнь коренным образом должно было изменить облик российской деревни и порядок землепользования в ней.

Обратимся к схеме «Российская деревня до и после столыпинской реформы» и проанализируем ее.


Что представлял собой порядок землепользования в деревне до реформирования?


Учащиеся:

  1. Общинное землепользование.

  2. Чересполосица.


Учитель:

А теперь что изменилось в деревне?


Учащиеся:

  1. Общинное землепользование перестало быть единственным.

  2. Появляются отдельные крестьянские хозяйства, вобравшие в себя все участки наделенной земли.


Учитель:

Верно. Новый порядок землепользования в деревне, был закреплен в указе от 9 ноября 1906 г.

Познакомимся с его основными положениями.


Учащиеся читают текст Указа и делают выводы.


Учитель:

Таким образом, российский крестьянин получал права стать собственником своего надела, который был во временном владении, общинное землепользование разрушалось.

Разрушалось оно двумя путями: созданием отрубов и хуторов.

Что это такое? Обратимся к словарю урока.

Отруб – участок земли, получаемый в одном месте крестьянином, выходящим из общины, но остающимся жить в деревне (хозяин Б на схеме).

Хутор – обособленное крестьянское хозяйство, порвавшее с общиной все связи (хозяин А на схеме).

Для поддержания зажиточного крестьянства создавался Крестьянский банк, готовый оказать необходимую финансовую помощь.


Но могло ли введение мелких крестьянских собственников на землю решить проблему земельного голода в Центральной России?

Нет. Почему? Вы помните, что размеры земельных наделов, которые получили крестьяне после реформы 1861 года были недостаточны для обеспечения существования крестьянской семьи (2-4 дес. вместо 7-8 дес.). А дальнейший рост численности крестьянской семьи приводил к еще большему дроблению этого надела.


30 тыс. помещичьих семей – 70 млн. дес.

10, 5 млн. крестьянских дворов – 75 млн. дес.


Где же выход?

Первый, очевидный, - отчуждение помещичьего землевладения. Но это было противоестественно курсу Петра Аркадьевича, о чем говорилось выше. Столыпин предложил второй, иной путь решения проблемы аграрного голода: переселение в Сибирь, где:

  1. было много свободных земель.

Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи), денежное пособие – 200 руб. на семью, освобождение от воинской повинности. По пути следования переселенцы могли рассчитывать на медицинскую помощь и другое внимание.

  1. «Дальше едешь, тише будешь».



  1. Роль Столыпина в российской истории.


Каковы были последствия столыпинской аграрной реформы?

Существуют различные оценки реформы Столыпина. Обратимся к фактам и цифрам. Проанализируйте их:

  1. «Реформа удалась», если бы не смерть Столыпина и Первая мировая война.

  2. «Аграрная революция не состоялась», т.к. ни на одном из направлений Столыпин не достиг поставленных целей.

С чем согласиться нам?


Учитель:

Обратимся к факторам и цифрам. Проанализируйте их.


Из общины вышла только ¼ часть крестьян, на долю которых приходилось 14% земли.

  1. Как вы думаете, крестьяне каких социальных групп деревни, покидали общину?

  • богатые, бедные

  • многоземельные крестьяне, в хозяйстве которых было мало рабочих рук

  • крестьяне, жившие в городах

  1. Почему крестьяне не спешили выходить из общины и, более того, противились этому?

    • темнота и невежество?

    • страховка от капризов погоды (засушливый год – выручали низины, дождливый год - пригорки).

    • Коллективистская психология крестьянства (боязнь лишиться помощи общины в борьбе за выживание). Крестьяне рассуждали так: «Как-никак без сенокосилки проживу, а надорвусь и помру - детишек община пригреет. А на хуторе кто поможет? Куда хозяйка посудачить побежит? Деревня за три версты».

    • надежды на черный передел земли.

    • была и еще одна причина -


Учитель:

Какой вывод мы делаем из анализа этих фактов?

Таким образом, одна из главных целей реформы – создание широкого слоя крестьян-фермеров не была достигнута.

Но, может быть, удалось разрядить социальную напряженность на селе? Как вы думаете?


Учащиеся:

В деревне развиваются теперь 2 социальные войны:

  • крестьяне в целом и помещики

  • зажиточное крестьянство и бедняки


Учитель:

Какова была судьба тех крестьян, которые продали свои участки?



Учащиеся:

Они устремились в города и на окраины, становились бездомными и безработными, грозя новыми социальными потрясениями.


Таким образом, и вторая основная цель оказалась нереализованной.


Учитель:

Ну а что же удалось достичь?


Учащиеся:

  1. Процесс модернизации России ускорился.

  2. Развитие кооперации – самое яркое достижение русской экономики 1910 – 1917 гг.

  3. Годовой доход на душу сельского населения вырос за 1890 –1913 гг. с 22 рублей до 33 рублей.

  4. Освоение целинных просторов Сибири (71%).

  5. Развитие новых городов.

  6. Возникают впервые кооперации (маслоделие Сибири давало золота в 2 раза больше, чем вся сибирская золотопромышленность. В 1907 г. вывезено 3,6 млн. пудов масла на 47 млн. рублей).


Учитель:

Что такое кооперация? Обратимся вновь к «Словарю урока».


Учащиеся дают определение:

Кооперация – форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности членов кооператива или совместном производстве и сбыте сельскохозяйственной и другой продукции.


Учитель:

Петр Аркадьевич Столыпин, как было сказано ранее, был автором не только аграрной реформы. Под его руководством правительство разрабатывало и другие законопроекты. Вернемся к их содержанию и обратимся к рубрике «Другие законопроекты Столыпина».

Дайте им оценку.


Учащиеся:

  1. Они должны были привести к созданию в России правового общества.

  2. Дальнейший шаг по пути превращения Российского государства в государство буржуазного типа.

  3. Укрепление международных позиций России.


Учитель:

Однако только аграрная реформа Столыпина увидела свет, да и то оказалась незавершенной. Подумайте, почему. Вспомните условия успеха реформ. Были ли они в России в период реформ?


Учащиеся вместе с учителем:

  1. Личность реформатора. Столыпин, безусловно, - историческая личность, но...

  2. Отсутствовала поддержка общества:

  • крестьяне не хотели ехать за землей на край света, следовательно, идея «черного», т.е. революционного передела земли;

  • дворяне видели в Столыпине разрушителя «вековых традиций» и узурпатора власти.

  • рабочие не получили никаких мер по улучшению их положения, поэтому продолжали видеть в Столыпине «вешателя, душителя революции».

  • промышленные круги были недовольны правительственной политикой перекоса в сторону сельского хозяйства.

  • революционные партии – жестким курсом.

  1. Отсутствие поддержки со стороны государства:

  • Николай II не любил Столыпина.

  • Император боялся, что несмотря на монархизм Столыпина, в его будущей России самодержавие утратит свои политические и идеологические позиции.

  1. Временные сроки оказались малыми.



VI. Заключение.


Исторический шанс спасти Россию от революции «снизу» путем революции «сверху» был упущен.


Учитель:

Какова была дальнейшая судьба Столыпина?


Сообщение учащегося.


Подведение итогов урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока истории по теме "Российское общество и реформы. П.А. Столыпин"

Автор: Олейник Людмила Павловна

Дата: 15.12.2016

Номер свидетельства: 369969

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства