Разработка урока истории по теме "Российское общество и реформы. П.А. Столыпин"
Разработка урока истории по теме "Российское общество и реформы. П.А. Столыпин"
Целью данного урока является: рассмотреть реформу как один из путей расширения социальной опоры самодержавия и подавления революционных выступлений для укрепления третьеиюньской монархии. Данный урок предполагает исследование исторических фактов и документов, совместную деятельность учащихся и учителя для определения цели столыпинской реформы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории по теме "Российское общество и реформы. П.А. Столыпин"»
Российское общество и реформы. П.А.Столыпин.
Цель урока:
Подвести учащихся к пониманию того, что столыпинская реформа стала одним из путей расширения социальной опоры самодержавия и подавления революционных выступлений с целью укрепления третьеиюньской монархии. Раскрыть основные цели, пути осуществления и последствия аграрной реформы П.А.Столыпина, роль этого человека в истории России ХХ века.
Отрабатывать умения анализа исторических документов, работы со схемами, установления причинно-следственных связей между событиями и явлениями
Воспитывать чувство патриотизма на примере такой личности как П.А.Столыпин.
Литература:
«История России ХХ век» под редакцией Ушакова.
«Наше Отечество» под редакцией Афанасьева.
Зырянов «Столыпин без легенд».
Кириллов, Чернова «Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIX-XX вв.».
Оборудование урока:
Извлечения из писем и выступлений П.А.Столыпина
Извлечения из Указа от 9 ноября 1906 г.
Схема «Столыпинская аграрная реформа»
Статистические данные о последствиях столыпинской реформы
Видео фрагменты: «П.А.Столыпин и его реформа»
Тест «Аграрная реформа Столыпина»
Тип урока:
исследовательский.
Оргмомент (2 мин)
Вступление в урок
Учитель:
На нашем историческом календаре – начало ХХ века. В центре внимания – история России. Главная проблема – события первой русской революции.
Прежде чем отправиться в историческое путешествие дальше, вспомним, каковы были основные причины революционных потрясений в стране.
Учащиеся:
Сохранение помещичьего землевладения, сохранение самодержавия. В разрешении этих проблем были заинтересованы практически все слои российского общества. Поэтому с первых дней революция приняла массовый и активный характер.
Учитель:
Мы с вами познакомились с первым и вторым периодами революции. Каков был главный итог революционных действий в это время? Удалось ли достичь целей?
Учащиеся:
Создана Дума – первый в истории России парламент. Но ее деятельность находилась под строгим контролем императора. Вскоре она была распущена.
Аграрный вопрос оставался нерешенным.
Учитель:
Как подобное развитие событий могло повлиять на обстановку в стране?
Учащиеся:
Новые революционные потрясения.
Изучение нового материала
Естественно, что правительство никоим образом не устраивало такое развитие событий. Необходимо было срочно менять политический курс.
Действительно, правительство подготовило целую серию законопроектов, которые и стали предметом обсуждения в Думе.
Они касались широкого круга вопросов, затрагивающих практически все стороны жизни страны и нацеленных на постепенное реформирование традиционных жизненных укладов и социальных структур. Центральным среди них был острейший вопрос – аграрный.
В этот чрезвычайный момент на авансцене русской истории появляется мощная фигура П.А.Столыпина. Что это был за человек? Какова его роль в российской истории?
Об этом речь на сегодняшнем уроке. Его тема – «Продолжение модернизации П.А.Столыпина и его реформы». Запишите.
Мы остановимся на следующих вопросах:
Личность П.А.Столыпина
Столыпинская программа преобразований
Аграрная реформа – главное детище Столыпина
Роль Столыпина в российской истории
Домашнее задание: § 4 р. 1 и 4
Личность П.А.Столыпина.
Учитель:
О Столыпине писали много и часто. Его личность, его деятельность были в центре общественного интереса и тогда, когда он жил и действовал, и все последующие десятилетия после его кончины. Дискуссии о П.А.Столыпине особенно обострились в конце ХХ века, в период переосмысления русской истории этого столетия. Вариации на темы того, «чего он хотел», «что он успел», «что он умел» и «что он мог» сделались чрезвычайно модными.
Давайте и мы попробуем внести свою лепту в оценку личности министра-реформатора.
Представьте себе, что нам на данный момент практически ничего неизвестно о П.А.Столыпине. В нашем распоряжении лишь отдельные отрывки из его писем и выступлений. Обратимся к первым трем.
Каким, после знакомства с ним, видится этот человек?
Учащиеся:
Вера в Бога
Любовь к России
Консерватор-либерал, считающий главным вопросом для России аграрный, необходимость его немедленного разрешения.
Учитель:
Насколько мы правы?
1. Обратимся к видеофрагменту «П.А.Столыпин», который поможет нам поближе узнать этого человека и подняться по всем ступеням его биографии.
Далее просмотр видеосюжета.
Совпала ли наша оценка личности Столыпина с оценкой авторов фильма?
Учащиеся:
Да.
Учитель:
Итак, Столыпин – человек, который не сомневается в том, что самодержавие и Россия – вещи неразрывные, и для сохранения которых можно и стоит пойти на суровые и решительные меры, отвечая на террор революции террором правительства. Но Столыпин – консерватор новой формации, понимавший, что для защиты исконных государственных начал, надлежит не только демонстрировать силу, «давить и не пущать», но и идти на серьезные изменения социальной и политической природы русского общества. Это «последний рыцарь самодержавия».
Столыпинская программа преобразований.
24 августа 1906 г. Столыпин опубликовал правительственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения, с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Государственной Думы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, а реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего полного обучения, об улучшении материального положения --- учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе.
Хотя девиз премьера был прост и в тех условиях логичен: сначала успокоение, а затем перемены, Столыпин понял, что откладывать назревшие изменения невозможно и надо их осуществлять, пусть и в атмосфере еще не утихающих беспорядков. «Реформы во время революции необходимы, т.к. революцию породили недостатки внутреннего уклада. Если заняться исключительно борьбой с революцией, то в лучшем случае устраним последствия, а не причину, залечим язву, но пораженная кровь породит новые изъявления».
Но были ли в России н. ХХ в. и до Столыпина попытки реформирования?
Учащиеся:
Их предпринял С.Ю.Витте.
Учитель:
Какова была цель Витте?
Учащиеся:
Промышленная модернизация России.
Учитель:
Что же представляла собой столыпинская аграрная реформа, единственная получившая право на жизнь? Мы переходим к 3 вопросу нашего плана.
Аграрная реформа – главное детище Столыпина.
Учитель:
а) Какую цель(и) преследовал аграрный проект Столыпина?
Обратимся к 4-7 пунктам извлечений из выступлений Столыпина.
После обсуждения ответов – запись в тетради:
1) Общая цель – продолжение модернизации России, выведение с/х страны на уровень европейских стандартов.
Развитие капитализма в с/х может происходить двумя путями: американским и прусским. Какой путь был в России до н. ХХ в.?
2) Экономические – изменение аграрной сферы, разрушение общины.
Социально-политические:
Создание слоя мелких крестьянских собственников – опоры правительства.
Отвлечение от идеи отчуждения помещичьей земли
Погашение революционной борьбы в деревне.
б) Пути осуществления реформы.
9 ноября 1906 г. был подписан «Указ о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», ставший краеугольным камнем столыпинской реформы. Познакомимся с его содержанием.
Его претворение в жизнь коренным образом должно было изменить облик российской деревни и порядок землепользования в ней.
Обратимся к схеме «Российская деревня до и после столыпинской реформы» и проанализируем ее.
Что представлял собой порядок землепользования в деревне до реформирования?
Учащиеся:
Общинное землепользование.
Чересполосица.
Учитель:
А теперь что изменилось в деревне?
Учащиеся:
Общинное землепользование перестало быть единственным.
Появляются отдельные крестьянские хозяйства, вобравшие в себя все участки наделенной земли.
Учитель:
Верно. Новый порядок землепользования в деревне, был закреплен в указе от 9 ноября 1906 г.
Познакомимся с его основными положениями.
Учащиеся читают текст Указа и делают выводы.
Учитель:
Таким образом, российский крестьянин получал права стать собственником своего надела, который был во временном владении, общинное землепользование разрушалось.
Разрушалось оно двумя путями: созданием отрубов и хуторов.
Что это такое? Обратимся к словарю урока.
Отруб – участок земли, получаемый в одном месте крестьянином, выходящим из общины, но остающимся жить в деревне (хозяин Б на схеме).
Хутор – обособленное крестьянское хозяйство, порвавшее с общиной все связи (хозяин А на схеме).
Но могло ли введение мелких крестьянских собственников на землю решить проблему земельного голода в Центральной России?
Нет. Почему? Вы помните, что размеры земельных наделов, которые получили крестьяне после реформы 1861 года были недостаточны для обеспечения существования крестьянской семьи (2-4 дес. вместо 7-8 дес.). А дальнейший рост численности крестьянской семьи приводил к еще большему дроблению этого надела.
30 тыс. помещичьих семей – 70 млн. дес.
10, 5 млн. крестьянских дворов – 75 млн. дес.
Где же выход?
Первый, очевидный, - отчуждение помещичьего землевладения. Но это было противоестественно курсу Петра Аркадьевича, о чем говорилось выше. Столыпин предложил второй, иной путь решения проблемы аграрного голода: переселение в Сибирь, где:
было много свободных земель.
Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи), денежное пособие – 200 руб. на семью, освобождение от воинской повинности. По пути следования переселенцы могли рассчитывать на медицинскую помощь и другое внимание.
«Дальше едешь, тише будешь».
Роль Столыпина в российской истории.
Каковы были последствия столыпинской аграрной реформы?
Существуют различные оценки реформы Столыпина. Обратимся к фактам и цифрам. Проанализируйте их:
«Реформа удалась», если бы не смерть Столыпина и Первая мировая война.
«Аграрная революция не состоялась», т.к. ни на одном из направлений Столыпин не достиг поставленных целей.
С чем согласиться нам?
Учитель:
Обратимся к факторам и цифрам. Проанализируйте их.
Из общины вышла только ¼ часть крестьян, на долю которых приходилось 14% земли.
Как вы думаете, крестьяне каких социальных групп деревни, покидали общину?
богатые, бедные
многоземельные крестьяне, в хозяйстве которых было мало рабочих рук
крестьяне, жившие в городах
Почему крестьяне не спешили выходить из общины и, более того, противились этому?
темнота и невежество?
страховка от капризов погоды (засушливый год – выручали низины, дождливый год - пригорки).
Коллективистская психология крестьянства (боязнь лишиться помощи общины в борьбе за выживание). Крестьяне рассуждали так: «Как-никак без сенокосилки проживу, а надорвусь и помру - детишек община пригреет. А на хуторе кто поможет? Куда хозяйка посудачить побежит? Деревня за три версты».
надежды на черный передел земли.
была и еще одна причина -
Учитель:
Какой вывод мы делаем из анализа этих фактов?
Таким образом, одна из главных целей реформы – создание широкого слоя крестьян-фермеров не была достигнута.
Но, может быть, удалось разрядить социальную напряженность на селе? Как вы думаете?
Учащиеся:
В деревне развиваются теперь 2 социальные войны:
крестьяне в целом и помещики
зажиточное крестьянство и бедняки
Учитель:
Какова была судьба тех крестьян, которые продали свои участки?
Учащиеся:
Они устремились в города и на окраины, становились бездомными и безработными, грозя новыми социальными потрясениями.
Таким образом, и вторая основная цель оказалась нереализованной.
Учитель:
Ну а что же удалось достичь?
Учащиеся:
Процесс модернизации России ускорился.
Развитие кооперации – самое яркое достижение русской экономики 1910 – 1917 гг.
Годовой доход на душу сельского населения вырос за 1890 –1913 гг. с 22 рублей до 33 рублей.
Освоение целинных просторов Сибири (71%).
Развитие новых городов.
Возникают впервые кооперации (маслоделие Сибири давало золота в 2 раза больше, чем вся сибирская золотопромышленность. В 1907 г. вывезено 3,6 млн. пудов масла на 47 млн. рублей).
Учитель:
Что такое кооперация? Обратимся вновь к «Словарю урока».
Учащиеся дают определение:
Кооперация – форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности членов кооператива или совместном производстве и сбыте сельскохозяйственной и другой продукции.
Учитель:
Петр Аркадьевич Столыпин, как было сказано ранее, был автором не только аграрной реформы. Под его руководством правительство разрабатывало и другие законопроекты. Вернемся к их содержанию и обратимся к рубрике «Другие законопроекты Столыпина».
Дайте им оценку.
Учащиеся:
Они должны были привести к созданию в России правового общества.
Дальнейший шаг по пути превращения Российского государства в государство буржуазного типа.
Укрепление международных позиций России.
Учитель:
Однако только аграрная реформа Столыпина увидела свет, да и то оказалась незавершенной. Подумайте, почему. Вспомните условия успеха реформ. Были ли они в России в период реформ?