Тема: Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX века
Класс: 9 «Б»
Цели:
- углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную экскурсию в Казахстан ХIХ века;
- Задачи: знать типы жилищ казахов, их хозяйственную деятельность, отдельные обычаи, обряды, национальные традиции и праздники;
- уметь образно описывать хозяйство, быт и культура казахского народа;
- воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа.
Тип урока: урок-панорама.
Методы и приёмы: частично-поисковый, исследовательский, наглядный, практический.
Оборудование: карта Казахстана, компьютер, экран, диапроектор, слайды, выставка книг по теме.
Ход урока
1. Оргмомент.
Метод “Градусник”
Метод позволяет: составить картину эмоционального состояния учащихся.
Подготовка и проведение.
Педагог на листе бумаги (формат А3, доске) рисует контур градусника и наносит шкалу, верхние и нижние значения которой не превышают соответственно цифр “5” и “-5”.
На перемене, перед началом занятия, “Градусник” вывешивается в кабинете. Учащиеся оценивают свое эмоциональное состояние, выражают его в баллах и ставят точку возле соответствующей цифры на шкале “Градусника”. Таким образом, у педагога есть возможность увидеть картину эмоционального состояния учащихся всей учебной группы. В конце урока учащиеся снова оценивают своё эмоциональное состояние. Учитель анализирует, как изменилось настроение обучающихся.
Материальное обеспечение: бумага (формат А1), ручки, карандаши или маркеры.
На что следует обратить внимание:
- все ли учащиеся оценили свое эмоциональное состояние;
- перед проведением метода необходимо объяснить учащимся его цель и важность;
- если педагог еще не использовал “Градусник”, то диагностику лучше проводить на первых минутах занятия, показывая учащимся механизм работы.
Новая тема.
На фоне кюя Курмангазы учитель у карты Республики Казахстан читает стихи:
От Южного Урала до Алтая,
Где расцветает в яблонях весна,
Лежит страна, от солнца золотая,
раз в десять больше Англии она!
Взмах орлиного крыла тебе дан
Величаво раскинувшийся Казахстан!
Культура любого народа связана с условиями жизни людей. Каковы особенности культуры казахов первой половины ХIХ века? Сегодня мы с вами проводим урок-панораму.
Тема нашего урока: Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине ХIХ века. Слайд № 1.
Цель нашего урока-панорамы – углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную путешествие в Казахстан рассматриваемого периода. Слайд № 2
На протяжении нашего маршрута мы будем совершать остановки.
1) Первая остановка - ЖИЛИЩА КАЗАХОВ.
Казахский аул. (Закирьянов К.) – слайды № 4, 5, 6.
Стихотворение об ауле – Воронцова Василиса.
Мне видится – во-он там стоит Ковчег потопа
И выпорхнет вот-вот голубка из него,
чтоб землю оглядеть в окрестностях полёта:
Иссяк ли там Потоп и мрака торжество?
Покружит над землёй и разглядит сквозь дымку
Родную степь, аул и Казыгурт-гору.
Там девушка идёт с тюльпанами в обнимку.
И юноша-поэт поёт ей под домбру.
/Есенгали Раушанов/
Зимние и летние жилища казахов. (Ушакова К.) – слайды № 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.
Учитель. Чокан Валиханов писал: “Первое приветствие киргиз, как известно, начинается фразой: “Здоровы ли твой скот и твоё семейство?”
Действительно, скот давал казахам и продукты питания, и материал для одежды и жилища, служил им транспортом и средством обмена на предметы первой необходимости. Узнаем, чем же занимались казахи в ХIХ веке?
2) Наша вторая остановка – ЗАНЯТИЯ КАЗАХОВ.
Скотоводство. (Комаров В.) – cлайды № 15, 16,17, 18, 19, 20.
Земледелие. (Хамицевич А.) – слайды № 21, 22, 23.
Учитель. В жизни традиционного казахского общества большое место занимали праздники, спортивные игры и состязания. Праздники объединяли людей, позволяли общаться. Национальные игры и состязания воспитывали у молодёжи выносливость, выдержку, ловкость и готовность к любым физическим нагрузкам и испытаниям. Они же формировали здоровый образ жизни.
3) Третья остановка – ПРАЗДНИКИ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ.
Праздник Наурыз. (Веккер К.) – слайды № 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30.
Национальные игры. (Байгузинова Г.) – слайды № 31, 32, 33, 34, 35, 36.
Учитель.На протяжении многих веков у казахов сложились уникальные обычаи и обряды. Они играли важную роль в урегулировании межличностных, внутрисемейных и межгрупповых отношений.
4) Четвёртая остановка – ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ.
Обычаи приличия и вежливости (инсценировка – Фёдоров Н. и Михайлов В.)
Обычаи уважения старших. (Марюхина В.)
Обряды казахского народа: Тусау кесу – слайды № 37, 38. Шашу – слайды № 39, 40. (Изюмина А.)
Итак, мы закончили наше заочное путешествие в Казахстан ХIХ века. Благодарю всех за хорошее поведение в пути следования. А сейчас проверим, насколько вы были внимательны в пути.
Подведение итогов.
Игра “Верю-не верю”
Учитель зачитывает фразы, а учащиеся показывают табличку со знаком “+”, если согласны. Если не согласны, табличку не поднимают.
Казахское население в ХIХ веке жило в аулах (+).
Кроме юрт у них не было других жилищ (-).
Хозяйственная постройка, где хранили мясо и другие продукты, называлась шошола (+).
Казахи в ХIХ веке занимались только скотоводством (-).
Тебеневать – значит кочевать (-).
Для охоты использовались ловчие птицы и борзые собаки (+).
Праздник весеннего равноденствия – это Наурыз (+).
Через игры у казахов развивались физические и умственные способности (+).
Согласно обычаю уважения старших существовал культ уважения старших (+).
Обычаи и обряды казахского народа способствовали урегулированию межличностных отношений (+).
Домашнее задание. Написать творческий отчёт о путешествии.
Рефлексия.
Метод “Градусник” (на конец урока):
Данные о своём эмоциональном состоянии каждый ученик заносит цветным карандашом, в клеточку, напротив своей фамилии.
Каждый цвет обозначает разное настроение:
Красный - восторженное, радостное, активное настроение; оранжевый - радостное;
Зелёный - спокойное, ровное;
Синий - грустное, печальное; Фиолетовый - тревожное, тоскливое;
Чёрный - состояние крайней неудовлетворённости.