kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческие и обобщающие задания по истории Казахстана. 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Творческие и обобщающие задания по разделам                                        с. 2-18

1. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XVIII веке …………………………………………………………………….с. 2-5

2. Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в первой половине XIX века …………………………………………………………….с. 6-7

3. Завершение присоединения Казахстана к России ……………………….с. 8-9

4. Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX в. 
…………………………………………………………………………………с. 10-11

5. Социально-экономическое и политическое положение Казахстана во второй половине XIX века ………………………………………………………….с. 12-13

6. Общественно-политическая жизнь в Казахстане в начале XX века … с. 14-15

7. Наука, образование и Культура Казахстана в XIX – начале XX веков  с. 16-18

II. Ответы …………………………………………………………………….с. 19-22

III. «33 – игра для грамотных» (по I разделу)………………………………с. 23-26

    «33 – игра для грамотных» (по V разделу) …………………………….с. 27-28

IV. Индивидуальные и творческие задания к разделам учебника……….с. 29-32

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческие и обобщающие задания по истории Казахстана. 8 класс »

КГУ «Гимназия №1 г. Темиртау»

Чудновец Надежда Андреевна

Область применения: уроки истории Казахстана, факультативные занятия, предметные внеклассные мероприятия

Творческие, обобщающие задания по истории Казахстана 8 класс


Оглавление

I. Творческие и обобщающие задания по разделам с. 2-18


1. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XVIII веке …………………………………………………………………….с. 2-5


2. Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в первой половине XIX века ……………………………………………………………..с. 6-7


3. Завершение присоединения Казахстана к России ………………………...с. 8-9


4. Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX в.

…………………………………………………………………………………с. 10-11


5. Социально-экономическое и политическое положение Казахстана во второй половине XIX века …………………………………………………………..с. 12-13


6. Общественно-политическая жизнь в Казахстане в начале XX века … с. 14-15


7. Наука, образование и Культура Казахстана в XIX – начале XX веков с. 16-18


II. Ответы ……………………………………………………………………..с. 19-22


III. «33 – игра для грамотных» (по I разделу)………………………………с. 23-26


«33 – игра для грамотных» (по V разделу) ……………………………...с. 27-28


IV. Индивидуальные и творческие задания к разделам учебника………..с. 29-32












Творческие, обобщающие задания

по разделу I. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XVIII веке

I. Найдите лишнее, объясните, почему лишнее

1. Торе, ханы, султаны, бии.

2. Раимбек. Богенбай, Кабанбай, Сырым Датулы.

3. Шерен, Убаши, Абылай, Нуралы.

4. Домбра, кобыз, жетыген, сыбызгы.


II. Укажите признак, по которому объединены слова

1. 1710г. и 1726 г.

2. 1730, Ишпес Алакуль, Абулхаир

3. Анна Иоанновна, Тевкелев, Абулхаир, Майтобе

4. Есим, Нуралы, Айшуак.

5. Айып, кун, дуре


III. Подберите русский вариант


Казахский вариант

Русский вариант

1. қара сұйеқ

2. Ақ сұйеқ

3. Кул

4. Келте ханы

5. Ата жау

6. «Ақтабан шұбырынды»

7. Калмак кырылған

8. «Шанды жорык»

9. Коктемир

10. Ас

11. Жоктау

12. Ат - шекпен

13. «Дат, таксыр!»

1. «Пыльный поход»

2. Раб

3. Поминки

4. Белая кость

5. Причитания

6. «Коня-шубу»

7. Черная кость

8. Мелкие ханы

9. «Выслушай, господин».

10. Враг моих предков

11. «Годы Великого бедствия»

12. Движение Невидимки

13. Место гибели калмыков




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13






















Раздел I. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XVIII веке


IV. Укажите верный ответ, записав порядковый номер.


Имя

Роль личности в истории

1 Тауке

Его правление называли «золотым веком» Казахского ханства.

2 Абулхаир

Сподвижник калмыцкого князя Амурсаны, проводил агитацию по возвращению калмыков на родину.

3 Толе би

Верховный би Старшего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы».

4 Казыбек би

Верховный би Младшего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы»

5 Айтеке би

Верховный би Среднего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы»

6 Абылай

Молодой батыр Сабалак был наречен этим именем полсе Аныракайской битвы.

7 Кабанбай батыр

Избран ханом в 1797 г.

8 Тевкелев

Возглавил русское посольство, направленное в ставку хана для приведения казахов к присяге.

9. Таймас Шаимов

Хан Младшего жуза, избранный руководителем всеказахского ополчения в 1726 г.

10. Татищев В. Н.

Начальник Оренбургской экспедиции.

11. Карасакал

Руководитель башкирского восстания 1740 г.

12. Батырша

Стоял во главе крупного восстания башкир 1755 г.

13. Шерен

Влиятельный башкирский старшина, участник дипломатической миссии России 1731 г.

14. Убаши

Князь, возглавивший калмыков во время попытки возвращения на историческую родину в 1771 г.

15. Нуралы

15. Хан, принявший участие в восстании под руководством Емельяна Пугачева.

16. О.А. Игельстром

Джунгарский правитель, организовавший самые массовые и кровопролитные походы на Казахстан.

17. Есим

Хан, убитый восставшими отрядами Сырыма Датулы

18. Айшуак

Этого батыра, за проявленные мужество и героизм, Абылай назвал Дарабозом – Штурмующим небо.

19. Цэван-Рабдан

Генерал-губернатор Оренбургской губернии, предложивший проект реформирования ханской власти в 1786 г.

20. Галдан Цэрэн

Джунгарский правитель, совершивший крупный поход на Казахстан в 1741-1742 гг.

Раздел I. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XVIII веке


V. Укажите неверный ответ, записав порядковый номер


Имя

Роль личности в истории

1 Тауке

Его правление называли «золотым веком» Казахского ханства

2 Абулхаир

Хан, убитый восставшими отрядами Сырыма Датулы

3 Толе би

Верховный би Старшего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы».

4 Казыбек би

Верховный би Младшего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы»

5 Айтеке би

Верховный би Среднего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы»

6 Абылай

Молодой батыр Сабалак был наречен этим именем полсе Аныракайской битвы.

7 Кабанбай батыр

Руководитель башкирского восстания 1740 г.

8 Тевкелев

Возглавил русское посольство, направленное в ставку хана для приведения казахов к присяге.

9. Таймас Шаимов

Влиятельный башкирский старшина, участник дипломатической миссии России 1731 г.

10. Татищев В. Н.

Начальник Оренбургской экспедиции.

11. Карасакал

Этого батыра за проявленные мужество и героизм Абылай назвал Дарабозом – Штурмующим небо.

12. Батырша

Князь, возглавивший калмыков во время попытки возвращения на историческую родину в 1771 г.

13. Шерен

Сподвижник калмыцкого князя Амурсаны, проводил агитацию по возвращению калмыков на родину.

14. Убаши

Стоял во главе крупного восстания башкир 1755 г.

15. Нуралы

Хан принявший участие в восстании под руководством Емельяна Пугачева.

16. О.А. Игельстром

Генерал-губернатор Оренбургской губернии, предложивший проект реформирования ханской власти в 1786 г.

17. Есим

Хан Младшего жуза, избранный руководителем всеказахского ополчения в 1726 г.

18. Айшуак

Избран ханом в 1797 г.

19. Цэван-Рабдан

Джунгарский правитель, совершивший крупный поход на Казахстан в 1741-1742 гг.

20. Галдан Цэрэн

Джунгарский правитель, организовавший самые массовые и кровопролитные походы на Казахстан.

Раздел I. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XVIII веке

VI. Соотнесите имя и роль личности в истории

Имя

Роль личности в истории

1 Тауке

1 Хан убитый восставшими отрядами Сырыма Датулы

2 Абулхаир

2 Хан Младшего жуза, избранный руководителем всеказахского ополчения в 1726 г.

3 Толе би

3 Верховный би Старшего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы».

4 Казыбек би

4 Возглавил русское посольство, направленное в ставку хана для приведения казахов к присяге.

5 Айтеке би

5 Верховный би Среднего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы»

6 Абылай

6 Молодой батыр Сабалак был наречен этим именем полсе Аныракайской битвы.

7 Кабанбай батыр

7 Этого батыра за проявленные мужество и героизм Абылай назвал Дарабозом – Штурмующим небо.

8 Тевкелев

8 Верховный би Младшего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы»

9. Таймас Шаимов

9 Джунгарский правитель, организовавший самые массовые и кровопролитные походы на Казахстан.

10. Татищев В. Н.

10. Генерал-губернатор Оренбургской губернии, предложивший проект реформирования ханской власти в 1786 г.

11. Карасакал

11. Избран ханом в 1797 г.

12. Батырша

12 Стоял во главе крупного восстания башкир 1755 г.

13. Шерен

13. Сподвижник калмыцкого князя Амурсаны, проводил агитацию по возвращению калмыков на родину.

14. Убаши

14. Джунгарский правитель совершивший крупный позод на Казахстан в 1741-1742 гг.

15. Нуралы

15. Хан, принявший участие в восстании под руководством Емельяна Пугачева.

16. О.А. Игельстром

16. Начальник Оренбургской экспедиции.

17. Есим

17.Его правление называли «золотым веком» Казахского ханства.

18. Айшуак

18. Руководитель башкирского восстания 1740 г.

19. Цэван-Рабдан

19. Влиятельный башкирский старшина, участник дипломатической миссии России 1731 г.

20. Галдан Цэрэн

20. Князь, возглавивший калмыков во время попытки возвращения на историческую родину в 1771 г.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20





















Творческие, обобщающие задания

по разделу II. Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в первой половине XIX века

I. Восстановите последовательность событий

1. Приход к власти Жангира

2. Провозглашение ханом султана Бокея

3. Восстание под руководством Кенесары Касымулы

4. Отмена ханской власти в Среднем Жузе

5. Открытие Акмолинского окружного приказа

6. Образование Внутренней Орды

7. Восстание под руководством Исатая Тайманулы и Махамбета Утемисулы


II. Найдите лишнее, объясните, почему лишнее

1. «Устав о сибирских киргизах», Тобольск и Омск, старший султан, П.К. Эссен

2. Область, округ, волость, район, аул

3. Средний жуз, «Устав об оренбургских киргизах», территория разделена на 3 части.


III. По какому признаку объединены слова:

1. 11 марта 1801 г, Павел I, султан Бокей

2. Султан-правитель, дистанционные начальники, оренбургский генерал-губернатор

3. Исатая Тайманулы, Кенесары Касымулы, Жоламан Тленшиулы.

4. 1841, 1844, хан


IV Союзники или противники

1. Исатая Тайманулы и Караул-ходжа Бабажанулы

2. Исатая Тайманулы и Жунус Жантелиулы

3. К. Кудамендыулы, Жантореулы, Кенесары Касымулы

4. К. Кудамендыулы, Карбышев

5. Кенесары Касымулы, султанша Бапай, султан Наурызбай

6. Махамбет Утемисулы, В. И. Даль, Г. С. Карелин


V. «Маска, я Вас знаю»

1. В 42 года стал генерал-майором, в 43 – почетным членом Ученого совета Казанского университета, по его инициативе была открыта первая светская школа.

2. «Мятежный султан», «Митридат киргизской степи», так называли его исследователи. Все участники его уничтожения были награждены царским правительством, его голова была отправлена в Омск генерал-губернатору Западной Сибири.

3. Последний хан Младшего жуза, отстраненный от власти, которому было назначено российским правительством пожизненное ежемесячное жалование.

4. Предательски убит людьми султана-правителя Баймухаммеда Айшакулы, идейный вдохновитель национально-освободительного восстания.

VI. Укажите неверный ответ


Имя

Роль личности в истории

1. Павел I

9. Император, осуществивший реформирование ханской власти в Среднем и Младшем жузах.

2. Сырым Датулы

14. Руководитель национально – освободительного восстания в Букеевской орде.

3. Хан Бокей

3. Его именем стали называть Внутреннюю Орду.

4. Хан Жангир

4. Правитель Букеевской орды с 1815 г. по 1845 г.

5. Майлыбайулы

7. Был награжден лично командующим М. И. Кутузовым

6. Сагат Хамитулы

6. Есаул 1-го Тептярского полка, получил Орден Святой Анны 3-й степени в сражении под Вязьмой

7. Яков Беляков

13. Старший султан Акмолинского окружного приказа

8. М. М. Сперанский

8. Им был разработан «Устав о сибирских киргизах»

9.Александр I

12. Император, санкционирующий открытие Акмолинского внешнего округа

10. П.К. Эссен

10. Им составлен проект «Устава об оренбургских киргизах»

11. Хан Шергазы

11. Последний хан Младшего жуза

12.Николай I

1. Издал указ об образовании Внутренней Орды.

13. Конуркульджа Кудамендыулы

5За участие в Бородинском сражении награжден серебряной медалью.

14. Исатай Тайманулы

2. Руководитель национально –освободительного восстания в Младшем жузе.

15. Махамбет Утемисулы

15. Поэт, идейный вдохновитель восстания в Букеевской Орде.

16. В.А.Перовский

19. Западносибирский генерал-губернатор

17. Саржан Касымулы

17. Руководитель восстания 1825 г.-1836 гг. . в Каркаралинском округе.

18. Кенесары Касыиулы

18. Последний хан Казахского ханства.

19. П. Горчаков

16. Оренбургский генерал-губернатор

20.Наурыз-батыр Касымулы

20. Султан, батыр, сторонник и брат Кенесары Касымулы









Творческие, обобщающие задания

по разделу III. Завершение присоединения Казахстана к России


I. Восстановите последовательность событий

1. Примирение Есета Котибарулы с Российской империей.

2. Битва с кокандцами под Узунагашем.

3. Основание Раимского укрепления и форта Казалы.

4. Выступление Жанкожи Нурмухамедулы против царского правительства.

5. Основание укрепления Верное в урочище Алматы.

6. Образование Туркестанского генерал-губернаторства.

7. Борьба Жанкожи Нурмухамедулы с Хивой и Кокандом.


II. Найдите ошибки в тексте, дайте верный вариант.

1. Военная компания России на территории Старшего жуза началась из крепости Копал, В 1858 году отряд под командованием полковника Циммермана захватил кокандские крепости Токмак и Пишкек. 21 октября 1860 года под Ташкентом произошло решающее сражение, кокандцы потерпели сокрушительное поражение. Летом 1865 года был захвачен город Ташкент. Со второй половины 60-х годов военные действия перешли на территорию Среднеазиатских государств – Хивы, Коканда, Кыргызии. Военные действия царских войск на территории Старшего и части Младшего жуза привели к полному присоединению Казахстана к России. В 1867 году был издан указ об образовании Самаркандского генерал-губернаторства в центром в Ташкенте.


III. «Маска, я Вас знаю»

1. Сын Абылай хана, в 1819 году принявший российское подданство с 55,5 тысячью человек.

2. Инициатор переселения казаков и русских крестьян на территорию Семиречья.

3. Об этом отважном батыре Тынышпаев сказал: «не признавал ни русских, ни хивинцев, ни кокандцев и никаких ханов».

4. В течение 20 лет вел вооруженную борьбу с царским правительством в Присырдарьинском регионе.

5. В возрасте 80 лет стал руководителем национально-освободительной борьбы казахского народа, погибший в сватке с царским карательным отрядом в 1860 г.


IV. Союзники или противники

1. Царское правительство и хан Арынгазы.

2. Султан Садык и Канат Ши

3. Жанкожа Нурмухамедулы и Есет Котибарулы

4. Жанкожа Нурмухамедулы, султаны Бори, Дабыл.

5. Султан Арыслан Жантореулы и Есет Котибарулы




V. Вставьте пропущенные слова

1. Укрепление Верное было основано в году, в урочище ………………….. .

2. Кокандские религиозные деятели проводили активную идеологическую пропаганду о необходимости объявления …………………. против России.

3. В ……. году российский экспедиционный корпус занял столицу Хивинского ханства.

4. Крестьяне, переселяющиеся на территорию Семиречья в 60-е годы XIX века, получали по …….. десятин земли, освобождались от повинностей сроком на ………, получали ссуду в размере …… рублей.

5. Решающее сражение Есета Котибарулы с карательным отрядом произошло 9 января 1857 г в урочище ……………………., повстанцы потерпели поражение и вынуждены были отступить на территорию …………………, ……………….

































Творческие задания, обобщающие задания

по разделу IV. Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX в


I. Завершите предложение

1. Как правило, аул носил название ………….

2. Почётное место в юрте напротив входа ….

3. Сборкой и разборкой юрт занимались ……

4. Оставался с родителями и наследовал состояние только ……………..

5. Мастер-уйши – мастер, изготавливающий ……..

6. Саун – обычай ……………….

7. Азан шакырып ат кою - обряд ……


II. Соотнесите название обычая и его содержание

1. Соотнесите название обычая гостеприимства и взаимопомощи и его определение


1

Конак-асы

А

Традиция приглашения новоселов в гости к родственникам и соседям

2

Журтшылык

Б

Гость мог выбрать любую приглянувшуюся ему в доме вещь

3

Асар

В

Однородцы помогали соплеменнику в возвращении долга

4

Кымыз-мурындык

Г

Совместный безвозмездный труд на благо общества

5

Ерулик

Д

Предоставление бесплатного угощения и ночлега любому гостю

6

Калау

Е

Угощение первым кумысом



2. Соотнесите название обычая приличия и вежливости и его определение


1

Асату

А

Обычай передачи гостинцев

2

Суюнши

Б

Обычай братания

3

Ажырасаяк

В

Угощение лакомыми кусочками еды участников трапезы, родных и гостей

4

Тамырство

(тамыр болу)

Г

Подарок родных, друзей, человеку, ставшему обладателем какой-либо новой ценной вещи

5

Байгазы

Д

Подарок человеку, принесшему радостную весть

6

Салендеме

Е

Трапеза перед расставанием, переездом в другое местожительство



III. Распределите слова по графам

1. Айголёк

2. Аксуйек

3. Асар

4. Ауиз тию

5. Казахша курес

6. Азан шакырып ат кою

7. Жилу

8. Аударыспак

9. Неке кию

10. Кыз куу

11. Асату

12. Кумис алу

13. Сундет тойы

14. Кокпар


Игры

Обычаи

Обряды

1,




IV. Согласны ли вы с утверждением

1. Всякий степняк в случае крайней нужды мог воспользоваться лошадью из табуна любого казаха, специального разрешения хозяина не требовалось.

2. Родительский надел наследовал старший сын.

3. Неке кию – обряд бракосочетания

4. Знатный казах мог войти в юрту с оружием.

5. Усыновляли, как правило, детей близких родственников по обоюдной договоренности.

6. Игры, спортивные состязания устраивались на поминках.

7. В случае отсутствия хозяина дома никакой взрослый мужчина не имел право заходить в юрту или дом.

8. Во время охоты каждый имел право на убитую ими дичь.

9. Браки между членами рода запрещались до седьмого колена.

10. Замужние женщины в знак особого уважения должны были называть родственников мужа по имени.





















Творческие, обобщающие задания

по разделу V. Социально-экономическое и политическое положение Казахстана во второй половине XIX века


I. Восстановите последовательность событий, укажите даты

1. Подписание Санкт-Петербургского договора между Россией и Китаем.

2. Образование на территории Казахстана пяти переселенческих района

3. Создание Семиреченского казачьего войска

4. Утверждение «Временного положения об управлении Закаспийской областью»

5. Восстание на Мангыстау

6. Утверждение «Временного положения об управлении Тургайской, Уральской и Семипалатинской областями»

7. Утверждение «Положения об управлении Акмолинской, Семипалатинской и Тургайской областями»


II. Найдите ошибки в тексте, дайте верный вариант.

1. Самым богатым казачеством было Семиреченское казачество. Оренбургское казачье войско возникло стихийно. Казачество юга Сибири получило официальное наименование Сибирского линейного казачьего войска в 1808 году. Военный губернатор Оренбургской области был одновременно и наказным атаманом.

2. В 1880-1884 гг. началось переселение уйгур и дунган на территорию Казахстана. Переселенцы селились преимущественно в Сырдарьинской области. Скотоводство в хозяйстве дунган было основным занятием.

3. По реформе 1867-1868 гг. на территории Казахстана создано три генерал-губернаторства: Оренбургское, Западно-Сибирское, Самаркандское. Главой уезда стал уездный начальник, назначаемый из числа казахского населения. В каждой волости от 100 кибиток избирали одного выборного, из которых затем на съезде выбирали волостного управителя.


III. «Узнай по описанию»

1. Проходило это событие ежегодно в июне-июле, в Талдинской степи, проводилось ежегодно до 1924 года.

2. В этом городе Казахстана, основанном в начале XVIII века, улицы освещались керосиновыми фонарями, функционировала общественная библиотека, работал подотдел Западно-Сибирского русского географического общества.

3. Построен город в местности Кызылжар. Город служил крупным складским местом фабричных товаров для всего Северного Казахстана, здесь был открыт первый в Казахстане банк.





IV. Вставьте пропущенные слова

1. В 1900 году в крае насчитывалось….. ярмарок, с оборотом 32,7 мил. рублей. Из европейской части России привозили халаты, …………, …………, …………., свечи, мыло.

Из Средней Азии везли халаты, ковры, …………., ……………….,…………….. . Казахсок население торговало скотом, …………….., ………………., ………………. .

2. К 1917 году из пользования автохтонного населения было изъято ………… млн. десятин земли. В Казахстан к этому времени переселилось ………… млн. крестьян.

3. В 1897 году на территории Казахстана проживало ……… тыс. уйгур и ……. тыс. дунган, то уже к 1097 году уйгуры составляли около ……… тыс., а дунгане - …….. тыс.


V. Дайте иное толкование данного слова, термина, названия

1. Правобережные казахи

2. Горнозоводская власть

3. Мангистау

4. Урал

5. Кунак

6. Махорка

7. Ирригационные сооружения

8. Автохтонное население

9. Бортничесво

10. Арба

11. Баи-саудагеры

12. Аманат

Творческие задания, обобщающие задания

по разделу VI. Общественно-политическая жизнь в Казахстане в начале XX века


I. Соотнесите автора и его работу

1

Машхур-Жусуп Копейулы

А

Каркаралинская петиция

2

М. Жумабаев

Б

«Киргизы», «Материалы к истории султана Кенесары Касымова», «Родовые схемы киргиз каркаралинского уезда»

3

А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев

В

Сборник стихов «Оян, қазақ!»

4

А. Букейханов

Г

«Несчастная Жамал»

5

М. Дулатов

Д

«Родословная тюрок, казахов и ханских династий»

6

Шакарим Кудабердыулы

Е

Русский вариант Каркаралинской петиции

7

А. Байтурсынов

Ё

Учебники: «Чтение», «Учебник по языку»

8

Сакен Сейфуллин

Ж

Поэтический сборник «Маса» («Комар»)

9

Темиргали Нурекенов

З

Стихотворение «Кровавое воскресенье»



И

Сборник стихов «Шолпан»



К

Книга «Минувшие дни»


II. Соотнесите имя в общественно-политическом движении Казахстана

1

Шаймерден Косшегулулы

А

Руководительзабастовки в Зайсанском уезде.

2

Мерихан Кемалов

Б

Руководитель первого в Казахстане марксистского кружка, созданного в Атбасаре.

3

Жакып Акбаев

В

Член мусульманской фракции III и IV Государственной Думы.

4

П. Топорнин, Байчагиров

Г

Провели активную работу по составлению и отправки каркаралинской петиции.

5

А. Ушаков

Д

Один из организаторов демонстрации в Каркаралинске 15 ноября 1905 г., заключенный в тюрму.

6

Н. Смуров, Н. Покатилов

Е

Основатели газеты «Казах»

7

А. Беремжанов, Салемгерей Жанторе, А. Калменов, А. Букейханов

Ё

Редактор первого казахского журнала «Айкап»

8

Мустафа Шокай

Ж

Член Центрального комитета партии «Иттифак-эл-Муслимин», созданной в 1905 г.

9

А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев

З

Руководитель «Русско-киргизского союза против капитала»

10

А. Букейханов

И

Руководители профсоюзного движения в Уральске.

11

Мухамеджан Сералин

К

Члены I Государственной Думы


III. По какому признаку объединены следующие имена:

1. Мухамеджан Сералин, Кошке Кемергенов, Майлин и Ж. Тилипбергенов

2. А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов

3. А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, Т. Нурекенов

IV. Заполните пропуски в тексте

1. I Государственная Дума просуществовала …… дня и была распущена царем. Выступая на заседании II Государственной Думы депутат …………………. Сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов. В 1907 году вышел новый избирательный закон по которому представители многих национальностей, в том числе и казахи были ………………………..

2. Каркаралинскую петицию подписали ………. влиятельных казаха Каркаралинского уезда. 22 июля ………. года была отправлена на имя царя. В области земельного вопроса петиция выдвигала следующие требования: ………………………, …………., ………….

3. Газета «Туркестан уалаятын газеты» была печатным органом ……………………. Культурно-просветительская организация «Бiрлiк» была создана в городе …………., печатным органом этой организации был рукописный журнал «………………….»


V. «Маска, я Вас знаю»

1. Происходил из сословия султанов, выходец из Внутренней Орды, одним из первых получивший степень кандидата наук, приложивший много усилий по созданию школ и лечебных пунктов, соратник Букейханова.

2. Юрист, талантливый журналист, писавший на трех языках: русском, казахском и татарском, уроженец Семипалатинской области, создатель партии пробольшевисткого толка.

3. Уроженец сырдарьинской области, член мусульманской фракции Государственной Думы, получивший юридическое образование в Санкт-Петербурге.

4. Выпускник Санкт-Петербургского лесотехнического института, член кадетской партии, автор множества этнографических и исторических трудов, создатель газеты «Казах».

5. Лингвист, основоположник казахского языкознания, педагог, поэт, уроженец Тургайской области.

Творческие задания, обобщающие задания

по разделу VII Наука, образование и Культура Казахстана в XIX – начале XX веков


I. Завершите предложение

1. Одним из основателей джадидизма был известный тюркский просветитель…………

2. Первый новометодный мектеб был открыт в 1900 г. в городе …………..

3. Первые военные училища были открыты в городах ………….. и ……………

4. Первая светская казахская школа стала функционировать по инициативе хана Жангира в ………….. году.

5. Учительский институт в Ташкенте был открыт в …… г.

6. Ибраю Алтынсарину при рождении было дано имя …………………

7. Торжественное открытие школы с интернатом состоялось в ……….

8. Пушкин посетил Уральск с целью …………..

9. Самой известной работой В.И. Даля, повествующей о жизни казахов стала повесть «…»

10. В работе «О том, чья же Сарыарка» на исторических фактах доказывает принадлежность степи Сарыарка казахам - ……………………..


II. По какому признаку объединены слова

1. «Галлия», «Хусания», «Расулия»

2. «Манас», путешествие в Кашгар», военная экспедиция генерала Чернява.

3. Жанак Сагындыкулы, Шоже Каржаубайулы, Суюнбай Аронулы

4. «Демон», «Выхожу один я на дорогу», отрывки из поэмы «Евгений Онегин».

5. Азиатская школа, Сибирский военный корпус, Учительская семинария, Ветеринарно-фельдшерская школа.


III. Соотнесите термин и его значение

1

Мектеб

А

Религиозное учебное заведение при мечетях

2

Джадизм

Б

Религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о единстве мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве.

3

Пантюркизм

В

Нерелигиозное

4

Ориенталисты

Г

Просветительство, прогрессивная и благотворительная деятельность.

5

Медресе

Д

Воспитанник среднего военного учебного заведения

6

Светское

Е

Мусульманское учебное заведение

7

Панисламизм

Ё

Освобождение от зависимости

8

Кадет

Ж

Либеральное движение татарской и среднеазиатской интеллигенции, предполагающее реформы вместо революционной борьбы с царизмом

9

Подвижничество

З

Ученые-востоковеды

10

Эмансипация

И

Религиозно-политическая идеология, возникшая в начале XX века, проповедовавшая объединение всех тюркоязычных народов под властью Турции.


IV. Соотнесите исторического деятеля и его роль в истории

1

Ибрай Алтынсарин

А

Ученый географ, публицист и этнограф, написавший много работ о жизни, истории казахов. Казахи уважительно называли его «Гареке».

2

Левшин А. И.

Б

Башкир, уроженец Орнбурга. Являлся членом Русского географического общества. Опубликовал более 100 историко-этнографических работ, собирал казахский фольклор.

3

Потанин Г. Н.

В

Украинский поэт, отбывающий ссылку на территории Младшего жуза.

4

Шевченко Т.Г.

Г

Поэт, идейный вдохновитель и активный участник национально-освободительного движения в Бокеевской Орде.

5

Чокан Валиханов

Д

Основоположник казахской письменной литературы, поэт, переводчик.

6

Курмангазы

Е

Известный историк, которого стали называть «Геродотом казахской истории».

7

Абай Кунанбаев

Ё

Известный кюйши-композитор, уроженец Внутреннй Орды, мастерски исполняющий русские песни. До нас дошло 60 его блестящих кюя: «Адай», «Саыарка» и др.

8

Абубакир Диваев

Ж

Уроженец нынешней Карагандинской области, выходец из простой семьи, композитор-кобышшы.

9

Ыкылтас Дукенбайулы

З

Просветитель, педагог, , этнограф, общественный деятель, инициатор женского образования в Казахстане.

10

Махамбет Утемисулы

И

Ученый-казах, внесший огромный вклад в исследование истории, культуры народов Казахстана, член Русского географического общества, совершивший знаменитую поездку в Кашгар.



V. Соотнесите автора и его работу, произведение

1

С.Б. Броневский

А

«Исследование о касимовских царях и царевичах»

2

А. И. Левшин

Б

«Записки о киргизах Павлодарского уезда», «О скотоводстве у киргиз Западной Сибири»

3

П.П. Семенов -Тян-Шанский

В

«Записки о киргиз-кайсаках СреднейОрды»

4

В.В. Вельяминов-Зернов

Г

Трех томный труд «Тургайская область. Исторический очерк»

5

А. И. Добромыслов

Д

«Географические и этнографическиеданные о Нарымкуме», «Охота во Внутренней Орде»

6

Мусса Шорманов

Е

Поэмы «Калкаман и Мамыр», «Енлик-Кебек»

7

М.С. Бабажанов

Ё

«Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и Степей»

8

Биржан Кожагулулы

Ж

Кюи «Жигер», «Булбул», «Коныр»

9

Даулеткерей Шигайулы

З

«Киргизский край», «Туркестанский край» в многотомном труде «Россия. Полное географическое описание»

10

Шакрим Кудабердыулы

И

Песни «Биржан-сал», «Актентек», «Айбозым»
























Ответы

Раздел I. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XVIII веке

Ответы

I. Найдите лишнее, объясните, почему лишнее

1. Бии, т.к. относятся к қара-сұек

2. С. Датулы-руководитель национально-освободительного восстания, остальные бытыры, проявившие мужество в борьбе с джунгарами.

3. Нуралы, остальные участники «Пыльного похода».

4. Сыбызгы- духовой музыкальный инструмент, остальные струнные

II. Укажите признак, по которому объединены слова

1. Объединительные съезды периода борьбы с джунгарами.

2. Анракайская битва

3. Принятие казахами Российского подданства.

4. Казахские ханы периода восстания под руководством Сырыма Датулы

5. Виды наказаний по «Жеты жаргы»

III. Подберите русский вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

7

4

2

8

10

11

13

1

12

3

5

6

9


IV. Верный ответ: 1, 3, 6, 8 10, 11, 12, 14, 15, 17, 20

V. Неверный ответ: 2, 4, 5. 7, 11. 12. 14. 17. 19, 20

VI. Соотнесите имя и роль личности в истории

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

17

2

3

5

8

6

7

4

19

16

18

12

13

20

15

10

1

11

9

14


Ответы

Раздел II. Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в первой половине XIX века

I. Восстановите последовательность событий: 6, 2, 1, 4, 5, 7, 3

II. Найдите лишнее, объясните почему лишнее:

1. П.К. Эссен, так как «Устав о сибирских киргизах» разработан Сперанским.

2. Район, не существовало данной административной единицы по. «Уставу о сибирских киргизах».

3. Средний жуз, так как идет речь о ликвидации ханской власти в Младшем жузе.

III. По какому признаку объединены слова:

1. Образование Внутренней Орды

2. Система правление после реформирования ханской власти в Младшем жузе.

3. Руководители национально-освободительных восстаний.

4. Провозглашение и признание Кенесары ханом

IV Союзники или противники:

противники 1, 3;

союзники 2, 4, 5, 6


V. «Маска, я Вас знаю»: 1 хан Жангир, 2 Кенесары Касымулы, 3 хан Шергазы, Махамбе Утемисулы.

VI. Укажите неверный ответ: 1, 2, 5, 7, 9, 12, 13, 14, 16, 19


Ответы

Раздел III. Завершение присоединения Казахстана к России

I. Восстановите последовательность событий: 7, 3, 5, 4, 1, 2, 6.

II. Найдите ошибки в тексте

Ошибки: Копал, 1858 г, под Ташкентом, Кыргызии, Самаркандского генерал-губернаторства

Верные слова: Кастек, 1860 г., под Узунагашем, Бухары, Туркестанского генерал-губернаторства

III. «Маска, я Вас знаю»

1 Султан Суюк, 2 Колпаковский, 3 Жанкожа Нурмухамедулы, 4 Есет Котибаулы, 5 Жанкожа Нурмухамедулы

IV. Союзники или противники

Союзники: 2, 3, 4

Противники: 1, 5

V. Вставьте пропущенные слова.

1. 1854 г., 2 Газавата, 3 1873 г., 4 по 30 десятин, на 15 лет, 100 рублей, 5 Арык-Балык, Хивы и Бухары.


Ответы

Раздел IV. Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX в

I. Завершите предложение

1. Именем известного родоправителя. 2. Төр. 3. Женщины. 4. Младший сын. 5. Юрту. 6. Раздача беднякам коров на выпас. 7. Имянаречения.

II. Соотнесите название обычая и его содержание

  1. 1Д, 2В, 3Г, 4Е, 5А, 6Б

  2. 1В, 2Д, 3Е, 4Б, 5Г, 6А

III. Распределите слова по графам

Игры

Обычаи, традиции

Обряды

1,2,5,8,10,12,14

3, 4, 7, 11

6,9,13


IV. Согласны ли вы с утверждением

Да 1, 3, 5, 6,7,9

Нет: 2, 4, 8, 10



Ответы

Раздел V. Социально-экономическое и политическое положение Казахстана во второй половине XIX века

I. Восстановите последовательность событий, укажите даты: 3-1867г.; 6-1868 г.; 5-1870 г.; 1-1881г. ; 4-1890 г.; 7- 1891 г.; 2-1904-1906 гг.

II. Найдите ошибки в тексте, дайте верный вариант.

1 задание

Ошибки: Семиреченское, стихийно, Оренбургской.

Правильный ответ: Уральское; по инициативе царского правительства; Семиреченской.

2. задание

Ошибки: 1880, Сырдарьинской области, основным,

Правильный ответ:1881 г., Семиреченской, второстепенным

3. задание

Ошибки: Самаркандское, из числа казахского населения, 100

Правильный ответ: Туркестанское, российских чиновников, 50

III. «Узнай по описанию»

1. Кояндинско-Ботовская ярмарка. 2. Семипалатинск. 3. Петропавловск.

IV. Вставьте пропущенные слова.

1. 200; деревянную посуду, муку, чай, сахар, свечи, фарфоровые и железные изделия; шелковые и хлопчатобумажные материи, седельные наборы, сушенные фрукты; кожа, овчина, шерсть, конский волос, войлок.

2. 45 десятин, 1,5 млн. крестьян.

3. 56, 14; 64, 20

V. Дайте иное толкование данного слова

1. «верноподданные», «внутренними», «станичниками», 2. Кабинетная, 3. Мангышлак, 4. Яик, 5. Друг, 6. Табак, 7. Оросительные, 8. Местное, 9. Пчеловодство, 10. Телега. 11. Торговцы, 12. Заложник.


Ответы

Раздел VI. Общественно-политическая жизнь в Казахстане в начале XX века

I. Соотнесите автора и его работу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

З

И

А

Б

В, Г

Д

Ж, Ё

К

Е


II. Имя в общественно-политическом движении Казахстана

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ж

А

Д

З

Б

И

К

В

Г

Е

Ё


III. По какому признаку объединены следующие имена:

1. Редакторы казахских журналов. 2.Создатели газеты «Казах» либо лидеры общенационального демократического движения. 3. Создатели Каркаралинской петиции.

IV. Заполните пропуски в тексте

1. 73 дня, Б. Каратаев, лишены избирательных прав.

2. 42, 1905 г., возвращения отторгнутых в течении 20 лет земель, землеустройства на кабинетных землях, возвращения 10-верстного пространства.

3. Туркестанского генерал-губернаторства, Омске, «Балапан».

V. «Маска, я Вас знаю»

1. Батыгерей Кулманов, 2.К. Тогусов, 3. Шокай, 4. А. Букейханов, 5. А. Букейханов


Ответы

Раздел VII Наука, образование и Культура Казахстана в XIX – начале XX веков

I. Завершите предложение

1. И. Гаспринский, 2. Туркестан, 3. В Омске и Оренбурге, 4. 1841 г., 5. 1879 г., 6. Ибрагим,

7. 1864 г.. 8. Сбора материала о восстании Пугачёва, 9. «Бикен и Мауляна», 10. Машхур-Жусуп Копейулы

II. По какому признаку объединены слова

1. Известны медресе, 2. с именем Ч. Валиханова, 3. Основоположники течения в поэзии, воспевающего жизнь человека, 4. Произведения, переведенные Абаем, 5. Учебные заведения открытые в г. Омске.

III. Соотнесите термин и его значение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е

Ж

И

З

А

В

Б

Д

Г

Ё


IV. Соотнесите исторического деятеля и его роль в истории

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

З

Е

А

В

И

Ё

Д

Б

Ж

Г


V. Соотнесите автора и его работу, произведение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

Ё

З

А

Г

Б

Д

И

Ж

Е


















33 игра для грамотных

8 класс, по разделу I. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XVIII веке

Адат, Аманат, Айып

  • Обычное право казахов.

  • Заложник.

  • Штаф за мелкие правонарушения и преступления.

Бии, Богдыхан, Барымта

  • Знатоки обычного права, выполнявшие функции родовых старшин и судей.

  • Монгольское наименование китайского императора.

  • Форма насильственного возмещения ущерба, допускаемая обычным правом казахов. Обычно осуществлялась в форме угона скота.

Восточный Туркестан, Волга, Верблюд

  • Территория, расположенная в Северо-Западном Китае (Синьцзян)

  • На берега этой реки в начале XVII .века из Джунгарии переселись калмыки.

  • По Жеты Жаргы за убитого мужчину платили 1000 овец, либо 100 лошадей, либо 50 этих животных.

Гагарин М.П., Галдан- Цэрен, Гирьяльский редут

  • Первый Сибирский губернатор, предложивший Петру I план строительства военных укреплений от Тобольска до Еркети (ныне китайский город Яркент).

  • Джунгарский правитель, организовавший опустошительный поход на Казахстан в1741 г.

  • Весной 1783 года казахский отряд совершил набег на этот редут.

Диалект, Джунгары, Далай лама

  • Местное наречие, говор.

  • Под этим названием известны западномонгольские племена.

  • Титул главы ламаистской церкви.

Екатерина II, «Елим-ай», Емельян

  • Русская императрица, в правление которой стали появляться в Казахстане учебные заведения светского характера.

  • Песня-плач, символ скорби казахов периода джунгарского нашествия.

  • Имя руководителя крестьянского восстания 1773-1775 г.

Ё супер-игра «Пыльный поход» «Шанды Жорык»; Есим, Айшуак

  • Поход казахов против калмыков в 1771 году получил название..

  • Хан убитый во время восстания Срыма Датулы.

  • После окончания восстания под руководством Сырыма Датулы ханом был провозглашен.

Жырау, Жоктау, Жар-жар

  • Поэты-сказители, в поэтической форме размышлявшие о судьбах народа и страны.

  • Особые песни, исполняемые во время похорон.

  • Песня, исполняемая на свадьбах и молодежных праздниках.

Звезда, Загадка, Затаевич

  • Элемент Герба РК.

  • Произведение устного народного творчества.

  • Русский ученый, собравший множество произведений устного народного творчества казахов.

Империя, Игельстом, Иоган Густав Ренат

  • Монархическое государство с императором; государство, владеющее колониями.

  • Оренбургский военный губернатор, автор реформы по упразднению ханской власти в конце XVIII века.

  • Имя шведа, попавшего в плен к джунгарам, благодаря которому им удалось наладить производство пушек.

Курама, Конфессия, Кун

  • Этнические и субэтнические группы в казахском обществе.

  • Религия, вероисповедание.

  • Выкуп за убийство.

Лама, Левшин, Ломоносов

  • Монах-священник у одного из направлений буддизма-ламаизма.

  • Известный русский ученый, историк, географ. Этнограф, один из основателей Русского географического общества, Автор труда «Описание кизгиз-казацких орд и степей».

  • Первые попытки комплексного изучения Казахстана связаны с именем русского ученого…

Манапы, Манифест, Меновая торговля

  • Представители феодально-родовой знати, судьи и военные предводители кыргызских племен.

  • Обращение русского царя к народу.

  • Безденежная торговля путем обмена одного товара на другой.

Ногайцы, Нуралы, Неплюев

  • Народность тюркской языковой групп, живущая на Северном Кавказе, междуречье Волги и Урала.

  • Хан Младшего жуза, изгнанный из страны во время восстания Срыма Датулы, сосланный царским правительством в Уфу.

  • Наместник Оренбургского края (1742-1754 гг.)

Оппозиция, Омск, Оренбург

  • Противодействие, сопротивление

  • Азиатская школа была открыта в городе….

  • В период восстания Пугачева казахские повстанцы участвовали в штурме этого города.



Пугачев, Потанин, Палы

  • Руководитель крестьянского восстания 1773-1775 гг.

  • Известный русский общественный деятель, историк, этнограф, уроженец современной Павлодарской области.

  • Осеннее выжигание травы.

Расправа, Редут, Раимбек

  • Орган управления царской администрации в Младшем жузе.

  • Оборонительное сооружение в виде квадрата или многоугольника, опорный пункт в системе укреплений.

  • Известный батыр из племени албан Старшего жуза, захоронен в центре Алматы.

Султаны, Стела, Сажень

  • Привилегированное сословие всех потомков Чингизхана

  • Каменная плита или столб с надписью или рельефным изображением, являющееся надгробным памятником.

  • Русская мера длины, равная 2,13 метрам

Торе, Тархан, Толмач

  • Термин, которым обозначали представителей привилегированного сословия

  • Влиятельное лицо привилегированное лицо, получившее свое звание за особые, исключительные заслуги, преданность царскому правительству.

  • Переводчик.

Уран, Усть – Каменогорская, Убаши

  • Боевой клич рода, племени.

  • Крепость заложена в 1720 г.

  • Попытку откочевки калмыков на территорию Джунгарии возглавил князь калмыков…

Форпост, Фауст, Федор

  • Передовой пост, небольшое укрепление между крепостями.

  • Произведение Гете.

  • Имя Достоевского.

Ходжи, Хонтайши, Хива

  • Религиозная социальная группа, относившая себя к предкам родственников пророка Мухаммеда.

  • Титул правителя Джунгарского ханства.

  • Среднеазиатское государство, правители которого совершали набеги на территорию Казахстана.

Цеван-Рабдан, Центрального Казахстана, Цинская империя

  • С его именем связаны самые кровопролитные походы джунгар на территорию Казахстана.

  • Традиционно казахи Среднего жуза занимали земли.

  • Название Китайского государства в XVII веке.


Шежире, Шешены, Шестьсот

  • Генеалогическая родословная казахов.

  • Мастера слова, рассказчики.

  • Именно столько лет правили потомки Чингисхана на территории Казахстана.

Щ Тауке, Младшего жуза, Среднего жуза.

  • Свод законов Жеты Жаргы принят при хане …

  • Из какого жуза родом Айтике би?

  • Из какого жуза родом Казыбек би?

Ъ Ак Базар, 2000, Байбакты

  • Меновой двор Оренбурга казахи называли ….

  • На поминках Сырыма датулы было забито лошадей ……

  • Сырым Датулы был из рода………..

Ы Старшего жуза, Яик, «Место гибели калмыков»

  • Из какого жуза был родом Толе би ?

  • Название реки Жаик до восстания Е. Пугачева.

  • В народной памяти место сражения при р. Буланты сохранилось как….

Ь Толенгуты, Тевкелев, Сабалак

  • Военно-хозяйственное сословие, находившееся на службе хана.

  • Российское посольство в ставку хана Абулхира возглавил …….

  • Прозвище Абылая.

Экспансия, Эмба, Элита

  • Расширение сферы влияния государств, общественных групп, организаций, осуществляемое насильственными или иными средствами.

  • Крупное сражение казахов с калмыками в период «Пыльного похода» состоялось у берегов этой реки.

  • Привилегированный слой общества

Южный Казахстан, Юрт, Южный Казахстан

  • Казахи Старшего жуза традиционно занимали земли….

  • Другое название Ногайской Орды – Мангытский ….

  • Традиционный очаг земледелия в Казахстане.

Ясак, Яицкие казаки, Ямышевская

  • Налог в пользу государства

  • Вольные казачьи общины, образовавшиеся в конце XV –начале XVI века из числа беглых крестьян.

  • Крепость заложена в октябре 1715 г.








33 игра для грамотных

8 класс, V раздел Социально-экономическое и политическое положение Казахстана во второй половине XIX века


Александр II

  • Император, подписавший в 1867 г. «Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями»

Бортничесво

  • Разведение пчел.

Военный губернатор

  • Во главе областей по реформе 1867-1868 гг. находился….

Гурьев

  • Город, основанный в XVI веке на правом берегу Урала.

Деров А. И.

  • Один из богатейших купцов г. Павлодара, городской голова.

Ересь

  • В христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины.

Ё (Супер-игра) Уйгуры, дунгане

  • Нард, переселившийся на территорию Казахстана на основе Петербургского договора.

Жатаки

  • Обедневшие казахи-кочевники, переходившие на различные промыслы и в горнодобывающую промышленность.

Зякет

  • Налог, который платили скотоводы

Извозный

  • Промысел, практикуемый Оренбургским казачеством

Кибиточная подать

  • По реформе 1867-1868 гг. на территории Казахстана был введен этот единый налог

Лондон

  • Акционерное общество «Атбасарские медные копи» образовано в 1906 году в этом городе.

Мещеряки

  • Народность тюркской языковой группы, живущая в районе Среднего Поволья.

Нуркен

  • Крупный арендатор земель в Алтайском горном округе. Имел 12 тыс. лошадей. Несколько раз совершал хадж в Мекку.

Оренбургское

  • Одно из сформированных в Казахстане казачьих войск.

Павлодар

  • Город, основанный под именем Коряковский форпост.

Рукин

  • Появление этого мангышлакского пристава в урочище Куруп с отрядом 38 человек послужило поводом для начала восстания.

Семипалатинского внутреннего округа

  • Территория шириной 300-400 верст и длиной около 800 верст от Омской крепости до Усть-Каменогорской крепости вошла в состав..

Тургайская

  • Область, охваченная восстанием после проведения реформ 1867-1868 гг.

Уезд

  • Административная единица, созданная по реформе 1867-1868 гг.

Фофуди

  • Так дунгане называли рассказчиков сказок и преданий.

Харадж

  • Налог, который платили земледельцы, 1/10 часть собранного урожая

Целина

  • Неосвоенные земли.

Чарская

  • Крупная ярмарка в Семипалатинском уезде

Штаб-офицеры

  • В царской армии: название офицеров в чине полковника, подполковника и майора.

Щ (Супер-игра) Шляхта

  • Польское дворянство.

Ъ Супер-игра)Майра Шамсутдинова

  • Уроженка Павлодара, известная певица и композитор.

Ы (Супер-игра) Ирредента

  • Часть населения проживающая на традиционно своих землях, которые оказались в составе других государств.

Ь (Супер-игра) Диаспора

  • Этническая группа, живущая в новом районе своего расселения на положении национально-культурного меньшинства.

Эмба

  • В 1911 году здесь была начата крупная добыча нефти на промысле Доссор.

Юлдашев

  • Фамилия уйгурского купца, запустившего первый пароход по реке Или.

Ярмарочная

  • Форма торговли







Индивидуальные и творческие задания к I разделу

Т.1.

1. Назовите казахские пословицы, поговорки, содержание которых отражает деятельность ханов, султанов, биев, кулов и т.д.

Т. 2.

1. Приведите пословицы, поговорки, призывающие к единству, сплочённости народа.

Т. 3-4

1. Подготовьте сообщение об одном из батыров, участников борьбы с Джунгарией.

2. Приведите пословицы, поговорки народов мира о мужестве и храбрости, силе и доблести, патриотизме и верности Родине.

3. Подготовьте сообщение о Булантинском сражении, Аныракайской битве.

Т. 5.

1. Используя дополнительный материал, подготовьте подробный рассказ об экспедиции Бухгольца в Казахстан в 1715-1716 гг.

2. Приведите пословицы, поговорки, свидетельствующие о необходимости и пользе мира и дружбы между народами.

Т. 6.

1. Составьте характеристику хану Абулхаиру.

2. Выскажите собственное мнение о присоединении Казахстана к России.

Т. 9.

1. Найдите фольклорные произведения, характеризующие Абылая как видного государственного деятеля, дипломата, воина, правителя.

2. На основании материалов главы и дополнительной литературы составьте характеристику хану Абылаю.

Т.10.

1. Подготовьте сообщение о Емельяне Пугачёве.

Т.11.

1. Пользуясь дополнительными источниками, найдите в казахском фольклоре свидетельства об ораторском таланте Сырыма Датова.

2. На основании материалов учебника и дополнительной литературы составьте характеристику Сырыму Датову.

Т. 13.

1. Расспросив людей старшего поколения, запишите своё шежире.

2. Подготовьте сообщение о деятелях культуры XVIII века.

Т. 14.

1. Пользуясь дополнительным материалом, расскажите о деятельности известных казахских биев, об их находчивости и красноречии.

2. Подготовьте сообщение о известных биях


Индивидуальные и творческие задания к II- III разделам

Т.15.

1. Подготовьте сообщение о ханах Бокее , Жангире.

2. Напишите сочинение-эссе на тему: «Жизнь и деятельность хана Жангира: за и против»

Т. 16.

1. Приведите пословицы, поговорки, призывающие граждан защищать свою Родину от врага.

2. Подготовьте сообщение о М. И. Кутузове

Т. 17

1. Подготовьте краткую информацию о генерал-губернаторе Западной Сибири М. М. Сперанском, оренбургском военном губернаторе П.К. Эссене

2. Подготовьте сообщение (1-2 мин) о русском императоре Александре I.

Т. 18.

1. Используя дополнительный материал, подготовьте рассказ, презентацию, отражающую историю современной Астаны.

2. Подготовьте наглядную информацию об истории Акмолинского укрепления.

Т. 19-23.

1. Составьте характеристику одному из руководителей национально-освободительных восстаний: Исатаю Таймаулы, Махамбету Утемисулы, Касыма Абылайулы, Саржана Касымулы, Кенесары Касымулы, соратники Кенесыры, Жоломану Тленшиулы, Жанкожи, Жанкожи Нурмухамедулы, Есета Котибарулы.

2. Подготовьте наизусть стихотворение Махамбета Утемиулы, характеризующее восстание в Букеевской Орде.

3. Подготовьте сообщение: «Кенесары глазами современников», сделайте собственные выводы о личности Кенесары и его роли в истории.

4. На основании дополнительного материала подготовьте информацию характеризующую государство Кенесары.

5. Проведите исследование на тему: «Оценка деятельности Кенесары в разные периоды исторической науки».

6. Подготовьте наглядную информацию к теме.


Индивидуальные и творческие задания к IV разделу

Т. 24.

1. Составьте небольшой рассказ по теме «Один день из жизни казаха-скотовода».

Т. 25-26.

1. Подготовьте сообщение о национальном празднике, обряде, обычае, спортивном состязании, игре.

2. Подберите пословицы и поговорки, связанные с необходимостью укрепления здоровья.

3. Составьте правила степного этикета.

4. Создайте буклет «Этикет казахов»

5. Подготовьте сообщение об известных спортсменах казахах.

6. Творческая работа «Бота в жизни казахов»



Индивидуальные и творческие задания к V разделу

Т. 30.

1. Пользуясь дополнительным материалом, найдите в казахском языке и диалекте казаков одинаковые слова.

Т. 31.

1. Подготовьте сообщения: о Столыпине П. А., Столыпинской аграрной реформе.

Т. 32.

1. Используя дополнительные материалы, материалы краеведческого музея подготовьте информацию на тему «Обустройство крестьян на территории Казахстана».

2. Сравните жизнь и быт казахских скотоводов и российских крестьян-земледельцев.

Т. 33

1. Составьте подробный рассказ об истории вашего города, областного центра

Т. 35

1. Используя дополнительный материал составьте рассказ на тему «один день из жизни казахских рабочих»

Т. 36

1. Подготовьте сообщение о культуре уйгур, дунган.

2. Используя дополнительный материал, приведите пример пословиц и поговорок уйгур, дунган о дружбе и трудолюбии.

Т. 37-38

1. Подготовьте информацию о численности и расселении наиболее крупных диаспор в современном Казахстане.

2. Подготовьте информацию о численности и расселении казахов в зарубежных государствах применительно к настоящему времени.

Т. 27-38

Разработайте творческое задание в виде:

  • Кроссворда, чайнворда

  • Укажите лишнее

  • Узнай по описанию и др.

  • Презентации и т.д.


Индивидуальные и творческие задания к VI разделу

Т. 39-41

1. Подготовьте сообщение об одном из представителей национально-демократического движения

2. Используя дополнительный материал, подготовьте рассказ, презентацию по заинтересовавшему вас вопросу.

3. Разработайте творческое задание.





Индивидуальные и творческие задания к VII разделу

Т. 42

1. Запишите пословицы и поговорки, призывающие людей к образованию и науке.

Т. 43-48

1. Составьте характеристику: И. Алтынсарина, А. Кунанбаева, Ч. Валиханова (на выбор)

2. Используя дополнительный материал, подготовьте рассказ, презентацию, характеризующую творчество одного из представителей казахской культуры, науки конца XIX- начала XX веков.

3. Разработайте творческое задание.



































13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Творческие и обобщающие задания по истории Казахстана. 8 класс

Автор: Чудновец Надежда Андреевна

Дата: 05.05.2015

Номер свидетельства: 208556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Сборник  "Познавательные задачи, творческие и обобщающие задания  по истории древнего Казахстана. 6 класс" "
    ["seo_title"] => string(119) "sbornik-poznavatiel-nyie-zadachi-tvorchieskiie-i-obobshchaiushchiie-zadaniia-po-istorii-drievniegho-kazakhstana-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "208560"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430841425"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок по самопознанию в 6 классе на тему: «Времен связующая нить» "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-po-samopoznaniiu-v-6-klassie-na-tiemu-vriemien-sviazuiushchaia-nit"
    ["file_id"] => string(6) "212114"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431761686"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства