kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Национально – освободительное движение под руководством Сырыма Датова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины и движущие силы. Первыми испытали на себе колонизаторский гнет царской России казахи Младшего      жуза.  Лишенные плодородных земель и пастбищ, притесненные колонизаторами, они еще в начале 70-х годов XVIII в. стали выражать свое недовольство.

К освободительному движению примкнули и бии, старшины и батыры, недовольные политикой властей. В нем участвовали казахи родов шекты, торткара, шомекей, кете, серкеш, байбакты, берш и другие, входящие в состав Младшего жуза.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Национально – освободительное движение под руководством Сырыма Датова»

Число:

Класс:11Б

Тема урока: Национально – освободительное движение под руководством Сырыма Датова

Задачи урока:

Образовательный:Проверить и закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке, способствовать получению учащимся знаний о национально – освободительного движение под руководством Сырыма Датова

Воститательная: Способствовать воспитанию патриотизма, активной гражданской позиции;

Развивающая: Способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельной работы, выявления причинно – следственных связей навыков самостоятельного поиска и решения проблемного вопроса; умения логического и налитического мышления;

Тип урока: комбинированный

Методы: словестный, опрос, проблемно – поисковый, репродуктивный, творческий

Ход урока:

І.Орг.момент

ІІ. Опрос домашнего задание

ІІІ.Изучение новой темы:

Причины и движущие силы. Первыми испытали на себе колонизаторский гнет царской России казахи Младшего жуза. Лишенные плодородных земель и пастбищ, притесненные колонизаторами, они еще в начале 70-х годов XVIII в. стали выражать свое недовольство.

К освободительному движению примкнули и бии, старшины и батыры, недовольные политикой властей. В нем участвовали казахи родов шекты, торткара, шомекей, кете, серкеш, байбакты, берш и другие, входящие в состав Младшего жуза.

Основные цели повстанцев—восстановление старого традиционного порядка землепользования, прекращение захвата земель казахов уральским казачеством, ограничение произвола Нуралы хана и его окружения в отношении шаруа. Руководителем этого крупного национально-освободительного движения, направленного против колониальной политики русского царизма, стал старшина рода байбакты батыр Сырым Датов. Его имя часто упоминалось в российских источниках о пугачевском восстании. Например, в донесении А. В. Суворова, командира отряда, участвовавшего в подавлении восстания Пугачева, имя Сырыма Датова упоминается в числе руководителей отрядов, восставших против царских войск.

Начало восстания. По сведениям, относящимся к 1778 г., стычки между сородичами Сырыма и уральскими казаками происходили и раньше. В одной из них погибли его сыновья, но тогда он не предпринял решительных действий против властей.

Открытые выступления Сырыма против казачьих войск начались осенью 1783 г. Он пытался объединить разрозненные отряды в сильное вооруженное ополчение. В первом крупном сражении с царскими войсками на берегу реки Сагыз в ноябре 1784 г. со стороны Сырыма Датова приняли участие до 4000 вооруженных сарбазов.

К весне 1785 г. повстанцы активизировали боевые действия. Сырым батыр нашел поддержку в родах байбакты, табан, тама. Подготовилось и царское самодержавие. 15 марта 1785 г. против повстанцев был снаряжен карательный отряд, насчитывающий до 1500 вооруженных казаков, командовали отрядом старшины уральских казачьих войск Колпаков и Пономарев. Чтобы затруднить передвижение карателей, отряды Сырыма отступили в пустынные, маловодные районы. На этот раз карательный отряд не смог добиться цели.

Повстанцы Сырыма Датова штурмовали крепость Сахарная.

Внутреннее положение Младшего жуза и его влияние на восстание. До весны 1785 г. борьба ополченцев Сырыма Датова была направлена против приуральских крепостей и казачьих войск, находившихся в них. Вначале Сырым не придавал этому особого значения. Организатор и руководитель национально-освободительного движения против колонизаторов Сырым батыр становится и руководителем антиханской борьбы.

Сырым Датов выдвинул и поддерживал идею об упразднении ханской власти и передаче верховной власти в руки совета биев. Сырым поддержал проект Игельстрома, хотя не был согласен со всеми его положениями.

Новый этап восстания. С целью сохранения людей Сырым предлагает родам табын и кердеры перекочевать в район Мугоджарских гор.

Перед батыром были два пути:

1) прекратить борьбу против царской власти, не оказывать сопротивления ее колониальной политике, оставить плодородные земли в руках казачьих войск;

2) объединить поддерживающие его казахские роды и дальше продолжать решительную борьбу против колонизаторов.

Сырым Датов выбрал второй путь. Открытое игнорирование новоявленного хана батыром Сырымом и его демонстративный отказ от участия в выборах привели к расколу среди старшин, султанов и биев. После перехода части старшин, ранее поддерживавших его, на сторону нового хана Сырыму пришлось бороться и против казачьих войск, и против хана и феодалов. Однако Сырыма поддержало большинство народа, и его движение приобрело всенародный характер.

Объявив в 1792 г. открытую борьбу против Российской империи, Сырым батыр отчетливо представлял, насколько тяжелой будет эта борьба. Группа феодалов регулярно информировала царские войска о местах сосредоточения ополченцев Сырыма, об их передвижении, количестве и планах действий, тем самым облегчая задачи казачьих войск. На таком ответственном этапе восстания большую помощь и поддержку Сырыму оказали сын султана Айшуака — Жанторе, близкие родственники батыра и преданные старшины. Строительство царскими властями военных крепостей по берегам рек Жем и Уил помешало Сырыму привлечь к восстанию казахов приграничного Среднего жуза.

Возврат ханского престола династии Нуралы усилила ненависть Сырыма батыра к его преемникам. Это противостояние закончилось тем, что во время налета отряда Сырыма на ханскую ставку был убит хан Есим. Однако Сырым лично не был причастен к убийству хана. Однако из-за внезапного ухода сторонников Сырыма в район реки Уил замыслы карателей остались неосуществленными.

Поражение и историческое значение восстания. Сырым батыр не остался в стороне и потребовал считаться с мнением народа. В вопросе об избрании нового хана правящие круги Младшего жуза разделились на два лагеря. Этим решением царские власти хотели задобрить Сырыма и перетянуть его на свою сторону. Ханский совет старался сблизиться со сторонниками Сырыма, а Каратай и поддерживавшие его феодальные группировки не желали устанавливать связи с повстанцами.Сырым батыр отнесся к ханскому совету, избранному при поддержке царских властей, с недоверием. С поддерживающими его аулами Сырым перекочевал на берега Сырдарьи. Избрание ханом отпрыска Нуралы сослужило добрую службу Сырыму. Недовольные династией Нуралы казахские султаны, старшины и бии стали вновь собираться вокруг Сырыма.

 

Итоги урока:

Задание на дом: §4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема урока: Национально – освободительное движение под руководством Сырыма Датова

Автор: Адылханов Дастан Жумабекович

Дата: 03.05.2016

Номер свидетельства: 323853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок по теме: Восстание под руководством Жоламана Тленшиева "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-po-tiemie-vosstaniie-pod-rukovodstvom-zholamana-tlienshiieva"
    ["file_id"] => string(6) "236748"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444148060"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Выступления , движения и восстания в 20- 80 годах  XX  века "
    ["seo_title"] => string(63) "vystuplieniia-dvizhieniia-i-vosstaniia-v-20-80-ghodakh-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "179599"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425036426"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок-консультация по истории Казахстана. Подготовка к ЕНТ."
    ["seo_title"] => string(61) "urok-konsul-tatsiia-po-istorii-kazakhstana-podghotovka-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "286374"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454333771"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства