Просмотр содержимого документа
«Тема: Великие казахские ученые и просветители.»
Тема: Великие казахские ученые и просветители.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: образовательная
- знать казахских ханов и биев, основные даты присоединения Казахстана к России;
- изучить казахских ученых и просветителей 19 века;
- выделить вклад ученых в историю Казахстана;
- рассмотреть биографии Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, И Алтынсарина.
развивающая
- развивать память, мышление на основе воссоздания образа жизни ученых 19 века;
- умение выделять главное, сравнивать;
- умение высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
- умение работать с картой
- давать самооценку и взаимооценку
воспитательная
- воспитывать у учащихся настойчивость в преодолении затруднений;
- содействовать становлению духовных и интеллектуальных качеств
личности;
- прививать навыки творческого подхода к работе.
Оборудование и оснащение: учебник, мультимедийный комплекс, электронная презентация темы.
Методы: репродуктивный, комментированное чтение, объяснение, рассказ, частично – поисковый, интерактивный
Ход урока
1. Организационный момент
– подготовить детей к восприятию знаний. Сегодня на уроке каждый учащийся получит в конце урока оценку. Критерии оценок у вас лежат на партах, где вы сами сможете оценить свою работу на уроке.
2. Проверка домашнего задания по прошлой теме :Тесты
3. Актуализация знаний учащихся
На предыдущем уроке мы с Вами рассмотрели казахских ханов, биев и батыров, а сегодня на уроке приступим к изучению ученых и просветителей Казахстана в 19 веке.
Запишите тему урока «Казахские ученые и просветители».
Цель урока: - изучить казахских ученых и просветителей 19 века;
- выделить какой вклад внесли ученые в историю Казахстана;
- рассмотреть биографии Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, И Алтынсарина.
При этом вы должны уметь – работать индивидуально, в парах
- уметь работать с учебником, выделять главное, делать выводы,
сравнивать и сопоставлять
- давать самооценку и взаимооценку
4. Изучение нового материала.
Прежде чем мы преступим к теме, давайте с вами определимся, а кто такие ученые и просветители?
Просветитель- тот кто распространяет знания и просвещает
Учёный — специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку.
В 19 веке на территории Казахстана знаменитыми учеными-просветителями были Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, И Алтынсарин.
- Что вы знаете об этих ученых?
Первый ученый, которого мы с вами рассмотрим – это Чокан (Шокан) Валиханов. По мере моего рассказа составляем кластер и отмечаем важные события в жизни этого ученого.
(рассказ учителя) «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок казахских ханов и в то же время офицер российской армии Чокан Чингисович Валиханов» - Н.И. Веселовский. Он прожил всего 30 лет с 1835-1865 гг. Родился в крепости Кушмурун Кокшетауской области. Имя данное ему при рождении - Мухаммед-Канапия. С самого раннего детства Чокан проявлял сильную тягу к знаниям. Очень любил свою бабушку Айганым и ее рассказы, именно бабушка прозвала его Шоканом. В стенах начальной аульной школы овладел основами нескольких восточных языков: арабского, персидского, чагатайского. Он рано научился азам рисования. В 1847 по 1853 гг Чокан учился в Сибирском кадетском корпусе- одно из лучших военных учебных заведений Западной Сибири. Здесь он с огромным интересом изучает военные дисциплины, всеобщую географию, русскую и западноевропейскую историю и литературу, знал английский, немецкий, французский языки. Начал службу в Сибирском казачьем войске, затем он был назначен адъютантом генерал- губернатора Западной Сибири. У него всегда было много друзей –представители передовой русской интеллигенции: П.П.Семенов-Тян- Шанский; большая дружба связывала его с русским писателем Ф.М.Достоевским. Молодой ученый начинает участвовать в различных научных экспедициях по родному краю, Средней Азии и даже Китая, что принесло Чокану много открытий. Он записал и сохранил огромное сочинение киргизской народной литературы - эпос «Манас». За свою научную деятельность он был принят в члены Русского географического общества. В 1858-1859-ом годах Чокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар. В 1860-ом году в Санкт- Петербурге Чокана Валиханова награждают Орденом Святого Владимира и повышают в воинском звании. Его лично принимает русский царь Александр 2. В 1861 г из-за болезни легких возвращается в родной край и 1865 году скоропостижно умирает.
Вы составили себе кластер в тетради, а я вам предлагаю проверить как хорошо и внимательно вы меня слушали. Перед вами лежать утверждения, с которыми вы должны согласится или опровергнуть.
события
Да
Нет
1. Его настоящее имя Шокан
+
2. Он был потомком хана Абылая и офицером русской армии
+
3. Он проучился 6 лет в Сибирском кадетском корпусе в г. Омск
+
4. Самая знаменитая его поездка-путешествие в Среднюю Азию к кыргызам, за которую получил Орден Святого Владимира.
+
5. Он первым записал кыргызский эпос «Манас»
+
Оцените свою работу, согласно критериям, которые лежат у вас на парте
2. Абай Кунанбаев – казахский акын, основатель казахской письменной литературы.
Чтобы познакомиться с этим ученым я вам составила небольшой рассказ об А. Кунанбаеве, но компьютер мой сломался, и в тексте пропущены слова. Я вам предлагаю познакомиться самостоятельно с биографией А. Кунанбаева по учебнику стр. 80-81, а затем исправить мой рассказ об этом деятеле 19 века.
«Абай Кунанбаев – акын, философ, основатель казахской …………… литературы. Он родился в …….. году, в Восточно-Казахстанской области. Настоящее имя ………………. . Его воспитанием занимались мать Улжан и бабушка ………. В 10 лет отдали учится в Семипалатинское медресе имени А. Ризы. Одноко, …………, не дал ему закончить учебу т. к. хотел, чтобы Абай научился править народом и людьми. Он рано начал сочинять стихи, но серьезно к этому отнесся в 40 лет. Его произведения призывали молодежь …………....., описывал………. ……………….казахского народа. Абай прославился еще и как ……………. русских писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого.
(письменной, 1845г, Ибрагим, Зере, отец, знаниям, тяжелую жизнь, переводчик)
Оцените свою работу, согласно критериям, которые лежат у вас на парте
3. И последний ученый, с которым мы знакомимся сегодня на уроке – это Ибрай Алтынсарин – просветитель, педагог, писатель, ученый, основатель казахской детской литературы. Чтобы изучить этого ученого я вам предлагаю поработать в парах. Для этого вам необходимо прочитать биографию И. Алтынсарина и выделить 5 важных дел (достижений), благодаря которым прославился И Алтынсарин и записать в тетрадь.
1. 1864 г. школа в Торгае, где И. Алтынсарин работал учителем
2. открыл школу на свои деньги
3. писал учебники, детские книги
4. 1879 г инспектор Тургайских школ
5. 1887 г в Иргизе открыл школу для девочек
Оцените свою работу, согласно критериям, которые лежат у вас на парте
4. Закрепление изученного материала: на доске портреты ученых-просветителей – и факты из их жизни, необходимо соотнести картинку с фактом.
1. первый казахский ученый
2. основатель казахской письменной литературы
3. открывал школы на свои деньги
4. написал первую детскую книгу на казахском языке