kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Великие казахские ученые и просветители.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просветитель- тот кто распространяет знания и просвещает

Учёный — специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку.

В 19 веке на территории Казахстана знаменитыми учеными-просветителями были Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, И Алтынсарин.

Просветитель- тот кто распространяет знания и просвещает

Учёный — специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку.

В 19 веке на территории Казахстана знаменитыми учеными-просветителями были Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, И Алтынсарин.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Великие казахские ученые и просветители.»

Тема: Великие казахские ученые и просветители.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: образовательная

- знать казахских ханов и биев, основные даты присоединения Казахстана к России;

- изучить казахских ученых и просветителей 19 века;

- выделить вклад ученых в историю Казахстана;

- рассмотреть биографии Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, И Алтынсарина.

развивающая

- развивать память, мышление на основе воссоздания образа жизни ученых 19 века;

- умение выделять главное, сравнивать;

- умение высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

- умение работать с картой

- давать самооценку и взаимооценку

воспитательная

- воспитывать у учащихся настойчивость в преодолении затруднений;

- содействовать становлению духовных и интеллектуальных качеств

личности;

- прививать навыки творческого подхода к работе.

Оборудование и оснащение: учебник, мультимедийный комплекс, электронная презентация темы.

Методы: репродуктивный, комментированное чтение, объяснение, рассказ, частично – поисковый, интерактивный

Ход урока

1. Организационный момент

– подготовить детей к восприятию знаний. Сегодня на уроке каждый учащийся получит в конце урока оценку. Критерии оценок у вас лежат на партах, где вы сами сможете оценить свою работу на уроке.

2. Проверка домашнего задания по прошлой теме :Тесты



3. Актуализация знаний учащихся

На предыдущем уроке мы с Вами рассмотрели казахских ханов, биев и батыров, а сегодня на уроке приступим к изучению ученых и просветителей Казахстана в 19 веке.

Запишите тему урока «Казахские ученые и просветители».

Цель урока: - изучить казахских ученых и просветителей 19 века;

- выделить какой вклад внесли ученые в историю Казахстана;

- рассмотреть биографии Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, И Алтынсарина.

При этом вы должны уметь – работать индивидуально, в парах

- уметь работать с учебником, выделять главное, делать выводы,

сравнивать и сопоставлять

- давать самооценку и взаимооценку



4. Изучение нового материала.

Прежде чем мы преступим к теме, давайте с вами определимся, а кто такие ученые и просветители?

Просветитель- тот кто распространяет знания и просвещает

Учёный — специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку.

В 19 веке на территории Казахстана знаменитыми учеными-просветителями были Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, И Алтынсарин.

- Что вы знаете об этих ученых?

Первый ученый, которого мы с вами рассмотрим – это Чокан (Шокан) Валиханов. По мере моего рассказа составляем кластер и отмечаем важные события в жизни этого ученого.

(рассказ учителя) «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок казахских ханов и в то же время офицер российской армии Чокан Чингисович Валиханов» - Н.И. Веселовский. Он прожил всего 30 лет с 1835-1865 гг. Родился в крепости Кушмурун Кокшетауской области. Имя данное ему при рождении - Мухаммед-Канапия. С самого раннего детства Чокан проявлял сильную тягу к знаниям. Очень любил свою бабушку Айганым и ее рассказы, именно бабушка прозвала его Шоканом. В стенах начальной аульной школы овладел основами нескольких восточных языков: арабского, персидского, чагатайского. Он рано научился азам рисования. В 1847 по 1853 гг Чокан учился в Сибирском кадетском корпусе- одно из лучших военных учебных заведений Западной Сибири. Здесь он с огромным интересом изучает военные дисциплины, всеобщую географию, русскую и западноевропейскую историю и литературу, знал английский, немецкий, французский языки. Начал службу в Сибирском казачьем войске, затем он был назначен адъютантом генерал- губернатора Западной Сибири. У него всегда было много друзей –представители передовой русской интеллигенции: П.П.Семенов-Тян- Шанский; большая дружба связывала его с русским писателем Ф.М.Достоевским. Молодой ученый начинает участвовать в различных научных экспедициях по родному краю, Средней Азии и даже Китая, что принесло Чокану много открытий. Он записал и сохранил огромное сочинение киргизской народной литературы - эпос «Манас». За свою научную деятельность он был принят в члены Русского географического общества. В 1858-1859-ом годах Чокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар. В 1860-ом году в Санкт- Петербурге Чокана Валиханова награждают Орденом Святого Владимира и повышают в воинском звании. Его лично принимает русский царь Александр 2. В 1861 г из-за болезни легких возвращается в родной край и 1865 году скоропостижно умирает.

Вы составили себе кластер в тетради, а я вам предлагаю проверить как хорошо и внимательно вы меня слушали. Перед вами лежать утверждения, с которыми вы должны согласится или опровергнуть.

события

Да

Нет

1. Его настоящее имя Шокан



+

2. Он был потомком хана Абылая и офицером русской армии

+



3. Он проучился 6 лет в Сибирском кадетском корпусе в г. Омск

+



4. Самая знаменитая его поездка-путешествие в Среднюю Азию к кыргызам, за которую получил Орден Святого Владимира.



+

5. Он первым записал кыргызский эпос «Манас»

+



Оцените свою работу, согласно критериям, которые лежат у вас на парте



2. Абай Кунанбаев – казахский акын, основатель казахской письменной литературы.

Чтобы познакомиться с этим ученым я вам составила небольшой рассказ об А. Кунанбаеве, но компьютер мой сломался, и в тексте пропущены слова. Я вам предлагаю познакомиться самостоятельно с биографией А. Кунанбаева по учебнику стр. 80-81, а затем исправить мой рассказ об этом деятеле 19 века.

«Абай Кунанбаев – акын, философ, основатель казахской …………… литературы. Он родился в …….. году, в Восточно-Казахстанской области. Настоящее имя ………………. . Его воспитанием занимались мать Улжан и бабушка ………. В 10 лет отдали учится в Семипалатинское медресе имени А. Ризы. Одноко, …………, не дал ему закончить учебу т. к. хотел, чтобы Абай научился править народом и людьми. Он рано начал сочинять стихи, но серьезно к этому отнесся в 40 лет. Его произведения призывали молодежь …………....., описывал………. ……………….казахского народа. Абай прославился еще и как ……………. русских писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого.

(письменной, 1845г, Ибрагим, Зере, отец, знаниям, тяжелую жизнь, переводчик)

Оцените свою работу, согласно критериям, которые лежат у вас на парте

3. И последний ученый, с которым мы знакомимся сегодня на уроке – это Ибрай Алтынсарин – просветитель, педагог, писатель, ученый, основатель казахской детской литературы. Чтобы изучить этого ученого я вам предлагаю поработать в парах. Для этого вам необходимо прочитать биографию И. Алтынсарина и выделить 5 важных дел (достижений), благодаря которым прославился И Алтынсарин и записать в тетрадь.

1. 1864 г. школа в Торгае, где И. Алтынсарин работал учителем

2. открыл школу на свои деньги

3. писал учебники, детские книги

4. 1879 г инспектор Тургайских школ

5. 1887 г в Иргизе открыл школу для девочек

Оцените свою работу, согласно критериям, которые лежат у вас на парте



4. Закрепление изученного материала: на доске портреты ученых-просветителей – и факты из их жизни, необходимо соотнести картинку с фактом.

1. первый казахский ученый

2. основатель казахской письменной литературы

3. открывал школы на свои деньги

4. написал первую детскую книгу на казахском языке

5. совершил поездку в Кашгар

6. был переводчиком, акыном и композитором

7. записал эпос «Манас»



5. Итог урока.

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Что вам особенно понравилось на уроке?



6. Домашнее задание: параграф 16 пересказ




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тема: Великие казахские ученые и просветители.

Автор: Байденова Саягуль Есенгалиевна

Дата: 24.05.2017

Номер свидетельства: 418211

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Чокан Валиханов – Великий казахский ученый"
    ["seo_title"] => string(44) "chokan_valikhanov_velikii_kazakhskii_uchenyi"
    ["file_id"] => string(6) "528027"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574328677"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект внеклассного мероприятия, посвященного 550-летию Казахского ханства "По страницам нашей истории" "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-posviashchiennogho-550-lietiiu-kazakhskogho-khanstva-po-stranitsam-nashiei-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "203326"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429458638"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Внеклассное мероприятие, посвященное 550-летию образования Казахского ханства Тема: «По страницам нашей Родины»"
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_posviashchiennoie_550_lietiiu_obrazovaniia_kazakhsk"
    ["file_id"] => string(6) "387999"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1486299377"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "кросворд  по теме: "Шокан Уалиханов""
    ["seo_title"] => string(32) "krosvordpotiemieshokanualikhanov"
    ["file_id"] => string(6) "306089"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458051853"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Урок на тему: "Казахские ханы""
    ["seo_title"] => string(31) "urok_na_tiemu_kazakhskiie_khany"
    ["file_id"] => string(6) "380926"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484750119"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства