Тема: Древняя Бактрия
Цели урока:
Образовательные: Рассказать учащимся о существовании в Средней Азии крупного государства с развитым хозяйством и политическим устройством.
Развивающие: Донести до учащихся сведения о влиянии на развитие Древней Бактрии древних персов и саков и об образовании на стыке соседства оседлых и кочевых народов нового государства.
Воспитательные: Характеризуя государство саков, являющихся одними из прапредков казахского народа, воспитывать учащихся в духе патриотизма.
Метод проведения урока: Изложение и диалог (вопросы-ответы).
Тип урока: Комбинированный урок.
Наглядность урока: Рисунки учебника, предметный атлас, настенная карта
Ход урока.
1. Организационный момент. Определить готовность учащихся к уроку, направить их интерес и внимание к изучению новой темы.
2. Опрос домашнего задания и оценка ответов учащихся.
- Союз персидских племён возглавили вожди племени: ахемен
- Персидское царство образовалось в: VI в. до н.э
- Основатель Персидского царства: Кир
- Персидское царство при царе Дарий I в конце VI - начале V вв. до н.э.: было самым могущественным царством
- Могущественный правитель Дарий I разделил свою державу на 20: сатрапий
- В Персидском царстве сатрап: наместник царя
- Основной валютой в международной торговле была персидская золотая монета: дарик
- Первые в мире деньги из чистого золота появились в: Персии во времена царя Дария
- Поднял восстание персов против мидийского царя и, разгромив его, стал владыкой обширного государства: Кир
- Древнее произведение на языке фарси: «Авеста»
- Самое высокохудожественное произведение Древней Персии: «Авеста»
- Религиозное учение, возникшее в Древней Персии: учение Заратуштры
Опрос:
1.Что вы знаете об Александре Македонском?
2. Как называли Александра македонского в Средней Азии?
3.Кто такой Спитамен?
4.Почему А.Македонский был вынужден вернуться обратно?
5.В чем проявился героизм борьбы народов Средней Азии за свою независимость?
3. Новая темы.
Время существования: Середина I тыс. до н.э. в составе Персидского царства (один из 12 сатрапий).
Древняя Бактрия была известна многим народам благодаря богатым залежам лазурита. Находясь во владении Персии, Бактрия сумела сохранить национальные особенности. В III в. до н.э. страна обрела независимость.
Географическое положение: Территория современного Таджикистана и Афганистана.
Природно-климатические условия: Климат сухой. Высокогорная страна в предгорьях – скотоводство; лазурит – поделочный камень; в верхнем течении Амударьи, а также на равнинах её притоков Сухандарьи, Кафирнига – сеяли зерновые культуры, растили фруктовые сады.
Основные занятия: Земледелие (пшеница, ячмень); садоводство (фруктовые сады); плодоводство (дыни, арбузы, зелень, виноград). Кочевое скотоводство. Ремесленничество: строительное дело, ткачество, гончарное дело, кузнечное дело, добыча поделочного камня (лазурит, Бадахшан), ювелирное дело. Торговля. Военное дело (воины, боевые слоны, колесницы).
Столица – г. Бактра.
Правители, время правления: Цари Персии, царь Диодот, царь Евтидем – повелитель «тысячи городов».
Основные задачи государства:
1. Развитие основных видов хозяйственной деятельности.
2. Борьба за независимость (Спитамен).
3. Расширение государства.
Войны:
Стремясь не допустить усиления Бактрии, правитель Сирийского государства на западе – АнтиохIII – решил захватить земли. Бактрия доказала необходимость прийти к мирному соглашению.
Во II в. до н.э. сыновья Евтидема совершили военный поход в Индию и расширили свою территорию в направлении на юг, но в это время их стали теснить с севера кочевые племена.
Культура, религиозные представления: Исторические источники, где упоминается Бактрия: «Авеста» (персид.) – «высокогорная страна», поэма «Шахнаме» - Фирдоуси (персид.), Геродот, китайский путешественник Чжан Цзянь и в труде «Исторические записки» Сыма Цяня.
Деньги (1 талант – 26,2 кг. Серебра); Строительство городов («Страна тысяча городов»). Города окружали высокие дувалы – укрепления. В городе Бактры имелся крупный базар, куда приезжали купцы из Греции, Египта, Индии и Китая. Аулы (10-15 семей) Ювелирное искусство. Ткачество. Национальные особенности: длинные рубашки, пояс, тюбетейка. Влияние персидской культуры.
4.Закрепление Работа с тестами
1. В «Авесте» ее характеризуют как «высокогорную страну»
А) Урарту. В)Бактрию. C) Элам. D) Парфию. E) Ассирию.
2. Редкий поделочный камень назывался:
A) Малахит B) Лазурит C) Гранит. D) Известняк E) Кремний.
3. Сатрапия в Персидском царстве- это:
A) Система правления. B) Название страны. С) Название провинции. D) Воинское соединение. E) Город-государство.
4. Кого называли «повелителем тысячи городов»?
A) Царя Персии. B) Царя Вавилона. C) Царя Урарту. D) Царя Бактрии. E) Царя Парфии.
5. Правитель Бактрии, который выпустил свои деньги: А)Антиох. В)Евтидем. С) Птолемей. D)Heapx. Е) Диодот.
6. На территории современных Таджикистана и Афганистана находилась: А) Бактрия В) Парфия С) Кушан D) Палестина Е) Ассирия.
7. Земли Бактрии стали самостоятельными: А) В V в. до н.э. В) В IV в. до н. э. С) В III в. до н.э. D) Во II в. до н.э. Е) В I в. до н.э.
8. Древняя Бактрия входила в состав: А) Ассирийской державы В) Персидского государства С) ФиникииD) Египта Е) Римской империи
9. В каких источниках характеризуют Бактрию как «высокогорную страну» А) В китайских В) В арабских С) В греческих D) В славянских Е) В персидских
10. Правитель, отстоявший независимость Бактрии в борьбе с Сирийским государством: А)Антиох.В)Евтидем. С) Птолемей. D)Heapx. Е) Диодот.
Б) Вставьте вместо пропусков.
Дворцы и дома строились из ________и __________. Город ________ был известен миру как столица Бактрийского государства. Здесь имелся крупный _________. Сюда прибывали караваны со своим _________ со всех концов страны. Купцы приезжали и из далёких стран: _________, _________, _________, _________.
Ответ: камня и кирпича, Бактра, базар, товаром, Греции, Египта, Индии и Китая.
В) Вписать недостающие буквы и слова в предложенные тексты по теме «Древняя Бактрия»:
- Стремясь не допустить усиления Бактрии, правитель сильного Сирийского государства на западе __________решил захватить её земли.
- В годы завоевания Бактрии П….й л….т стал распространяться во все страны Средней Азии.
- Национальные особенности бактрийцев : длинные р….и, п.с, т…….а.
- Сведения о Бактрии имеются в труде «И……….е з….и».
5.Задание на дом: параграф 11