kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «В гаванях афинского порта Пирей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для 5 класса. Тема: "В гаванях авинского порта Пирей".

Урок соответствует ФГОС

Цели урока:

Образовательная: контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»; показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии; продолжить формирование умений обоб­щать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими докумен­тами.

Воспитательная: формировать эмоционально-ценностное отношение к культурному прошлому,  продолжать формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Развивающая: продолжить формирование умения выявлять и  характеризовать причинно-следственные связи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «В гаванях афинского порта Пирей»»

План-конспект урока

Дата проведения:

Класс: 5

Тема: «В гаванях афинского порта Пирей»

Цели урока:

Образовательная: контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»; показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии; продолжить формирование умений обоб­щать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими докумен­тами.

Воспитательная: формировать эмоционально-ценностное отношение к культурному прошлому, продолжать формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Развивающая: продолжить формирование умения выявлять и характеризовать причинно-следственные связи.


План урока:

1) В военных и торговой гаванях.

2) Продажа рабов.


Новые слова: Пирей, верфи, Совет пя­тисот.


Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нашествие персидских войск на Элладу»


  1. Выполнение тестового задания.


Вариант I

1. Где находится Спарта?

а) в долине реки Эврот в Лаконии;

б) на севере Греции;

в) на о. Сицилия.

2. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?

а) рабов;

б) оливковое масло;

в) хлеб.

3. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»:

а) Гомер;

б) Гесиод;

в) Эсхил.

4. Как по-гречески назывался простой народ?
а) илоты;

б) полис;

в) демос.

5. Где проводились Олимпийские игры?

а) на горе Олимп;

б) в Олимпии;

в) в Афинах.

6. В каком городе Древней Греции было два царя?

а) в Спарте;

б) в Афинах;

в) в Фивах.

7. Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?

а) раз в четыре года;

б) раз в десять лет;

в) каждый год.

8. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490 г. до н. э.:

а) Ксеркс;

б) Дарий I;

в) Кир.

9. Вождь афинского демоса в V в. до н. э.:

а) Сократ;

б) Перикл;

в) Дракон.

10. Битва, в которой греки окончательно разгромили персов
(479 г. до н. э.):

а) при Марафоне;

б) при Фермопильском ущелье;

в) при Платеях.


Вариант II

1. Где находятся Афины?

а) в Аттике;

б) на севере Греции;

в) на о. Крит.

2. Что произошло в 490 г. до н. э.?

а) Марафонская битва;

б) взятие греками Трои;

в) распад державы Александра Македонского.

3. Как назывался Совет знати в Афинах?

а) ареопаг;

б) демос;

в) полис.

4. Чем заканчивается поэма Гомера «Илиада»?

а) похоронами Гектора;

б) взятием Трои при помощи деревянного коня;

в) возвращением Одиссея на Итаку.

5. Чем занимались спартанцы?

а) ремеслом;

б) военным делом;

в) земледелием.

6. Что ввозили торговцы в Грецию из колоний и других стран?

а) вино;

б) оливковое масло;

в) пшеницу.

7. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшиеся жребием:

а) стратеги;

б) архонты;

в) Народное собрание.

8. Кто в афинском полисе платил налог за право жить в этом государстве?

а) рабы;

б) граждане Афин;

в) купцы-переселенцы.

9. Высший орган власти в Спарте:

а) Народное собрание;

б) Совет старейшин;

в) цари.

10. Что означает греческое слово «демократия»?

а) власть народа;

б) власть знати;

в) власть тирана.


III. Переход к изучению новой темы


После победы при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Постепенно от персов были освобождены захваченные ими греческие города. Для борь­бы с персами Афины создали военный союз греческих государств, который называли Афинским морским союзом. Именно этот союз смог окончательно разбить войска персов. По договору между про­тивоборствующими сторонами персам и их военным кораблям было запрещено плавать в Эгейском море. Во многих освобожденных полисах была установлена власть демоса - демократия. Наиболь­шего расцвета она достигла в Афинах.

- Выясним, как жили жители афинского порта Пирей.


IV. Изучение новой темы


Рассказ учителя.

Главным портом Афинского государства в V в. до н. э. стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. Афиняне тщательно его укрепили. В Пирее находились две военные и одна торговая гава­ни. В военных гаванях находилось около 400 триер, служили на них только граждане. Кроме граждан, в Афинах были переселенцы и рабы. За порядком в военных гаванях следил Совет пятисот. Бур­ная жизнь кипела в торговой гавани этого порта.

2. Работа по картине и иллюстрации в учебнике «Афинская га­вань Пирей» (с. 167).

а) Внимательно рассмотрите картину.

б) Ответьте на вопрос:

- Чем торговали в этой гавани? (В глиняных сосудах могло быть оливковое масло, виноградное вино, в мешках - зерно, которое привозили из колоний, в плетеных корзинах - свежая рыба и, конечно, «живой товар» - рабы.)


А сейчас мы с вами поработаем с документом, из которого выясним, как жилось рабам в Древней Греции.


3. Работа с историческим документом.

Аристотель. Политика, 1252в —12546

1253а. Во всех ремеслах... нужны бывают соответствующие для них инструменты... и из этих инструментов одни являются неодушев­ленными, другие - одушевленными... раб же является в известной степени одушевленной частью собственности...

Ксенофонт. О доходах

Никий, сын Никерата, владел в рудниках тысячью рабами: он их отдавал внаем фракийцу Сесии под условием, чтобы тот платил ему за каждого раба ежегодно по одному оболу (мелкая монета) чистого дохода и потом сдал обратно то же самое число рабов.

Демосфен, LIII. Против Никострата

22. .. .Они предложили дать мне этих рабов для допроса под пыт­кой... Я ответил им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов...

Стела*, столбец 1

... Кефисидора, метека в Пирее.

165 драхм - фракиянка, 144 драхмы - скиф

240 драхм - сириец, 72 драхмы - ребенок из Карий

161 драхма - иллириец, 60 драхм - лидиянка

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 144-146.


Вопросы к документам и беседа по ним.

- Где применялся труд рабов в Греции? (Во всех ремеслах, но самым тяжелым был труд рабов в серебряных рудниках.)

- Как обращались с рабами? (Рабы считались одушевленной частью собственности владельцев, «инструментом» в ра­боте ремесленников. Их могли пытать на допросах, бить, продать, как скот.)

- Кто мог быть рабом в Древней Греции? (Это, как правило, были пленные иностранцы.)


V. Закрепление изученного материала

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 36 (с. 28).

б) Ответьте на вопрос.

Знаменитые серебряные рудники Аттики, расположенные в Лаврийских горах, были громадным подземным городом, площадью око­ло 150 кв. км. Входами в него служили 2000 шахт, уходящих в землю на глубину до 120 м. Ходы в рудниках были такими низкими, что один метр считался предельной высотой. А много было таких, по которым можно было продвигаться только ползком, лежа на боку. Тысячи за­живо погребенных людей жили и работали в этом смрадном аду.

Стены каменных нор обдирают плечи и грудь. Маленькие гли­няные светильники, расставленные в изредка выбитых в нишах, единственные светлые точки в кромешной тьме, мигают и захле­бываются от недостатка кислорода.

Рабочего дня нет. Есть рабочие сутки. Только на несколько ча­сов, выронив из ослабевших рук орудия - молот, клин или лопату, можно забыться тяжелым сном. Иногда в шахтах появляется вода. Черная и неподвижная, она кажется кровью, пролитой тысячами погибших людей. Ее вычерпывают глиняными сосудами, которые передаются из рук в руки.


- Каковы причины вооруженных выступлений рабов в Древней Греции?


VI. Подведение итогов урока


Домашнее задание: прочитать § 36; подготовить рассказ от имени путешественника, посетив­шего древний порт Пирей; подготовить сообщение об Акрополе (1 ученик).



8

Учитель истории Власова Ю. Ю.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «В гаванях афинского порта Пирей»

Автор: Вавровская Юлия Ивановна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306475

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока "В гаванях Афинского порта Пирей""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt_uroka_v_ghavaniakh_afinskogho_porta_piriei"
    ["file_id"] => string(6) "370940"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482076420"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Статья на тему: " Мотивация к обучению. Как я развиваю интерес к предмету""
    ["seo_title"] => string(75) "statia_na_temu_motivatsiia_k_obucheniiu_kak_ia_razvivaiu_interes_k_predmetu"
    ["file_id"] => string(6) "475995"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1534583375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства