Образовательная: контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»; показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии; продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.
Воспитательная: формировать эмоционально-ценностное отношение к культурному прошлому, продолжать формирование умений работать со справочным аппаратом книги.
Развивающая: продолжить формирование умения выявлять и характеризовать причинно-следственные связи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «В гаванях афинского порта Пирей»»
План-конспект урока
Дата проведения:
Класс: 5
Тема: «В гаванях афинского порта Пирей»
Цели урока:
Образовательная: контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»; показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии; продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.
Воспитательная: формировать эмоционально-ценностное отношение к культурному прошлому, продолжать формирование умений работать со справочным аппаратом книги.
Развивающая: продолжить формирование умения выявлять и характеризовать причинно-следственные связи.
План урока:
1) В военных и торговой гаванях.
2) Продажа рабов.
Новые слова: Пирей, верфи, Совет пятисот.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нашествие персидских войск на Элладу»
Выполнение тестового задания.
Вариант I
1. Где находится Спарта?
а) в долине реки Эврот в Лаконии;
б) на севере Греции;
в) на о. Сицилия.
2. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
а) рабов;
б) оливковое масло;
в) хлеб.
3. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»:
а) Гомер;
б) Гесиод;
в) Эсхил.
4. Как по-гречески назывался простой народ? а) илоты;
б) полис;
в) демос.
5. Где проводились Олимпийские игры?
а) на горе Олимп;
б) в Олимпии;
в) в Афинах.
6. В каком городе Древней Греции было два царя?
а) в Спарте;
б) в Афинах;
в) в Фивах.
7. Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
а) раз в четыре года;
б) раз в десять лет;
в) каждый год.
8. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490 г. до н. э.:
а) Ксеркс;
б) Дарий I;
в) Кир.
9. Вождь афинского демоса в V в. до н. э.:
а) Сократ;
б) Перикл;
в) Дракон.
10. Битва, в которой греки окончательно разгромили персов (479 г. до н. э.):
а) при Марафоне;
б) при Фермопильском ущелье;
в) при Платеях.
Вариант II
1. Где находятся Афины?
а) в Аттике;
б) на севере Греции;
в) на о. Крит.
2. Что произошло в 490 г. до н. э.?
а) Марафонская битва;
б) взятие греками Трои;
в) распад державы Александра Македонского.
3. Как назывался Совет знати в Афинах?
а) ареопаг;
б) демос;
в) полис.
4. Чем заканчивается поэма Гомера «Илиада»?
а) похоронами Гектора;
б) взятием Трои при помощи деревянного коня;
в) возвращением Одиссея на Итаку.
5. Чем занимались спартанцы?
а) ремеслом;
б) военным делом;
в) земледелием.
6. Что ввозили торговцы в Грецию из колоний и других стран?
а) вино;
б) оливковое масло;
в) пшеницу.
7. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшиеся жребием:
а) стратеги;
б) архонты;
в) Народное собрание.
8. Кто в афинском полисе платил налог за право жить в этом государстве?
а) рабы;
б) граждане Афин;
в) купцы-переселенцы.
9. Высший орган власти в Спарте:
а) Народное собрание;
б) Совет старейшин;
в) цари.
10. Что означает греческое слово «демократия»?
а) власть народа;
б) власть знати;
в) власть тирана.
III. Переход к изучению новой темы
После победы при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Постепенно от персов были освобождены захваченные ими греческие города. Для борьбы с персами Афины создали военный союз греческих государств, который называли Афинским морским союзом. Именно этот союз смог окончательно разбить войска персов. По договору между противоборствующими сторонами персам и их военным кораблям было запрещено плавать в Эгейском море. Во многих освобожденных полисах была установлена власть демоса - демократия. Наибольшего расцвета она достигла в Афинах.
- Выясним, как жили жители афинского порта Пирей.
IV. Изучение новой темы
Рассказ учителя.
Главным портом Афинского государства в V в. до н. э. стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. Афиняне тщательно его укрепили. В Пирее находились две военные и одна торговая гавани. В военных гаванях находилось около 400 триер, служили на них только граждане. Кроме граждан, в Афинах были переселенцы и рабы. За порядком в военных гаванях следил Совет пятисот. Бурная жизнь кипела в торговой гавани этого порта.
2. Работа по картине и иллюстрации в учебнике «Афинская гавань Пирей» (с. 167).
а) Внимательно рассмотрите картину.
б) Ответьте на вопрос:
- Чем торговали в этой гавани? (В глиняных сосудах могло быть оливковое масло, виноградное вино, в мешках - зерно, которое привозили из колоний, в плетеных корзинах - свежая рыба и, конечно, «живой товар» - рабы.)
А сейчас мы с вами поработаем с документом, из которого выясним, как жилось рабам в Древней Греции.
3. Работа с историческим документом.
Аристотель. Политика, 1252в —12546
1253а. Во всех ремеслах... нужны бывают соответствующие для них инструменты... и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие - одушевленными... раб же является в известной степени одушевленной частью собственности...
Ксенофонт. О доходах
Никий, сын Никерата, владел в рудниках тысячью рабами: он их отдавал внаем фракийцу Сесии под условием, чтобы тот платил ему за каждого раба ежегодно по одному оболу (мелкая монета) чистого дохода и потом сдал обратно то же самое число рабов.
Демосфен, LIII. Против Никострата
22. .. .Они предложили дать мне этих рабов для допроса под пыткой... Я ответил им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов...
Стела*, столбец 1
... Кефисидора, метека в Пирее.
165 драхм - фракиянка, 144 драхмы - скиф
240 драхм - сириец, 72 драхмы - ребенок из Карий
161 драхма - иллириец, 60 драхм - лидиянка
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 144-146.
Вопросы к документам и беседа по ним.
- Где применялся труд рабов в Греции? (Во всех ремеслах, но самым тяжелым был труд рабов в серебряных рудниках.)
- Как обращались с рабами? (Рабы считались одушевленной частью собственности владельцев, «инструментом» в работе ремесленников. Их могли пытать на допросах, бить, продать, как скот.)
- Кто мог быть рабом в Древней Греции? (Это, как правило, были пленные иностранцы.)
Знаменитые серебряные рудники Аттики, расположенные в Лаврийских горах, были громадным подземным городом, площадью около 150 кв. км. Входами в него служили 2000 шахт, уходящих в землю на глубину до 120 м. Ходы в рудниках были такими низкими, что один метр считался предельной высотой. А много было таких, по которым можно было продвигаться только ползком, лежа на боку. Тысячи заживо погребенных людей жили и работали в этом смрадном аду.
Стены каменных нор обдирают плечи и грудь. Маленькие глиняные светильники, расставленные в изредка выбитых в нишах, единственные светлые точки в кромешной тьме, мигают и захлебываются от недостатка кислорода.
Рабочего дня нет. Есть рабочие сутки. Только на несколько часов, выронив из ослабевших рук орудия - молот, клин или лопату, можно забыться тяжелым сном. Иногда в шахтах появляется вода. Черная и неподвижная, она кажется кровью, пролитой тысячами погибших людей. Ее вычерпывают глиняными сосудами, которые передаются из рук в руки.
- Каковы причины вооруженных выступлений рабов в Древней Греции?
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 36; подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей; подготовить сообщение об Акрополе (1 ученик).