Оборудование: интерактивная доска, карточки для проверки усвоения знаний.
Ход урока.
І. Орг.момент.
Приветствие, постановка целей урока (слайд 1,2).
Метод «погружения в эпоху» (показ слайдов из фотографии советских времен под фон песни «Я, ты, он, она», короткие сообщения учащихся о предметах, созданных в советское время).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: интерактивная доска, карточки для проверки усвоения знаний.
Ход урока.
І. Орг.момент.
Приветствие, постановка целей урока (слайд 1,2).
Метод «погружения в эпоху» (показ слайдов из фотографии советских времен под фон песни «Я, ты, он, она», короткие сообщения учащихся о предметах, созданных в советское время).
ІІ. Изучение нового материала.
2.1. Так как эту тему учащиеся изучали в 9 классе, им было дано опережающее задание повторить материал по теме «Советский Союз в 1953-1991 годах».
Ребята, давайте вспомним прочитанный вами материал через выполнение задания « О каком событии идет речь и когда оно произошло?» (слайд 3)
А) фото времен «кукурузной эпопеи» (слайд 4)
Б) «Совсем иной подход был характерен для Сталина. Сталину были совершенно чужды ленинские черты — проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путем принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания, переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы». Кто автор этих слов? Когда и где они были сказаны? (слайд 5)
В) фото Олимпийского Мишки (слайд 6)
Г) Знаете, каким он парнем был, Тот, кто тропку звездную открыл? Пламень был и гром, Замер космодром, И сказал негромко он…
Он сказал: “Поехали!” – И махнул рукой, Словно вдоль по Питерской Пронесся над Землей. (Н. Добронравов)
О ком говорит автор этого стихотворения? (слайд 7)
Д) фото времен афганской войны (слайд 8).
Е) «Н. С. Хрущев спросил меня, как отнесется Фидель, если мы предложим ему такое решение. Не скрою, этот вопрос поверг меня в оцепенение. Я ответил, что Фидель вряд ли согласится на это, поскольку он строит свою стратегию защиты революции на укреплении солидарности мирового и латиноамериканского общественного мнения, а установка ракет неминуемо лишит Кубу этой поддержки.» (А. И. .Алексеев) (слайд 9).
Ж) фото Декабрьских событий 1986 года (слайд 10).
З) распашка целины (слайд 11).
2.2. «О чем говорят эти цифры?» (слайды 12,13)
2.3. Характеристика исторических деятелей Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева, М.С.Горбачева соответственно памятке.
Памятка характеристики исторического деятеля (слайд 14)
Имя исторического деятеля.
Если возможно, опиши его внешность, черты характера.
Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по его делам и поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.
Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры.
Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие – неодобрение?
ІІІ. Проверка усвоения полученных знаний.
«Исторический диктант» (слайд 15).
Задание: распределить на карточках по графам «Н.С. Хрущев»,
«Л.И.Брежнев», «М.С.Горбачев» следующие факты, понятия, определения:
партийная номенклатура, разрядка, десталинизация, гласность, неосталинизм, оттепель, ускорение, распад СССР, диссидентское движение, паспорта для крестьян, бюрократия и коррупция, геронтократия, новое политическое мышление, августовский путч, застой.
При наличии времени проводится самопроверка (слайд 16)