kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: продолжить формировать историческое сознание и исторический стиль мышления школьников на основе глубокого осмысления истории возникновения греческих колоний.

 Программное содержание: Великая греческая колонизация.

Основные образовательные результаты:

По окончанию изучения темы ученик:

- показывает на карте территории, на которых были основаны греческие колонии: Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес;

- понимает причины переселения греков;

-имеет представление о том, как выглядела греческая колония;

- умеет работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное;

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный

Технология обучения: объяснительно-иллюстративная

Мировоззренческая идея: Как бы далеко ни были греки от своего дома, они были верны своим традициям и обычаям, хотя с удовольствием перенимали все полезное у местного населения.

Основные понятия: скифы, Скил, пираты.

Географические названия: Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес

План изучения нового материала:

1.  Причины переселения греков в другие страны

2.  Греческие колонии

3.  Греки в северном Причерноморье

Оборудование урока: раздаточный дидактический материал

Оформление доски: тема урока, главный вопрос урока, основные понятия.

Мизансцена урока: традиционная

Домашнее задание: прочитать §32, Составить рассказ от име

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.»

Конспект урока истории

Класс: 5

Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Цель урока: продолжить формировать историческое сознание и исторический стиль мышления школьников на основе глубокого осмысления истории возникновения греческих колоний.

Программное содержание: Великая греческая колонизация.

Основные образовательные результаты:

По окончанию изучения темы ученик:

- показывает на карте территории, на которых были основаны греческие колонии: Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес;

- понимает причины переселения греков;

-имеет представление о том, как выглядела греческая колония;

- умеет работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное;

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный

Технология обучения: объяснительно-иллюстративная

Мировоззренческая идея: Как бы далеко ни были греки от своего дома, они были верны своим традициям и обычаям, хотя с удовольствием перенимали все полезное у местного населения.

Основные понятия: скифы, Скил, пираты.

Географические названия: Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес

План изучения нового материала:

1. Причины переселения греков в другие страны

2. Греческие колонии

3. Греки в северном Причерноморье

Оборудование урока: раздаточный дидактический материал

Оформление доски: тема урока, главный вопрос урока, основные понятия.

Мизансцена урока: традиционная

Домашнее задание: прочитать §32, Составить рассказ от имени переселенца-колониста























Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

На столах: учебник, тетрадь, атлас, письменные принадлежности


  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1. Письменный опрос по карточкам № 11-13 .

2. Тесты № 1-2.

3. Устный опрос:

- Какие отличия были между двумя полисами Афинами и Спартой?

- Покажите эти полисы на карте

- Вспомните, каким был состав населения Спарты?( Спартанцы и илоты.)

- Чем отличалось положение спартанцев и илотов? (Спартанцы – завоеватели, воины, свободные. Илоты – местные жители, завоеванные спартанцами и превращенные ими в рабов. занимались земледелием)

- Каким было управление в Спарте? (Народное собрание выбирало старейшин. Огромной властью обладал Совет старейшин. Их выбирали на всю жизнь. В совет старейшин входили и два царя, которые командовали войском, власть которых передавалась по наследству.)

- О спартанских женщинах древние писатели рассказывали, что они, узнав о смерти своих сыновей в бою, тут же шли на поле битвы. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины. А дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством; они хоронили своих сыновей с почетом в гробницах предков. В других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле.

Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? (раны, нанесенные воину в спину, указывали, что он струсил и пытался бежать с поля боя. Напротив, раны в груди свидетельствовали о мужестве воина, достойно встретившего смерть)

- Вот пример лаконичной речи. Одна спартанка, провожая сына на войну подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем» что она хотела сказать этими словами?

4. Словарная работа.



3 ученика, за партой

2 ученика, за партой



Фронтально

1 ученик у карты

Фронтально




























Фронтально

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Вступительное слово учителя:

Итак, мы с вами выяснили, что в VIII – VI вв. до н.э. в Греции существовали города-государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Так почему греки покидают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны? Это мы с вами и попытаемся сегодня выяснить. Тема нашего урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»


Домашнее задание: прочитать §32, Составить рассказ от имени переселенца-колониста.









Запись в тетрадь темы урока


Запись в тетрадь домашнего задания

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. 1. Причины переселения греков в другие страны.

Сценка «В Афинском порту».
Ребята, давайте перенесемся в древний Афинский порт. Здесь собралось много народу. Послушаем их, о чем они говорят.
Мне нужно 4 желающих мальчика.

Беседа с классом:

– Итак ребята, по каким причинам они покидают родину?

А) не хватало плодородных земель для простых греков

Б) не хватало продуктов питания

В) стремление рядовых греков избежать военного столкновения между демосом изнатью

Образное повествование:

Целый месяц длилась подготовка к отплытию. На корабли было взято все необходимое для дальнего плавания – провизия, товары. Город откуда греки уплывали выделял нам охрану на случай нападения пиратов.
Море было то приветливое и ласковое, то грозное. Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин греческие мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре в безопасном отдалении от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров как в Греции. (На Черном море мало глубоко входящих в сушу бухт и всего несколько островов).
Много дней грекам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9 – 10 км в час. Но еще страшнее встреча с пиратами.

Работа с илллюстрацией:

Перед вами представлена иллюстрация «Греческая колония на северных берегах Черного моря». На ней изображены военный и торговый корабли.

а) аналитическая беседа:

- Как вы думаете какой из этих кораблей военный, а какой торговый?

- Почему скорость военного корабля была выше торгового?

- Почему встреча с пиратами так страшна была грекам?

Обобщение:

  • военный корабль был вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник;

  • Военный корабль сравнительно с торговым был более обтекаемой формы и передвигался под веслами и парусом; в боевой обстановке парус мешал маневрировать, и его убирали.

  • Торговый корабль предназначался для перевозки грузов и потому был вместительнее военного. Но он обладал только парусным движителем: для гребцов на корабле не было места.

  • В Греции пиратство долго считалось одним из законных способов обогащения на ряду с морской торговлей.

  1. 2. Греческие колонии

Работа с картой:

Перед нами карта: «Образование греческих колонии в VIII–VI веке до нашей эры»

а) беседа по карте:

- Какую территорию заселяли греки к началу колонизации? (юг Балканского п-ова, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии)

- Каким условным знаком обозначены греческие колонии на карте? (Кружочком)

- Что обозначаю стрелочки на карте? (направления греческой колонизации)

- Что такое колония? (Поселение людей в чужой стране)
– Что такое колонизация? (Образование колоний)

- Назовите колонии греков на Черном море. (Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Истрия, Трапезунд)

- Назовите места колонизации на Средиземном море. (Сиракузы, кирена, Массилия, о.Корсика, Египет)

Обобщение:

Греческая колонизация осуществлялась по трем основным направлениям: на запад, на северо-восток, юго-восток.
На западном направление корабли греков достигали берегов Аппенинского и Пиренейского полулстровов; на северо-востоке – Причерноморья, а на юго-востоке – Малой Азии и Северной Африки.

Рассказ учителя:

В бухтах, удобных для стоянки галер, переселенцы высаживались, ломали известняк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом непривычную на цвет, удивительно-жирную землю.
С утесистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Эллины приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь, знак мира, и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара.
Так появились у Черного моря греческие города.

Беседа с учащимися:

- Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?
- Что привозили из греческие купцы из колонии?
- На что меняли свои товары греческие купцы?

Составление схемы:

  1. 3. Греки в северном Причерноморье.

Работа с учебником:

а) Сплошное чтение текста учебника с. 146-148

б) Беседа по прочитанному:

– Что привлекало скифского царя Скила в образе жизни греков?
- Как складывались отношения греков с соседними народами, проживающими рядом с их полисами? (Греки были верны своим обычаям и традициям, хотя с удовольствием перенимали все полезное у местного населения. Старались с ними не враждовать.)

Обобщение и выводы, ответы на главный вопрос урока:

В Греции было мало почв, пригодных для земледелия, не хватало продуктов питания, велась борьба между демосом и знатью - все это заставило греков осваивать новые земли – колонии.


V. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Выберите правильный ответ.

1. Греки основывали колонии:

а) на побережье Средиземного моря;
б) на побережье Черного моря;
в) во внутренних районах Балканского полуострова.

2. Продолжите перечень. Основные причины массового отъезда в колонии:

а) угроза голода, нехватка земли;
б) угроза долгового рабства;
в)

3. Приведите в соответствие:

а) товары, которые греки везли в колонии;
б) товары, которые греки вывозили из колоний;

1) оливковое масло
2) рабы
3) шкуры животных
4) вазы

4. Найдите лишнее. В одежду скифов входили:

а) длинные штаны;
б) сапожки;
в) хитон;
г) кафтан.



VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Оценка и отметка учебно-познавательной деятельности учащихся.

На этом наш урок закончен. Спасибо за работу!




4 ученика у доски

Участники сценки читают тексты.



Фротально


























Фронтально





















Фронтально

































Фронтально





1 ученик у доски


Остальные четрят схему в тетрадях










Вслух по-цепочке

Фронтально













Фронтально















Приложение

Карточка № 11.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.


Благодаря хорошим почвам жители, Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Карточка № 12.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.


Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Карточка № 13.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.


Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Словарная работа


Демократия



Илоты

полис

Ареопаг

Архонт

Долговой камень



демос

лаконичная речь

Главные боги в древней Греции

Солон

Народное собрание

Граждане















Тест 1

Древняя Спарта


  1. Выберите правильный ответ:

А) Спарта находилась:

а) в Аттике рядом с Афинами

б) на острове Крит

в) в области Лакония на реке Еврот

Б) Илоты принадлежали:

а) всему спартанскому государству

б) отдельным спартанским семьям

в) правителям Спарты

  1. Найдите соответствия и впишите номера ответов в пустые клетки.

1

Ему принадлежало право объявления войны и заключения мира, выступать в нем могли только старейшины


А

Совет старейшин

2

Обладал огромной властью ему подчинялись все остальные спартанцы


Б

Царь

3

Ему принадлежало командование войском


В

Народное собрание


  1. Найдите лишнее и вычеркните

Спарта была известна среди греков как государство, в котором:

а) жили искусные ремесленники и ученые

б) жители подчинялись военной дисциплине

в) младенцев, которых старейшины признавали хилыми и больными, убивали, сбрасывая в пропасть


Тест 2

Древняя Спарта


  1. Выберите правильный ответ:

А) Илотами назывались:

а) рабы, которых спартанцы привели с собой с севера

б) покоренные спартанцами жители Лаконии и Мессении

в) захваченные спартанцами в заморских походах пленники

Б) Жители остальной Греции:

а) осуждали убийство безоружных илотов

б) оправдывали жестокость спартанцев тем, что они боялись восстания илотов

в) расхваливали спартанцев за умение держать илотов в повиновении

  1. Найдите соответствия и впишите номера ответов в пустые клетки.

1

Им не разрешалось приезжать в Спарту, да они и сами туда не стремились


А

Старейшины

2

Послушно выполняли волю совета старейшин, куда входили и они сами


Б

Чужеземцы

3

Это были самые достойные граждане не моложе 60 лет


В

Цари


  1. Найдите лишнее и вычеркните

Спартанские мальчики:

а) никогда не воровали

б) учились говорить лаконично

в) упорно занимались гимнастикой




Слова для сценки.

Ученик 1: Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине мне посчастливится найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно и счастливо.

Ученик 2: У меня дела похуже твоих. Как поставили у меня на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы мне рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!


Учитель: К разговаривающим крестьянам подходит хорошо одетый грек. Они внимательно его разглядывают и спрашивают: «Кто ты такой? Не похоже, чтобы голод или долги гнали тебя из дома?»

Ученик 3: Вы угадали. Я – торговец и живу здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали мне, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Я поплыву с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит меня.

Учитель: Один из присутствующих хмуро молчал и не вмешивался в разговор. «Кто ты? - спросили его.- По твоему виду и одежде ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?»

Ученик 4: Вы не ошиблись. Я происхожу из древнего и знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Автор: Скидская Ольга Николаевна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282578

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Греческие колонии на берегах Черного и Средиземного морей"
    ["seo_title"] => string(65) "griechieskiiekoloniinabierieghakhchiernoghoisriediziemnoghomoriei"
    ["file_id"] => string(6) "291414"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455115011"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) ""Конспект урока по истории для 5 класса" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-istorii-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "171198"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423651528"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Загадочная Турция "
    ["seo_title"] => string(22) "zaghadochnaia-turtsiia"
    ["file_id"] => string(6) "159591"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421926827"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по истории Древнего мира "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-istorii-drievniegho-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "153338"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420994595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства