| Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
| 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Приветствует учителя. Проверяет готовность к уроку. Рассказ учителя о стране расположенной между Египтом, Двуречьем и побережьем Средиземного моря Обратимся к карте на с.80 Называем реки, моря, занятия людей. Во главе еврейских племен стояли старейшины, они хранили предания о своем народе, которые вошли в Библию. Проблемный вопрос: Какое значение имеет Библия в приобретении знаний по истории, и какова её роль сегодня в жизни человека, чему она нас учит? Форма: фронтальная. Метод: словесный Приём: слово учителя
| Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Слушают. Рассматривают карту, проговаривают занятия народов Работают с текстом учебника с. 74, Учащиеся высказывают мнения: Старинные книги рассказывают о прошлом, учат мудрости, как не допустить ошибок? Вопрос о Библии вызывает затруднения. | Личностные: самоопределение Метапредметные: Анализ, синтез, классификация ,умение работать с картой. Анализ, работа с понятиями. Предметные: извлечении информации. |
| 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Ребята, почему люди обращаются к старинным книгам? О чем мы можем из них узнать. Кто из вас видел или читал Библию? 3. Что же такое Библия? | Обращаются к с.74- 75 | Метапредметные: Умение сравнивать, выделять существенные признаки. Предметные: Умение извлекать информацию при работе с учебником, представлять информацию в развёрнутом виде |
| 3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Представляем фото Библии. Книгу Библия. Из каких частей она состоит? | По ходу ведут записи в тетрадь Новых слов - Библия. Бог Яхве, Миф. Заповеди. Пытаются объяснить , почему, по их мнению, пришли к единобожию. Отвечают: Бог Яхве сотворил мир и дал людям правила, по которым нужно жить, чтобы не было вражды. Вопрос о едином Боге вызывает затруднение | Личностные: Привлечение информации из своих знаний. Высказывание предположений Метапредметные: Умение выделять существенные признаки и их группировка по отличиям Предметные: Извлечение информации из иллюстрации Сравнение, обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
| 4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Учитель помогает ученикам правильно поставить цель, составить план достижения цели, выбрать метод и средства разрешения проблемной ситуации. | Ученики активно работают, предлагают свои версии решения проблемной ситуации. | Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания, проявления внимания, желание больше узнать. Метапредметные: готовность к сотрудничеству, к коллективной работе. Предметные: готовность применять исторические знания. |
| 5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Посмотрите на иллюстрацию на слайде. Вы видите репродукцию картины «Продажа Иосифа» Рассказ о продаже братьями Иосифа. Вопрос. Как вы относитесь к поступку братьев Иосифа? Вопрос. Какова дальнейшая судьба Иосифа? Читаем текст учебника с.77-76 Вопрос. Почему Иосиф простил братьев? Как вы думаете, осознали ли братья свою вину? Какими действиями братьев это можно доказать? Обратимся к слайдам презентации. Рассказ о Моисее. Вопрос. Почему Моисею удалось перевести израильтян по дну моря. Вспомните. Возможно, вы читали в справочной литературе о предположениях ученых как это могло произойти. Посмотрите на слайд. Гора Синай. Бог вручает Моисею скрижали. Гора Синай дымилась в огне. Почему , по вашему мнению, с точки зрения науки, гора дымилась? Запишите новые понятия, термины. | Рассматривают иллюстрацию, слушают рассказ учителя и делают вывод. Поступок братьев – предательство по отношению к брату. Самое греховное в человеке - зависть. Она способна погубить человека, ставит его на путь предательства. Вспоминают ранее прочитанное или выдвигают свои версии. Сравнивают с разливами рек в Междуречье, когда вода могла подниматься, а возможно и расступаться. Ветер дул с моря и одновременно с гор при таянии снегов по течению устремлялся поток. Потоки встречались. Высказывают другие версии. Гора Синай дымилась в огне, скорее всего от извержения вулкана на ней. Но древние евреи не могли это объяснить с точки зрения науки. Поэтому думали, что все идет от Бога. | Личностны: Осознание пагубности предательства, понимание чувства ответственности, совести перед близкими. Собственная оценка поступков С позиций общечеловеческих ценностей Применение знаний полученных из опережающего задания. Связь истории с жизнью. Метапредметные: Анализ, установление причинно-следственной связи используя различные источники. Расширение оценочной деятельности на основе своих знаний и собственных поступков. Логические действия, установление причинно-следственной связи построение логической цепочки Работа с понятиями и определениями, систематизация и организация деятельности Умение Извлекать информацию при работе с источником Предметные: Извлечение информации Применение полученной информации Сравнивают и определяют необходимый уровень информации Умение выделять подобное с раннее представленной информацией по теме урока. Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Организация работы в парах или в группах. 1.Что такое Библия, из каких частей она состоит? 2.Почему первая часть Библии называется Ветхий Завет? 3.Какие библейские сказания вам запомнились? Перескажите одно из них. 4.В чем главное отличие религии евреев от религии других народов? | Задают друг другу вопросы Ответы на вопросы: Библия – книги. Состоит из 2х частей Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет содержит мифы и предания . Это священная книга для всех кто и исповедует христианство. Религия евреев отличается от других верований тем, что они верили в одного Бога Яхве, в то время как у египтян и жителей Двуречья было многобожие. | Метапредматные: Умение работать в группе. По ходу сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки Предметные: Представление информации Общение и взаимодействие, работа по плану Обсуждение, организация учебного сотрудничества со сверстниками |
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Обратимся к с. 51 учебника. Что общего между клятвой египтян на суде Осириса и заповедями данными Моисею? С. 75 Самостоятельная работа с мифами. Миф о первых людях С. 76.Миф о всемирном потопе | Работают с текстом учебника. Задают друг другу вопросы. Оценивают и комментируют. | Личностные: Умение отделять оцениваемые поступки от самого человека. Метапредметные: Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний. Предметные: Применение полученной информации Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
| 8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Вспомните, в какой части света жили древние евреи? Чем они занимались? Как это повлияло на их быт? Чем отличалась религия евреев от египтян и жителей Двуречья ? Какие испытания выпали на долю древних евреев? | Объясняют. Жили древние евреи между Египтом, Двуречьем и побережьем Средиземного моря. Это территория Азии, Ближний Восток | Метапредметные: Установление причинно-следственной связи построение логической цепочки Предметные: Применение полученной информации . Умение применять исторические знания на основе практических действий и опыта из прошлого |
| 9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Запишем небольшой словарный диктант Что узнали на сегодняшнем занятии? Что ты понял или не понял на уроке? Выставление оценок с комментарием Домашнее задание :прочитать §16 Индивидуальные опережающие задания. Предание о Самсоне и Далиле, Давиде и Голиафе, Мудрый царь Соломон. | Записывают новые слова Библия. Ветхий Завет. Бог Яхве. Заповеди. Израильтяне. Гора Синай. Скрижали Делятся впечатлениями Помогают своим одноклассникам в неясных моментах Подают дневники для оценки учителю Записывают в дневники задания . | Личностные: Умение объяснять смысл своих оценок. Метапредметные: Оценивание результата своих действий, определения степени успешности выполненной работы. Предметные: Применение полученной информации Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем |