kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Терроризм как главная угроза современного мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке были рассмотрены основные типы терроризма, признаки глобальности проблемы, причины возникновения терроризма, методы борьбы с терроризмом и правила поведения при захвате.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Терроризм как главная угроза современного мира»

Конспект урока по обществознанию для 10 класса на тему: «Терроризм как главная угроза современного мира».

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Образовательная  - сформировать целостное представление о терроризме как общественно опасном, угрожающем явлении современного мира; Способствовать более глубокому осмыслению проблемы терроризма

Развивающая - продолжить формировать умение выделять главное, высказывать свою точку зрения; обогатить, обобщить и систематизировать знания и представления учащихся об истории и сущности такой глобальной беды современности как терроризм.

Воспитательная – способствовать  развитию интереса учащихся к глобальным проблемам человечества, воспитанию толерантности. Определить собственную гражданскую позицию по отношению к данному явлению, обратить внимание на примере данного явления на опасность социального равнодушия; помочь проанализировать и осмыслить исторические и социальные уроки террора.

Задачи урока:

-изучить, каким должно быть поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника и, каковы должны быть меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб;

-познакомиться с понятием “терроризм”, познакомиться с историей проявления данного политического явления в России¸ осмыслить значимость его угрозы для современной цивилизации;

-развивать умения вести дискуссию, выдвигать аргументы в защиту собственной точки зрения;

-создать условия для формирования умения логически мыслить, последовательно излагать свою точку зрения на основе фактов и аргументов.

Ход урока.

Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке мы изучали глобальные проблемы человека. Давайте вспомним, что это за явление? Какие проблемы человечества вам знакомы? Приведите примеры. (10 мин)

Изучение нового материала.

Глобальные проблемы человечества охватывают всех землян, невзирая на их государственную принадлежность, касаются всех и каждого. Современный человек наконец-то осознал, что Земля не так велика, как ему казалось прежде. Мир хрупок, хрупка жизнь человека в нем и всех обитающих на нашей планете существ. Многое надо решить человечеству для продолжения своего существования. Парниковый эффект и скорое истощение ресурсов, перенаселённость ряда регионов и опасность ядерной войны – всё это лишь малая толика того, что угрожает жизни на земле.

Сегодня речь пойдет об одной из страшнейших угроз человечества – терроризме.

Кто может сказать, что такое терроризм? Давайте методом мозгового штурма попытаемся сформулировать понятие. (5 мин)





Под терроризмом понимается в науке метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Сами понятия "терроризм" и "террорист" появились в конце 18-го века.

Терроризм - это использование физического насилия, в том числе убийств, для достижения политических целей.

Экстремизм – приверженность крайним взглядам и мерам в политике.

Современный терроризм - сложное, многоаспектное и крайне негативное социально-политическое явление, вышедшее за рамки национальных границ отдельных государств и превратившееся в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества.


А как считаете вы, каковы причины возникновения терроризма? (5 мин)

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Борьба с терроризмом.

Специалисты, исследующие проблему терроризма, выделяют две возможные стратегии борьбы с терроризмом — «прогрессивную» и «консервативную»

«Консервативная» стратегия подразумевает частичные уступки требованиям террористов — выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнёрами по переговорам и т. д.).

«Прогрессивная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий. (5 мин)

Как в уголовном кодексе РФ определяется понятие терроризма, и какие меры предусмотрены для борьбы с ним ( работа с текстом из УК РФ)


УК РФ Статья 205. Террористический акт

1.Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями -

2. Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материаловрадиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, -

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Первичное закрепление.

 В какой стране впервые появилось понятие «терроризм»?

А.   Великобритания.    БФранция.     В. США.      Г. Ирак.

     2.   Что не является  главной целью террористов?

          А.   Психологическое воздействие.     Б.    Уничтожение противника.

          В.   Самореклама.      Г.   Способ достижения цели.

     3.    Какие причины терроризма не являются политическими?

          А.   Столкновение интересов двух государств.

          Б.    Разжигание национальной розни.

          В.    Недовольство деятельностью правительства.

          Г.    Возрастание социальной дифференциации.

     4.     Жертва выстрела агента охранки Богрова

          А.    Александр II.       Б.    П. А. Столыпин.       В.    Александр I.

           Г.    Бисмарк.

     5.    В каком году в СССР произошёл взрыв в вагоне московского метро?

           А.    1987.         Б.     1997.          В.     1967.          Г.    1977.

     6.    Что такое «диверсия»?

           А.    убийство диктаторов.     Б.    партизанская война в городе.

           В.    операция  по уничтожению коммуникаций и живой силы  

                   противника в тылу врага.

    Работа класса с текстом «Очерка по истории терроризма»

Текст: «Очерк по истории терроризма»

Одно из первых упоминаний связано с терактами, совершенными в 66-73 годах до н. э. еврейской политической группировкой зелотов (буквально «рев­нителей»), боровшихся методами террора против римлян за автономию Фессалонии. Как символы жестокости и неоправданного насилия вошли в историю Варфоломеевская ночь, Французская буржуазная революция, Париж­ская коммуна, инквизиция. Первоначально террор использовался властью или государством для уничтожения и устрашения своих реальных или потенциальных политических соперников, которые изображались как предатели существующего строя. Так поступали легионеры Калигулы, опричники Ивана Грозного, последователи Робеспьера, НКВД Сталина, службы безопасности Гитлера и др. В начале XIX века в Европе стали возникать террористические организа­ции в основном революционного, уголовного и националистического характе­ра. Ряд террористических организаций носил романтическую революционную окраску (карбонарии в Италии, народничество в России). Их идейные руково­дители в плену иллюзий считали, что посредством террора можно прийти к со­циальной справедливости и всеобщему благосостоянию. К сожалению, эти за­блуждения находят почву и сегодня. Во второй половине XIX века террор особенно пышно расцвел на основе анархистских и националистических взглядов. Жертвами террора стали такие высокопоставленные лица, как король Франции Луи Филипп, император Фрид­рих Вильгельм, император Александр II и др. Терроризм становится постоян­ным фактором общественной жизни. С окончанием Первой мировой войны терроризм на свое вооружение взя­ли правые - национал-сепаратисты и фашисты в Германии, Франции, Венгрии, «Железная гвардия» в Румынии. Созданный в фашистской Германии механизм диктатуры, включал в себя отличавшийся крайней жесткостью террористиче­ский аппарат: СА, СС, гестапо, «Народный трибунал» и др. Фашизм явился смертельной угрозой для всего человечества, поставив под вопрос существова­ние многих народов. Использовалась тщательно разработанная система массо­вого уничтожения людей. В XX веке спектр мотивов для использования методов террора сущест­венно расширился. Если русские «народовольцы» и эсеры рассматривали террор как самопожертвование на благо общества, то для «крас­ных бригад» он служил способом и средством самоутверждения. «Красный террор» и «черный террор» фашистского, неонацистского толка стоят недалеко друг от друга и не имеют ничего общего с тем, что делали народовольцы. У со­временного терроризма одна вожделенная цель - захват власти. В середине XX века появился новый тип терроризма, который менее все­го заинтересован в отстаивании политических идей, а сосредоточен на совер­шении крупномасштабного акта возмездия против мирных граждан любой це­ной. Мотивами в этом случае часто являются искаженные формы религии, а воображаемые награды исполнитель надеется получить в ином мире. От рук террористов погибли известные политические и государственные деятели, такие как Джон и Роберт Кеннеди, Индира и Раджив Ганди, Мартин Лютер Кинг и тысячи простых граждан в разных странах мира. В XX веке проблема терроризма приобретает особое значение. Терроризм стал многоликим по своему характеру. Теракты совершаются не только экстре­мистскими организациями и преступниками-одиночками, но в ряде тоталитар­ных государств - их спецслужбами. Государственный терроризм принял такой размах, что 39-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1984 году приняла спе­циальную резолюцию «О недопустимости политики государственного терро­ризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно- политического строя в других суверенных государствах». Наибольшую угрозу для мирового сообщества представляет междуна­родный терроризм, стремительный рост которого привел к страданиям и гибе­ли большого числа людей. По данным журнала «Экономист», число жертв ме­ждународного терроризма с 1968 года по 1995 год составило около 9 тыс. чело­век, а с 1996 года по 2000 год - уже около 5 тысяч человек. Начало XXI века вошло в историю человечества из-за небывалого по ко­личеству человеческих жертв террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года со стороны религиозных экстремистов.

Вопросы для обсуждения по тексту:

Что нового вы узнали из текста об истории терроризма? Какие в тексте выделяются причины терроризма? Был ли необходим террор? Оправданы ли были использованные средства? Принесла ли тактика террора социальное успокоение? Как вы понимаете основные характеристики современного терроризма: глобализация, политическая многоликость, динамизм?

Обсуждение на тему: «Правила поведения при захвате человека террористами в качестве заложника и каковы должны быть меры безопасности»


1.Возьмите себя в руки, успокойтесь, не паникуйте.

2. Разговаривайте спокойным голосом. Не смотрите террористу в глаза.

3.Не высказывайте ненависть и пренебрежение к террористам.

4.Подготовьтесь физически и морально к возможному суровому испытанию.

5.Не пренебрегайте пищей, старайтесь сохранить силы и здоровье.

6. Устройтесь так, чтобы обеспечить себе возможность менять положение тела.

7.С самого начала (особенно в первый час) выполняйте все требования бандитов. Не нужно никаких неожиданных инициатив.

8.Предупреждайте и обсуждайте все свои действия.

9.Дышите ровно, спокойно, не сдерживайте дыхание.

10.Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега. Не фамильярничайте, не нужно форсировать сближение с преступниками и тем более его имитировать. Стресс испытывают обе стороны – заложники и террористы. Искусство общения в этой ситуации для вас – важный фактор.

Вопрос к учащимся: как вы думаете, в чем особенность современного терроризма?

Учитель: У современного терроризма одна цель: захват власти.

Самые эффективные методы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора. Основная цель современных террористов – запугивание людей и власти, дестабилизация обстановки в стране. Что Вы знаете о трагедии в Беслане? Когда это произошло это событие?

Давайте определим, какие методы борьбы с терроризмом используются на современном этапе. Учащимся дается опережающее домашнее задание.

Возможны следующие ответы:

1) Террористы не могут действовать изолированно, они поддерживают контакты с единомышленниками. Отслеживание таких контактов с помощью специальной техники позволяет понять схемы действий, разведать планы террористов, а также обнаружить и обезвредить их. Пример: германские власти обезвредили группу Баадер-Мейнхоф («Фракция Красной армии») с помощью созданной ими компьютерной базы данных для сбора и анализа фактов, имеющих отношение к террористам.

2) Возможность ареста или уничтожения лидеров террористических групп. Лидеры террористических структур оказывают значительное влияние на деятельность возглавляемых ими организаций. Их роль снижается в случае, если террористы ориентируются на другие цели, например, определенное мировоззрение, или если за ними стоят спецслужбы какого-либо государства. Однако, в большинстве случаев активность террористических ячеек зависит от деятельности их руководителей. Пример: арест лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана полностью парализовал деятельность данной структуры. К аналогичному результату привел захват лидера перуанской организации «Сендеро Луминосо» («Светлый путь») Абимаэля Гусмана.

3) «Разделяй и властвуй». Между террористическими группами существует конкуренция за известность, влияние, деньги и последователей. Пример: в Ираке террористические группы воюют между собой в большей степени, чем с властями и частями коалиции. Состояние такой вражды является постоянным. Во многих случаях подобная конкуренция приводила к ослаблению и даже разрушению мощных организаций. Из-за внутренних разногласий в 1970-1980-е годы исчезли «Японская Красная армия» и палестинский «Черный июнь». При планировании антитеррористических операций нужно выявлять и использовать подобные разногласия.

4) Террористические организации состоят из людей, которых можно уничтожить или вернуть к нормальной жизни путем убеждения и демонстрации доброй воли. Государство должно проводить ряд мер по завоеванию умов членов террористических организаций, убеждая их в бессмысленности дальнейшей борьбы. К таким мерам относятся: искоренение коррупции во власти; улучшение жизни населения в районах, поддерживающих террористов; подрыв финансовой и продовольственной базы террористов; склонение их лидеров к отказу от вооруженной борьбы; объявление амнистий для членов террористических групп; разъяснение бессмысленности террористической деятельности.

5) Совершая атаки по всему миру, террористы наживают все больше врагов в лице различных стран. Понимание необходимости совместной борьбы с терроризмом становится сильнее имеющихся разногласий между ними. Пример: уничтожение лидера иракской «Аль-Каиды» иорданца Аль-Заркави. После совершения им теракта в иорданском городе Амман, иорданские спецслужбы установили его местонахождение и передали информацию американцам, в результате чего Аль-Заркави был уничтожен.

6) Некоторые страны поддерживают террористов, используя их в своих интересах. Чтобы пресечь такую поддержку, мировое сообщество применяет экономические и политические санкции, однако иногда кардинально решить проблему способно лишь военное вмешательство. Пример: военное давление на Афганистан, Ливию и Ирак вынудило их прекратить поддержку террористических структур.

Игра-путешествие с логическими заданиями

«Мы против террора!»



Цель:  формирование активной гражданской позиции, патриотизма обучающихся, воспитание стремления не дать терроризму захватить мир.

Задачи:  содействие формированию в сознании обучающихся установок на отторжение идеологии и практики терроризма и экстремизма, воспитание бдительности и способности противостоять террористическим угрозам.

ПРАВИЛА:

  1. Команда проходит 2 этапа

  2. В конце игры побеждает команда, которая набрала больше всего баллов


Ход игры:


1.Станция: Тест-викторина «Поступай правильно»


ВОПРОСЫ

1.При обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов категорически запрещается:

а/ смотреть на подозрительный предмет

б/ касаться подозрительного предмета (после правильного ответа должны объяснить «Почему?»)

в/ рассказывать о подозрительном предмете

2.При получении сигнала об эвакуации из помещения вы должны:

а/ продолжать свое занятие, поскольку это может быть ложная, «пробная» \эвакуация

б/ слушать внимательно педагога, собирать личные вещи, после чего эвакуироваться

в/ быстро покинуть помещение, не брать с собой никаких вещей ( потому что жизнь человека, подвергшаяся опасности дороже, чем какие-то вещи)

3.Чем опасен бесхозный (ничейный предмет, пакет)?

а/ учитывая современную политику, может содержать взрывное устройство, брать в руки нельзя, сказать руководителю детского объединения

б/ опасность отсутствует, это просто забытый чей-то пакет, надо взять и отнести руководителю

в/ интересно, что находится внутри пакета?

4. Если вы случайно попали в заложники, ваши действия по выживанию:

а/ постараться выбраться из сложившейся ситуации самостоятельно, действуя по принципу «И один в поле воин»; попытаться договориться с террористами;

б/ объединиться с такими же заложниками и своими усилиями постараться захватить оружие у террористов, «дать бой»;

в/ не возражать, соглашаться со всеми требованиями, стремиться выиграть время и собрать побольше информации.( Почему? Вспомните, кто должен заниматься освобождением заложников? Почему нельзя злить террористов?)

5. Если вы попали под стрельбу, что делать?

а/ короткими перебежками добраться в безопасное место;( не рисковать, может попасть прицельная или шальная пуля);

б/ упасть на землю ( или пол), прикрыть голову руками;

в/встать за угол и подождать, пока закончатся взрывы и стрельба.

( опасность взрывной волны, несущей обломки здания, камни, стекла и др. предметы)


2. Станция «Безопасность»

На прохождение этого этапа даётся время 3 – 5 минут (в зависимости от подготовки детей). Команды получают вопросы, ответы на которые они должны выбрать из развешанных по территории слов.

Вопросы к этапу кроссворд «Безопасность»:

1.Что подкладывают террористы в различные помещения и в транспорт? (бомба)

2. Как называют человека, пострадавшего или погибшего во время теракта? ( жертва)

3. Что у человека самое ценное? (жизнь)

4. Пострадавшему врачи оказывают первую медицинскую …? (помощь)

5. Как называется обучающее или реальное мероприятие, когда люди покидают помещение по специальному сигналу? ( эвакуация)

7. Кого берут в плен террористы? (заложник)

8. Что должен соблюдать человек, попавший в заложники к террористам?

( спокойствие)

9. Что необходимо делать, чтобы тебя услышали и спасли? (кричать)

Вопрос к учащимся: как вы думаете, какие уроки можно извлечь из изученного нами материала?













Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.

«плюс»

«минус»

«интересно»








Домашнее задание: параграф




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Терроризм как главная угроза современного мира

Автор: Олейник Людимила Павловна

Дата: 11.03.2022

Номер свидетельства: 601989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока по обществознанию на тему: "Терроризм как главная угроза современного мира""
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-na-tiemu-tierrorizm-kak-ghlavnaia-ughroza-sovriemiennogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "250418"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447079154"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Терроризм как главная угроза современного мира"
    ["seo_title"] => string(47) "terrorizm_kak_glavnaia_ugroza_sovremennogo_mira"
    ["file_id"] => string(6) "594606"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1639463989"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Классный час на тему "Терроризм - угроза обществу". "
    ["seo_title"] => string(54) "klassnyi-chas-na-tiemu-tierrorizm-ughroza-obshchiestvu"
    ["file_id"] => string(6) "123280"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414439304"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Час общения на тему «ТЕРРОРИЗМУ – НЕТ»"
    ["seo_title"] => string(39) "chas_obshcheniia_na_temu_terrorizmu_net"
    ["file_id"] => string(6) "607398"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1652971613"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Единый Всекубанский  классный час «В единстве наша сила». "
    ["seo_title"] => string(59) "iedinyi-vsiekubanskii-klassnyi-chas-v-iedinstvie-nasha-sila"
    ["file_id"] => string(6) "228046"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441050734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства