1. Организ. Этап. Мотивация | 8 мин | Вступительное слово Тема нашего урока – На пути ко Второй Мировой войне (1 слайд). В 2012 году исполнилось 73 года от момента начала самой кровопролитной и самой жестокой войны. Давайте вместе сформулируем цели нашего урока. (2 слайд) Фронтальная беседа Работа по схеме Что обозначают символы I, II на схеме? Каковы их хронологические рамки? Как называется система международных отношений которая существовала в этот период? Что стало водоразделом между 20-ми и 30-ми годами? Моделирование ситуации: (На каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше) Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте? Как чувствуют себя те, у кого мало места? Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными? А что испытывают те, у кого места много? Какие государства вышли победителями из первой мировой? А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока, проблему урока. (3 слайд) На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока. И в этом вам помогут различные исторические материалы, которые лежат у вас на столах. Работая с ними в ваших группах, а также слушая мой рассказ, вы сможете понять, можно ли было предотвратить Вторую Мировую войну. Вся наша работа будет идти по этому плану. (4 слайд) А сейчас небольшой фильм, который поможет вам еще больше окунуться в 30 годы, которые предшествовали началу войны. | Садятся по группам, заранее сформированным. Возможные ответы: (Первая и Вторая мировые войны). (1914-1918, 1939-1945 г.г.) Версальско-вашингтонская система (мировой экономический кризис) (различие в положении победителей и побежденных) (некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты) (Германия и Италия) (Желание сохранить преимущества за собой) (Англия, Франция, США) Что привело ко Второй мировой войне? Почему она началась? Можно ли было ее предотвратить? |
Этап усвоения, обобщения и систематизации знаний 2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров | 5 мин | И так, первый наш вопрос – Очаги военной опасности и сближение агрессоров. (5 слайд) В начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы. Перед вами три государства: Япония, Германия и Италия. (5 слайд до конца) А также информация о том, какие завоевания они совершили. Посмотрите на слайд и скажите – виновны ли эти страны в нарушении условий Версальской системы? 1931 год – Япония оккупировала Маньчжурию, подбираясь всё ближе к Китаю и главное к России. Лига Наций рекомендовала вывести японские войска из Манчжурии по просьбе Китая, но Япония в ответ на это в феврале 1933 года демонстративно вышла из Лиги наций, а санкции против нее так и не были введены. С приходом Гитлера к власти в 1933 году в Германии был установлен тоталитарный режим с расистской идеологией. Страны Запада не скрывали, что считают фашизм меньшим злом, чем коммунизм, т.е. для них СССР был опаснее на тот момент, чем Германия. Может быть, поэтому страны Запада не отреагировали на выход Германии из Лиги наций в 1933 году. В 1934 году было принято решение о создании военной авиации, на следующий год в Германии была введена всеобщая воинская повинность; в 1936 году вооруженные силы Германии вошли на территорию Рейнской демилитаризованной зоны. В 1935 году Италии захватила Эфиопию Сделала она это, потому что в свое время, Японию никто не наказал за Маньчжурию. Лига наций объявила Италию агрессором. Обнаружив общность интересов Германия, Италия, Япония начали быстрое сближение. В 1936 году Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт», в 1937 году присоединилась Италия. Это ознаменовало создание союза, стремившегося к переделу мира, но это должным образом не было оценено в странах демократии. А в секретном дополнительном соглашении они давали друг другу обязательства в случае войны одной из сторон с СССР не предпринимать ничего, что могло бы облегчить положение нашей страны. | Слушают рассказ учителя. Смотрят слайд, отвечают на вопросы: Да, виновны - нарушение мира - совершение агрессии - милитаризм - создание союза, цель которого передел мира |