Цели и задачи: дать представление о том, как возник счет лет в истории; познакомить с происхождением и сущностью современного летосчисления. Планируемые результаты: предметные: работать с лентой времени; соотносить годы с веками, тысячелетиями; вести счет лет с условным делением древней истории на время до нашей эры и нашу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: "Счет лет в истории."»
У р о к 2. Счет лет в истории
Цели и задачи: дать представление о том, как возник счет лет в истории; познакомить с происхождением и сущностью современного летосчисления. Планируемые результаты: предметные: работать с лентой времени; соотносить годы с веками, тысячелетиями; вести счет лет с условным делением древней истории на время до нашей эры и нашу эру; решать исторические задачи на счет времени; метапредметные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осознавать самого себя как движущую силу своего научения; обрести способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию, выбору в ситуации мотивационного конфликта, преодолению препятствий; осуществлять рефлексию способов 18 Глава 1. Счет лет в истории и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества. Оборудование: схема «Лента времени»; проектор. Тип урока: урок общеметодологической направленности. Ход урока I. Организационный момент II. Мотивационно-целевой этап – Вы часто смотрите на часы? Почему так важно следить за временем? (Версии учеников.) Проблемный вопрос. Почему при изучении истории важно знать, когда произошло то или иное событие? Люди давно заметили, что их жизнь – прошлое, настоящее и будущее – протекает во времени: какое-то событие произошло раньше, какое-то – позже, а какое-то еще только произойдет. Время можно сравнить с длинной дорогой, по которой идет человечество: когда-то, в прошлом, наши далекие предки начали свой путь по этой дороге, сейчас, в настоящем, по ней идем мы, а после нас, в будущем, пойдут наши потомки. Для удобства дорога разделена на отрезки. В истории такими отрезками являются большие промежутки времени – периоды и эпохи. Вспомогательная историческая наука хронология изучает способы измерения времени и различные календарные системы. Тема урока: «Счет лет в истории». План урока 1. Возникновение счета времени по суткам, месяцам и годам. 2. Происхождение и сущность современного летосчисления. 3. Практикум. III. Работа по теме урока 1. Возникновение счета времени по суткам, месяцам и годам С детства мы привыкли узнавать точное время. «Который час?» – спрашиваем друг у друга, если нет возможности взглянуть на часы. Неумение рассчитать время приводит к неприятностям: можно опоздать в школу, к поезду, на встречу с друзьями, прослыть непунктуальным человеком. Потребность определять время возникла много тысяч лет назад. Первобытные люди научились измерять его по числу суток. Урок 2. Счет лет в истории 19 Они могли сказать: «Пять дней назад была сильная гроза» или «Через семь дней все родичи отправятся на охоту». Однако измерять большие отрезки времени числом суток неудобно. Как быть? – В одном сказании первобытных охотников говорится, что солнце преследует луну, отрезая у нее куски мяса. А когда луне удается вырваться, она понемногу снова обрастает мясом. В этом сказании отражено знакомое всем явление природы. Какое? Как оно помогало первобытным людям измерять большие отрезки времени? Много тысяч лет назад люди обратили внимание на непрерывно меняющийся внешний вид луны на ночном небе (лунный серп, половина круга, полный круг). Они сумели высчитать число дней, за которое она меняет свой облик и вновь возвращается в прежнее состояние. Так возникло представление о лунном месяце (его длительность в среднем равна 29,53 дня). – Как же возникло представление о сезонных изменениях в природе? (Ученики делятся на группы и, вспоминая материал, изученный в начальной школе, продумывают ответ на этот вопрос.) Действительно, все вы хорошо знаете последовательность времен года и их продолжительность. Вопросы и задания 1. Скоро наступит похолодание, а через полтора-два месяца выпадет снег. И нас это нисколько не удивляет. Почему? 2. Как сезоны сменяют друг друга? 3. Если я предложу вам пойти в ближайшее воскресенье в лес за земляникой, вы решите, что это шутка. Почему? Вспомните сказку о двенадцати месяцах, когда маленькая капризная королева решила изменить ход времен года. Давайте посмотрим, как наши предки учились ориентироваться во времени. Чтобы не забыть услышанное, предлагаю составить план, который поможет вам при необходимости все вспомнить. (В ходе рассказа учителя учащиеся составляют план-конспект.) Первоначально первобытные люди не разбирались во временах года. Но уже в глубокой древности охотники и собиратели, например в Африке, заметили, что на смену дождливому сезону приходит сухой период, а затем через много дней вновь начинают лить дожди. Люди пытались определить продолжительность каждого сезона. Проблемный вопрос. Почему это было жизненно важно? 20 Глава 1. Счет лет в истории В зависимости от времени года меняется количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия первобытные люди еще больше стали интересоваться сезонными изменениями в природе, продолжительностью каждого времени года, примерной длиной года. – Подумайте почему. Представление о продолжительности года возникло еще у древних земледельцев. Они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Люди стали запоминать, в какой год произошло важное событие – основание города, большое наводнение, война. Потребность измерять время возникла очень давно. Вначале первобытные люди отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. Затем единицей измерения времени стали сутки. Но большие отрезки времени ими измерять неудобно. Тогда люди обратили внимание на меняющийся облик луны и стали измерять время числом лунных месяцев. А первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. Древние египтяне первыми определили продолжительность года. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке. Разные древние народы считали время по-разному. В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй – вторым и т. д. Когда этот царь умирал и к власти приходил новый (например, его сын), вновь наступал первый год, затем второй, третий. – В чем неудобство подобного счета лет? Иным было летосчисление, применявшееся римлянами. Год основания города Рима они считали первым, следующий год – вторым и т. д. – Какое летосчисление существовало у древних египтян? А у римлян? Какой счет лет удобнее? Чем? 2. Происхождение и сущность современного летосчисления В основу современного календаря, как и у египтян, положен солнечный год – время, за которое Земля делает оборот вокруг Солнца. Он составляет 365 дней, плюс примерно 6 часов. При составлении календаря невозможно совершенно точно учесть эти 6 часов. Из-за этого каждый четвертый год в нашем календаре появляется один дополнительный день – 29 февраля. Точкой отсчета времени современного календаря считается год рождения Иисуса Христа, основателя христианской религии. Урок 2. Счет лет в истории 21 Люди христианской веры считают этого человека Сыном Божьим и Спасителем человечества, поэтому для христиан его рождение стало столь важным событием. Сказания о его жизни и мучительной казни создавались около 2 тыс. лет назад. Через несколько столетий христианская религия распространилась во многих странах. Тогда монах по имени Дионисий Малый предложил вести счет лет от рождения Христа. Это летосчисление стали называть христианским, а период времени после рождения Иисуса Христа – нашей эрой (сокращенно пишем «н. э.»). Иногда ее называют новой эрой. Итак, наша (новая) эра продолжается более двух тысяч лет. Год, когда родился Иисус Христос, историки называют первым годом нашей эры. Все, что случилось до этого, относится ко времени «до нашей эры» (сокращенно пишем «до н. э.»). Обычно ход времени изображают прямой линией, или лентой, на которой события указаны слева направо. Все, что расположено левее выбранной точки, происходило раньше. Вертикальной чертой на линии времени обозначают начало нашей эры. Справа – наша эра. Здесь годы исчисляются слева направо, т. е. один за другим: первый, второй, третий и так до нынешнего года. По левую сторону разделительной черты – период до нашей эры. Здесь время движется как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 г. до н. э. За ним, левее, будет 2 г. до н. э., затем – 3 г. до н. э. и т. д. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в I в. до н. э., то, чем ближе к концу века произошло то или иное событие, тем меньше будет число, обозначающее год. То есть I в. до н. э. начался в 100 г. до н. э., а закончился в 1 г. до н. э. 3. Практикум – Проведем практикум по решению задач. Обязательно изображайте ленту времени. Задача 1. Земледелие возникло приблизительно в VIII тысячелетии до н. э. Сколько тысяч лет прошло с того времени? – Формулируем правило: что надо делать, чтобы узнать, сколько тысячелетий назад произошло событие, если мы знаем, за сколько тысячелетий до нашей эры оно случилось? (Работа с лентой времени, формулирование правила.) Задача 2. Письменность возникла приблизительно 5 тыс. лет назад. За сколько тысячелетий до нашей эры она возникла? 22 Первобытность Задача 3. Какой год был раньше: 30 г. до н. э. или 30 г. н. э.? На сколько раньше? Задача 4. Восстание Спартака датируется 74 г. до н. э. Сколько лет назад произошло это восстание? Задача 5. В 70 г. до н. э. поставили придорожный столб. В прошлом году его перевезли в музей. Сколько лет столб простоял у дороги? Задача 6. В 1900 г. нашли клад, пролежавший в земле 2240 лет. В каком году он был зарыт в землю? IV. Закрепление изученного материала Представьте себе, что археологи нашли при раскопках меч с вырезанными на нем словами: «Этим оружием великий Спартак поражал врагов. Надпись сделана друзьями Спартака после его гибели в 71 г. до н. э.». Ученые знали, что Спартак действительно погиб в 71 г. до н. э. Несмотря на это, они заявили, что надпись фальшивая. – Объясните, почему ученые пришли к такому выводу. V. Подведение итогов урока (Анализ практической работы, выявление причин допущенных ошибок.) Домашнее задание Глава 1. Дифференцированное задание: 1. Для сильных учеников – подготовить презентацию на тему «Системы летосчислений в разных странах». 2. Для средних учеников – подготовить презентацию на тему «Счет лет в истории». 3. Для слабых учеников – ответить на вопросы рубрики «Подведем итоги и сделаем выводы» к главе 1.