| 2. Актуализация знаний | - Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим ваши знания по прошлой теме. - Ребята, какая была прошлая тема урока? - Обратите внимание на слайды. А вспомнить тему нам поможет «Своя игра». | ВОВ | 1. В каком году началась ВОВ? | 2. Почему война называется Отечественной? | 3. Когда началась блокада Ленинграда? | | Герои ВОВ | 1. Какой подвиг совершил Н.Ф. Гастелло? | 2. Кому было поручено командовать обороной Москвы? | 3. Какая крепость стала «живым щитом»? | | Сражения ВОВ | 1. Какая битва продолжалась 125 дней? | 2. В конце января 1943 года была прорвана 16-месячная… | 3. Какая битва стала окончательным переломом в войне? | За правильные ответы дети получают звёзды. - Ребята, ваша задача отвечать на вопросы игры, мы сразу будем проверять ответ с помощью слайдов, за правильные ответы вы будете получать звёзды. | - «Вставай, страна огромная!» ВОВ: В 1941-ом. Потому что война направлена на защиту Отечества 8 сентября 1941 года Герои ВОВ: Лётчики под его командованием направили горящий самолёт в скопление вражеских автомобилей, бензоцистерн и танков. Георгию Константиновичу Жукову Брестская крепость Сражения ВОВ: Сталинградская битва Блокада Ленинграда Курская битва | Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции, включая общие приёмы решения задач) Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию. |
| 3. Подведение к теме. Целеполагание. | - А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте посмотри видеофрагмент со времён ВОВ. Видеофргамент – 1 мин 43 сек - Ребята, скажите кто трудился на заводах во время войны? - Как жилось людям во время войны? - Как вы думаете, хватало ли им еды? - Представляете, сколько заводов и фабрик работало на Германию, но ведь наша страна выиграла эту войну, значит тыл внёс большой вклад в нашу победу. - Так кому будет посвящён сегодняшний урок? - Прочитайте тему на с. 82 учебника. Сформулируйте цель урока, используя слова: Мы узнаем… Мы познакомимся… | - Простые люди - Неудобно, бедно, голодно - Нет - Труженикам тыла - Трудовой фронт. - Мы узнаем историю трудового фронта. Мы познакомимся с подвигами тружеников тыла. | Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции) Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, аргументировать свою позицию. |
| 4. Работа по теме | - Сегодня на уроке мы поговорим о важной странице истории нашей страны – о трудовом фронте времён Великой Отечественной войны. Вы, конечно, знаете, что это была война, очень страшная и тяжёлая. Но помимо сражений на полях боя, шёл ещё один, не менее важный, фронт – трудовой. Представьте себе: мужчины ушли на войну, защищать Родину. А кто же будет работать в городах и сёлах? Кто будет производить оружие, одежду, еду для солдат и для всех остальных? Этот огромный труд лег на плечи женщин, детей, стариков. Они работали на заводах, в колхозах, в шахтах, строили дороги и мосты, лечили раненых. Это был невероятно тяжёлый труд, часто в голоде и холоде, под постоянными бомбёжками. - Героизм в тылу не уступал героизму на фронте. Люди работали круглосуточно, часто под открытым небом, в лютые морозы. Значительное количество оборудования располагалось в неприспособленных помещениях. Рабочие стремились дать больше продукции фронта. Как вы думаете почему? - Каждый выкованный снаряд, каждый выращенный колосок пшеницы приближали долгожданный день победы. - Ребята, приведите примеры. Что производили люди, работающие в сёлах и городах? - А кто, в основном, трудился в тылу, если почти все мужчины ушли на войну? - Где работали люди на трудовом фронте? - Что они делали? - Почему люди, работающие на трудовом фронте тоже считаются героями? - Чтобы лучше разбираться в этой теме, давайте прочитаем первые 2 абзаца на с. 82 учебника про себя. Даю пару минут. - Перечислите, кто шёл защищать Отечество? - Найдите и прочитайте, что делали с громадными станками? - В какие города перевозили предприятия? - Под каким девизом они начинали работать там? - Чем в этой войне стал тыл? - Чем необходимо было обеспечить войска, чтобы оборона была успешной? - Что для этого было необходимо? - Кто занял рабочие места мужчин? - Читаем следующие 2 абзаца на с. 82-83. Даю пару минут - Чем помогали подростки во время войны? - Какой вклад вносили дети? - Что делали школьники? Прочитайте в тексте. - Какую надпись делали на бутылках? | Слушают материал - Потому что понимали: от их труда зависела победа над врагом - Оружие, одежду, еду для солдат и всех остальных - Женщины, дети, старики - На заводах, в колхозах, в шахтах, больницах - Строили дороги и мосты, лечили раненых - Потому что они работали круглосуточно, и в мороз, и в жару, и под открытым небом без еды, воды. - Весь народ: юноши, взрослые люди, девушки и женщины. - Громадные тяжёлые станки разбирали, упаковывали, грузили на жд платформы, доставляли в пункт назначения, устанавливали на новом месте. - В Казань, Омск, Новосибирск - Всё для фронта, всё для победы! - Трудовым фронтом - Техникой, оружием, боеприпасами, одеждой, едой. - Необходимо было, чтобы бесперебойно работали железная дорога, морской и речной транспорт, все виды связи – телефон, телеграф, почта, радио. - Старики, женщины и подростки. - Они были организованы в строительные отряды, сдав экзамены, уезжали сооружать противотанковые рвы для защиты городов. - Ухаживали в госпиталях за ранеными, опекали малышей, пока сутками трудились для фронта матери. - Собирали бутылки. Заполняли их горючей смесью, закупоривали и отсылали в воинские части. Бутылка становилась грозным оружием против танков. - «Как Гитлер не хвалится, а под Москвой завалится.» | Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией (умение распознавать достоверную и недостоверную информацию; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами). Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения учитывать позицию собеседника; учитывать разные мнения; аргументировать и обосновывать свою позицию; задавать вопросы, необходимые для реализации собственной деятельности. |
| 6. Работа по теме | - Ребята, рассмотрите иллюстрации на с. 83. Прочитайте, что на них изображено. Один ученик читает вслух, следом я - Попробуйте рассказать в нескольких предложениях о работе трудового фронта во время войны с помощью этих картинок, то есть о том, чем они занимались. - А чем награждали этих людей за их заслуги? - Вернитесь на с. 82. Взгляните на медаль. Прочитайте, за что ею награждали людей? - Какой же ещё подвиг совершили ленинградцы. Давайте узнаем, прочитав статью на с. 84-85 про себя. - О каком соборе говорится в 1-ом абзаце? - Какой подвиг совершили музейные работники? - Что делали сотрудники Эрмитажа с горами грязи и мусора? - Как сохранили произведения искусства сотрудники Эрмитажа? - Куда отправили эшелоны? - Когда вернулись бесценные сокровища в Ленинград? - Как вы думаете, почему Гитлер планировал стереть Ленинград с лица земли? - Что позволяет считать заботу о спасении сокровищ культуры в Ленинграде народным делом? - Сохранение культурного наследия России в годы ВОВ – подвиг. Ведь народ может быть по-настоящему независимым только тогда, когда он сохраняет свои духовные сокровища. | - Во время трудового фронта люди строили танки, изготовляли снаряды, возводили баррикады, работали на полях. - Орденом Трудового Красного Знамени. - За трудовую доблесть - Об Исаакиевском соборе - Они сохраняли прекрасные произведения искусства - Они латали крышу и убирали мусор в залах музея - С самого начала войны они готовили к эвакуации миллионы предметов из музейных коллекций. - На Урал, в Свердловск - Осенью 1945 года - Он хотел сломить русский дух, силу и мощь - А то, что все работали, не покладая рук, например, учёные, уборщицы, экскурсоводы. | Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией. Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять. Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения задавать вопросы, необходимые для реализации собственной деятельности. |
| 8. Продолжение по теме урока | - Ребята, в истории блокадного Ленинграда есть ещё один подвиг, о котором хочется рассказать - «Подвиг учёных института имени Вавилова в блокадном Ленинграде». Николай Иванович Вавилов - советский учёный. Он организовывал экспедиции по всему миру для создания уникальной коллекции культурных растений. Многие государства хотели заполучить эту коллекцию. Она была так важна, потому что в ней сохранился чистый генетический материал, который можно будет использовать в дальнейшем для получения новых видов или сохранить уже существующий вид. Жители Ленинграда меняли свои вещи на продукты питания. Учёные института имени Вавилова не оставили жителей города в беде. Они помогали жителям выращивать картошку - проводили лекции, защищали семена и урожай от грызунов, организовали посадку картофеля в парках, скверах, то есть везде, где земля позволяла это сделать. Учёные назначали между собой ответственных за сохранность различных культур, хоть у них было достаточно запасов, чтобы пережить голод. Вот некоторые яркие примеры тех учёных: В ноябре 1941 года прямо за рабочим столом умер от голода Александр Щукин, исследовавший масличные культуры. В руке у него нашли пакетик с образцом миндаля. В январе 1941 года не стало хранителя риса Дмитрия Сергеевича Иванова. Его кабинет был заставлен коробками с кукурузой, гречихой, просом и другими культурами. Хранительница овса Лидия Родина и еще 9 работников института тоже скончалась от дистрофии в первые два года блокады. - Кто такой Николай Иванович Вавилов? Чем он занимался? - Что хранилось в коллекции Вавилова и почему она была так важна? - Что делали жители Ленинграда, чтобы получить продукты? - Как учёные института имени Вавилова помогали жителям Ленинграда? - Где сажали картошку учёные? - Назовите имена трёх учёных, погибших от голода, и какие культуры они изучали/хранили? - Почему учёные, имея собственные запасы, всё равно умерли от голода? - Какие качества проявили учёные института во время блокады? | Слушают материал - Советский учёный, организовавший уникальную коллекцию культурных растений - Чистый генетический материал культурных растений. Важна для получения новых видов или сохранения существующих. - Меняли свои вещи на продукты питания - Выращивали картошку – проводили лекции, защищали семена и урожай от грызунов, организовали посадку картофеля - В парках, скверах и других местах, где была земля. - Александр Щукин (масличные культуры), Дмитрий Сергеевич Иванов (рис, кукуруза, гречиха, просо), Лидия Родина (овёс) - Потому что они отдавали предпочтение сохранению коллекции, чтобы её можно было использовать после войны. - Мужество, самоотверженность, ответственность, преданность науке и своему делу. | Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией. Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять. |
Подведение итогов. Рефлексия. | - С какой темой мы познакомились на сегодняшнем уроке? - Куда эвакуировали заводы и фабрики во время ВОВ? - Как защищали Родину студенты и школьники? - Какой подвиг совершили сотрудники музеев? - Почему работа трудового фронта была так важна? - Ребята, поднимите: палец вверх - если у вас всё получилось, палец в сторону - если были трудности, но вы с ними справились, опустите палец вниз - если вы не справились с проблемами. - А сейчас, я награждаю медалями «за отличную память» всех ребят, которые получили звёзды, «за активную работу» всех остальных. | - Трудовой фронт - На восток - Сооружали противотанковые рвы, ухаживали за ранеными, опекали малышей и тд - Сохранили произведения искусства - Потому что они помогали солдатам почти во всём: лечили раненых, шили одежду, создавали оружия, работали на заводах | Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи. Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия. |