Ф.И.О. учителя: Снигирева Светлана Владимировна
Тема | Северная война |
Цель | Определить факторы победы России в затяжной войне |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Называть хронологию войны, перечислять основные столкновения на суше и на море, определять причины их поражений и побед |
Метапредметные | Определять учебную задачу, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск информации из различных источников для выполнения учебной задачи |
Личностные | Осмысливать значение упорства и умения анализировать ошибки в преодолении трудностей |
Основные понятия | Северный союз, «нарвская конфузия», рекрутская повинность, обоз |
Ресурсы, оборудование | Карта Северной войны, бланки для домашнего задания, тексты с биографическими сведениями, видео сюжеты, презентация, портреты Петра I и Карла XII, учебник |
Организация образовательного пространства |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
познавательные | регулятивные | коммуникативные |
Организационный этап (1 минута) | Сегодня мы в очередной раз будем говорить о войне. Как правило, участники готовятся к войне, они вооружены. Вы вооружены сегодня для урока? Нужна ли вам удача? | Отвечают на вопросы. | В ответах отметить особую роль имеющихся базовых знаний. | Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе. |
Целевой этап (5-6 минут) | Просит объяснить даты на доске: 1695, 1696, 1698. Какие планы строил Пётр, отправляясь в Великое посольство? Удалось? Что удалось? Была ли Северная война со Швецией неизбежной? Ориентирует посмотреть видео 1 для проверки гипотезы (ссылка на видео в Приложении 1). | Поясняют, что произошло в эти годы. Связывают неудачи Азовского похода с причинами Великого посольства. Объясняют его ход и итог – заключение союза против Швеции между Данией, Пруссией и Саксонией. Высказывают гипотезу о неизбежности войны. Формулируют важность для России завоевания побережья Балтийского моря после просмотра видео. | Называть события Азовских походов и причины и результаты Великого посольства. Определять причину Северной войны. Называть её участников. | Выстраивать причинно-следственные связи, формулировать гипотезу и сверять её с предложенными видео комментариями экспертов. Формулировать лаконичные конкретные ответы на поставленные вопросы. | Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Вызов. Актуализация посредством обращения к социальному опыту учащихся. (6 минут) | Демонстрирует слайд с флагами Росси и Швеции (Приложение 2). Просит высказаться об ассоциациях данного изображения. Просит назвать факторы успешного футбольного матча. Ответы учащихся записывает на доске. Подводит итог ответов: Итак, в 1700 году Россия и Швеция вступили в войну, получившую в нашей истории название – Северной. Шла она 21 год. Что нам предстоит определить на уроке? | Высказывают версии ассоциаций от изображения: эмблема футбольного матча Россия – Швеция. Называют факторы победы в матче: опыт, готовность команды, тренерская стратегия, экипировка, командный дух и др. Определяют задачи урока: определить победителя в войне и причины этой победы. Находят на карте театр войны. | Использовать историческую терминологию при определении проблем и задач урока. Находят на карте страны, участвующие в войне. | Осуществлять выбор наиболее вероятных вариантов развития событий. | Осмысливать значение факторов, способствующих успешности и в спорте, и в войне. |
Мотивационный этап (2 минуты) | Рассказывает об историческом исследовании Татищева о Северной войне. Призывает учащихся фиксировать полученные в ходе урока знания в специальный бланк (Приложение 3). Обозначает критерии оценивания бланка. | Просматривают содержание бланков. Подписывают их. Располагают на учебном месте для удобного заполнения бланка в ходе урока. Задают вопросы по оформлению и оцениванию. | Вспомнить алгоритм характеристики войны. | Ориентировать свою деятельность на уроке на максимально успешный результат. проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном | Осмысливать значение чёткой фиксации результатов своей деятельности для её дальнейшего анализа. |
Поисково-исследовательский этап. (24 минуты). |
Начало войны. (8 минут) | Ставит промежуточную задачу: основываясь на текст (Приложение 4) и видео (ссылка в Приложении 5), выскажитесь о преимуществах воюющих сторон. Предлагает выбрать из текста и видео точные факты, помогающие оценить уровень подготовки сторон к войне и эффективность первых сражений. Просит обозначить счёт первого периода (тайма) | Анализируют текст, выбирают факты для аргументации своей позиции, на основе просмотренного видео делают выводы о явном преимуществе Швеции и самого Карла. Определяют итог периода как 1:0 в пользу Швеции. Вносят информацию в бланк с заданиями. | Называть личностные характеристики Петра и Карла, способствующие оценке их полководческого опыта. Определять причины поражения России под Нарвой. | Осуществлять выбор аргументов своей точки зрения. Осуществлять поиск информации в различных источниках. Делать выводы. | С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
«Работа над ошибками» после «нарвской конфузии». (8 минут) | Предлагает посмотреть в тексте учебника (пункты 2 и 3 § 4) информацию о действиях Карла после победы под Нарвой и Петра после поражения. Просит обозначить счёт второго периода (тайма). | Находят в тексте подтверждения самонадеянности Карла, и реформаторской активности Петра. Перечисляют некоторые преобразования в армии, промышленности, сфере образования и управления, вызванные анализом причин поражения русской армии. Определяют итог периода как 1:1. | Сравнивать, сопоставлять факты по предложенному основанию. Использовать новое знание для объяснения внутриполитических преобразований. | Осуществлять поиск информации в различных источниках. Делать выводы. | Выслушивать мнение одноклассников, работая над заданием, точно и грамотно выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения. Размышлять о важности анализа собственных ошибок. |
Полтавская виктория. (8 минут) | Предлагает обозначить способ проверки эффективности преобразований. Просит рассмотреть текст учебника (п.4 § 4) с различных позиций: поиск ошибок Карла, поиск факторов успешности Петра и определение значения победы русской армии в Полтавском сражении. Просит обозначить счёт третьего периода (тайма). | Обозначают, что эффективность реформ проверяется практикой, в нашем случае – должна быть победа. Читают текст и осуществляют поиск аргументов с обозначенных позиций. По выполнению -называют предполагаемый итог периода как 1:2 в пользу России. Вносят информацию в бланк с заданиями. | Давать объяснение причин побед или поражений в сражении. Понимать системность факторов победы. Уметь использовать в аргументации историческую терминологию. | Находить в источнике информации позиции, определённые учебной задачей. Выявлять основную мысль в содержании. Формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий | Выслушивать мнение одноклассников, работая над заданием. Осмысливать объективные и субъективные обстоятельства событий. |
Проектирование домашнего задания (2 минуты) | Ставит проблему: почему же в ситуации преимущества России в сухопутных сражениях война длилась ещё целых 12 лет? Предлагает проследить дальнейший ход событий, дочитав § 4 дома и внести в бланк заданий соответствующие события. | Предполагают, что Пётр мог совершить оплошность, или в войне важное значение может сыграть и флот. Записывают домашнее задание в дневники. | Понимать роль флота, внутриполитических и внешнеполитических обстоятельств для победы в затяжной войне. | Использовать новое знание для формулирования решений проблемной ситуации. Видеть проблему с различных позиций. | Осмысливать значение анализа действий и поведения для успешной деятельности. |
Рефлексивно-оценочный этап (4 минуты) | Предлагает определить и записать на листочке уроки, которые можно вынести с данного урока. Просит озвучить результаты. | Определяют уроки, которые они вынесли из темы урока. Озвучивают в классе. | Использовать исторические уроки для личностного анализа. Уподоблять действия исторических личностей прошлого поведению современного человека. | Осуществлять рефлексию полученного личностного опыта в рамках исторической темы | Осмысливать значение в личностном развитии умения использовать поражения для самоанализа и самосовершенствования. |
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Рабочий лист по теме «Северная война».
Союзники России: _______________________________________________________________
Персоналии: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4.
Приложение 5.