kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по истории в 8 классе "Северная война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для класса, где доминируют мальчики и имеют низкую учебную мотивацию. Война России и Швеции рассматривается в виде аналогии футбольной игры. На уроке используются различные методы обучения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по истории в 8 классе "Северная война"»

Технологическая карта урока


Ф.И.О. учителя: Снигирева Светлана Владимировна

Предмет: история

Класс: 8

Тип урока: изучение новой темы

Методы и приёмы: проблемно-поисковый, информационно-коммуникативный методы


Тема

Северная война

Цель


Определить факторы победы России в затяжной войне

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Называть хронологию войны, перечислять основные столкновения на суше и на море, определять причины их поражений и побед

Метапредметные

Определять учебную задачу, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск информации из различных источников для выполнения учебной задачи

Личностные

Осмысливать значение упорства и умения анализировать ошибки в преодолении трудностей

Основные понятия

Северный союз, «нарвская конфузия», рекрутская повинность, обоз

Ресурсы, оборудование

Карта Северной войны, бланки для домашнего задания, тексты с биографическими сведениями, видео сюжеты, презентация, портреты Петра I и Карла XII, учебник

Организация образовательного пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

познавательные



регулятивные

коммуникативные

Организационный этап (1 минута)

Сегодня мы в очередной раз будем говорить о войне. Как правило, участники готовятся к войне, они вооружены. Вы вооружены сегодня для урока?

Нужна ли вам удача?

Отвечают на вопросы.

В ответах отметить особую роль имеющихся базовых знаний.

Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.


Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе.


Целевой этап (5-6 минут)

Просит объяснить даты на доске: 1695, 1696, 1698.

Какие планы строил Пётр, отправляясь в Великое посольство?

Удалось?

Что удалось?

Была ли Северная война со Швецией неизбежной?

Ориентирует посмотреть видео 1 для проверки гипотезы (ссылка на видео в Приложении 1).

Поясняют, что произошло в эти годы. Связывают неудачи Азовского похода с причинами Великого посольства. Объясняют его ход и итог – заключение союза против Швеции между Данией, Пруссией и Саксонией.

Высказывают гипотезу о неизбежности войны.

Формулируют важность для России завоевания побережья Балтийского моря после просмотра видео.

Называть события Азовских походов и причины и результаты Великого посольства. Определять причину Северной войны. Называть её участников.

Выстраивать причинно-следственные связи, формулировать гипотезу и сверять её с предложенными видео комментариями экспертов. Формулировать лаконичные конкретные ответы на поставленные вопросы.

Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Вызов. Актуализация посредством обращения к социальному опыту учащихся. (6 минут)

Демонстрирует слайд с флагами Росси и Швеции (Приложение 2). Просит высказаться об ассоциациях данного изображения.

Просит назвать факторы успешного футбольного матча.

Ответы учащихся записывает на доске.

Подводит итог ответов: Итак, в 1700 году Россия и Швеция вступили в войну, получившую в нашей истории название – Северной. Шла она 21 год. Что нам предстоит определить на уроке?

Высказывают версии ассоциаций от изображения: эмблема футбольного матча Россия – Швеция. Называют факторы победы в матче: опыт, готовность команды, тренерская стратегия, экипировка, командный дух и др.

Определяют задачи урока: определить победителя в войне и причины этой победы.

Находят на карте театр войны.


Использовать историческую терминологию при определении проблем и задач урока. Находят на карте страны, участвующие в войне.

Осуществлять выбор наиболее вероятных вариантов развития событий.

Осмысливать значение факторов, способствующих успешности и в спорте, и в войне.

Мотивационный этап (2 минуты)

Рассказывает об историческом исследовании Татищева о Северной войне. Призывает учащихся фиксировать полученные в ходе урока знания в специальный бланк (Приложение 3). Обозначает критерии оценивания бланка.


Просматривают содержание бланков. Подписывают их. Располагают на учебном месте для удобного заполнения бланка в ходе урока.

Задают вопросы по оформлению и оцениванию.


Вспомнить алгоритм характеристики войны.


Ориентировать свою деятельность на уроке на максимально успешный результат. проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном

Осмысливать значение чёткой фиксации результатов своей деятельности для её дальнейшего анализа.


Поисково-исследовательский этап. (24 минуты).

Начало войны. (8 минут)

Ставит промежуточную задачу: основываясь на текст (Приложение 4) и видео (ссылка в Приложении 5), выскажитесь о преимуществах воюющих сторон.

Предлагает выбрать из текста и видео точные факты, помогающие оценить уровень подготовки сторон к войне и эффективность первых сражений.

Просит обозначить счёт первого периода (тайма)

Анализируют текст, выбирают факты для аргументации своей позиции, на основе просмотренного видео делают выводы о явном преимуществе Швеции и самого Карла. Определяют итог периода как 1:0 в пользу Швеции.

Вносят информацию в бланк с заданиями.

Называть личностные характеристики Петра и Карла, способствующие оценке их полководческого опыта. Определять причины поражения России под Нарвой.

Осуществлять выбор аргументов своей точки зрения. Осуществлять поиск информации в различных источниках. Делать выводы.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

«Работа над ошибками» после «нарвской конфузии». (8 минут)

Предлагает посмотреть в тексте учебника (пункты 2 и 3 § 4) информацию о действиях Карла после победы под Нарвой и Петра после поражения.

Просит обозначить счёт второго периода (тайма).


Находят в тексте подтверждения самонадеянности Карла, и реформаторской активности Петра. Перечисляют некоторые преобразования в армии, промышленности, сфере образования и управления, вызванные анализом причин поражения русской армии.

Определяют итог периода как 1:1.

Сравнивать, сопоставлять факты по предложенному основанию. Использовать новое знание для объяснения внутриполитических преобразований.

Осуществлять поиск информации в различных источниках. Делать выводы.

Выслушивать мнение одноклассников, работая над заданием, точно и грамотно выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения. Размышлять о важности анализа собственных ошибок.

Полтавская виктория. (8 минут)

Предлагает обозначить способ проверки эффективности преобразований.

Просит рассмотреть текст учебника (п.4 § 4) с различных позиций: поиск ошибок Карла, поиск факторов успешности Петра и определение значения победы русской армии в Полтавском сражении. Просит обозначить счёт третьего периода (тайма).

Обозначают, что эффективность реформ проверяется практикой, в нашем случае – должна быть победа.

Читают текст и осуществляют поиск аргументов с обозначенных позиций.

По выполнению -называют предполагаемый итог периода как 1:2 в пользу России.

Вносят информацию в бланк с заданиями.

Давать объяснение причин побед или поражений в сражении. Понимать системность факторов победы. Уметь использовать в аргументации историческую терминологию.

Находить в источнике информации позиции, определённые учебной задачей. Выявлять основную мысль в содержании. Формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий

Выслушивать мнение одноклассников, работая над заданием. Осмысливать объективные и субъективные обстоятельства событий.

Проектирование домашнего задания (2 минуты)

Ставит проблему: почему же в ситуации преимущества России в сухопутных сражениях война длилась ещё целых 12 лет?

Предлагает проследить дальнейший ход событий, дочитав § 4 дома и внести в бланк заданий соответствующие события.

Предполагают, что Пётр мог совершить оплошность, или в войне важное значение может сыграть и флот.

Записывают домашнее задание в дневники.


Понимать роль флота, внутриполитических и внешнеполитических обстоятельств для победы в затяжной войне.

Использовать новое знание для формулирования решений проблемной ситуации. Видеть проблему с различных позиций.

Осмысливать значение анализа действий и поведения для успешной деятельности.

Рефлексивно-оценочный этап (4 минуты)

Предлагает определить и записать на листочке уроки, которые можно вынести с данного урока.

Просит озвучить результаты.

Определяют уроки, которые они вынесли из темы урока.

Озвучивают в классе.

Использовать исторические уроки для личностного анализа. Уподоблять действия исторических личностей прошлого поведению современного человека.

Осуществлять рефлексию полученного личностного опыта в рамках исторической темы

Осмысливать значение в личностном развитии умения использовать поражения для самоанализа и самосовершенствования.


Приложение 1.


https://drive.google.com/file/d/1-leG5Koge4MrRSWWy0_HpGxZ3Tch8CrK/view?usp=sharing


Приложение 2.





Приложение 3.

Рабочий лист по теме «Северная война».

Ф.И.______________________________

Дата войны: _______________________

Противник России: _________________

Союзники России: _______________________________________________________________

Персоналии: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные события:

  • 1700 –

  • 1708 –

  • 1709 –

  • 1714 –

  • 1720 –

Условия Ништадтского мира:


Приложение 4.

Пётр I и Карл XII

(отрывок статьи журнала «Наука и жизнь», №7 2005)

Никогда не встречались, но знали друг о друге многое. Оба были не похожи на других государей. Многие государи чудачили, но эти сыскали в этом большую славу…

Карл был неопрятным, неряшливым. «Волосы сальные и, кажется, не каждый день встречаются с гребнем». Шапка смята, потому что часто клал её под мышку.

Пётр носил платье и башмаки подолгу. На приём к королю Франции он явился без галстука, манжет и кружев. Манеры обеих были грубыми.

«Карл ест как конь, может размазать пальцем масло по хлебу». У Петра к пище было единственное требование – еда должна быть горячей.

Оба были крайне трудолюбивы. С раннего детства Карл трудился, вставал рано. Пётр плотничал, строил корабли, токарил. Историки не могут точно подсчитать освоенные им ремёсла.

Все отмечали любознательность этих правителей. Карла обучали по специальной программе лучшие европейские учителя. У Петра системного образования не было. Учитель – дьяк Зотов, часто находящийся в подпитии. Но Пётр всю жизнь занимался самообразованием.

Карл и Пётр были верующими. Вера Карла носила налёт фанатизма. Все свои неудачи он воспринимал как божье испытание. Вера Петра была искренняя, но не фанатичная.

Оба любили военное дело. Карл получил сразу лучшую армию в Европе, сразу стал знаменитым полководцем. Но Карл воевал ради войны, а не ради страны. Пётр использовал войну как средство для роста могущества своей страны. Карла характеризует безумная храбрость, а Петра – осмотрительность и осторожность.



Приложение 5.


https://drive.google.com/file/d/1GHEgIG04pJhkTJbCSCbwsYvyZlaEbDo5/view?usp=sharing




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по истории в 8 классе "Северная война"

Автор: Светлана Владимировна Снигирева

Дата: 15.09.2024

Номер свидетельства: 656189

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Технологическая карта урока  "Многоликий архитектурный образ Петербурга. Барокко" "
    ["seo_title"] => string(89) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-mnogholikii-arkhitiekturnyi-obraz-pietierburgha-barokko"
    ["file_id"] => string(6) "218409"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433777715"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Дистанционный курс по истории " Эпоха Петра I" "
    ["seo_title"] => string(46) "distantsionnyi-kurs-po-istorii-epokha-pietra-i"
    ["file_id"] => string(6) "152293"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420821886"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Внеклассное мероприятие по краеведению по теме: "Ашинские улицы""
    ["seo_title"] => string(65) "vneklassnoe_meropriiatie_po_kraevedeniiu_po_teme_ashinskie_ulitsy"
    ["file_id"] => string(6) "476663"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1535564171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства