Проверка д. з. Выявление пробелов в знаниях детей, затруднения в деятельности каждого обучающегося. | Сегодня мы продолжим изучать становление Древнерусского государства. Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Первый ряд будет работать по карточкам в течение 5-7 минут, остальные будут отвечать на вопросы устно. | Устный опрос: 1. Какие предпосылки для возникновения государства сложились у восточных славян? (Назвать одну предпосылку и раскрыть ее содержание). 2. Торговля являлась одной из важнейших предпосылок образования г-ва. Какой главный торговый путь проходил по территории расселения восточных славян. Как он назывался? На карте покажите этот путь, откуда и куда он шел, назовите реки, по которым проходил. (Из варяг в греки) 3. Какие гос. центры образовались у восточных славян? (Новгород и Киев) Каким образом это происходило? 4. Какое событие связано с возникновением Древнерусского г-ва? (призвание варягов) (показать на карте территорию г-ва) 5. Расскажите о внешнеполитической деятельности Олега и Игоря. Чья внешняя политика была на ваш взгляд удачнее? Работа по карточкам. | . Работа с картой. | Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), известных учащимся способов деятельности. Определение степени усвоения домашнего задания. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Умение правильно, грамотно использовать речевые средства: пересказывать, устная и письменная речь. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; продолжение формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
Активизация познавательной, учебной деятельности учеников | Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? | Выдвижение версий целей урока. | Деятельность киевских князей: Ольги и Святослава | Появление цели урока | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению |
Усвоение первичных знаний о личности княгини Ольги и ее мести древлянам | Древляне убили князя Игоря за то, что тот второй раз отправился за данью. Княгиня Ольга, его жена, оставшаяся с их малолетним сыном Святославом, жестоко отомстила древлянам. Как она это сделала, мы узнаем, посмотрев небольшой видеофрагмент. | После просмотра видео ответить на вопрос: Подумайте, почему месть княгини была настолько жестокой? Как характеризует княгиню этот видеофрагмент? | Месть княгини была жестокой, потому что она любила своего мужа, но самое главное – она хотела на примере казни древлян показать, что будет с теми, кто выкажет неповиновение, чтобы предотвратить возможный выход племен из-под власти. Жестокая, мстительная, мудрая… | Овладение базовыми историческими знаниями о личности княгини Ольги. | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Формирование оценочных суждений о княгине Ольге. |
Формирование знаний о реформе Ольги, о личности Святослава и его походах | 1. Княгиня Ольга учла печальный опыт своего супруга и изменила порядок сбора дани. Она установила точный размер дани – уроки и места ее сбора – погосты. Князь теперь собирал дань по точно определенному маршруту в строго установленный срок. Это была первая государственная реформа – важное (постепенное) изменение в жизни людей. Ольга первой из княжеского рода приняла христианство в 957 г. В учебнике на стр. 45 вы видите картину «Крещение княгини Ольги». Внимательно посмотрите на нее. В 964 году Ольга передала бразды правления своему сыну Святославу, который стал одним из самых выдающихся полководцев своего времени. Все свое правление он проводил в военных походах. В ПВЛ сохранилось обращение к князю: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул». Постоянные походы закалили характер Святослава. В 972 г., когда Святослав с небольшим отрядом возвращался в Киев, его подстерегли печенеги и убили. Печенежский хан приказал вставить череп Святослава в золотую оправу и использовал его на пирах в качестве чаши, веря, что таким образом силы и мужество врага перейдут на него. Святослав был действительно одним из лучших полководцев своего времени. Поэтому некоторые историки называют его Александром Македонским Восточной Европы. | Запишите даты правления Ольги. Запишите определения: урок, погост. Какая вера была у восточных славян? Работа с учебной картиной на стр. 45 учебника. Как вы думаете, какие чувства испытывала княгиня Ольга, приняв христианство? Запишите дату правления Святослава. Прочитайте в учебнике п. 5 на стр. 44-46 и подумайте, справедливы ли эти слова. На стр. 45 прочитайте отрывок из документа. Каким предстает перед нами Святослав? Работа с текстом учебника. Расскажите, какова была внешняя политика Святослава. На исторической карте показать походы Святослава. Каковы итоги правления Святослава? (по учебнику) С кем из знаменитых полководцев Древнего мира его можно сравнить? (А.М.) А теперь давайте дадим ответы на вопросы Нестора: откуда пошла земля русская? Кто первым стал в Киеве княжить? | Записывают даты правления Ольги 945–964 гг. Записывают определения в тетрадь: уроки, погосты. Записывают дату правления Святослава: 964 – 972 гг. Читают документ. Святослав предстает простым, мужественным, храбрым, несамовлюбленным. Итоги правления Святослава: 1) Расширил границы Руси, покорив вятичей. 2)Разгромил Хазарский каганат 3)Территории Руси увеличились от Поволжья до Каспия, от сев. Кавказа до Черного моря, от Балканских гор до Византии. | Овладение базовыми историческими знаниями о правлении Ольги; понятиями: урок, погост; датами: 945–964, 964–972; о правлении Святослава. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в учебнике и документе информацию о событиях и явлениях прошлого. | Смысловое чтение. Формирование умений ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее для решения учебной задачи. Формирование навыков речевой деятельности. | Продолжение формирования познавательного интереса к истории России. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Формирование оценочных суждений о личности Святослава. |
Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образов. продуктов | Выберите один из пары правильных ответов | 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был | 1. активно / пассивно 2. доволен / не доволен 3. коротким / длинным 4. не устал / устал 5. стало лучше / стало хуже 6. понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен | | Умение соотносить свои действия с планируемыми рез-ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Владение основами самоконтроля, самооценки. | Формирование умений оценочных суждений. |