План-конспект урока истории средних веков. 6 класс. К конспекту прилагаются сопровождающие дидактические материалы. (представлены в виде приложений).
При составлении использованы следующие материалы и источники: Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М. Донской - М.: Просвещение, 2012; фрагмент художественного фильма "История Жанны д,Арк" (где говорится о взятии Орлеана французскими войсками); раздаточный материал для учащихся (опорные конспекты, карточки с заданиями).
План-конспект будет интересен учителям, работающим по данному учебнику, для проведения тематического урока в 6 классе в контексте изучения главы "Образование централизованных государств в Западной Европе в XI-XV веках"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели урока: продолжить изучение главных событий Столетней войны; показать героическую роль в ней Жанны д,Арк; вызвать симпатию к ней, стремление подражать её подвигу в борьбе за независимость родины; продолжить формирование умений составлять характеристику исторических деятелей, определять своё отношение к их действиям; развивать навыки самостоятельной работы, мышление, внимание и память.
Оборудование: Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М. Донской - М.: Просвещение, 2012; опорный конспект; художественный фильм «История Жанны д,Арк»; раздаточный материал для учащихся (опорные конспекты, карточки с заданиями); компьютер с проектором; карта «Англия и Франция во время Столетней войны (1337-1453 г.г.)».
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
Ход урока.
I. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие во Францию периода Столетней войны. Откройте тетради и запишите тему урока «Борьба французского народа против захватчиков. Жанна д,Арк». В путешествие обычно берут карту-путеводитель, она у нас есть (показываю опорный конспект), но зашифрованная. В пути мы должны её озвучить. Вы будете моими помощниками. Для этого поделим класс на три группы, каждая группа получает задание и готовит сообщение для всех путешественников. Наше время ограничено, в пути надо быть собранными, внимательными и находчивыми.
Для начала проведём историческую разминку. Два друга любят составлять и разгадывать слова-анаграммы, в которых переставлены буквы. Попробуйте их разгадать:
Лиягна – островное государство, сосед Франции.
Цогрег – дворянский титул.
Рацырь – воин.
Жирап – столица Франции.
Если вы легко справились с этим заданием, скажите себе: «Я – умница!»
Ну, а теперь в путь! Ребята, готовьте сообщения, на выполнение задания – 5 минут (учащиеся выполняют задания по карточкам, работая с учебником).
Ребята, внимание! На нашем пути появился указатель с какими-то цифрами. У нас с вами не должно получиться как в одной из русских сказок: «пойди туда, не зная куда; принеси то, не зная что». Мы должны знать, куда идти, а направляемся мы во Францию времён Столетней войны. Так куда же нам идти, кто нам поможет? (рассказ ученика о причинах, сроках и названии Столетней войны).
Показался первый пункт нашего путешествия, на карте какие-то странные названия: бургундцы, арманьяки. Кто это такие?
Первая группа расскажет нам о них.
- Почему междоусобные распри были названы войной бургундцев с арманьяками?
- Из-за чего шла борьба между ними?
- Как обращались противники с побеждёнными?
- Кому из них помогали англичане?
Далее следует рассказ учителя.
В начале XV века английский король воспользовался начавшейся во Франции ожесточённой борьбой за власть феодальных группировок герцогов Бургундского и Орлеанского и высадил 30-тысячное войско в устье реки Сены. Англичане двинулись вглубь Нормандии, грабя и опустошая города и деревни. Армия короля Франции, имея численное преимущество, пыталась их остановить, но не смогла. Битва при Азенкуре в 1415 году закончилась полным разгромом французского войска. Погибло много рыцарей, полторы тысячи было взято в плен. Поражение было воспринято как «очень большой позор для французского королевства». Был заключён мир, по которому старший сын короля – дофин Карл лишился прав на французский престол. После смерти королей Англии и Франции в 1422 году, малолетний английский король был провозглашен королём Франции. Сторонники герцога Бургундского захватили Париж, Карл бежал из города и провозгласил себя королём Карлом VII и встал на защиту Франции. Английская армия вела войну во Франции, следуя правилу: «война кормит войну». Захваченные земли нещадно грабились, а англичане устремлялись в ещё незавоёванные области, продвигаясь, всё дальше на юг. Остатки французских войск засели в крепостях на берегу Луары. Непреодолимым препятствием для англичан стал город Орлеан, его падение открыло бы захватчикам путь на юг страны. Под Орлеаном решалась судьба Франции. В это время Карл VII действовал нерешительно, французское войско утратило веру в победу, и только народ в это тяжёлое время развернул партизанскую войну. Укрывавшиеся в лесах отряды нарушали передвижение английских войск и изменников-бургундцев, убивали их сторонников.
Итак, Франции угрожает потеря независимости – она на краю гибели. Большая часть её территории занята врагом, во французской армии растерянность и замешательство. В это время в войсках появляется крестьянская девушка Жанна д,Арк, не знающая военного дела, и армия начинает одерживать победы. Современники считали это чудом: французы приписывали победы вмешательству бога, англичане – дьявола. В чём же причины этого «чуда»? Почему французы стали одерживать победы? Какие личные качества Жанны обеспечили ей успех в руководстве освободительной борьбой?
Предоставляю слово второй группе – сообщение о Жанне д,Арк.
- Какой она была по описанию современников?
- Почему она ушла из дома?
- Встреча с наследником престола.
- Письмо англичанам.
- Освобождение Орлеана (демонстрируется отрывок из фильма).
- Коронация Карла VII (показ иллюстрации картины «Жанна на коронации Карла VII).
Миссия Жанны была выполнена, но она не вернулась к прежней скромной жизни пастушки. Она оставалась в рядах французской армии, пока в мае 1430 года её не пленили.
Как это случилось, расскажет третья группа.
Как Жанна попала в плен? (иллюстрация на с.175 учебника - барельеф)
После рассказа учеников дополнение учителя: отказ короля от попыток выкупить Жанну из плена или обменять на одного из пленных английских полководцев свидетельствует о страхе французской знати перед нарастающим размахом народной борьбы против захватчиков. Зато англичане не пожалели дать 10 тысяч золотых за пленницу. Узнав о том, что её продадут англичанам, Жанна выбросилась из окна верхнего этажа башни, где её держали в заточении, и упала на плиты мощёного двора. Её подобрали утром – в крови и без сознания, она чудом осталась жива. Придя в себя, она сказала: «Лучше умереть, чем попасть в руки англичан!»
- Жанна в тюрьме.
- Суд инквизиции и казнь.
- Пересмотр судебного процесса.
Образ народной героини служил вдохновляющим примером для патриотов Франции в последующие века. В ряде городов воздвигнуты памятники Жанне д,Арк. (смотри иллюстрацию в учебнике – с.149). В годы фашистской оккупации во время второй мировой войны отряды бойцов Сопротивления носили славное имя Жанны д,Арк. Ежегодно в день победы под Орлеаном, 8 мая, Франция чтит свою героиню; к её памятникам возлагаются венки из живых цветов.
Народная освободительная война продолжалась и после гибели Жанны. Её центром оставалась Нормандия, где в партизанах насчитывалось до 50 тысяч человек. Попытки англичан добиться перелома в войне успехов не имели. Война становилась для них разорительной. В Англии росло недовольство, Франция же переживала патриотический подъём. Король создал постоянную наёмную армию, была увеличена численность лучников и артиллерии, в войске укреплялась дисциплина. При поддержке партизанских отрядов была освобождена Нормандия. Затем французские войска полностью вытеснили англичан из Аквитании, в 1453 году сдался город Бордо, Столетняя война закончилась. У англичан на французской земле остался один порт Кале.
II. Закрепление
- Краткий рассказ по опорному конспекту.
- Работа с картой.
- Работа с историческим источником.
- Ответ на вопрос №2 учебника.
- Подытожив всё вышесказанное, ответьте на вопрос:
Какие черты характера Жанны проявились в ходе войны с захватчиками и во время суда над ней? Какие черты вызывают ваше восхищение?
III. Рефлексия
Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.
Определи свое эмоциональное состояние
IV. Домашнее задание: параграф 20, подготовить устный рассказ о подвиге Жанны д,Арк; изучить опорный конспект.
Для любознательных предлагаю прочитать о Жанне д,Арк в Хрестоматии по истории средних веков, ч. I, или в Книге для чтения по истории средних веков, или в книге Всемирная история. О том, какой процесс, связанный с Жанной д,Арк, состоялся в 1897 году, можно узнать в книге Нянковского М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль, 1997.
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
Историческая разминка
Лиягна – островное государство, сосед Франции
Цогрег – дворянский титул
Рацырь – воин
Жирап – столица Франции
Если вы легко справились с заданием, скажите себе: «Умница!»
Задание №1: Прочитай пункт 1 «Война бургундцев с арманьяками». Подготовь рассказ по плану:
1) Почему междоусобные распри были названы войной бургундцев с арманьяками?
2) Из-за чего шла борьба между ними?
3)Как обращались противники с побеждёнными?
4) Кому из них помогали англичане?
Задание №2: Прочитай пункт 3 «Народная героиня Жанна д,Арк». Составь рассказ по плану:
Какой она была по описанию современников?
Причина ухода Жанны из дома?
Встреча с наследником престола.
Письмо англичанам.
Освобождение Орлеана.
Коронация Карла VII.
Задание №3: Прочитай пункт 4 «Гибель Жанны д,Арк». Составь рассказ по плану:
Как Жанна попала в плен?
Жанна в тюрьме?
Суд инквизиции и казнь.
Пересмотр судебного процесса.
Приложения
Прославленный французский военачальник, граф Дюнуа, так вспоминал о штурме форта Турель: «Штурм начался 7 мая, ранним утром, и продолжался до позднего вечера. Жанна была ранена выстрелом из арбалета. Стрела проникла глубоко в ключицу, но Жанна отказалась от услуг лекаря и не покинула поле боя. Был момент, когда надежды на успех не оставалось. Я хотел уж остановить сражение, и чуть было не приказал трубить отбой. Но тогда Дева подошла ко мне и попросила подождать еще немного... Потом она схватила свое знамя и водрузила его на насыпи перед рвом. И тотчас же англичане дрогнули, а наши солдаты воспрянули духом и возобновили штурм. Они уже не встречали сопротивления... После взятия форта мы вернулись в Орлеан и были встречены с величайшей радостью. Жанна возвратилась в дом, где ей было отведено жилье, и только тогда занялась своей раной...»
Как характеризует Жанну этот эпизод?
— Что побудило Жанну д'Арк уйти в 18 лет излома?
— С какой просьбой обратилась Жанна к коменданту крепости?
— В чем убедила Жанна наследника престола?
— Как вела себя в бою под Орлеаном храбрая девушка?
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(153) "Проверочная работа по истории в 10 классе по теме «Столетняя война. Текст с ошибками "
["seo_title"] => string(93) "provierochnaia-rabota-po-istorii-v-10-klassie-po-tiemie-stolietniaia-voina-tiekst-s-oshibkami"
["file_id"] => string(6) "238307"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
["date"] => string(10) "1444549189"
}
}