kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация урока по теме "Столетняя война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен конспект и презентация урока "Столетняя война". Урок разработан в соответствии с ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист»

Рабочий лист

Задание 1 Работа с историческим документом

ЖУЭНВИЛЬ. «КНИГА св. ЛЮДОВИКА»

Мир, который он заключил с королем Англии, заключил против желания своего Совета, который заявлял ему: «Сир нам кажется, что вы теряете землю, которую даете королю Англии, ибо он не имеет на нее прав: ведь его отец потерял ее по суду». На это король ответил, что ему хорошо известно отсутствие прав английского короля, но есть основательная причина дать ему эту землю. Ведь мы женаты на сестрах, и наши дети двоюродные братья, поэтому подобает быть миру между нами. Для меня же в мире с королем Англии великая честь, ибо он становиться моим. человеком, кем он не был раньше.

Какими были отношения между королями Англии и Франции в 13 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).





Памятка “Изучение истории войны”

1.Хронологические рамки.

2.Страны-участницы войны.

3.Причины войны. Повод.

4.Готовность стран к войне.

5.Ход военных действий. Этапы войны.

6.Итог войны.





Задание 2 Работа с историческим документом

а) Обращение Эдуарда I к подданным

«В достаточной мере всем ведомо и уже, как мы думаем, по всем странам мира распространилась об этом весть, как король Франции обманным и хитрым способом отстранил нас от нашей страны Гасконии. Ныне же, довольствуясь названным выше обманом и беззакони­ем, для завоевания королевства нашего огромный флот и громадное множество воинов собрав, с каковыми уже сделал враждебное нашес­твие на королевство наше и на жителей этого королевства, вознамерился совсем истребить с лица земли язык английский...»

б) Фруассар. «Хроники»

Вы слышали перед этим рассказ о том, как король Англии запер все морские проходы и не пропускал ничего во Фландрию, а особенно шерсть и овечьи шкуры. Этим все страны Фландрии были глубоко поражены, так как суконное производство - главный предмет, которым они живут, и было уже много разорившихся благородных людей и богатых купцов. Приходилось выбираться из земель Фландрии многим честным мужчинам и женщинам, которые перед этим были обеспечены трудом по производству сукон... из Франции к ним приходит много хлеба, но так как им не на что его покупать и нечем платить, все по недостатку заработка, то в этом-то и беда их, потому что мера хлеба стоит денье, а у кого нет его, тому нехорошо. Из Англии же к ним идет шерсть и с нею вместе большие выгоды, которые позволяют им поддерживать свое благосостояние и жить в довольстве...

А) Чем не доволен английский король?

Б) Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами?

В) Почему Англия интересовалась Фландрией?

Просмотр содержимого документа
«СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА.docx»

ТЕМА УРОКА: СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: указывают хронологические рамки и причины Столетней войны, характеризуют места сражений, обстоятельств, участников войны; представляют характеристику Жанны д,Арк и объясняют , почему её имя сохранилось в памяти поколений; читают историческую карту с опорой на легенду.

Метапредметные: читают, выделяют главную мысль, находят ответы на вопросы в тексте.

Познавательные: работают с учебной информацией, историческим документом.

Регулятивные: выделяют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и аргументируют свой ответ, задают вопросы с целью получения нужной информации.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, осмысляют социально-нравственный опыт предшествующих поколений, проявляют способность к определению своей позиции.

Образовательные ресурсы

Презентация « Столетняя война», подготовленная учителем.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Основное содержание темы, понятия и термины

Причины Столетней войны, основные этапы войны. Героическая роль Жанны д,Арк в освобождении Франции. Арбалет, партизанская война, народная освободительная война.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя. 

- На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья. Назовите их (Англия и Франция). И выяснили, что в 13–14 вв. в этих государствах шел процесс централизации власти. Но середине XIV века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.

- Между Францией и Англией произошла самая долгая в истории война – Столетняя война.

- Записываем тему урока.

- Как иначе можно назвать наш урок? (Вековая война)

- Какие ассоциации возникают у вас со словом “война”?

- Зачем нам изучать историю войн?



III. Целеполагание.

- Истории Англии и Франции тесно связаны между собой.

Об этом говорит и такой факт (отрывок из книги Жана Жуэвиля, маршала Шампани, 1248–1254гг) 

Работа с документом. Рабочий лист, задание №1

Задание: Какими были отношения между королями Англии и Франции в 13 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).

- И вдруг сегодня мы узнаем, что в 1337 году между Англией и Францией началась война, которая длилась до 1453 г. Практически 116 лет!

Задание: Зная этот факт, давайте снова ответим на вопрос, какие были отношения между Англией и Францией в 14 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).

Теперь сравните 2 вывода и ответьте на вопросы: Какое наблюдается противоречие? Какой главный вопрос нужно решить нам на уроке? (Ответы детей.)

Постановка проблемного задания на урок: Почему мир между Англией и Францией сменился продолжительной Столетней войной, каковы ее причины, основные события и итоги?

IV. Изучение нового материала.

- Вспомните, на что обращают внимание при изучении войн и военных действий?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 2

- Все эти вопросы отражены в памятке "Изучение истории войны". Рабочий лист. Памятка "Изучение истории войны"

- Эта памятка будет планом нашего урока.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 3

2. Изучение темы в соответствии с планом.

1.Хронологические рамки.

- Назовите и запишите в тетрадь хронологические рамки войны.

- Сколько лет длилась Столетняя война?

- Почему война получила такое название Столетней?

2.Страны-участницы войны (обучающиеся, опираясь на знания, полученные ранее, определяют страны - участницы войны). Англия и Франция.

3.Причины войны. Повод.

- Назовите отличия причины от повода к войне.

- Причины- это те цели, которые преследуют страны, вступая в вооруженную борьбу.
Повод - это некая ситуация, которая служит удобным моментом к началу боевых действий; предлог для начала войны.

Работа в парах (1-2). Рабочий лист, задание №2

Задание 1 паре. Работая с документом, выяснить причины войны

Задание 2 паре. Работая с документом, выяснить повод к войне

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 4

Причины войны:

1.Стремление королей Франции подчинить французские земли, принадлежащие королю Англии (Аквитанию), чтобы завершить объединение страны (см. карту).

2.Стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии. (см. карту).

3.Война – способ обогащения для феодалов.

Повод?(династические споры, конфликт)

- Английский король Эдуард III был по материнской линии внуком французского короля Филиппа IV Красивого из династии Капетингов. В 1328 году умер последний представитель прямой ветви Капетингов Карл IV. На престол был коронован Филипп VI (династия Валуа). Эдуард заявил о своих правах на французский трон и решил силой оружия добиваться французского престола. 

4. Готовность стран к войне.

Работа с учебником. Параграф 20, пункт "Армии двух стран". Изучив текст, подготовьте ответ на вопрос "Какая из армии была боеспособнее и почему?"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 5

ВЫВОД: Преимущества английской армии – высокая воинская дисциплина, многочисленная боеспособная пехота, умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою. Недостатки французской армии – плохое командование, отсутствие единства действий пехоты и конницы.

Физминутка.


5.Основные события и этапы войны. Рассказ учителя с использованием карты и слайдов презентации. Сообщения учеников.

Задание: по ходу рассказа учителя заполнить таблицу "Основные события Столетней войны". Места основных сражений дети находят на карте.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 6

Основные события Столетней войны.

Дата

Событие

Итог





- Столетнюю войну можно разделить на 4 этапа.

1 этап. 1337 – 1360 гг. Война началась с морских набегов французов и англичан.

- Располагая сильным флотом, английское войско переправилось через Ла – Манш. И в 1340 году произошло морское сражение при Слейсе берегов Фландрии.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 7

- Англичане разгромили французский флот, потопив почти 200 кораблей. Англичане зло шутили: «Если бы рыба могла говорить, она заговорила бы по- французски, ибо съела уже много французов».

- Через несколько лет военные действия возобновились. Высадившись в Нормандии, англичане захватили ее и начали наступление на Париж.

- Следующее крупное сражение состоялось у деревни Креси в 1346 г.Французы потерпели сокрушительное поражение. Под контроль Англии перешли Нормандия и Фландрия.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 8

В 1347 г. состоялась битва при Кале. Сообщение ученика "Подвиг граждан Кале".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 9

- Почти все население Англии одобряло войну, ведь она приносила богатую добычу. Победа казалась близкой. Но в 1348 г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы «Черной смерти». И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжились.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 10

- Расширив в результате успешного наступления свои владения на юге Франции, Эдуард 3 поставил туда наместником своего сына, принца Эдуарда. Идя в бой, принц надевал черные доспехи, и поэтому был прозван «Черным принцем».

- Из подвластной ему Аквитании, он время от времени совершал с небольшим отрядом набеги на северную область Франции. Когда в сентябре 1356г. он возвращался из очередного такого похода, у г. Пуатье его настигла французская конница.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 11

- Командовал ею сам король Франции Иоанн II Добрый. Хронист сообщает, в этой битве погиб весь свет Франции: из 5-6 тысяч погибших составляли рыцари. В плен к англичанам попали самые знатные господа вместе с королем. На севере и на юге стали хозяйничать англичане.

-В 1360 году было заключено перемирие между Англией и Францией.

2 этап. 1369 – 1396гг.

- Сменивший Иоанна II его сын Карл V оказался незаурядным правителем. Он восстановил армию, и в 1369 году военные действия возобновились. Французы стали применять новую тактику, которую предложил полководец Бертран Дюгеклен: избегая больших сражений, французы изматывали англичан неожиданными нападениями.

- И к 1380 году французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции. В 1396 году было объявлено новое перемирие. Теперь владения англичан во Франции были даже меньше, чем до начала войны.

- Но положение во Франции осложнялось междоусобной войной за власть и влияние на больного, слабоумного короля Карла VI между феодальными группировками, во главе которых стояли герцог Бургундский и герцог Орлеанский.Обе стороны искали помощи у английского короля. В таких условиях война с англичанами не могла идти успешно!

3 этап. 1415 – 1424 гг.

- В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 12


- Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский заключил союз с англичанами. Король Франции попал ему в руки и от его имени герцог управлял страной. Вскоре больной король умер. По мирному договору 1420 года королем Франции был объявлен английский король Генрих (младенец). Французское войско утратило веру в победу. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости.


Сто лет побед не видела Франция
Сто лет страну лихорадит война.
Сто лет земля кровоточит под пальцами,
Сто лет Луара от гари черна.
Сто лет народ наш - и воин, и мученик,
Вторит рыданьям монахинь и дев.
Сто лет нас топчут английские лучники,
Лилию мнет геральдический лев.


- Сын Карла VI бежал из Парижа и продолжил войну. Вокруг него сплотились ВСЕ патриоты Франции. Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех. Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам, как к иноземным захватчикам. Народ сохранил мужество и волю к победе. Во Франции разгорается партизанская война.

- Что такое партизанская война? (ответы детей).

- Вот теперь можно сказать и о характере Столетней войны: если вначале это была обычная династическая война между королями Англии и Франции, затем она приобрела захватнический характер со стороны Англии и справедливый, освободительный характер со стороны Франции.

4 этап. 1428 – 1453гг. В 1428 году англичане осадили Орлеан.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 13


- Взятие города открывало дорогу на юг Франции, давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось, спасти Францию может только чудо. И чудо произошло!

- Вот уже несколько лет по Франции ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам – военачальникам, а Деве. И вот, в марте 1429 года к дофину Карлу явилась никому неизвестная девушка. Звали ее Жанна.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 14. Сообщение и презентация ученика О Жанне д,Арк.


Жанна Д, Арк – народная героиня французского народа.

- И именно Жанна уговорила Карла на коронацию в г. Реймсе, воодушевила войско французское, укрепила волю к борьбе народа, с Жанной была снята осада г. Орлеана в 1429г.

- Перелом в войне, наступивший с появлением во французском войске Жанны Д’ Арк современники считают чудом: французы приписывают победы вмешательству Бога, англичане – вмешательству дьявола.

- Как вы считаете, в чем настоящий смысл этого чуда? (ответы детей)

5. Каков результат? Завершение и итоги войны.

- Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла VII. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.

- Почему Франция одержала победу в войне? (ответы детей).

- Опираясь на полученные знания в ходе уроке, назовите итоги войны.

Итоги войны:

А) Ликвидированы притязания Англии на французскую корону,

б) создание сильного национального государства

в) усиление королевской власти во Франции

Г) на службе у короля появилась постоянная армия.

- Важно также помнить, что война – это не только причины и итоги. Это еще судьбы людей, их мужество и героизм.

- Знаете ли вы примеры из истории нашей страны, когда народ поднимался на защиту своей страны? (ответы детей)

IV. Рефлексия.

- Составьте синквейн по теме урока.

V. Домашнее задание: параграф 20, выучить даты, подготовиться к рассказу с последующей рецензией на ответ по плану:1) причины и повод к войне; 2) основные сражения и их итоги; 3) роль народа в войне; 4) итоги войны.




























Приложение 1

Рабочий лист

Задание 1 Работа с историческим документом

ЖУЭНВИЛЬ. «КНИГА св. ЛЮДОВИКА»

Мир, который он заключил с королем Англии, заключил против желания своего Совета, который заявлял ему: «Сир нам кажется, что вы теряете землю, которую даете королю Англии, ибо он не имеет на нее прав: ведь его отец потерял ее по суду». На это король ответил, что ему хорошо известно отсутствие прав английского короля, но есть основательная причина дать ему эту землю. Ведь мы женаты на сестрах, и наши дети двоюродные братья, поэтому подобает быть миру между нами. Для меня же в мире с королем Англии великая честь, ибо он становиться моим. человеком, кем он не был раньше.

Какими были отношения между королями Англии и Франции в 13 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).



Памятка “Изучение истории войны”

1.Хронологические рамки.

2.Страны-участницы войны.

3.Причины войны. Повод.

4.Готовность стран к войне.

5.Ход военных действий. Этапы войны.

6.Итог войны.



Задание 2 Работа с историческим документом

а) Обращение Эдуарда I к подданным

«В достаточной мере всем ведомо и уже, как мы думаем, по всем странам мира распространилась об этом весть, как король Франции обманным и хитрым способом отстранил нас от нашей страны Гасконии. Ныне же, довольствуясь названным выше обманом и беззакони­ем, для завоевания королевства нашего огромный флот и громадное множество воинов собрав, с каковыми уже сделал враждебное нашес­твие на королевство наше и на жителей этого королевства, вознамерился совсем истребить с лица земли язык английский...»

б) Фруассар. «Хроники»

Вы слышали перед этим рассказ о том, как король Англии запер все морские проходы и не пропускал ничего во Фландрию, а особенно шерсть и овечьи шкуры. Этим все страны Фландрии были глубоко поражены, так как суконное производство - главный предмет, которым они живут, и было уже много разорившихся благородных людей и богатых купцов. Приходилось выбираться из земель Фландрии многим честным мужчинам и женщинам, которые перед этим были обеспечены трудом по производству сукон... из Франции к ним приходит много хлеба, но так как им не на что его покупать и нечем платить, все по недостатку заработка, то в этом-то и беда их, потому что мера хлеба стоит денье, а у кого нет его, тому нехорошо. Из Англии же к ним идет шерсть и с нею вместе большие выгоды, которые позволяют им поддерживать свое благосостояние и жить в довольстве...

А) Чем не доволен английский король?

Б) Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами?

В) Почему Англия интересовалась Фландрией?

9


Просмотр содержимого презентации
«СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА»

СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ КОГДА? КТО? ПОЧЕМУ? КАК? КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ?

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

КОГДА?

КТО?

ПОЧЕМУ?

КАК?

КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ?

ПАМЯТКА  «ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВОЙНЫ»

ПАМЯТКА «ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВОЙНЫ»

  • Хронологические рамки.
  • Страны-участницы войны.
  • Причины войны. Повод.
  • Готовность стран к войне.
  • Ход военных действий. Этапы войны.
  • Итоги войны.
ПРИЧИНЫ И ПОВОД К ВОЙНЕ ПРИЧИНЫ: 1.Стремление королей Франции подчинить французские земли, принадлежащие королю Англии (Аквитанию), чтобы завершить объединение страны. 2.Стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии. 3.Война – способ обогащения для феодалов.  ПОВОД : претензии короля Англии на корону Франции. Англия и Франция во времена Столетней войны

ПРИЧИНЫ И ПОВОД К ВОЙНЕ

ПРИЧИНЫ:

1.Стремление королей Франции подчинить французские земли, принадлежащие королю Англии (Аквитанию), чтобы завершить объединение страны.

2.Стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии.

3.Война – способ обогащения для феодалов.

ПОВОД : претензии короля Англии на корону Франции.

Англия и Франция во времена Столетней войны

АРМИИ ДВУХ СТОРОН  ВОПРОСЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ   ФРАНЦУЗСКОЕ ВОЙСКО  *Рыцарские отряды   АНГЛИЙСКОЕ ВОЙСКО *Пехота из чужеземных наемников 2. Командование Отряды рыцарей возглавлялись сеньорами 1. Состав армии *Рыцарская конница  *Пехота из свободных крестьян Войском командовал король

АРМИИ ДВУХ СТОРОН

ВОПРОСЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ

ФРАНЦУЗСКОЕ ВОЙСКО

*Рыцарские отряды

АНГЛИЙСКОЕ ВОЙСКО

*Пехота из чужеземных наемников

2. Командование

Отряды рыцарей возглавлялись сеньорами

1. Состав армии

*Рыцарская конница

*Пехота из свободных крестьян

Войском командовал король

А ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ СТОЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ  ДАТА  СОБЫТИЕ  ИТОГ

А

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

СТОЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ

ДАТА

СОБЫТИЕ

ИТОГ

Первое крупное морское сражение Столетней войны, победа в котором обеспечила англичанам полное превосходство на море. А 1340 г. - БИТВА ПРИ СЛ Е ЙСЕ

Первое крупное морское сражение Столетней войны, победа в котором обеспечила англичанам полное превосходство на море.

А

1340 г. - БИТВА ПРИ СЛ Е ЙСЕ

Французы потеряли полторы тысячи рыцарей и 10 тысяч пехотинцев. А 1346 г. - БИТВА ПРИ КРЕС И

Французы потеряли полторы тысячи рыцарей и 10 тысяч пехотинцев.

А

1346 г. - БИТВА ПРИ КРЕС И

Роден. Граждане Кале. А 1347 г. - БИТВА ПРИ КАЛЕ

Роден. Граждане Кале.

А

1347 г. - БИТВА ПРИ КАЛЕ

Питер Брейгель Старший. Триумф смерти. А 1348 г. - «ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ»

Питер Брейгель Старший. Триумф смерти.

А

1348 г. - «ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ»

В этой битве «погиб весь свет Франции». А 1356 г. – БИТВА ПРИ ПУАТЬЕ

В этой битве «погиб весь свет Франции».

А

1356 г. – БИТВА ПРИ ПУАТЬЕ

А 1415 г. – БИТВА У д. АЗЕНКУР

А

1415 г. – БИТВА У д. АЗЕНКУР

А 1428 г. – ОСАДА ОРЛЕАНА

А

1428 г. – ОСАДА ОРЛЕАНА

А Жанна д’Арк

А

Жанна д’Арк

А ЛИТЕРАТУРА

А

ЛИТЕРАТУРА


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект и презентация урока по теме "Столетняя война"

Автор: Третьякова Ольга Евгеньевна

Дата: 05.11.2016

Номер свидетельства: 355549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по теме:"Поэты и музыканты XX века о Великой Отечественной войне" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-tiemie-poety-i-muzykanty-xx-vieka-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "207856"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430665869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства