kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сталинские репрессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок имеет яркую личностно ориентированную направленность, так как история края прослеживается через историю семей выпускников школы различных национальностей. Это своеобразный стержень, вокруг которого разворачивается картина политических репрессий на территории Казахстана. Данный урок задуман как логическое продолжение серии уроков, посвящённых истории СССР в 1920–1930-е годы. Учащиеся работают с понятиями, основной и дополнительной информацией, схемами.

Просмотр содержимого документа
«Сталинские репрессии»

СТАЛИНСКИЕ РЕПРЕССИИ

(урок – заседание членов исторического клуба)

Методический замысел урока и обоснование его темы:

Урок имеет яркую личностно ориентированную направленность, так как история края прослеживается через историю семей выпускников школы различных национальностей. Это своеобразный стержень, вокруг которого разворачивается картина политических репрессий на территории Казахстана. Данный урок задуман как логическое продолжение серии уроков, посвящённых истории СССР в 1920–1930-е годы. Учащиеся работают с понятиями, основной и дополнительной информацией, схемами.

Учитель умело решает важнейшую задачу: как обеспечить композиционную стройность урока, мировоззренческую и нравственную направленность и организационную выдержанность в формате исторического клуба. Педагог подводит учащихся к мировоззренческому выводу: несмотря на то, что Казахстан стал местом ссылки и страданий их предков, для школьников это их любимая Родина, которая стремится не допустить повторения трагедии прошлого.

Тип урока:

– урок закрепления и комплексного применения знаний; выработки умений по их применению вне учебной ситуации; усвоения способов деятельности с разноплановой исторической информацией; развития поисковых и исследовательских навыков.

Форма урока:

– урок – заседание исторического клуба.

Цели и задачи урока:

– раскрыть сущность тоталитарного режима в годы сталинизма; показать его влияние на политическое, экономическое и духовное развитие страны в конце 1920-х и 1930-е гг.;

– изучить причины и последствия сталинских репрессий; определить масштабы депортаций народов; формировать понимание и оценку депортаций как величайшей трагедии в их истории;

– воспитывать нетерпимое отношение к проявлению тоталитарных форм насилия над личностью; содействовать сохранению исторической памяти о жертвах политических репрессий;

– способствовать формированию гуманной, высоконравственной личности, уважающей права и свободы других людей; развивать нравственные качества: доброту, отзывчивость, человеколюбие;

– вызывать чувства сопричастности к событиям прошлого, сострадания к жертвам репрессий, веры в добро и справедливость;

– формировать умение адаптироваться к сложным жизненным условиям;

– отработать технологию приобщения к поисковой и исследовательской работе на примере восстановления истории собственной семьи;

– продолжить работу по формированию умения рассуждать, оперировать знаниями по теме; развивать навыки работы с дополнительной информацией.

Направленность на планируемые результаты образования:

– сформированность гражданско-патриотических качеств, национальной гражданской идентичности, социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

– осознание своей этно-конфессиональной и локально-региональной принадлежности;

– овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями; принятие ценностных идеалов гражданского общества;

– сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на общество в органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий, уважительного отношения к истории

и культуре других народов, толерантность;

– высокий уровень освоения нравственной культуры, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни и деятельности;

– умение оценивать с позиций социальных, морально-нравственных и этических норм поступки власти, людей исторического прошлого, современников;

– развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;

– проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей (эмпатия);

– умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для изучения последующих тем;

– умение применять приобретенные навыки и знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (члена семьи, гражданина);

– развитие навыков сотрудничества с взрослыми в ситуациях, требующих осмысления прошлого;

– понимание причинно-следственных, функциональных, временных и иных связей и взаимозависимостей явлений, их объективной значимости;

– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для изучения последующих тем.

Методы и технологии обучения (воспитания):

– описания (словесный);

– наглядный;

– интерактивный;

– локализации исторических событий в пространстве и времени;

– персонифицирующий (биографический);

– исследовательских заданий;

– оценки исторических процессов, явлений, событий.

Приёмы деятельности учителя:

– организация работы учащихся в формате исторического клуба;

– эвристическая беседа;

– организация работы со знаково-символическими системами.

Формы организации познавательной деятельности:

– групповая;

– фронтальная;

– индивидуальная.

Основные виды деятельности и действий учащихся:

– осознание национальной гражданской идентичности личности, развитие чувства сопричастности к судьбе своей Родины;

– осознание ответственности каждого гражданина за состояние общества;

– развитие нравственного сознания, уважения к семье и семейным ценностям, к людям старшего поколения, пережившим депортацию и репрессии;

– демонстрация достигнутого уровня знаний, исследовательских и поисковых умений, навыков;

– поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

– использование знаково-символических средств, включая модели и схемы для решения задач.

Оборудование урока:

– интерактивные слайды по данной теме;

– схема «Тоталитарная система»;

– схема «Репрессии»;

– работы учащихся.

Основные понятия:

– тоталитаризм, репрессии, спецпереселенцы, депортация, культ личности, «враг народа», «лишние народы», ГУЛАГ, Карлаг, АЛЖИР, Степлаг.

План урока:

1. История сталинских репрессий.

– Тоталитарная система.

– Культ личности вождя.

– Понятия «репрессии», «репрессированные», «сталинские репрессии», «политические репрессии», «враг народа», «спец-переселенцы».

2. Казахстан – ссыльный край. Депортация народов. Карлаг, АЛЖИР, ГУЛАГ.

3. Как отразились сталинские репрессии на истории семьи?

4. Итоги урока.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: История – это правда. Правда не всегда бывает такой красивой, как нам хотелось бы её видеть. Сегодня мы с вами пришли на необычный урок, чтобы окунуться

в очень трагичную историческую эпоху – эпоху сталинизма. Тема нашего урока – «Сталинские репрессии». Но мне по-другому хотелось бы назвать этот урок: «Урок исторической правды». Предварительно вы были ознакомлены с темой нашего урока. Вам было предложено задание: найти дополнительный материал по данной теме и ознакомиться с ним.Историческая обстановка 1930-х годов. Представить её без тоталитарного режима невозможно. В чём же сущность тоталитаризма, тоталитарной системы, и как она проявляла себя в 1930–1940-х годах в СССР?

Ученик: Тоталитаризм – это идеология и политическая практика, стремящаяся поставить под полный контроль государства все стороны общественной и даже личной жизни. В советском обществе в 1930–1940-е годы складывается именно такой политический режим, который характеризуется абсолютной властью государства над человеком. Тоталитарная система охватывала все сферы общественной, экономической и политической жизни населения. Способом укрепления тоталитарной модели общественного устройства в стране в 1930-е годы становиться политика репрессий против населения. ГУЛАГ представляет неотъемлемую часть созданной государственной системы.

(Учащиеся рассматривают схему «Тоталитарная система».)

Захват государства партией

Ликвидация системы разделения властей

Уничтожение гражданских свобод

Уничтожение оппозиции

Насильственное установление однопартийной системы

Тоталитарная система

Массовые репрессии

Построение массовых общественных организаций

Культ вождя

Авторитарный способ мышления

Унификация всей общественной жизни

Учитель: Культ вождя, или культ личности. Какие образы возникают в вашем воображении, когда вы слышите о культе личности?

(Следуют ответы учеников.)

Учитель: Можно назвать имена политических лидеров, которые его создавали, но обычно перед нами возникает образ Сталина. Несмотря на то что прошло много десятилетий, этот человек

не оставляет людей равнодушным. Его можно любить, боготворить, а можно ненавидеть. Вам было дано задание найти высказывания известных личностей о Сталине. Предлагаю заслушать их.

(Ученики зачитывают высказывания о Сталине, комментируют их, отвечая на вопрос: согласны они или нет с мнениями авторов и почему.)

Высказывания о личности Сталина:

● М.А. Шолохов: «Ходит, улыбается, а глаза, как у тигра».

● Л.Д. Троцкий: «Сталин – самая выдающаяся посредственность».

● Д.Ф. Устинов: «Свои мысли и решения Сталин формулировал ясно, чётко, лаконично, с неумолимой логикой».

● Г.К. Жуков: «Лишённый позёрства, он подкупал собеседника простотой общения».

Учитель: Беспрекословное подчинение одному человеку, вера в вождя, страх, привели к тому, что в 1930-е годы в стране заработал один из самых жестоких механизмов командно-административной системы. Название ему – Репрессии.

(Следует выступление ученика. Идёт работа с понятиями, у доски рассматривается схема «Репрессии».)

Репрессии

Расстрел меньшивиков- эсеров

Преследование инако- мыслящих

Борьба с «вредителями» из числа интеллигенции

Заточение зажиточных и «лишних» людей в тюрь- мы и колонии

Депортация народов

Учитель: Социализм 1930-х годов имел тоталитарно-казарменный характер. При НКВД СССР создаётся особый отдел по осуществлению карательных мер (ссылка, заключение в трудовые лагеря, высылка за пределы СССР и т. д.). Волна репрессий прошлась и по Казахстану. Казахстан постепенно превращался в «республику лагерей» для «врагов народа» и «лишних народов».

Казахстан стал ссылкой. Больно осознавать, что прошло много времени, но по-прежнему для многих граждан бывшего СССР Казахстан так и остался ссыльным краем.

(Далее следует выступление ученика с сообщением «Депортация народов».)

Учитель: Тоталитарный режим имел очень надежную опору – систему карательных органов для борьбы с «врагами». На территории СССР располагались 42 лагеря НКВД. Казахстану в структуре

ГУЛАГа отводилась особая роль. Широкую известность своими масштабами получили такие лагеря, как: Карлаг, АЛЖИР, Степлаг. Карлаг (Карагандинский лагерь) – место, где побывало более 1 млн заключённых, работающих до изнеможения в угольных бассейнах и металлургических комбинатах. АЛЖИР – Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Там отбывали наказание жёны выдающихся общественных и государственных деятелей. В Степлаге (Степной лагерь) отбывали срок бывшие военнопленные, пособники оккупантов, депортированные народы, представители которых тоже трудились на стройках и в рудниках. Насильно были высланы из мест своего проживания украинцы, поляки, немцы, русские, татары, ингуши, чеченцы, корейцы… Давайте обратимся к статистике. Сколько всего людей было депортировано? Сколько из них было депортировано в Казахстан?

(Идёт работа с материалом учебника, ученики комментируют данные статистики, делают выводы.)

Учитель: Представители более 130 национальностей проживают в Казахстане. Президент РК в своих обращениях к народу всегда подчёркивает, что наша многонациональность – наша гордость!

(Учитель спрашивает у ребят, к каким национальностям принадлежат их семьи. Выясняется, что класс – многонациональный.)

Учитель: Северный Казахстан стал основным центром размещения «спецпереселенцев». Голодных, измученных дальней дорогой людей встретили казахские степи. Сложно забыть тот жуткий холод и голод, которые испытали спецпереселенцы. 48 часов на сборы, а иногда только час, холодные товарные вагоны, месяцы дороги. Прибыли. Степь. «Точка» – так называли те места, где высаживали «врагов». Они были никому не нужны, кроме коменданта. Сами рыли землянки, копали колодцы. Тиф, голод и холод уносили тысячи жизней. Страшно подумать, что пришлось пережить нашим предкам. Почти каждую семью в нашем городе коснулись сталинские репрессии. Каждый человек должен знать историю своей семьи. Давайте перейдём к последнему вопросу нашего урока: «Как на историю ваших семей повлияли сталинские репрессии?»

(Ученики рассказывают о том, как их предки попали в Казахстан.)

Учитель: Подведём итоги урока. История никогда не забудет того, кто исковеркал судьбы миллионов людей. Но Казахстан стал новой родиной для огромного количества людей разных национальностей.

Несмотря ни на что мы очень любим свою Родину. Если для наших предков Казахстан был местом ссылки, то сейчас он – любимая Родина! Главное, надо знать, что человек рождается свободным, поэтому должен и жить точно так же. Именно поэтому наша республика выбрала путь свободы – путь демократии.

(Учитель оценивает работу учащихся на уроке, даёт домашнее задание.)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сталинские репрессии

Автор: Смагулова Светлана Сергеевна

Дата: 09.05.2017

Номер свидетельства: 413872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Вечер памяти жертв сталинских репрессий "
    ["seo_title"] => string(48) "viechier-pamiati-zhiertv-stalinskikh-riepriessii"
    ["file_id"] => string(6) "120160"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413634971"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Массовые политические репрессии в Казахстане в ХХ веке "
    ["seo_title"] => string(66) "massovyie-politichieskiie-riepriessii-v-kazakhstanie-v-khkh-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "102611"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402535887"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конференция на тему: Памяти политических репрессий. Репрессии – трагедия народа. "
    ["seo_title"] => string(91) "konfierientsiia-na-tiemu-pamiati-politichieskikh-riepriessii-riepriessii-traghiediia-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "122814"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414341432"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Массовые репрессии  в 1937 годы  в Казахстане"
    ["seo_title"] => string(49) "massovyie-riepriessii-v-1937-ghody-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "265107"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449844157"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок по истории  Казахстана на тему "ГУЛАГ - пять букв  смерти" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-gulag-piat-bukv-smierti"
    ["file_id"] => string(6) "215740"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432789263"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства