kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средневековое рыцарство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«1»

Тема «Средневековое рыцарство»

1. Название предмета Всеобщая история. История средних веков. 6 класс.

2.        Возраст обучающихся 12 лет

3.        Используемая технология : технология деятельностного метода

4.        Авторы     Агибалова Е.В., Г.М. Донской

5.        Вид урока  урок- путешествие

6.        Тип урока  урок «открытия» новых знаний

7.       Цели урока –

деятельностная цель:  формирование у учащихся умения реализации  способов действия (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  управление поведением партнера), формирования комплекса умений учащихся, необходимых для доказательства или опровержения спорных утверждений; формирование навыков самостоятельной работы с источниками и документами. развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

содержательная цель: расширение понятийной  базы  за счет включения в нее новых элементов: Воюющее сословие, замок, рыцарь, донжон, турнир, доспехи, кольчуга забрало, герб, шпоры, кодекс чести. Осмысление выводов урока: Рыцари  в средние века составляли военное сословие в Западной Европе. Основное занятие рыцаря – война, а в мирное время турниры, пиры и охота.

 - воспитательная цель: воспитание трудолюбия, смекалки, стремления помочь людям на примерах рыцарей. (личностные УУД)

8.Планируемые результаты:

Предметные:  знание и объяснение особенностей средневекового общества; проводить поиск информации в учебнике и документе; на основании иллюстрации средневекового рыцарского замка составлять описание; излагать суждения о роли рыцарей в средневековом мире.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка деятельности.

познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; поиск информации в учебном тексте; преобразование информации из одной знаковой системы в другую; извлечение необходимой информации из текста, определение основной информации; умение структурировать знания;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, описывать исторический объект; установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений.

 коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.  

личностные результаты: самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

9. Оборудование: компьютер, экран, презентация, карточки-тесты, карточки с заданиями, перчатка, меч, картинка средневекового рыцаря, карточки для оценивания:

Домашняя работа

Характеристика

замка

Работа в группах

Работа с документом

Тест


















Ход урока



1. Мотивация к учебной деятельности 1 мин.

Здравствуйте. Садитесь.

Учитель зачитывает четверостишие.

Полны чудес сказания давно минувших дней

Про громкие деяния былых богатырей,

Про их пиры, забавы, несчастия и горе

И распри их кровавые услышите вы вскоре…

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по средневековью, но нам надо для этого пробраться сквозь толщу времени, поэтому придется выполнить небольшое задание

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 4 мин

2.1. Индивидуальный опрос «Объясни понятия»

Индивидуальный опрос у доски. Готовится в течении 1 мин.

Слайд №2

  1. сословия

  2. феод

  3. феодал

  4. сеньор

  5. вассал

  6. Феодальная раздробленность

2.2 Фронтальный опрос «Узнай личность»

Определить о ком идет речь.

1. Коварный, хитрый, он мечтал стать единственным правителем франкских племен. С этой целью он приказал истребить всех военных вождей и своих родственников, являвшихся его соперниками. «Горе мне, что я остался чужим среди чужеземцев, и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне помочь в минуту опасности», - притворно жаловался он. (Хлодвиг

2 Сначала был майордомом. Он провел военную реформу. В сражении у города Пуатье нанес сокрушительное поражение арабам. Часть его имени переводиться как «Молот»( Карл Мартелл.)

3 По описанию современников, король был высоким человеком крепкого телосложения. У него были большие выразительные глаза, довольно крупный нос, живое и веселое лицо. Походка его была твердой и уверенной, облик - мужественный, а голос - звучный. Значительную часть своей жизни он провел в седле, совершив более 50 военных походов. (Карл Великий)

Ответ ученика. Перед ответом спросить - На какую оценку ты рассчитываешь?

Оцените себя

3. Выявление места и причины затруднения 2 мин.

Мы справились с этим заданием, и оказались в средневековье.

Учитель зачитывает учащимся четверостишье, по которому им предстоит угадать о каком сословии пойдет речь на этом уроке.

И также мне люб,

Что, первым ринувшись вперёд,

Бесстрашно мчится на коне

И войску бодрость предаёт

Отвагой удалою.

Лишь только битва закипит,

Пусть каждый вслед за ним спешит,

Рискуя головою.

Достоин тот похвальных слов

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово рыцарь (воин, дама сердца, честь, отвага, конь, меч и т.д.). Составьте несколько предложений с этими словами.

- Достаточно ли нам этих знаний о рыцаре? Понятие рыцарь намного сложнее и глубже, чем нам кажется.

4. Построение проекта выхода из затруднения 2 мин.

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Слайд 3«Средневековое рыцарство»

- На какие вопросы хотели бы вы получить ответ на сегодняшнем уроке? Ответы учеников.

-Где жил рыцарь?

-Как становились рыцарями?

- Какие доспехи были у рыцаря?

- Чем занимался рыцарь?

- Какими качествами он обладал?

На доске учитель записывает только начало вопросов: Где…? Как…? Какие…?

5. Реализация построенного проекта 12 мин.

5. 1 Учитель: Слайд 4

Рыцарь про свое жилище мог точно сказать «Мой дом – моя крепость»? Предположите, как выглядел дом у рыцаря? Ответы детей.

Домом феодала и одновременно его крепостью являлся замок. Посмотрите на замок и дополните свои ответы.

- Прочитайте описание замка. Учебник С. 92, 1 и 2 абзацы.

Какое новое понятие вы встретили в данном тексте? (донжон) Слайд 5

  1. Подземная тюрьма, или «каменный мешок», - небольшое тёмное сырое помещение, которое располагалось в подвалах замка.

  2. Погреб – прохладная комната, где хранились продукты.

  3. Большой зал, в котором принимали гостей. Там проходила трапеза сеньора.

  4. Просторная кухня.

  5. Покои сеньора, где он мог уединиться и отдохнуть.

  6. Покои супруги сеньора, где она общалась с детьми и занималась рукоделием.

  7. Вершина башни, где всегда дежурил дозорный, чтобы вовремя поднять тревогу в случае опасности.

Задание: - Рассмотрев еще раз иллюстрации, используя текст учебника, назовите преимущества и неудобства средневекового рыцарского замка. Слайд 6.

Задание

Вариант I – подумайте и скажите, как бы вы действовали, если бы хотели овладеть замком? Трудно ли было это сделать?  С. 91, абзац 3.

Вариант II – подумайте и скажите, как бы вы обороняли свой замок? Что бы вы для этого использовали? С. 91, абзац 4

Оцените свою работу

Время летит очень быстро нам так много надо еще узнать. Поэтому я предлагаю вам разделиться на группы и выполнить задания на карточках. Встречаемся на этом же месте через 5 минут.

5.2 Самостоятельная работа в группах

Задания для групп

1.группа Одень рыцаря

Прочитать тест учебника пункт 2 с 93. Одеть рыцаря и подписать название деталей доспехов и оружия.

2.группа Воспитание будущего рыцаря

Инсценировать сценку. (Знатный рыцарь и юноша).

Знатный рыцарь: Сегодня, юноша, ты посвящаешься в рыцари. Стать им – непростое дело. Вспомни и расскажи всем, как ты готовился к этому.

Юноша:

С детства меня готовили к военной службе. Отец мне рассказывал о рыцарских подвигах и достоинствах, учил быть ловким и смелым. В 7 лет я покинул отцовский замок и служил пажом при дворе знатного сеньора. Овладел умениями фехтования, борьбы, верховой езды, метания копья, пению и танцам.

Когда мне исполнилось 15 лет, я стал оруженосцем. Ухаживал за лошадьми и собаками. Встречал гостей, а в походе вёз доспехи рыцаря. На поле боя я был близ рыцаря, готовый в любой момент подать ему запасное оружие. После сражения у меня всегда было много работы. Я должен был почистить оружие. Иногда ему даже приходилось лечить боевого коня рыцаря

И вот мне исполнился 21 год, я стал храбрым, сильным, честным

Эту ночь я провёл в церкви, где неустанно молился. И вот сейчас, я готов к обряду.

Знатный рыцарь: Встань на колени (трижды наносит удар клинком меча плашмя по плечу юноши). Я наношу тебе удар – единственный в твоей жизни. Который ты можешь получить, не возвращая.

3 группа сценка

Инсценировать сценку:

1 рыцарь: - Вы оскорбили меня. Извинитесь немедленно.

2 рыцарь: - Это чем же я вас оскорбил. И не подумаю извиняться.

1 рыцарь: Тогда…( бросает перчатку)

2 рыцарь: - К вашим услугам…


4 группа Рыцари на войне.

Рыцари предпочитали сражаться на конях. Рыцари старались сразиться с наиболее знатными соперниками, победа над которыми приносила славу и трофей в виде вооружения противника. Сражались рыцари  верхом на  лошадях, если не удавалось выбить соперника из седла тяжёлым копьём, то бой продолжали на мечах.  От ран рыцаря защищали стальные доспехи,  шлем и щит. Но,  не смотря на это, в бою многие рыцари получали тяжёлые ранения или гибли. Однако война считалась среди рыцарей наиболее достойным занятием.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 15 мин.

6. 1. Одень рыцаря

- рассказ о названиях деталей рыцарских доспехов и оружии.

- Посмотрите, на картинку рыцаря в учебнике и назовите отличие доспехов от представленных на картинке. Рыцарские доспехи менялись на протяжении веков. Из простой кольчуги они превратились в богатое железное облачение.

6. 2.группа Воспитание будущего рыцаря

Слайд 7

Инсценировка сценки (Знатный рыцарь и юноша).

Учитель: Посвящённый в рыцари опоясывался мечом и надевал шпоры, а затем должен был вскочить на коня и пронзить копьём мишень. Как понимаете выражение, «опоясывался мечом»?

- Что такое шпоры?

-Для чего они нужны?

6. 3 группа сценка

слайд 8

Инсценировка сценки.

-Какое крылатое выражение используется и в наши дни? Как вы понимаете это выражение? Что оно означает?

Ну, что же вызов брошен.

6.4 Просмотр фильма «Рыцарский турнир» (2 мин) - слайд 9

- Как называется состязание рыцарей силе и ловкости?

Слайд 10

  • Посмотрите на слайд и скажите: Кому посвящали свои победы рыцари?

  • Чем еще занимались рыцари в мирное время. Вам помогут иллюстрации и текст учебника с. 94-95 пункт 3. Ответы детей.

6.5 группа «Рыцари на войне». Слайд 11

- Рассказ о главном занятии рыцарей

Слайд 12

- Почему как вы думаете, война считалась среди рыцарей наиболее достойным занятием.

- Что использовали рыцари для защиты в бою? Щит. Герб. Верно, голову рыцаря защищал шлем с забралом. Лица не видно, да и в доспехах трудно узнать человека. Для этого и стали придумывать гербы- символы каждого рода. Лев-сила, дракон-мудрость, волк-преданность. Герб передавался по наследству от отца к сыну, вместе с феодом, помещался на шлемах и щитах.

- Представьте, что король объявил войну, откликнутся ли рыцари на его призыв готовиться к войне? (Нет, т.к. действовало правило «вассал моего вассала – не мой вассал»)

Оцените свою работу в группах

7. Самостоятельная работа с историческими источниками 3 мин.

Учитель: Для рыцарей существовал кодекс чести. Как вы думаете, что это такое?

А сейчас придется снова работать в парах, каждая группа получит карточки с заданиями. На карточках отрывки из средневековой литературы. Прочитав отрывки из исторических источников, вы должны ответить на вопросы.

1 карточка. 

«Песнь о Роланде»

Не дай господь и ангелы святые,

Чтоб обесчестил я наш край родной.

Позор и срам мне страшны – не кончина.

Отвагою – вот чем мы Карлу милы.

Что герой ценит выше своей жизни?

2 карточка 

Бертран де Борн

А рыцарю стареть бы не давали

Отважный риск и вкус к делам большим,

Пиры в его гостеприимном зале

И щедрость, чей порыв неудержим:

Пусть на турнир иль боевой отряд

Своё добро он тратит все подряд…

На что рыцарь считает достойным тратить свое богатство?

3 карточка. «Кедруна» (немецкая поэма XIII век) 

Всему, что подобает был выучен герой,

Ни страха, ни упрека не зная за собой

И так он был отважен, ,

Что мстил врагам.

И близких отстаивал права,

Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,

О нем слагали сказки и песни на родине пели.

Назовите черты идеального рыцаря, какие из них есть у этого героя?

Выслушиваются ответы на вопросы к историческим документам.

Вспомните все высказывания и ответьте на вопрос : Какие качества особенно ценились среди рыцарей? Все эти качества и другие правила входили в кодекс рыцарской чести.

Оцените свою работу

8) Включение в систему знаний и самопроверка 3 мин

Тест

1. Жилище феодала и его крепость:

А) палатка
Б) замок
В) квартира

2. Рыцари были профессиональными:

А) военными
Б) лекарями
В) торговцами

3. Высокая, отдельно стоящая башня называется:

А) темница
Б) донжон
В) крепость

4. Свои подвиги рыцарь посвящал:

А) родителям
Б) прекрасной даме
В) себе

5. Родовую принадлежность рыцаря можно определить:

А) по паспорту
Б) по гербу
В) по карете

Слайд 12 Сверьте ваши ответы с ключом. Оцените себя

Что нового вы узнали на уроке о жизни рыцаря? Делают вывод урока: Рыцари  в средние века составляли военное сословие в Западной Европе. Основное занятие рыцаря – война, а в мирное время турниры, пиры и охота.

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 1 мин.

Подсчитайте сумму баллов

Д/з 25-23- составить рассказ о рыцарском турнире 22-15- составить рассказ «День феодала» 15-10- ответить на вопросы п. 11

10) Рефлексия (подведение итогов занятия) 1 мин.

Что понравилось /не понравилось на уроке? Кого сегодня можно похвалить на уроке? Чему продолжали учиться на уроке? (работать с историческими источниками, искать информацию в тексте, обобщать… ) Ваши пожелания на будущее.



10


Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

История средних веков 6 класс

История средних веков

6 класс

феод феодал сеньор  вассал Феодальная раздробленность Сословия
  • феод
  • феодал
  • сеньор
  • вассал
  • Феодальная раздробленность
  • Сословия

Объясни понятия:

Средневековое рыцарство

Средневековое рыцарство

Мой дом- моя крепость

Мой дом- моя крепость

Донжон - Подземная тюрьма, или «каменный мешок» - Погреб - Большой зал - Кухня - Покои сеньора - Вершина башни

Донжон

- Подземная тюрьма, или «каменный мешок»

- Погреб

- Большой зал

- Кухня

- Покои сеньора

- Вершина башни

Посвящение в рыцари

Посвящение в рыцари

Рыцарский турнир

Рыцарский турнир

1. б 2.а 3. б 4.б 5.б

1. б

2.а

3. б

4.б

5.б


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Средневековое рыцарство

Автор: Деревцова Елена Сергеевна

Дата: 16.10.2016

Номер свидетельства: 349541

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Рыцарство в средние века"
    ["seo_title"] => string(28) "rytsarstvo-v-sriedniie-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "286913"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454415883"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Проект по истории на тему: Средневековый рыцарь."
    ["seo_title"] => string(51) "proiekt_po_istorii_na_tiemu_sriednieviekovyi_rytsar"
    ["file_id"] => string(6) "346695"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1475160561"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Рыцарство: на войне и у себя дома "
    ["seo_title"] => string(36) "rytsarstvo-na-voinie-i-u-siebia-doma"
    ["file_id"] => string(6) "124732"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414773555"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок- состязание по теме: «Средневековые рыцари»"
    ["seo_title"] => string(61) "urok-sostiazaniie-po-tiemie-sriednieviekovyie-rytsari-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142237"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418236948"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "В рыцарском замке"
    ["seo_title"] => string(17) "vrytsarskomzamkie"
    ["file_id"] => string(6) "270371"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451099491"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства