Тема «Средневековое рыцарство»
1. Название предмета Всеобщая история. История средних веков. 6 класс.
2. Возраст обучающихся 12 лет
3. Используемая технология : технология деятельностного метода
4. Авторы Агибалова Е.В., Г.М. Донской
5. Вид урока урок- путешествие
6. Тип урока урок «открытия» новых знаний
7. Цели урока –
- деятельностная цель: формирование у учащихся умения реализации способов действия (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера), формирования комплекса умений учащихся, необходимых для доказательства или опровержения спорных утверждений; формирование навыков самостоятельной работы с источниками и документами. развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: Воюющее сословие, замок, рыцарь, донжон, турнир, доспехи, кольчуга забрало, герб, шпоры, кодекс чести. Осмысление выводов урока: Рыцари в средние века составляли военное сословие в Западной Европе. Основное занятие рыцаря – война, а в мирное время турниры, пиры и охота.
- воспитательная цель: воспитание трудолюбия, смекалки, стремления помочь людям на примерах рыцарей. (личностные УУД)
8.Планируемые результаты:
Предметные: знание и объяснение особенностей средневекового общества; проводить поиск информации в учебнике и документе; на основании иллюстрации средневекового рыцарского замка составлять описание; излагать суждения о роли рыцарей в средневековом мире.
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка деятельности.
познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; поиск информации в учебном тексте; преобразование информации из одной знаковой системы в другую; извлечение необходимой информации из текста, определение основной информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, описывать исторический объект; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
личностные результаты: самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
9. Оборудование: компьютер, экран, презентация, карточки-тесты, карточки с заданиями, перчатка, меч, картинка средневекового рыцаря, карточки для оценивания:
Домашняя работа | Характеристика замка | Работа в группах | Работа с документом | Тест |
| | | | |
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности 1 мин.
Здравствуйте. Садитесь.
Учитель зачитывает четверостишие.
Полны чудес сказания давно минувших дней
Про громкие деяния былых богатырей,
Про их пиры, забавы, несчастия и горе
И распри их кровавые услышите вы вскоре…
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по средневековью, но нам надо для этого пробраться сквозь толщу времени, поэтому придется выполнить небольшое задание
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 4 мин
2.1. Индивидуальный опрос «Объясни понятия»
Индивидуальный опрос у доски. Готовится в течении 1 мин.
Слайд №2
сословия
феод
феодал
сеньор
вассал
Феодальная раздробленность
2.2 Фронтальный опрос «Узнай личность»
Определить о ком идет речь.
1. Коварный, хитрый, он мечтал стать единственным правителем франкских племен. С этой целью он приказал истребить всех военных вождей и своих родственников, являвшихся его соперниками. «Горе мне, что я остался чужим среди чужеземцев, и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне помочь в минуту опасности», - притворно жаловался он. (Хлодвиг
2 Сначала был майордомом. Он провел военную реформу. В сражении у города Пуатье нанес сокрушительное поражение арабам. Часть его имени переводиться как «Молот»( Карл Мартелл.)
3 По описанию современников, король был высоким человеком крепкого телосложения. У него были большие выразительные глаза, довольно крупный нос, живое и веселое лицо. Походка его была твердой и уверенной, облик - мужественный, а голос - звучный. Значительную часть своей жизни он провел в седле, совершив более 50 военных походов. (Карл Великий)
Ответ ученика. Перед ответом спросить - На какую оценку ты рассчитываешь?
Оцените себя
3. Выявление места и причины затруднения 2 мин.
Мы справились с этим заданием, и оказались в средневековье.
Учитель зачитывает учащимся четверостишье, по которому им предстоит угадать о каком сословии пойдет речь на этом уроке.
…И также мне люб,
Что, первым ринувшись вперёд,
Бесстрашно мчится на коне
И войску бодрость предаёт
Отвагой удалою.
Лишь только битва закипит,
Пусть каждый вслед за ним спешит,
Рискуя головою.
Достоин тот похвальных слов
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово рыцарь (воин, дама сердца, честь, отвага, конь, меч и т.д.). Составьте несколько предложений с этими словами.
- Достаточно ли нам этих знаний о рыцаре? Понятие рыцарь намного сложнее и глубже, чем нам кажется.
4. Построение проекта выхода из затруднения 2 мин.
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Слайд 3«Средневековое рыцарство»
- На какие вопросы хотели бы вы получить ответ на сегодняшнем уроке? Ответы учеников.
-Где жил рыцарь?
-Как становились рыцарями?
- Какие доспехи были у рыцаря?
- Чем занимался рыцарь?
- Какими качествами он обладал?
На доске учитель записывает только начало вопросов: Где…? Как…? Какие…?
5. Реализация построенного проекта 12 мин.
5. 1 Учитель: Слайд 4
Рыцарь про свое жилище мог точно сказать «Мой дом – моя крепость»? Предположите, как выглядел дом у рыцаря? Ответы детей.
Домом феодала и одновременно его крепостью являлся замок. Посмотрите на замок и дополните свои ответы.
- Прочитайте описание замка. Учебник С. 92, 1 и 2 абзацы.
Какое новое понятие вы встретили в данном тексте? (донжон) Слайд 5
Подземная тюрьма, или «каменный мешок», - небольшое тёмное сырое помещение, которое располагалось в подвалах замка.
Погреб – прохладная комната, где хранились продукты.
Большой зал, в котором принимали гостей. Там проходила трапеза сеньора.
Просторная кухня.
Покои сеньора, где он мог уединиться и отдохнуть.
Покои супруги сеньора, где она общалась с детьми и занималась рукоделием.
Вершина башни, где всегда дежурил дозорный, чтобы вовремя поднять тревогу в случае опасности.
Задание: - Рассмотрев еще раз иллюстрации, используя текст учебника, назовите преимущества и неудобства средневекового рыцарского замка. Слайд 6.
Задание
Вариант I – подумайте и скажите, как бы вы действовали, если бы хотели овладеть замком? Трудно ли было это сделать? С. 91, абзац 3.
Вариант II – подумайте и скажите, как бы вы обороняли свой замок? Что бы вы для этого использовали? С. 91, абзац 4
Оцените свою работу
Время летит очень быстро нам так много надо еще узнать. Поэтому я предлагаю вам разделиться на группы и выполнить задания на карточках. Встречаемся на этом же месте через 5 минут.
5.2 Самостоятельная работа в группах
Задания для групп
1.группа Одень рыцаря
Прочитать тест учебника пункт 2 с 93. Одеть рыцаря и подписать название деталей доспехов и оружия.
2.группа Воспитание будущего рыцаря
Инсценировать сценку. (Знатный рыцарь и юноша).
Знатный рыцарь: Сегодня, юноша, ты посвящаешься в рыцари. Стать им – непростое дело. Вспомни и расскажи всем, как ты готовился к этому.
Юноша:
С детства меня готовили к военной службе. Отец мне рассказывал о рыцарских подвигах и достоинствах, учил быть ловким и смелым. В 7 лет я покинул отцовский замок и служил пажом при дворе знатного сеньора. Овладел умениями фехтования, борьбы, верховой езды, метания копья, пению и танцам.
Когда мне исполнилось 15 лет, я стал оруженосцем. Ухаживал за лошадьми и собаками. Встречал гостей, а в походе вёз доспехи рыцаря. На поле боя я был близ рыцаря, готовый в любой момент подать ему запасное оружие. После сражения у меня всегда было много работы. Я должен был почистить оружие. Иногда ему даже приходилось лечить боевого коня рыцаря
И вот мне исполнился 21 год, я стал храбрым, сильным, честным
Эту ночь я провёл в церкви, где неустанно молился. И вот сейчас, я готов к обряду.
Знатный рыцарь: Встань на колени (трижды наносит удар клинком меча плашмя по плечу юноши). Я наношу тебе удар – единственный в твоей жизни. Который ты можешь получить, не возвращая.
3 группа сценка
Инсценировать сценку:
1 рыцарь: - Вы оскорбили меня. Извинитесь немедленно.
2 рыцарь: - Это чем же я вас оскорбил. И не подумаю извиняться.
1 рыцарь: Тогда…( бросает перчатку)
2 рыцарь: - К вашим услугам…
4 группа Рыцари на войне.
Рыцари предпочитали сражаться на конях. Рыцари старались сразиться с наиболее знатными соперниками, победа над которыми приносила славу и трофей в виде вооружения противника. Сражались рыцари верхом на лошадях, если не удавалось выбить соперника из седла тяжёлым копьём, то бой продолжали на мечах. От ран рыцаря защищали стальные доспехи, шлем и щит. Но, не смотря на это, в бою многие рыцари получали тяжёлые ранения или гибли. Однако война считалась среди рыцарей наиболее достойным занятием.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 15 мин.
6. 1. Одень рыцаря
- рассказ о названиях деталей рыцарских доспехов и оружии.
- Посмотрите, на картинку рыцаря в учебнике и назовите отличие доспехов от представленных на картинке. Рыцарские доспехи менялись на протяжении веков. Из простой кольчуги они превратились в богатое железное облачение.
6. 2.группа Воспитание будущего рыцаря
Слайд 7
Инсценировка сценки (Знатный рыцарь и юноша).
Учитель: Посвящённый в рыцари опоясывался мечом и надевал шпоры, а затем должен был вскочить на коня и пронзить копьём мишень. Как понимаете выражение, «опоясывался мечом»?
- Что такое шпоры?
-Для чего они нужны?
6. 3 группа сценка
слайд 8
Инсценировка сценки.
-Какое крылатое выражение используется и в наши дни? Как вы понимаете это выражение? Что оно означает?
Ну, что же вызов брошен.
6.4 Просмотр фильма «Рыцарский турнир» (2 мин) - слайд 9
- Как называется состязание рыцарей силе и ловкости?
Слайд 10
6.5 группа «Рыцари на войне». Слайд 11
- Рассказ о главном занятии рыцарей
Слайд 12
- Почему как вы думаете, война считалась среди рыцарей наиболее достойным занятием.
- Что использовали рыцари для защиты в бою? Щит. Герб. Верно, голову рыцаря защищал шлем с забралом. Лица не видно, да и в доспехах трудно узнать человека. Для этого и стали придумывать гербы- символы каждого рода. Лев-сила, дракон-мудрость, волк-преданность. Герб передавался по наследству от отца к сыну, вместе с феодом, помещался на шлемах и щитах.
- Представьте, что король объявил войну, откликнутся ли рыцари на его призыв готовиться к войне? (Нет, т.к. действовало правило «вассал моего вассала – не мой вассал»)
Оцените свою работу в группах
7. Самостоятельная работа с историческими источниками 3 мин.
Учитель: Для рыцарей существовал кодекс чести. Как вы думаете, что это такое?
А сейчас придется снова работать в парах, каждая группа получит карточки с заданиями. На карточках отрывки из средневековой литературы. Прочитав отрывки из исторических источников, вы должны ответить на вопросы.
1 карточка.
«Песнь о Роланде»
Не дай господь и ангелы святые,
Чтоб обесчестил я наш край родной.
Позор и срам мне страшны – не кончина.
Отвагою – вот чем мы Карлу милы.
Что герой ценит выше своей жизни?
2 карточка
Бертран де Борн
А рыцарю стареть бы не давали
Отважный риск и вкус к делам большим,
Пиры в его гостеприимном зале
И щедрость, чей порыв неудержим:
Пусть на турнир иль боевой отряд
Своё добро он тратит все подряд…
На что рыцарь считает достойным тратить свое богатство?
3 карточка. «Кедруна» (немецкая поэма XIII век)
Всему, что подобает был выучен герой,
Ни страха, ни упрека не зная за собой
И так он был отважен, ,
Что мстил врагам.
И близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки и песни на родине пели.
Назовите черты идеального рыцаря, какие из них есть у этого героя?
Выслушиваются ответы на вопросы к историческим документам.
Вспомните все высказывания и ответьте на вопрос : Какие качества особенно ценились среди рыцарей? Все эти качества и другие правила входили в кодекс рыцарской чести.
Оцените свою работу
8) Включение в систему знаний и самопроверка 3 мин
Тест
1. Жилище феодала и его крепость:
А) палатка
Б) замок
В) квартира
2. Рыцари были профессиональными:
А) военными
Б) лекарями
В) торговцами
3. Высокая, отдельно стоящая башня называется:
А) темница
Б) донжон
В) крепость
4. Свои подвиги рыцарь посвящал:
А) родителям
Б) прекрасной даме
В) себе
5. Родовую принадлежность рыцаря можно определить:
А) по паспорту
Б) по гербу
В) по карете
Слайд 12 Сверьте ваши ответы с ключом. Оцените себя
Что нового вы узнали на уроке о жизни рыцаря? Делают вывод урока: Рыцари в средние века составляли военное сословие в Западной Европе. Основное занятие рыцаря – война, а в мирное время турниры, пиры и охота.
9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 1 мин.
Подсчитайте сумму баллов
Д/з 25-23- составить рассказ о рыцарском турнире 22-15- составить рассказ «День феодала» 15-10- ответить на вопросы п. 11
10) Рефлексия (подведение итогов занятия) 1 мин.
Что понравилось /не понравилось на уроке? Кого сегодня можно похвалить на уроке? Чему продолжали учиться на уроке? (работать с историческими источниками, искать информацию в тексте, обобщать… ) Ваши пожелания на будущее.
10