"Советский тыл в годы Великой Отечественной войны".
"Советский тыл в годы Великой Отечественной войны".
Тема урока: "Советский тыл в годы Великой Отечественной Войны". Место урока в курсе: 4-ый урок в главе 4 "Великая Отечественная война 1941-1945 гг.". Формы организации учебного процесса: групповая работа на уроке. Методы обучения на уроке: словесные, наглядные, практические. На уроке используется технология проектного обучения.Сохранение психоэмоционального состояния, физического здоровья учащихся обеспечивается технологией здоровьесберегающих технологий. На уроке используется технология коллективно-взаимного обучения. Применение технологии работы с аудио и видеоматериалами, дает погружение учеников в мир конкретного фрагмента на моем уроке.
Использованы на уроке такие приемы обучения как подача новой информвции, составление презентаций, взаимоанализ, взаимооценивание, ладошка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Советский тыл в годы Великой Отечественной войны". »
Класс: 9.
Предмет: История России.
Тема «Советский тыл в годы Великой Отечественной Войны».
ТДЦ:
Образовательная: Содействовать расширению и углублению знаний обучающихся о роли тыла в ходе войны, о значимости массового героизма и самоотверженности народа во имя спасения Родины и его вклад в победу;
Воспитательная: Создать условия для формирования уважительного отношения к историческому прошлому страны у учащихся, воспитанию патриотизма, любви к Родине и ее историческому наследию;
Развивающие: Способствовать формированию и развитию у обучающихся умений и навыков исследовательской деятельности.
Задачи: Помочь учащимся целостно представить жизнь советского тыла в годы Великой Отечественной войны, его роль как одного из факторов победы над Германией. Помочь учащимся осознать меру ответственности каждого труженика тыла за вклад в общее дело Великой Победы.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы организации познавательной деятельности:групповая.
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор;
документ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»;
аудиозапись и текст выступления И.В.Сталина 3 июля 1941 года;
видео «Великая Отечественная война»;
песня «Журавли… »;
песня «День Победы!»;
ноутбуки или планшеты для работы с ресурсами Интернет, с фондами Президентской библиотеки.
Методы:Словесный, наглядный, практический.
Ход урока
Деятельность учителя Этапы
урока Деятельность учащихся
Организационный
Приветствие учителя.
Организационная работа.
момент
Приветствие класса.
Класс делится на 2 группы.
Актуализация
Слово учителя:
(Звучит песня «Журавли…»)
- Нет в истории человечества войны более жестокой и страшной, чем Великая Отечественная. В этом году наша страна будет отмечать 70-летие победы в ВОВ. Вероломное нападение Германии на Советский Союз заставило весь народ мобилизовать свои силы, чтобы после первых неудач Красной Армии дать достойный отпор врагу.
Среди множества военных операций, проведенных советскими войсками на территории нашей страны, можно выделить наиболее крупные сражения, повлиявшие на весь ход войны: Московская битва, Сталинградская битва, Курская битва и т.д. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение Великой Отечественной войны, но речь пойдет не о великих сражениях. Мы будем говорить о советском тыле во время Великой Отечественной войны.
- Сегодня мы перелистаем страницы прошлого нашей страны для того, чтобы прикоснуться сердцем к подвигу советских людей, к подвигу жителей нашей Тюменской области, которые не подвергались налету бомбардировщиков, но совершали подвиги. А где же они совершали подвиги во время войны?
знаний
Психологический настрой.
Приём информации.
Ответы учащихся.
Выявление проблемы: Роль тыла в победе над фашистской Германией.
Изучение нового
Озвучение темы.
- Я предлагаю вам сегодня на уроке, провести небольшое исследование на примере Тюменской области, составить проект о людях, трудившихся в тылу, в годы Великой Отечественной войны.
Сегодня вы будете работать по группам. Будете составлять презентации по 2 направлениям:
1. Эвакуированные заводы.
2. Сельское хозяйство.
- Для того чтобы создать проекты нужно будет пользоваться карточками, которые лежат перед вами. Вторая половина проекта: это ваше опережающее домашнее задание (сбор информации о жизни ваших родных, трудившихся в тылу в годы Великой Отечественной войны и оформить все это в виде презентации), это вы должны будите добавить в презентацию первой части проекта.
Разминка -
Индивидуальная работа.
Предупреждение ошибок.
Проверка
Анализ работы. Оценивание. (Выставляются две отметки: одна за групповую работу над проектом «взаимоценивание», вторая за индивидуальную работу над второй частью проекта по опережающему заданию).
Подведение
(Звучит песня «День Победы!»)
Слово учителя:
- Сегодня на уроке нам удалось доказать высказывание «Их сражения в тылу, их подвиг – героический труд». Не зря говорят, что из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд.
Домашнее задание
Составить кластер на тему: «Вклад членов моей семьи в разгром врага».
материала
Записывают в тетрадях число и тему урока, название проекта, цель и гипотезу «Их сражения в тылу, их подвиг - героический труд».
Изучают следующие документы:
Документ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»;
Текст выступления И. В. Сталина 3 июля 1941 года;
Просмотр видео «Великая Отечественная война»;
Слушают аудиозапись выступления И.В.Сталина 3 июля 1941 года;
Работа с интернет ресурсами: работают с фондами президентской библиотеки:
Газета «Красное знамя» от 20 июня 1941 года. «Молодым везде у нас дорога;
Газета «Красное знамя» от 24 июня 1941 года «Тёплые вещи фронту», «От Советского Информбюро».
тренинг
Практическая работа. Составление презентаций.
выполненной работы
С каждой группы по 1 представителю защищают презентации.
итогов
Рефлексия.
На листе бумаги обводят свои ладошки и описывают позиции, высказывая мнения.
большой – для меня это важно … / неважно …
указательный - я получил конкретные данные… / я не узнал для себя ничего нового…
средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» В целях обеспечения выполнения, производственных заданий, связанных с нуждами военного времени. Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятия, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-хчасов в день. 2. Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день.
3. Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а также женщины, кормящие грудью — в течение шести месяцев кормления.
4. Оплату обязательных сверхурочных работ рабочим и служащим производить в полуторном размере.
5. Отменить очередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией за неиспользованный отпуск во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях. Отпуска предоставлять лишь в случае болезни. Отпуска по беременности и родам предоставлять в соответствии со ст. 14 постановления Совнаркома СССР,
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.Капинин Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.Горкин Москва, Кремль. 26 июня, 1941 года
Приложение №2
Речь начинается словами: «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!». Далее Сталин рассказывает о тяжёлом положении на фронте, о занятых врагом областях, бомбардировках городов; он констатирует: «Над нашей Родиной нависла серьезная опасность». Он отвергает «непобедимость» немецко-фашистской армии, при этом приводя в пример поражения армий Наполеона и Вильгельма II. Неудачи первых дней войны объясняются выгодным положением немецкой армии. Сталин отрицает то, что заключение пакта о ненападении было ошибкой — оно помогло обеспечить полтора года мира.
Далее поднимается вопрос: «Что требуется для того, чтобы ликвидировать опасность, нависшую над нашей Родиной, и какие меры нужно принять для того, чтобы разгромить врага?». Прежде всего Сталин провозглашает необходимость всем советским людям «осознать всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране» и мобилизоваться; подчёркивается, что речь идёт «о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том — быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение». Далее говорится о борьбе с паникёрами и трусами, перестройке экономики на военный лад, необходимости всесторонней помощи Красной Армии, действиях при наступлении врага. В выступлении отражены положения директивы СНК ССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня.
Далее подчёркивается: «Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной Отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма». Говорится о том, что союзниками советского народа будут все народы Европы и Америки; упоминается о выступлении в этой связи Черчилля и декларации правительства США.
Звучит призыв создавать народные ополчения, объявляется о создании Государственного комитета обороны.
Карточка для 2 группы
Приложение №1
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» В целях обеспечения выполнения, производственных заданий, связанных с нуждами военного времени. Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятия, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-хчасов в день. 2. Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день.
3. Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а также женщины, кормящие грудью — в течение шести месяцев кормления.
4. Оплату обязательных сверхурочных работ рабочим и служащим производить в полуторном размере.
5. Отменить очередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией за неиспользованный отпуск во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях. Отпуска предоставлять лишь в случае болезни. Отпуска по беременности и родам предоставлять в соответствии со ст. 14 постановления Совнаркома СССР,
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.Капинин Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.Горкин Москва, Кремль. 26 июня, 1941 года
Приложение №2
Речь начинается словами: «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!». Далее Сталин рассказывает о тяжёлом положении на фронте, о занятых врагом областях, бомбардировках городов; он констатирует: «Над нашей Родиной нависла серьезная опасность». Он отвергает «непобедимость» немецко-фашистской армии, при этом приводя в пример поражения армий Наполеона и Вильгельма II. Неудачи первых дней войны объясняются выгодным положением немецкой армии. Сталин отрицает то, что заключение пакта о ненападении было ошибкой — оно помогло обеспечить полтора года мира.
Далее поднимается вопрос: «Что требуется для того, чтобы ликвидировать опасность, нависшую над нашей Родиной, и какие меры нужно принять для того, чтобы разгромить врага?». Прежде всего Сталин провозглашает необходимость всем советским людям «осознать всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране» и мобилизоваться; подчёркивается, что речь идёт «о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том — быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение». Далее говорится о борьбе с паникёрами и трусами, перестройке экономики на военный лад, необходимости всесторонней помощи Красной Армии, действиях при наступлении врага. В выступлении отражены положения директивы СНК ССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня.
Далее подчёркивается: «Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной Отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма». Говорится о том, что союзниками советского народа будут все народы Европы и Америки; упоминается о выступлении в этой связи Черчилля и декларации правительства США.
Звучит призыв создавать народные ополчения, объявляется о создании Государственного комитета обороны.
Пояснительная записка
Тема урока: «Советский тыл в годы Великой Отечественной Войны». Место урока в курсе: четвертый урок в главе 4 «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.». Учебник - Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX – начало XXIвека: учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений. - М.: Просвещение, 2005.-381 с.На изучение истории в 9 классе отводится: 64 часа в год и 2 часа в неделю.
В 9 классе МАОУ Бухтальская СОШ обучаются12 человек, из них 4 это дети VIII вида, занимающиеся по специальной коррекционной программе. Физическое состояние учащихся соответствует возрастным требованиям. У учащихся на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К предмету истории они относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность, хорошо справляются с индивидуальными заданиями повышенной трудности. Эмоциональный климат в классе доброжелательный. Дружно и ответственно подходят к поставленным задачам. Класс эрудирован и интеллектуально развит.
В ходе работы предполагается изучение обучающимися следующих документов:
документ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»;
используется на уроке краеведческий материал из личных архивов;
Газета «Красное знамя» от 20 июня 1941 года. «Молодым везде у нас дорога (из фонда Президентской библиотеки);
Газета «Красное знамя» от 24 июня 1941 года «Тёплые вещи фронту», «От Советского Информбюро»(из фонда Президентской библиотеки);
аудиозапись и текст выступления И. В. Сталина 3 июля 1941 года;
видео «Великая Отечественная война»;
Техническое оснащение урока:компьютер, проектор, ноутбуки или планшеты для работы с ресурсами Интернет, с фондами Президентской библиотеки.
Основные этапы урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний . 3. Изучение нового материала (Исследовательская работа). 4.Проверка выполненной работы. 5. Подведение итогов. Рефлексия. 6. Домашнее задание.
Формы организации учебного процесса: Групповая работа на уроке. Методы обучения на уроке: Словесные (Слово учителя), наглядные (видео), практические (проекты учащихся).
На уроке я использую технологию проектного обучения. Цель этого проектного обученияна уроке состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Сохранение психоэмоционального, физического здоровья учащихся обеспечивается применением здоровьесберегающих технологий: после 20 мин урока проводим небольшой тренинг - массаж ушей, который поможет «разбудить» мозг: 1) встать, сделать небольшую произвольную разминку; 2) потянуть себя за мочки ушей сверху вниз.
На уроке применяется технология коллективно-взаимного обучения. Где каждый учащийся в процессе коллективно-взаимного обучения участвует в обсуждении информации с партнерами. Кроме этого здесь действует принцип, установленный психологами: прочитанный материал усваивается на 20-30%, услышанный – 30-40%, а использованный на практике усваивается на 50-70%. Обмен информацией, идеями, собственным опытом, быстрое обсуждение почерпнутого из разных источников, выявление и обсуждение разногласий и расхождений, выход чувств и переживаний: все это создает именно те условия при которых:
совершенствуются навыки по данному материалу;
включается в работу память;
каждый ученик чувствует себя более свободно;
несмотря на то, что обучение коллективное, способ деятельности для каждого индивидуальный;
формируется умение ребенка работать в коллективе. Это и есть преимущество этого способа обучения на моем уроке.
Применение технологии работы с аудио - и видеоматериалами, даёт погружение учеников в мир конкретного фрагмента урока.
Использованы на уроке такие приёмы обучения как подача новой информации, составление презентаций, взаимоанализ, взаимоценивание, ладошка, кластер.