kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сеньоры и вассалы, 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока разработан в соответствии с ФГОС.

Цель: формирование представления об основных чертах феодального общества, определение социально-экономических основ складывания отношений между феодалами и крестьянами, сеньорами и вассалами.

Задачи:

- охарактеризовать отношения между сеньорами и крестьянами;

- развивать умения работы с текстом параграфа, выделять основную мысль в тексте, уметь оценивать ее;

- формировать личностную позицию при оценке поступков, анализе поведения.

Планируемые результаты:

Образовательные

- Дать представление о формировании феодального общества

- Показать основные признаки феодального общества

- Сформировать представление о жизни рыцарского сословия, об особенностях рыцарской культуры.

Развивающие

- Продолжить работу по развитию состязательных навыков и самостоятельной деятельности в парах

Воспитательные

- Воспитывать культуру делового общения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сеньоры и вассалы, 6 класс »

Сеньоры и вассалы

Разработала: учитель истории и обществознания Мишина Анастасия Алексеевна

МАОУ «СОШ № 153 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми.

Цель: формирование представления об основных чертах феодального общества, определение социально-экономических основ складывания отношений между феодалами и крестьянами, сеньорами и вассалами.

Задачи:

- охарактеризовать отношения между сеньорами и крестьянами;

- развивать умения работы с текстом параграфа, выделять основную мысль в тексте, уметь оценивать ее;

- формировать личностную позицию при оценке поступков, анализе поведения.

Планируемые результаты:

Образовательные

- Дать представление о формировании феодального общества

- Показать основные признаки феодального общества

- Сформировать представление о жизни рыцарского сословия, об особенностях рыцарской культуры.

Развивающие

- Продолжить работу по развитию состязательных навыков и самостоятельной деятельности в парах

Воспитательные

- Воспитывать культуру делового общения

Основные понятия: сеньор, вассал, рыцарь, феодал.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: презентация, учебник «История Средних веков»

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учителя

Проверка домашнего задания

Мы закончили изучать раннее Средневековье. И сегодня я предлагаю вам вспомнить о том, что происходила в эту эпоху.

  1. Скажите, на какие периоды делится Средневековье

К середине 11 века подошла к концу эпоха непрерывных вторжений (арабы, венгры, норманны). Жизнь стала намного безопаснее, а значит, хозяйство и общество развивались быстрее, увеличивалась численность населения. Заканчивается процесс формирования средневекового общества.

Объявление темы урока ( слайд № 1)

Постановка цели и задач урока (слайд №2)

Постановка проблемы (слайд №3)

- Если король при феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть?



Составление плана (слайд №4)

Рассказ учителя: К 11 веку в Западной Европе сложилось новое общественное устройство, отличающееся от античного, и от древнегерманского. Первоначально все население оставалось свободным и полноправным. Но рядом с небольшими участками земли обычных землевладельцев росли крупные земельные владения знати. Знатные люди нередко силой отбирали землю и свободу у обедневших соседей или мелкие землевладельцы отдавались под защиту могущественного соседа. Тот становился сеньором (с лат. старший) крестьянина, а крестьяне становились зависимыми – свою землю они сохраняли, но были вынуждены отдавать сеньору часть урожая. Сеньором мог быть как светский человек, так и епископ, или целый монастырь.

Постоянные военные угрозы заставляли государей создавать профессиональное конное войско. Ополчение теряло свое значение, крестьяне уже не занимались военным делом. Война становилась занятием профессиональных воинов, которым теперь принадлежали и земля, и власть над обрабатывавшими ее крестьянами.



Основные сословия (слайд №5)

На какие основные части вы бы на месте людей Средневековья разделили общество, исходя из выполняемых ими задач?

Появилась теория, что Бог разделил общество на три категории: молящихся, воюющих и работающих.

Категории эти назывались сословия – большие группы людей, за которыми закреплены определенные права и обязанности, передающиеся по наследству.

Перед каждым сословием стояли свои задачи. (найдите эти задачи в тексте параграфа стр.97.)

(Духовенство заботилось о спасении душ. Воюющие должны были защищать общество от внешних врагов. Трудящиеся кормили всех остальных).

- Какое из сословий и почему должно было считаться первым, какое — вторым, какое — третьим?

Посмотрите на иллюстрацию на с. 97 – представители сословий являются во сне английскому королю. Где какое сословие? По каким признакам мы это определяем?



- Может ли человеческое тело нормально функционировать без какого-либо органа? Так и средневековое общество признавало, что все сословия не равны, но необходимы и зависят друг от друга.

- Как вы думаете, теория 3-х сословий разъединяла или сплачивала общество?

- Представители какого сословия нуждались в защите и покровителе?



Рассказ учителя: О молящихся мы с вами уже говорили, о работающих речь пойдет через урок, поговорим о воюющих. В условиях постоянных войн именно им принадлежала ведущая роль в обществе. Они владели большей частью земли, что давало им богатство, власть и престиж.

- Что такое феод? Земельный участок на условии несения военной службы. Крупных земельных собственников, владевших феодами историки называют феодалами. А весь строй жизни той эпохи – феодализмом.

Чтобы располагать отрядом конных воинов, крупный феодал делил свой феод на части и раздавал их воинам – тоже в качестве феодов. Тот, кто наделял феодом, именовался сеньором, а получивший феод в обмен на военную службу – вассалом. Вассал тоже мог раздать части полученного феода во владение своим людям. Тогда он становился для них сеньором, а они его вассалами. Ступенькой ниже могло повториться то же самое. Получалось что-то вроде лестницы, где каждый мог быть одновременно вассалом и сеньором. Получалась феодальная лестница или феодальная иерархия. Помним, что такое иерархия? Высший сеньор – государь. Его прямые вассалы – титулованные аристократы – герцоги, графы, маркизы. Следующая ступенька – бароны, а затем – простые конные воины – рыцари. Крестьяне находились вне феодальной лестницы, так как не несли военной службы. (слайд № 6)



Индивидуальная работа. По тексту параграфа стр. 100

Обязанности сеньоров

Обязанности вассалов









- По каким признакам можно определить феодализм? (слайд № 7)

Задание в парах:



Составьте в паре с одноклассником диалог сеньора и вассала, разбирающих спорную ситуацию о нарушении вассальной клятвы. Какие аргументы приведут обе стороны в подтверждение своей правоты? Чем закончится спор? Аргументируйте свой ответ.

Несколько пар у доски разыгрывают сценки диалога.


Закрепление материала:

Чтобы проверить, как вы усвоили материал, выполним тест.

  1. Расцветом Средневековья считается период …. веков?

А. V I- IX

Б. VII – X

В. VIII – XII

Г. XI – XIV


  1. Знатный владелец крупного участка земли назывался:

А. магнатом

Б. вассалом

В. рыцарем

Г. герольдом


  1. Стремясь получить защиту и покровительство, крестьянин попадал в зависимость к:

А. сословию

Б. донжону

В. сеньору

Г. общине


  1. Третье сословие состояло из:

А. рыцарей

Б. епископов

В. Монахов

Г. крестьян


  1. Рыцарь, получивший за свою службу землю и зависимых крестьян, именовался:

А. вассалом

Б. крестоносцем

В. оруженосцем

Г. трувером


  1. Порядок, при котором в феодальном обществе каждый феодал подчинялся более старшему, получил название «феодальная (ое):

А. сословие»

Б. общество»

В. зависимость»

Г. лестница»


Дети меняются тетрадями друг с другом, выставляют оценки.



Давайте вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. 

Если король при феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть?

Основной вывод: королевская власть была необходима феодалам для организации обороны от внешних врагов, а также выступала в роли верховного судьи во всевозможных спорах.



Рефлексия

Для меня было__________(важно ,полезно) изучить тему «Семейное хозяйство» , потому что -____________.

Дополните предложение:

1. Я доволен(льна) ________ (вполне, средне, не доволен) своим дополнением к части утерянного письма, которое составил(а) сам(а).

2. Я оцениваю свою работу по теме на _________ (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что _________________.





Домашнее задание:

- Ребята, а скажите, каким видом деятельности занимались рыцари?

Сейчас я вас разделю на 3 группы.

  1. группа:

«Война как образ жизни»

- что означает слово «рыцарь»?

- кто мог стать рыцарем в Средневековье?

- Каково было вооружение рыцарей?

- Инсценировка «Посвящение в рыцари»



  1. группа:

«Мир турниров и гербов»

- назовите занятия рыцарей кроме войны?

- Как организовывались турниры?

- Что представляют собой гербы рыцарей?

- Инсценировка «Рыцарский турнир»



  1. группа:

«Воспитание рыцаря, рыцарская культура»

- Как воспитывали рыцарей?

- Что представляет собой средневековый замок?

- Какие качества рыцарей больше всего ценились в Средневековье?

- Инсценировка «Предложение руки и сердца возлюбленной даме»



Для всех: нарисовать рыцарский герб и объяснить его значение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сеньоры и вассалы, 6 класс

Автор: Мишина Анастасия Алексеевна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244201

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) ""Сеньоры и вассалы" "
    ["seo_title"] => string(18) "sien-ory-i-vassaly"
    ["file_id"] => string(6) "239488"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444807423"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) ""Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность" "
    ["seo_title"] => string(79) "vozniknovieniie-i-raspad-impierii-karla-vielikogho-fieodal-naia-razdrobliennost"
    ["file_id"] => string(6) "239484"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444807131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства