kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

История 6 класс «Средние века»

Тема: Сеньоры и вассалы

Цели:

1.     Образовательные

·         дать представление о формировании феодального общества

·         показать основные признаки феодального общества

·         сформировать представление о жизни рыцарского сословия, об особенностях рыцарской культуры

2.   Развивающие

·         продолжить работу по развитию состязательных навыков и самостоятельной деятельности в группах

3.   Воспитательные

·         воспитывать культуру делового общения

Задачи урока:

1.     охарактеризовать отношения между сеньорами и крестьянами;

2.     развивать умения работы с текстом параграфа, иллюстрациями, выделять основную мысль автора, уметь оценивать её;

3.     формировать личностную позицию при оценке поступков, анализе поведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность" »

История Средних веков 6 класс


Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Задача: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государства.

Цели:

  1. Сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Великого и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада.

  2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, использовать её как источник знаний, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать свое мнение.

  3. Воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации и включением игровых ситуаций.


Оборудование: карты «Франкское государство в V – начале IX вв.» и «Образование империи Карла Великого.

Основные понятия: император, империя, усобицы, феод, рыцарь, вассал, сеньор, виконт, феодальная лестница.

Ход урока

  1. Организация класса. Проверка готовности к уроку


  1. Актуализация знаний

  1. Игра «Узнай историческую личность»

    1. Истребил других военных вождей и многих своих родичей. Подчинил себе не одно племя, а население всей страны. Стал королем. Принял христианство. Передал власть по наследству своим сыновьям. (Хлодвиг)

  1. Игра «Напиши портрет»

Учащиеся описывают исторические личности, которые узнали.

Хлодвиг – хитрый, расчетливый, жестокий. Правитель династии Меровингов. Главный правитель Франкского государства и т.д.


  1. Проверка домашнего задания

  1. Исторический диктант

  • Период истории, охватывающий большой период времени с V века по XV век, называется …(средние века)

  • Организация общества, в которой существует своя определенная территория, власть, законы, сбор налогов, называется …(гос-во)

  • Управляющий королевским двором, назывался …(майордом)

  • Как назывался свод норм, записанный при Хлодвиге …(«Салическая правда»)

- Германский народ …(франки)

  1. Взаимопроверка диктанта

  2. Работа по карточке

    Карточка

    Подготовь ответ на вопрос

    Почему союз короля Хлодвига с христианской церковью был им взаимно выгоден?


    Для этого подумай и поразмысли

    • Где и когда появилось христианство?

    • Почему эта религия нашла широкое распространение среди людей?

    • Почему Хлодвиг и его окружение приняли христианство?

    • Почему церковь помогала королю Хлодвигу?

    Сделай вывод.

  3. Работа по вопросам

  • Когда возникло государство у франков? (486 г.завоевания Галлии)

  • Укажите, чем отличалась власть короля от власти военного вождя.

  • Перечислите, какие события произошли в правление Хлодвига.

  • Когда состоялась битва при Пуатье? (732 г)

  • Докажите, что люди во Франкском государстве были неравны в своем положении. (по салич.правде)

  • Перечислите, какие события произошли в правление Карла Мартелла и Пипина Короткого.

  1. Развернутый устный ответ по карточке.


  1. Мотивационно-целевой этап

  • Итак, союз короля с христианской церковью был взаимовыгоден. Однако последователи Хлодвига не смогли удержать власть в своих руках. В некоторых областях государства начали управлять майордомы. Одним из таких новых правителей стал сын Карля Мартелла Пипин Короткий. Он смог удержать власть и передать ее своему сыну Карлу. В истории он известен как Великий. Сегодня на уроке попытаемся разобраться, что это был за человек, за что он получил такое прозвище. Работая над новой темой попытайтесь ответить на вопросы: каковы главные направления политики Карла Великого? Каковы причины феодальной раздробленности?

  • Вопросы записаны на доске: Каковы главные направления политики Карла Великого? Каковы причины феодальной раздробленности?



  1. Изучение нового материала

  1. Рассказ учителя.

  • Пипин Короткий – первый франкский король из династии Каролингов. Новая династия франкских королей получила свое название «Каролинги» по имени отца Пипина Короткого Карла Мартелла. Карл I был сыном Пипина Короткого.

  • Пипин Корткий в 768 году составляет завещание, согласно которому государство делилось на две части между его сыновьями Карлом I и Карломаном. Но внезапная смерть брата способствовала тому, что Карл I объединил земли франкского государства.

  • Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

  • Прочитайте абзац 2 §7.

  • Составьте исторический портрет Карла I.

  1. Беседа по прочитанному и работа по карте.

  • Какой исторический портрет Карла I можно составить?

Обратить внимание учащихся на скульптуру «Карл Великий»

  • Как изображен Карл Великий?

  1. Рассказ учителя, работа по карте и беседа.

  • Карл I ставит цель – создание прочного христианского государства. Завоевание и обращение варваров в христианство становится первоочередной задачей франкского государства. Франкское государство соседствовало с германскими племенами саксов на севере и северо-востоке (показ по карте), на востоке со славянами, на юге – с арабо-мусульманской Испанией.

  • Государство Карла I создавалось войной, а укреплялось миром. Карл I прославился прежде всего завоевательными походами. Более 53 раз его войско отправлялось в путь, 27 раз во главе войска стоял сам король.

  • Ответьте на один из главных вопросов урока: каковы главные направления политики Карла Великого? (стремление расширить границы своего государства за счет присоединения соседних территорий).

  • Карл I был одержим желанием прославиться военными походами, военными победами и служением христианской церкви. В военных походах Карла I поддерживала знать и церковь. Знать стремилась к приобретению новых земель и зависимых крестьян, к обогащению захваченной на войне добычи. Церковь стремилась распространить христианство на завоеванных территориях.

  • Карл I несколько раз водил войско в Испанию против арабов-мусульман. Карлу I удалось завоевать небольшую область к югу от Пиренейских гор до реки Эбро.

  • Карл I и папа Римский выступили вместе против лангобардского короля. В ходе противостояния двух сторон король лангобардов теряет трон. Карл I в Италии был коронован и стал покровителем Рима. Завоеванные земли были присоединены к Франкскому государству.

  • Самой длительной и тяжелой была война с саксами (показ по карте), она длилась 30 лет. Саксы были язычниками. И Франкское королевство и христианство внесли сильнейшие разрушения в их привычный жизненный уклад. Карл совершил 8 походов против них. Имея сильную конницу и хорошее вооружение, франки побеждали их. Но как только франкское войско покидало их территорию, саксонцы продолжали упорно сопротивляться, сжигали дома и разрушали их, опустошали приграничные местности. Карл принуждал саксов принимать христианство. Он ввёл жестокие законы, за малейшее неподчинение королю, за отказ от крещения или отречение от христианской веры, за несоблюдение поста, за похороны по языческому обряду – смерть. В ответ на очередное восстание Карл приказал казнить 4500 военнопленных. Но и эти меры не помогли, так как более 30 лет саксонцы сражались за свою свободу. Тогда Карл подарками привлёк на свою сторону знатных саксов. После этого местная знать стала поддерживать завоевателей, что помогло Карлу подчинить саксов. Государство было разделено на графства, графами были назначены знатные франки и вожди саксов. Знать, епископы и монастыри получили в завоёванной стране огромные земли.

  • Саксы боролись и против воинов и против священников. А франки в ответ очень жестоко казнили тысячи саксов. В 803 году, исчерпав свои внутренние силы в борьбе с франками, саксы вошли в состав христианской Европы.

  • Заполните схемы «Направление походов Карла I и их результат», используя опорные слова и карту.

В Испанию

В земли саксов

В Италию



Против (кого?) ……….

Против (кого?) ……….

Против (кого?) ……….

Захвачены и вошли в состав государства франков ……………………………....

Захвачены и вошли в состав государства франков ……………………………....

Захвачены и вошли в состав государства франков ……………………………....


  1. Проверка самостоятельной работы

  2. Рассказ учителя с элементами беседы.

  • Посмотрите на карту и скажите, территории каких народов попали в зависимость или вошли в состав государства франков?

  • Территория государства увеличилась во много раз, под власть Карла I попали многие племена и народы. Государство франков стало называться империей. Вспомните определение понятия «империя». (Империя – это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемое из одного центра).

  • Какой титул появился у Карла Великого? (Титул императора).

Карточка-дата


  • В 800 году Карл I Великий в Риме провозглашен римским императором.

  • Папа Римский возложил на голову Карла I золотую императорскую корону. Титул Римского императора поднимал престиж франкского короля, так как приравнивал его к самому могущественному правителю раннего средневековья – византийскому императору. Войны с арабами, саксами, славянами, аварами велись с завоевательной целью и с целью распространения христианства.

  • Карл I, став императором, взял на себя функции защитника христианской веры. Наметились тесные контакты между императором и папой Римским. Франкское государство строилось на основе христианских ценностей. Это было выражено в его законодательстве. Карл I ожидал от своих поданных подчинения и преданности.

  • Как вы думаете, как осуществлялось управление в государстве?

  • Во главе государства стоял король – Карл, который управлял подданными и разъезжал со своими приближёнными - свитой (королевским двором). Дважды в год он собирал совет высшей знати – светской и духовной, которые давали своё согласие на издание указов.

  • Карл I поделил империю на округа, во главе каждого стоял граф, выбранный им из местной знати. Граф собирал налоги, вершил суд и возглавлял ополчение. Деятельность графов контролировали «государевы посланцы». «Государевы посланцы» были из ближнего окружения императора, для специальных поручений.

  • Свободные крестьяне не могли приобрести вооружение, так как оно стоило очень много денег. Поэтому пешее ополчение ещё сохранилось, а в регулярное войско призывались владельцы больших участков или те воины, которых направляли и вооружали крестьяне за общий счёт.

  • Главную часть войска составляла конница. Отличившихся в боях воинов посвящали в рыцари (от герм. «риттер» - всадник, конный воин»)

  • Карл I стремился укрепить свое господство. Чтобы повысить эффективность управления империей Карл I заботился об образовании высших советников, священников и других государственных чинов, он также уделял большое внимание христианскому воспитанию подданных. При императорском дворе была организована школа, в которой обучались будущие государственные чины. По его указу открывались школы при монастырях и церквях. Карл I приглашал к себе просвещенных людей из Европы.

  • Во время правления Карла I действовало собрание народного ополчения (собрание влиятельной церковной и светской знати). Оно имело право обсуждать те вопросы, по которым окончательное решение принимал Карл I. На этих собраниях Карл I издавал указы и сборники распоряжений – капитуляции. Капитуляции являлись сборниками законов, распоряжений и проповедей императора Карла I.

  • За годы правления Карлу I удалось создать мощную империю.

Карточка-дата

  • Карл I Великий умер от лихорадки 28 января 814 года. После его смерти империя просуществовала недолго и распалась на три государства: Западно-Франкское государство (Франция), Восточно-Франкское государство (Германия), Корлевство Лотаро (Италия) .ВЕРДЕНСКИЙ ДОГОВОР 843, о разделе империи Карла Великого между его внуками — Лотарем (получил территорию Италии и земли вдоль Рейна и Роны — впоследствии Лотарингия) , Карлом Лысым (земли на запад от Рейна) и Людовиком Немецким (земли на восток от Рейна) . Заключен в Вердене.

  1. Проверка выполнения самостоятельной работы

  • Почему распалась империя Карла Великого? (Народы, которые силой подчинил Карл Великий, не хотели ему подчиняться. Отсутствие экономических связей между графствами империи. Наследники постоянно воевали между собой. Знать перестала подчиняться власти императора, т.к. хотела править самостоятельно).

  1. Беседа по вопросам и работа по карте.

  • Какие три самостоятельных государства образовались на территории Карла Великого? Назовите и покажите на карте.

  • Почему наступил такой период, когда франкская знать перестала поддерживать власть короля? (Знать добилась своего: она получила земли, зависимых крестьян, которые работали на этих землях, да и еще хотела сама распоряжаться на своих землях).

  • Как называется такой период истории государства, когда происходит распад его территорий на отдельные, более мелкие самостоятельные владения? (Феодальная раздробленность).

  • Феодальная раздробленность -  период ослабления центральной власти в феодальных государствах на фоне экономического усиления и политической обособленности отдельных земель.

  1. Рассказ учителя с элементами беседы и работа со схемой.

  • Что такое феод и каковы его признаки?

  • Каждый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами в награду мелким феодалам за службу и мелкие феодалы присягали ему на верность. Он считался по отношению к мелким феодалам – сеньором (страшим), а феодалы были вассалами (подчинёнными).

  • Иногда вассалы выступали против своих сеньоров. Не выполняли их приказы. И только силой можно было его заставить подчиниться.

  • Вассал был обязан по зову сеньора: явиться на службу и привести с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора, помогать ему советом, выкупать из плена.

  • Сеньор обязан был давать вассалам в «держание» землю, оказывать им защиту и покровительство.

  • В жизни взаимные обязанности сеньоров и вассалов часто нарушались. Случалось, что вассалы предавали своих сеньоров и шли на них войной, а сеньоры порой взыскивали с вассалов чрезмерные поборы или, вопреки договору, заставляли вассалов слишком долго служить в своем войске. Противоречия между ними приводили к столкновениям.

  1. Закрепление изученного материала

Игра «Правда или ложь»

    1. Карл был сыном Пипина Короткого

    2. Самой длительной и тяжёлой была война с саксами.

    3. Карл принуждал саксов принимать христианскую веру

    4. В 800 году Карл был коронован в Риме

    5. Высший совет знати не помогал королю управлять государством

    6. В 843 г. империя Карла Великого была поделена между его внуками

    7. В средние века говорили: « Вассал моего вассала не мой вассал»

    8. Междоусобная война – это война между феодалами


  1. Итог урока

Синквейн о Карле Великом

  • Напиши стихотворение из пяти строчек (рифма необязательна): (два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки данного исторического персонажа), (три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные ему), (ключевая фраза, раскрывающая сущность Карла Великого), (существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее тему стихотворения)

  1. Домашнее задание

§ 6-7, подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Каковы причины распада империи Карла Великого и начавшейся феодальной раздробленности».

Работа в контурной карте.


Дополнительный материал

Внешность Карла.

По свидетельству биографа Карла Эйнхарда, Карл «обладал могучим и крепким телом, высоким ростом, однако не превосходил положенного, ибо известно, что был он семи его собственных ступеней в высоту». Его лицо отличал длинный нос и большие, живые глаза. У него были светлые волосы. Если судить по изображениям Карла на монетах, печатях и миниатюрах IX в., а также бронзовой статуэтке из собора в Меце, он по тогдашней франкской моде носил короткую причёску, брил бороду и имел длинные усы. Голос Карла был необычно высоким для такого внушительного мужчины. С годами король начал страдать от хромоты. Прижизненных портретов Карла не сохранилось, и многие позднейшие художники изображали его согласно своей фантазии, чаще всего в виде почтенного старца с длинными седыми волосами и бородой. Хотя многие принимали описание богатырского телосложения Карла за эпическое преувеличение, эксгумация могилы Карла подтвердила правильность описания: длина скелета составила 192 см.



О личности Карла Великого

«Король был очень прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырёх блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах, и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение святого Августина «О граде Божием». После обеда в летнее время он съедал несколько яблок и выпивал ещё один кубок; потом, раздевшись донага, отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели. Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды».



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность"

Автор: Вебер Ольга Андреевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239484

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "«Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»"
    ["seo_title"] => string(71) "vozniknovenie_i_raspad_imperii_karla_velikogo_feodalnaia_razdroblennost"
    ["file_id"] => string(6) "573549"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613647562"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "«Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»"
    ["seo_title"] => string(73) "vozniknovenie_i_raspad_imperii_karla_velikogo_feodalnaia_razdroblennost_1"
    ["file_id"] => string(6) "582541"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1622771712"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Контрольный срез по истории. 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(36) "kontrol-nyi-sriez-po-istorii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132929"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1416422327"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства