Просмотр содержимого документа
«"Сеньоры и вассалы" »
История 6 класс «Средние века»
Тема:Сеньоры и вассалы
Цели:
Образовательные
дать представление о формировании феодального общества
показать основные признаки феодального общества
сформировать представление о жизни рыцарского сословия, об особенностях рыцарской культуры
Развивающие
продолжить работу по развитию состязательных навыков и самостоятельной деятельности в группах
Воспитательные
воспитывать культуру делового общения
Задачи урока:
охарактеризовать отношения между сеньорами и крестьянами;
развивать умения работы с текстом параграфа, иллюстрациями, выделять основную мысль автора, уметь оценивать её;
формировать личностную позицию при оценке поступков, анализе поведения.
Основные понятия: сеньор, вассал, феодал, рыцарь
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: урок-игра
Оборудование: учебник «История Средних веков»
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя
II. Проверка домашнего задания
Мы закончили изучать Раннее Средневековье. И сегодня я предлагаю вам вспомнить о том, что происходило в эту эпоху.
Работа в группах
Сейчас проведем блиц-опрос (за каждый правильный ответ- 1 балл), вопросы по очереди задаются каждой группе):
Главная церковь в средневековом городе. (Собор)
Повинность в пользу церкви. (Десятина)
Человек, обязанный нести военную службу за землю. (Вассал)
Как называли людей, исповедующих ислам? (Мусульмане)
Имя легендарного короля Англии, героя рыцарских романов. (Артур)
Духовное лицо. (Епископ, дьякон, аббат)
Название религии арабов. (Ислам)
Группа людей, имеющих закрепленные законом права и обязанности, передаваемые по наследству. (Сословие)
Священный город мусульман. (Мекка)
Хозяйство, в котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления. (Натуральное хозяйство)
Как назвали человека, выступавшего против учения католической церкви в период Средневековья? (Еретик)
Область деятельности, связанная с завоеванием власти и государственным управлением. (Политика)
Город в Палестине. (Иерусалим)
Принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала. (Барщина)
Название одного из германских племен. (Франки)
Рядовой член общины монастыря. (Монах)
Мелкое производство в средневековом городе, основанное на ручном труде. (Ремесло)
Лженаука о соединении различных веществ с целью получения золота. (Алхимия)
Начальник монастыря. (Аббат)
Укрепленное место, поселение ремесленников и купцов. (Город)
Картины, выложенные из цветных камешков или кусочков стекла. (Мозаика)
Часть общинной земли, принадлежащая отдельной земле. (Надел)
Государство арабов. (Халифат)
Лженаука о предсказании будущего по расположению звезд. (Астрология)
III.Объяснение нового материала учителем:
Во вступительном слове учитель сообщает тему урока, цели. Учащиеся распределены на две группы.
- Какой период принято называть расцветом средневековья? (XI- середина XIV в.в.)
После Великого переселения народов окрепла власть королей и членов их дружин. Имущественное первенство вело к разрыву племенных связей, и знатные люди силой отбирали землю и свободу у обедневших соседей. Могущественный сосед становился теперь сеньором крестьянина, а крестьянин зависимым.
Все общество делилось на три сословия:
Общество в период Средневековья
Сословие молящихся- духовенство
Сословие воюющих- воины феодалы
Сословие работающих- зависимы крестьяне
-При каких условиях формировались основные слои феодального общества? Чем феодальное общество отличалось от рабовладельческого?
-Вспомните, в чём заключались основные черты реформ Карла Мартелла во Франции, Альфреда Великого в Англии, Генриха I в Германии? Что общего в этих реформах?
(Из-за военных угроз правители старались создавать конное войско, крестьяне не могли заниматься военным делом, постепенно попадали в зависимость от владельцев земли).
Объяснение и запись понятий в тетрадь
Сословия – большие группы людей, за которыми закреплены определённые права и обязанности, передающиеся по наследству.
Вассалите́т— система иерархических отношений между феодалами. Состоит в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров).
Сеньор- с латинского «старший»: феодал, земельный собственник
Вассал- владелец поземельной собственности, который за право владения платил разными повинностями. (службой в войсках) сюзерену, т.е. тому кому пренадлежала вся земля.
Зависимые крестьяне – крестьяне, имевшие свою землю, но выполняющие повинности в пользу сеньора.
Феодал - землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода).
Среди феодалов были старшие, дававшие землю и младшие, несшие службу.
Старших по положению феодалов называли сеньорами.
Феодалов, находившихся в подчинении у сеньоров, называли вассалами.
«Клянусь честью не делать того, что ниже перечислено и желаю тем самым заслужить твою милость:
-Никогда не поднимать руку на тебя и твоих родичей;
-Всегда защищать тебя от врагов твоих, коих немало;
-Никогда не покушаться на твои богатства;
-Никогда не действовать против тебя советом и оружием, кроме тех случаев, когда буду выполнять свой долг перед сеньором, которому обещал клятвенно верность;
-Не причинять достоинству и чести твоей никакого вреда;
-Приходить на помощь по первому зову со своими рыцарями».
Отношение старшинства и подчинения складывались подобно лестнице - одни феодалы находились на более высоких ступеньках, т.е. имели больше власти и богатства, чем другие.
По отношению к крестьянам все феодалы были сеньорами. Историки называют такой порядок «феодальной лестницей» (на доске слайд)
Феодальная лестница
Король
Герцоги и графы
Бароны
Рыцари
- По каким же признакам можно определить феодализм? (вопрос к классу)
Проверим ответ (на доске слайд)
Признаки феодализма
Собственность на землю находится в руках феодалов
Крестьяне находятся в зависимости у феодалов и должны на них работать
- Кто такие рыцари?
Поисковая работа
Найти в словаре определение слова рыцарь и записать в тетрадь
Ры́царь— средневековый дворянский почётный титул в Европе.Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов.
-Послушайте отрывок из средневековой поэмы и определите, каким видом деятельности занимались рыцари?
Широкий круг расчищен там.
Народ стоит по сторонам.
Участники игры лихой,
Яря коней, стремятся в бой,
Сшибаясь, копья их сверкают,
Щиты с размаху пробивают
И сами зубрятся и гнутся-
Упорно всадники дерутся!
Сломала седла их игра,
Обоим спешится пора.
Вот падают они с коней,
И мчатся те в простор полей.
Но снова оба на ногах.
Нет пользы в копьях, стременах.
Нужны помощники иные-
В руках у них мечи стальные,
И пыл в сердцах все столь же яркий;
По шлемам сыпятся удары,
И не жалеет сталь меча
Ни шеи крепкой, ни плеча…
Работа в группах. Самостоятельная работа с учебником
Прочитайте самостоятельно и подготовьте ответы на вопросы, записанные на доске
1 группа:
«Война как образ жизни»
Кто мог стать рыцарем?
Сколько весили доспехи средневекового рыцаря?
2 группа:
«Мир турниров и гербов»
Чем занимались рыцари в свободное время?
Что являлось отличительным знаком каждого рыцаря?
Поисковая работа
Найдите в словаре определение слов: турнир, герб записать в тетрадь
Вопросы к классу:
Как вы считаете, что было главным в подготовке и воспитании рыцаря?
Рыцари проживали в неприступных каменных замках. В замках расцветала рыцарская культура - совокупность представлений о том, что хорошо и что плохо, что важно и что не важно. Рыцарь подчинялся определенным правилам поведения (кодекс рыцарской чести).
По отношению к простолюдинам и горожанам эти правила не соблюдались.
Каково было место и обязанности рыцарства в обществе?
IV. Закрепление нового материала.
Работа в группах
Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, выполним тесты. «5» бонусов получает тот, кто все выполнит без ошибок. Ответы сверяем с ответами на доске. Побеждает та команда, у которой больше бонусов.
1. Расцветом Средневековья считается период … веков:
1) VI- IX
3) VIII- XII
2) VII- X
4) XI- XIV
2.Знатный владелец крупного участка земли назывался:
1) магнатом
3) рыцарем
2) вассалом
4) герольдом
3.Стремясь получить защиту и покровительство, крестьянин попадал в зависимость к:
1) сословию
3) сеньору
2)донжону
4) общине
4.Третье сословие состояло из:
1) рыцарей
3) монахов
2) епископов
4) крестьян
5.К сословию молящихся относились:
1) аббаты
3) ремесленники
2)магнаты
4) крестьяне
6.К сословию воюющих относились:
1) ремесленники- оружейники
3) бароны
2) епископы
4) купцы
7.Рыцарь, получавший за свою службу землю и зависимых крестьян, именовался:
1) вассалом
3) оруженосцем
2) крестоносцем
4) трувером
8.Порядок, при котором в феодальном обществе каждый феодал подчинялся более старшему, получил название «феодальная (ое):
1) сословие»
3) зависимость»
2) общество»
4) лестница»
9.Главным занятием рыцаря считалось:
1) управление зависимыми крестьянами
3) служение богу
2) строительство замка
4) военное дело
10.Основное оружие рыцаря:
1) лук и стрелы
3) боевой топор
2) меч и копье
4) ружье
V. Рефлексия
Складываем бонусы тесты. Побеждает команда, набравшая больше бонусов.
Давайте вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. При каких условиях формировались основные слои феодального общества? Чем феодальное общество отличалось от рабовладельческого? (Обсуждаются ответы учеников.)
-Какие основные сословия сформировались в Европе?
-Кого в средневековье называли рыцарем и кого можно назвать рыцарем в наши дни? Какими качествами должен обладать современный рыцарь?
Если бы вы были рыцарем, какой бы герб вы себе взяли?
Нарисуйте герб вышей фамилии дома.
Подводятся итоги работы на уроке.
6. Домашнее задание – записи в тетради. Нарисовать рыцарский герб и объяснить его значение.