kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русь в 9-12 веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрываются предпосылки образования древнеусского государства и этапы становления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русь в 9-12 веке»

Конспект урока Русь в 9 – первой половине 12 в.

Учитель истории Сотникова Татьяна Ивановна

Предпосылки образования государства: в обществе восточных славян начался процесс разложения родоплеменных отношений и социальной дифференциации.
Этапы становления государства:

1.Кризис родовых отношений из-за возвышения одних родов и племён и упадок других, выделение и обособление родоплеменной знати, князей с дружиной.

2.Образование союза племён и их борьба за первенство.

3.Обособление и возвышение над обществом публичной власти, принципом подчинения которой становится насилие.

4.Появляется государство, призванное защищать территорию и население от внешней опасности и регулировать отношения внутри общества.

5.Потом дополняется функция защиты интересов выделяющейся элиты.

Т аким образом, появление государства – это результат развития общества.























За основу берём норманнскую теорию.

Норманнская теория — направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями Древнерусского государства. Была сформулирована во второй четверти XVIII в. немецкими учеными Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. С точки зрения этой теории: 1) норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); 2) слово «русь» норманнского происхождения.

      862 г. — призвание новгородским вече (собрание представителей племён) правителей- варягов на Русь, чтобы прекратить межплеменные распри. Первое летописное упоминание о Руси в «Повести временных лет».

Первыми князьями стали братья Рюрик, Трувор и Синеус. После смерти братьев Рюрик собрал под своей властью все новгородские земли.

      Рюрик (862—879) — варяжский конунг (военный вождь), призванный ильменскими словенами, согласно «Повести временных лет», княжить в Новгород. „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами»“.

Основатель династии Рюриковичей.

Появляются крупные территориально-политические образования на юге (вокруг Киева) и на севере (вокруг Новгорода).

Летописец Нестор приводит в своем труде легенду об основании города Киева. Жили-были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смышлены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.


В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.


882 г. – князь Олег (879-912) собрал большое войско и предпринял поход на юг (Смоленск, Любеч, Киев). Подойдя к Киеву, где князьями были Аскольд и Дир, Олег заманил их к своим ладьям и предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег убил Аскольда и Дира.

После объединения Киева и Новгорода в одно Древнерусское государство Олег принимает титул Великого князя.

882 г. – образование Древнерусского государства (Киевская Русь).


Исторический портрет КНЯЗЬ ОЛЕГ

Представление деятеля

(государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.)

Время жизни и деятельности

(век, эпоха, период истории страны …)

По све­де­ни­ям ле­то­пис­ца князь Олег был одним из при­бли­жен­ных Рю­ри­к, начал пра­вить Нов­го­ро­дом по при­чи­не ма­ло­лет­ства сына Рю­ри­ка − Игоря. В 882 г. за­хва­тил Киев, объ­еди­нив под своей вла­стью два цен­тра древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства. Умер в 912 г.

Основные направления деятельности

( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …)


1. Борь­ба за кон­троль тор­го­во­го пути "из варяг в греки".

  • Олег после смер­ти Рю­ри­ка, пра­вив­ше­го в Нов­го­ро­де с вой­ском пошел по тор­го­во­му пути, за­хва­тив по пути центр кри­ви­чей Смо­ленск;

  • в 882 г. за­хва­тил Киев, убив пра­вив­ших там Ас­коль­да и Дира, Киев ста­но­вит­ся ре­зи­ден­ци­ей князя.

2. Под­чи­не­ние во­сточ­но­сла­вян­ских пле­мен

  • под­чи­нил древ­лян, се­ве­рян, ра­ди­ми­чей, об­ло­жив их данью.

3. Борь­ба за обес­пе­че­нии внеш­ней без­опас­но­сти

  • до­го­во­рил­ся с ва­ря­га­ми о об охра­не теми се­ве­ро-за­пад­ных гра­ниц Руси за плату в 300 се­реб­ря­ных гри­вен;

  • успеш­но бо­рол­ся с ха­за­ра­ми, дан­ни­ка­ми ко­то­рых были не­ко­то­рые во­сточ­но­сла­вян­ские пле­ме­на;

  • по­тер­пел чув­стви­тель­ное по­ра­же­ние от вен­гров, когда те пе­ре­ме­ща­лись по При­чер­но­мо­рью, за­клю­чил с ними союз.

4. Борь­ба с Ви­зан­ти­ей

  • со­вер­шил поход на Кон­стан­ти­но­поль (Ца­рь­град) в 907 г., ито­гом ко­то­ро­го было за­клю­че­ние до­го­во­ра;

  • в 911 г. был за­клю­чен пер­вый пись­мен­ный до­го­вор Руси с Ви­зан­ти­ей, по ко­то­ро­му рус­ские купцы по­лу­ча­л и ряд тор­го­вых при­ви­ле­гий.

Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …)

По­ли­ти­ка князя Олега была успеш­ной,

  • он про­явил себя как та­лант­ли­вый пол­ко­во­дец и ор­га­ни­за­тор, объ­еди­нив во­сточ­но­сла­вян­ские земли в 882г. в единое государство,

  • стал кон­тро­ли­ро­вать путь "из варяг в греки", при­дал кня­же­ской вла­сти ав­то­ри­тет и меж­ду­на­род­ный пре­стиж.

  • за­клю­чил наи­бо­лее вы­год­ный до­го­вор с Ви­зан­ти­ей.



После смерти Олега (от укуса змеи) впервые власть перешла не по приглашению вече, а по наследству к сыну Рюрика Игорю.

912-945 гг. – правление князя Игоря.

Внутренняя политика: возвращение под власть Киева древлян, которые отделились, воспользовавшись смертью Олега.

Внешняя политика:

1) 941 г. – неудачный поход на Константинополь. Византийцы сожгли ладьи руссов особой горючей смесью «греческим огнём».

2) 944 г. – поход на Византию. Заключил новый торговый договор с греками, условия которого отражали ослабление позиций Киева. Впервые владения русского князя были названы Русской землёй.

Игорь был убит древлянами, так как он нарушил договор о полюдье, решив собрать с них дополнительную дань. Решение древлянского вече: «Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока не убьют его».



845-957 гг.- правление княгини Ольги - жена Игоря (сын Святослав малолетний).

Внутренняя политика - первая государственная реформа:

установила точный размер дани – уроки (размер дани и сама дань в Древней Руси) и места её сбора – погосты (места сбора дани). Т.е., началось упорядочивание системы налогообложения.

Внешняя политика: поездка в 957 г. в Византию, принятие ею христианства.



957 – 972 гг.правление князя Святослава (сын Игоря).

Святослав был голубоглазый силач среднего роста, необычайно широкий в плечах, с могучей шеей. Он брил голову, оставляя лишь прядь волос на лбу, и носил в одном ухе серьгу из двух жемчужин и рубина. Мрачный и свирепый, он презирал любые удобства, спал под открытым небом и вместо подушки клал под голову седло. На поле боя он дрался с яростной жестокостью, рыча, как зверь, а его воины издавали дикий пугающий вой. Но Святослав не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним гонцов с предупреждением: «Иду на Вы».

Внутренняя политика: присоединил к Руси последнего восточного союза Вятичей, сделал своей столицей город Переяславец. «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае: там середина земли моей, туда со всех сторон свозят всё доброе: от греков золото, ткани, вина, фрукты разные, от чехов и венгров серебро и коней, из Руси меха, мёд, воск и рабов».

Внешняя политика:

а) разгром Волжской Булгарии;

б) 965-969 гг. – разгром Хазарского каганата (города Итиль, Семндер и Саркел). Хазарский каганат перестал существовать.

в) захват побережья Азовского моря, образовал на Таманском полуострове русское Тмутараканское княжество.

г) война с Византией (971 г.).

В 972 г. был убит печенегами.

Управление:

1) главой Руси, в руках которого находилась вся власть, был киевский великий князь, который опирался на дружину;. Дружина делилась на старшую дружину – бояр, ближайших советников, воинов и управленцев при князе и на младшую дружину – кто выполнял в походах обязанности слуг и оруженосцев. Князь обязан был защищать зависимое население, своих подданных, т.е. людей, плативших дань.

2) Власть князя и дружины не была абсолютной, так как все важные вопросы решались на вече. Вече могло «отказать» князю, посчитав что он нарушил условия договора – не защищает землю и не «радеет» о её жителях.

3) племена заключали договор с князем об уплате дани. Князь с ноября по апрель объезжал подвластные земли, собирая дань. Такая форма сбора дани называлась полюдье (объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани);

4) племена обязаны были в случае войны собирать для князя ополчение, которым руководил воевода, второе лицо после князя;

5) в некоторых землях сохранились свои местные князья, которые опирались на собственных дружинников, выборных старейшин и начальников народного ополчения – тысяцких. Местные князья стремились уйти из-под власти Киева.


После гибели Святослава к власти пришёл его сын Владимир («Красное солнышко» - называли в былинах.«Свято», «Креститель» - называли в церквях.«Великий» - называли современники). Но не сразу, а в результате борьбы за власть между сыновьями святослава.


972 – 980гг. – первая усобица на Руси (борьба между сыновьями Святослава за власть)

2) Внутренняя и внешняя политика Владимира 1.


Исторический портрет Владимира I

Представление деятеля

(государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.)

Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …)

Третий сын князя Святослава, родившийся от его рабыни Малуши.

Один из самых значимых правителей в русской истории. Князь Руси (980-1015 гг.). Конец Х - начало XI вв. Время междоусобных войн сыновей Святослава Игоревича.

Расцвет Древнерусского государства.

Основные направления деятельности

( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …)


  • Объединение всех земель восточных славян в составе Киевской Руси.

  • Обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Сооружение крепостей по рекам, застав на границе со степью.

  • В 980 г. осуществил языческую реформу. Был создан пантеон языческих богов во главе с Перуном.

  • Принятие христианства в 988г. Монотеистическая религия укрепила власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности. Единая вера способствовала укреплению единства страны и народа. Особое значение принятие христианства имело для развития русской культуры.

Результаты деятельности (деятель в оценках историков, современников …)

  • Расширил и укрепил Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.).

  • Вырос международный авторитет Руси. Правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.

  • Владимир канонизирован церковью как святой, именуется «равноапостольным». Владимир Красное Солнышко. «Каган земли Русской».


3) Принятие христианства. Причины и значение.

Просмотр видеофрагментов «История государства Российского», работа с текстом учебника, историческими источниками. Составление в тетради схемы

Принятие христианства 988г.

Причины

  • Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность госу­дарственного объе­динения на новой духовной основе.

  • Оправдание со­циального неравен­ства.

  • Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реа­лиям, духовным и культурным цен­ностям

Значение

  • Укрепило государство, власть князя и по­рядок в стране.

  • Повысило Международный авторитет Руси, установило равноправные отношения с дру­гими государствами.

  • Приобщал к греческой (византийской) культуре, способствовало развитию архитек­туры, живописи, иконописи.

  • Укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: кровную месть, человеческие жертвоприношения, что способствовало увеличению населения.

  • Способствовало подъему духовности Руси, появлению монастырей; распространению письменности появлению первых рукопис­ных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались шко­лы, библиотек.

  • Церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, появлению крупного церковного и монастыр­ского землевладения



Итоги деятельности первых русских князей:

  1. Князья постоянно стремились укрепить собственную власть, для чего они со своей дружиной объезжали подвластные территории и взимали с них дань.

  2. Стремились расширить территорию своих владений за счет включения в состав земель на востоке (однако их подчинение выражалось лишь в дани и союзнических обязательствах в случае войны).

  3. Пытались установить взаимовыгодные договора с могущественнейшим государством Византией, обеспечить себе выход к Черному морю.

  4. Стремились установить дипломатические отношения с соседними государствами. Поскольку основной метод осуществления этих целей - военный и насильственный, это свидетельствует о том, что Русь была сильным государством и обладала хорошими воинскими ресурсами.

Вывод: В период до конца X в. Русь была европейским государством, со всеми присущими ему атрибутами власти и господства, и по уровню развития шла вровень с другими славянскими и европейскими государственными образованиями.

Благодаря действиям первых русских князей расширяется территория Древнерусского государства, изменяется ее международное положение, укрепляется власть князя.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русь в 9-12 веке

Автор: Сотникова Татьяна Ивановна

Дата: 30.09.2019

Номер свидетельства: 521359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Школьный вечер: «Березовая Русь». "
    ["seo_title"] => string(35) "shkol-nyi-viechier-bieriezovaia-rus"
    ["file_id"] => string(6) "109112"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404131028"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока истории по теме "Нашествие монголов на Русь" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-nashiestviie-mongholov-na-rus"
    ["file_id"] => string(6) "161850"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422281481"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Сценарий литературно-музыкального вечера  «Поэты Серебряного века» "
    ["seo_title"] => string(75) "stsienarii-litieraturno-muzykal-nogho-viechiera-poety-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "140321"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417939343"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Золотые ворота в Древнюю Русь "
    ["seo_title"] => string(32) "zolotyie-vorota-v-drievniuiu-rus"
    ["file_id"] => string(6) "136210"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417071613"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Тема урока: Тематическая картина в русском искусстве 19 века "
    ["seo_title"] => string(66) "tiema-uroka-tiematichieskaia-kartina-v-russkom-iskusstvie-19-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "130141"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415822193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства