МКОУ Бирюльская СОШ, Качугский район, Иркутская область
Урок в 11 классе по теме:
«Россия в 1894 – 1916 гг. Между реформой и революцией»
Разработала:
Учитель истории:
Космачева Л. И.
2014 – 2015 уч. год
Повторительно-обобщающий урок в 11 классе по теме:
«Россия в 1894 – 1916 гг. Между реформой и революцией»
Цели и задачи урока:
Познавательные (предметные): | - обобщение и закрепление изученного материала об историческом развитии России в период с 1894 – 1916 гг.; - акцентировать внимание на схожести этого периода и сегодняшнего дня в политическом и экономическом аспекте; - углубление уже известного материала и отработка речевых навыков в виде небольших зачётов; - систематизация знаний и упорядочение полученного материала. |
Развивающие (метапредметные) | - формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, строить аналогии, выдвигать предположения; - переносить ранее полученные знания в новые ситуации; - добиваться того, чтобы учащиеся могли раскрывать содержание и давать оценку планов и опыта реформ в России в начале 20 века. |
Воспитательные (личностные) | - воспитание личностных качеств, обеспечивающих: любовь к своей стране; внимательность, уверенность, ответственность, целеустремленность, самостоятельность и человечность; - формирование активной жизненной позиции и понимания того, что все проблемы в государстве необходимо решать только мирным путём. |
Оборудование урока:
Карты: «Русско – японская война», «Первая мировая война»; материал атласа «Экономическое развитие России в начале 20 века», «Аграрная реформа Столыпина. 1907 – 1916 гг.»; стенд с темой урока «Россия в 1894 – 1916 гг. Между реформой и революцией» (имена, события, даты, понятия); таблицы: «Характеристика войн», «Образование и печать»; плакат «Деятели науки и культуры в начале 20 века»; дидактический материал: хронологические карточки, карточки «Реформы Столыпина», «Основные направления внешней политики Николая 2»; компьютер и проектор для материала «Цели, направления и результаты аграрной реформы»
Ход урока:
Вступительное слово учителя: Ребята, в течение многих уроков мы изучали большой раздел в истории нашего государства. И вот настал последний урок по этой теме.
Какие задачи мы должны с Вами решить на уроке? (мы должны повторить и обобщить основной материал темы:«Россия в 1894 – 1916 гг. Между реформой и революцией», и ответить на вопрос, который стоял в самом начале изучения раздела «в чём заключается сходство этого периода и сегодняшнего дня в политическом и экономическом аспектах?»)
Учитель: Вам было дано предварительное письменное задание – проработать выводы по данной главе. Большая часть из вас с этим заданием справились. Учитель проверил, и вынес материал на доску. Пусть эти выводы, сделанные вами, и будут планом нашего урока.
План урока:
Россия – государство со средним уровнем развития капитализма.
а). «Догоняющая» модернизация.
б). Реформы С. Ю. Витте.
в). Высокие темпы промышленного роста.
2. Отставание социальной модернизации (гражданского общества).
3. Революция 1905 – 1907 гг.
4. Реформы П. А. Столыпина.
5. Первая мировая война.
6. «Серебряный век» русской культуры.
1. Россия – государство со средним уровнем развития капитализма.
а). «Догоняющая» модернизация.
б). Реформы С. Ю. Витте.
в). Высокие темпы промышленного роста.
- К доске вызывается учащийся.
Задание – записать реформы С. Ю. Витте.
- Одновременно в классе начинается фронтальный опрос – «С миру по нитке».
Вопросы:
- На каком этапе развития находилась Россия в начале 20 века? (Империализм).
- Перечислите основные характерные черты, присущие этому периоду (Характерные черты империализма: 1. Появление монополий; 2. Экономический и территориальный раздел мира; 4. Появление финансовой олигархии и её связь с правительством; 5. Свободная конкуренция)
- Используя источник, на конкретных фактах докажите, что в данный период были высокие темпы роста. Российская промышленность увеличила свою производительность (стр. 10, 5 и 6 абз.; В период с 1890 – 1913 гг. российская промышленность увеличила свою производительность в 4 раза; добыча каменного угля выросла в 4,2 раза, нефти – в 1,65 раза, золота – в 1,4 раза, меди – в 4,7 раза, марганца – в 4,5 раза, золотой запас вырос в 2,5 раза, торговый флот увеличил свой тоннаж в 1, 6 раза, построено 58251 км железных дорог)
- О чём это свидетельствовало? (Стр. 10, посл. абз.Россия совершила гигантский рывок в своём индустриальном развитии)
- Что способствовало бурному промышленному подъёму? (Реформы С. Ю. Витте).
Весь класс проверяет выполненное задание на доске – Реформы С. Ю. Витте
Введение государственной монополии на продажу спиртных напитков
Появление новых отраслей промышленности
Строительство новых железных дорог
Денежная реформа (повысилась конвертируемость рубля)
Привлечение иностранного капитала
Появление концессий
1902 г. – «Особое совещание» о положение дел в деревне
Бурный промышленный подъём
- Главная задача государства? (модернизация).
- Что такое модернизация? (обновление, изменение чего-либо в соответствии с современными требованиями).
- Модернизация в России в начале 20 века и сегодня. (Старшеклассники приводят примеры модернизационных процессов, которые происходят в стране сегодня).
- Так почему же модернизацию в России называют «догоняющей»? (источник в учебном пособии стр. 11).
- Россия значительно отставала от развитых стран;
- Небольшой капитал российской промышленности;
- Низкая пропускная способность железных дорог;
- Большой приток иностранного капитала;
- Россия превращалась в самого большого мирового должника;
- Экспорт страны – сельхозпродукция и древесина.
- Что вы можете сказать о модернизации аграрного сектора экономики?
(Большие проблемы, феодальные пережитки – выкупные платежи, отработки, издольщина, община.Всё это мешало развитию сельского хозяйства).
Подведение итога по первому вопросу плана урока:Российская империя – государство со средним уровнем развития капитализма, вставшее на путь «догоняющей» модернизации. Она имела динамично развивающуюся экономику, устойчивые темпы роста производства, входя в пятёрку развитых мировых держав (если встретилисьтрудности по формулированию итога по первому вопросу, обратиться к учебному пособию стр. 105, 1 абз.)
- Переход ко второму вопросу:
2.Отставание социальной модернизации (гражданского общества).
К сожалению, слабой была не только модернизация сельского хозяйства, но и очень сильно отставала социальная модернизация.
Проводится беседа по вопросам, в ходе, которой происходит выстраивание логической цепочки:
- А что тогда понимали под социальной модернизацией? (построение гражданского общества).
- Что такое гражданское общество?
(общество, в котором население имеет высокий социальный, экономический, культурный статус и возможность совместно с государством формировать развитые правовые отношения, позволяющие каждому гражданину влиять на принимаемые государственные решения).
- Какие последствия влекло отставание социальной модернизации? (противоречия между классами; сохранение пережитков).
- Свяжите эти события с датой 1901 – 1904 гг.
(революционная ситуация в стране; перечисляются признаки революционной ситуации:
1. «Верхи» не могли править по-прежнему;
2. «Низы» не могли жить по-старому;
3. Усилилась выше обычного политическая активность народных масс).
- Пожалуйста, закончите музыкальную фразу песни (в исполнении учителя звучит начало народной песни «Варяг» «Плещут холодные волны, бьются о берег морской,
Носятся чайки над морем, крики их полны тоской»).
- С какими событиями связана эта песня? (с событиями русско-японской войны 1904 -1905 гг.).
- Эту дату свяжите с именем министра внутренних дел В. К. Плеве
(он считал, что России необходима «маленькая победоносная война», которая отвлечёт народ от революционных идей).
Подведение итога по второму вопросу плана урока:
Но вышло наоборот. Проигранная война только обострила ситуацию в стране. И в России разразилась первая революция.
- Переход к третьему вопросу плана урока:
3.Революция 1905 – 1907 гг.
- Учащиеся заранее разбиваются на три группы: каждая группа отвечает по очереди. Перед устными ответами вызывается к доске ученик, который работает письменно над вопросом – «Манифест 17 октября», остальные отвечают в группах:
Зачёт по основным вопросам «Первая революция в России»
группа - Хронологические рамки (9 января 1905 г. – 2 июня 1907 г.)
группа -Причины революции
(1. Половинчатые буржуазные реформы 60 – 70-х гг. 19 века; 2. Противоречия между помещиками и крестьянами; 3. Противоречия между рабочими и крестьянами; 4. Рост национально-освободительного движения)
группа - Задачи революции:
(1. Ликвидация самодержавия; 2. Введение демократических свобод; 3. Решение аграрного вопроса; 4. Введение 8 часового рабочего дня)
группа -Этапы революции и их основные события
(1.Период восходящего развития революции январь – сентябрь 1905 г.; а) Кровавое воскресенье; б) Нарастание рабочего, крестьянского движения; в) Волнения в армии и на флоте.2. Период кульминации революции октябрь – декабрь 1905 г.; а) Октябрьская политическая стачка; б) Манифест 17 октября; в) создание либеральных партий; г) Декабрьское вооружённое восстание. 3. Период спада революции 1906 – 1907 гг.; а) Постепенное затухание волнений среди рабочих и крестьян; б) Выборы в Первую и Вторую Государственные думы; в) Законопроекты П. А. Столыпина; г) становление новой политической системы).
группа - Характер революции(незавершённый буржуазно-демократический)
группа - Последствия революции
Политические завоевания революции: 1. Смягчён политический режим; 2. Право создавать организации; 3. Дарованы ограниченные, демократические права; 4. Отменён циркуляр 1897 г. об уголовном наказании стачечников; 5. Разрешены экономические забастовки; 6. Отмена телесных наказаний; 7. Создание Государственной Думы.Экономические завоевания революции: 1. Сокращение рабочего дня; 2. Повышение заработной платы; 3. Коллективные договоры рабочих с предпринимателями; 5. Снижена арендная плата за землю.
- учитель: Ребята, знаю, что вы без проблем перечислите итоги революции, которые вы совсем недавно самостоятельно прорабатывали. Но из всех итогов мы возьмём только один – «Манифест Николая 2»(внимание на доску)
17 октября 1917 г.
Парламентаризм буржуазные свободы
многопартийность
либеральные
социалистические консервативные
большевики
меньшевики
эсеры
анархисты
Трудно переоценить огромную роль социалистических партий в дальнейшей истории нашего государства. Именно поэтому мы и обращали особое внимание на социалистические партии.
Что изменилось в государственном устройстве в России?
Подведение итога по третьему вопросу плана урока:
(После революции в России наступила Конституционная монархия)
Переход к четвёртому вопросу:
4.Реформы П. А. Столыпина.
- Учитель: Как тогда говорили «кнутом и пряником» подавили Первую революцию в России.
- Какая ассоциация появляется у Вас со словами «кнутом» (введение военно-полевых судов), а с «пряником» (реформы П. А. Столыпина)?
Реформы П. А. Столыпина
(отвечает представитель очередной группы:
Аграрная реформа; 2. Введение свободы вероисповедания; 3. Установление гражданского равноправия; 4. Улучшение быта рабочих; 5. Реформа местного самоуправления; 6. Реформа высшей и средней школы; 7. Введение всеобщего начального обучения; 8. Полицейская реформа)
- Учитель: чуть подробнее остановимся на аграрной реформе (вопросы задаются командам, не нарушая очерёдности)
- Когда началась аграрная реформа (9 ноября 1906 г.);
- Каким событием (указом о свободном выходе крестьян из общины)
- Мы рассматривали с Вами цели, направления и результаты аграрной реформы. Пожалуйста, выполните задание, расположите цифры в таблице (заранее приготовлено задание, которое высвечивается через проектор)
1. Переселенческая политика
2. Выход из общины 2 млн крестьянских дворов
3. Снятие социальной напряжённости на селе
4. Увеличение посевных площадей
5. Формирование широкого слоя мелких собственников
6. Создание хуторов и отрубов
7. Ежегодные темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире (8,8 %)
8. Увеличение хлебного экспорта
9. Увеличение вдвое количества применяемых удобрений
10. Отвлечение крестьян от идеи принудительного отчуждения
11. Переселение в Сибирь 3 млн 40 тыс. человек
12. Переселенцы освоили 30 млн десятин целины
13. Сохранение всех форм частной собственности (включая помещичью)
14. Развитие крестьянской производственной кооперации
15. Появление в России 63 тыс. различных кооперативов
16. Возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин
17. Оказание государственной помощи крестьянским хозяйствам
18. обеспечение юридического равноправия крестьянства
Цели (первая группа) | Направления (вторая группа) | Результаты (третья группа) |
3; 5; 10; 13; | 1; 6; 14; 17; 18; | 2; 4; 7; 8; 9; 11; 12; 15; 16; |
Подведение итога по четвёртому вопросу плана урока:
- Какое непременное условие, по мнению П. А. Столыпина, должно было быть в России для успешного осуществления его реформ?(«Дайте России 20 лет мира - внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию»).
Переход к пятому вопросу:
- Учитель: Осуществилось ли это условие? (Нет.В России произошли две революции: буржуазно-демократическая - в феврале 1917 г., и социалистическая - в октябре 1917 г. И ещё Первая мировая война).
5. Первая мировая война.
- На доске появляется таблица – алгоритм «Характеристика войны»
1. Хронологические рамки
2. Причины войны
3. Воюющие стороны
4. Цели сторон
5. Повод к войне
6. Соотношение сил воюющих сторон
7. Ход военных действий (по этапам)
8. Характер войны
9. Итоги и последствия войны
- Демонстрация творческой работы Смирнова Дениса «Первая мировая война»
В своей работе Денис подробно ответил на все вопросы нашего плана, но мы ещё раз чуть подробнее остановимся на последствиях войны для России
- Работа с учебным пособием – стр. 102 – 103
(Последствия войны для России: 1.Крах российской экономики; 2. Россия «взорвалась» изнутри; 3. Наметилась тенденция изоляция России от Запада; 4. Усугубился раскол в самом обществе. Взаимное отчуждение власти и народа).
Подведение итога по пятому вопросу плана урока: Первая мировая война стала для России не просто серьёзным испытанием, но и началом общенационального кризиса, приведшего к смене власти и распаду страны, а затем и к Гражданской войне
Переход к шестому вопросу:
- Учитель: Эту беду чувствовали и российские деятели культуры, которые пытались средствами искусства и философской мысли преодолеть тот исторический разлом, на котором оказалась Россия.
6. «Серебряный век» русской культуры.
(предварительно на доске вывешиваются творческие работы, выполненные учащимися класса
на уроках истории и литературы по теме «Серебряный век» русской культуры, а также плакат и
таблица)
Образование и печать
- к началу 20 века неграмотность населения – 76 %
Ассигнование на народное образование
Швейцария США
Англия, Германия
Россия
- больше ассигнований выделили только после 1905 года
- до 1913 г. – число учащихся выросло в 2 раза
- к 1914 г. – более 100 высших учебных заведений
- кон. 19 века – 105 газет; 1912 г. – 1131 газет
7 рублей
5,5 рубля
3,8 рубля
43 коп.
Выдающиеся деятели науки и культуры в начале 20 века
Точные науки, изобретения | Общественные науки | Литература | Живопись |
1. И. Павлов 2. И. Мечников 3. К. Тимирязев 4. П. Лебедев 5. Н. Зелинский 6. Н. Жуковский 7. Д. Менделеев 8. В. Вернадский 9. К. Циолковский 10. И. Сикорский 11. А. Попов 12. И. Мичурин | 1. В. Ленин 2. Н. Бердяев 3. С. Булгаков 4. С. Франк 5. М. Ковалевский 6. В. Ключевский 7. М. Покровский 8. Е. Тарле 9. Б. Греков | 1. Л. Толстой 2. А. Чехов 3. В. Короленко 4. . В. Маяковский 5. А. Блок 6. А. Белый 7. К. Бальмонт 8. В. Брюсов 9. З. Гиппиус 10. А. Ахматова 11. Н. Гумилёв 12. М. Цветаева 13. С. Есенин 14. И. Бунин | 1. И. Репин 2. В. Серов 3. К. Коровин 4. Б. Борисов – Мусатов 5. М. Врубель 6. Н. Рерих 7. П. Филонов 8. В. Кандинский 9. К. Малевич 10. К. Петров - Водкин |
- Демонстрация творческих работ
Итог урока.
- Учитель: К сожалению, история не знает сослагательного наклонения. И к ней неприемлемы слова «если бы». И всё-таки, пофантазируем.
Если бы вы могли что-то изменить в дальней шей судьбе России, какие бы события, людей, процессы, происходящие в нашей стране в тот период, вы взяли бы в 1917 год и продолжали их совершенствовать и развивать, только бы избежать кровавых революций и Гражданской войны?
- Учащиеся работают с карточками за круглым столом (на доску вывешивают только те карточки, которые они выбрали в 1917 год).
Старшеклассники выбрали:
- С. Ю. Витте и его реформы, ведущие к небывалому подъёму в развитии промышленности;
- модернизацию и её процессы; развитие индустриального общества;
- реформатора П. А. Столыпина и его реформы, ведущие к построению правового государства,
- аграрную реформу П. А. Столыпина, которая освобождала крестьян от общины, и давала большую свободу для успешного предпринимательства; у сельского хозяйства открывались невиданные до этой поры возможности;
- Манифест Николая 2, который положил начало российской многопартийности;
- либерализм, несущий с собой парламентский строй и гражданские свободы;
- отметили меценатов и их благотворительную деятельность (А. Шанявский);
- все имена деятелей науки и культуры).
- Учитель: Ребята, очень радует то, что вы все дружно в процессе рассуждений, выбрали только мирные пути решения всех проблем в государстве.
А это значит, что вы поняли самое главное, что революция и война – это разрушение. А государство будет мощным только тогда, когда будет гражданский мир и созидание.
- Учитель: Но в, то время к власти пришли другие силы. И закружилась Россия в вихре кровавых революций. Но самым страшным событием стала Гражданская война:
Гражданская война – трагедия народа
Пришла на землю к нам, в российский край родной.
И разделились люди на красных и на белых,
И полилась кровь огромною рекой.
Список используемой литературы:
1. Учебное и учебно-методическое пособие для 11 класса «История России 1900 – 1945» А. А. Данилова, А. В. Филиппова, М.: «Просвещение» 2009.
2. Учебная книга по истории «Россия и мир» серия «Российский лицей», часть 1, М. Ю. Брандт, М. М. Горинов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина.
3. «Первый штурм самодержавия» Л. Г. Анохова, В. К. Гаврилина, А. И. Середа, М.: Издательство политической литературы 1989.
4. Интернет – ресурсы.
5. Собственные разработки: карточки, схемы, таблицы.