8. Цель урока:
создание условий для формирования у учащихся представлений о деятельности Павла I.
9. Задачи:
10. Тип урока: урок-«открытие» нового знания.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
12. Необходимое оборудование:
История России Конец XVI – XVIII век.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Данилов А.А., Косулина Л.Г. . М.: Просвещение,2010; карта.
13. Структура и ход урока:
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся | Результаты |
№ | Название | Личностные | Метапредметные | Предметные |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2 минуты | Организует учащихся, предлагает им самостоятельную проверку готовности к уроку (порядок на рабочем месте, наличие учебника, желает успешной работы на уроке | Осуществляют самопроверку готовности к уроку, психологически настраиваются на урок, реагируют на доброжелательные пожелания учителя | * | | |
2-3 | Актуализация. Выявление затруднений. 3 минут | Фронтальная беседа, нацеливание на изучение нового: «Эпоху правления какой императрицы мы закончили изучать? Кто являлся её наследником?» | Участие во фронтальной беседе: дают полные ответы, уточняют правильность ответов одноклассников. | * | | * |
| С помощью вопроса подводит к новой теме: «О каком государственном деятеле пойдёт речь на уроке?» | Высказывают варианты ответов, свои предположения, учатся корректно поправлять ответы друг друга. | * | | * |
4. | Построение проекта 7 минуты | Побуждает к высказыванию своего мнения. «Как, по-вашему, может звучать тема нашего урока?» Корректирует предложенные учениками варианты, объявляет и записывает на доске тему урока «Россия при Павле 1». | Предлагают варианты темы урока. Записывают в рабочую тетрадь тему урока «Россия при Павле 1». | * | | * |
«Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 213-214, перед вами 2 документа, рассказывающие о деятельности Павла1, прочитайте и ответьте: В чём авторы не согласны друг с другом?» Сформулируйте проблемный вопрос, на который нам надо найти ответ в течение урока, обратите внимание на эпиграфы к уроку. | Высказывают варианты ответов, свои предположения, учатся корректно поправлять ответы друг друга. Приходят к выводу, что авторы не согласны в оценке деятельности Павла1. Проблемный вопрос: Кто же Павел 1: реформатор или самодур. | * | * | * |
5-6. | Реализация проекта. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи 5 минут | Организует исследовательское задание: «Чтобы понять, почему даётся такая оценка деятельности Павла, обратимся к его биографии, откройте учебник на стр. 205, прочитайте и выделите слова, характеризующие личность царя. Какую же политику будет проводить Павел 1 | Извлекают информацию путём самостоятельного изучения учебника, составляет устную, логически выстроенную характеристику личности Павла: враждебное отношение к матери и сочувственное отношение к крестьянам Учащиеся отвечают: Павел будет проводить политику противоположную Екатерине 2 | * | * | * |
Динамическая пауза (2 минуты) |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 15 минут | Организует работу в группах. Класс делится на 2 группы: 1) внутренняя политика; 2) внешняя политика. Внутри этих групп учащиеся делятся ещё на две половины, одни ученики называют мероприятия, другие – их последствия. Затем взаимозаменяемое задание: делаются выводы о политике Павла 1 Вместе с учениками слушает, корректирует правильность ответов. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на ответы друг друга. | Самостоятельно работают с текстом учебника (пункты 2 и 3 параграфа 29). Формулируют ответ на заданное задание 1 группа: 5.04.1797 указ о престолонаследии; + нет дворцовых переворотов; Отстранение от должностей сподвижников Екатерины; + улучшилась работа аппарата высших государственных органов; ограничение дворянских прав и привилегий («Разжалованная грамота дворянству»); Явиться в полки дворянским детям, записанных в них с младенчества (вместо свободы от обязательной службы); запрещен свободный переход из армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената; Упразднены губернские дворянские собрания, число выбираемых сократилось в 5 раз. Возобновились телесные наказания для дворян остановлен произвол дворян; + ухудшилось положение дворян Освобождение многих заключенных (Н.И.Новиков, А.Н.Радищев) Отменен запрет крестьянам жаловаться на хозяев; + остановлен произвол в отн-ии крестьян. Отменены телесные наказания для лиц старше 70-ти лет; +нравственная составляющая. Каждый государственный крестьянин получал надел 15 десятин; + увеличение землепользования; Особое сословное самоуправление для государственных крестьян. Хлебная подать заменена денежным сбором. Сняты недоимки (7 млн. рублей) 5 апреля 1797 года - указ о трехдневной барщине Запрет о продаже дворовых людей без земли Крестьян привели к присяге За жестокое обращение с крестьянами губернаторы должны были препровождать помещиков в монастырь. Снижение цен на продовольствие + улучшение в положении крестьян. Внешняя политика: работа с картой Желание вести лишь войны оборонительные Вторая антифранцузская коалиция (Россия, Англия, Австрия, Неаполитанское королевство) Апрель-сентябрь1799годаИтальянский и Швейцарский походы Суворова Победы Ф.Ф.Ушакова: освобождение Ионических островов и побережья Южной Италии Разрыв Павла с Англией (прекращение всякой торговли Англией). – победами воспользовались лишь союзники. В январе 1801 г. Павел I принял два важных решения: объявил о присоединении Грузии к России и направил донских казаков в поход к Оренбургу, чтобы они через Хиву и Бухару достигли Индии и напали там, на английские учреждения. С Англией прекращаются торговые связи. Конечная цель-изоляция не только Британской империи, но и Османской. Это решение больно ударило по интересам России и ускорило назревавший переворот. Слушают ответы, корректируют правильность ответов, делают выводы. | * | * | * |
8. | Включение в систему знаний и повторение 5 минут | Организует работу учащихся по составлению кластера, нацеливает учащихся на самостоятельные выводы. Корректирует правильность ответов, организует беседу по уточнению и конкретизации полученных знаний. просит учащихся сделать необходимые записи в тетрадях. Как вы думаете, что ждало Павла в будущем из-за такой политики? Прочитайте самостоятельно в & 29 | Заполняют кластер: + и – в правлении Павла1 1.непоследовательность 2.противоречивость 3. ни один закон, ни одно положение, установленное Павлом 1, не было отменено Александром 1, а большинство законов просуществовало до 1917 года. Против него созреет заговор, в результате которого он будет убит. | * | * | * |
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. 5 минут | Выявляет проблемные зоны: что особенно запомнилось, что вызвало наибольшую трудность? Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. | Выполняют задание на проверку первичных знаний Формулируют результат своей деятельности на уроке: что особенно запомнилось, что вызвало наибольшую трудность. | * | * | * |
Учитель объясняет домашнее задание, записанное на доске. (1 минуты) Базовый уровень: Прочитайте параграф 29 и письменно в тетради составьте план на оценку 3 пункта Продвинутый уровень: Заполнить таблицу « Внутренняя политика Екатерины II и Павла I» по параграфам24,29 Вопросы сравнения | Екатерина 2 | Павел 1 | | Вопрос о престолонаследии | | | | Органы государственного управления | | | | Крестьянский вопрос | | | | Дворянские привилегии | | | | 3 уровень: эссе на тему « Роль Павла I в российской истории» |
14. Технологическая карта урока:
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов | Время |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Организует учащихся, предлагает им самостоятельную проверку готовности к уроку, желает успешной работы на уроке. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку, психологически настраиваются на урок, реагируют на доброжелательные пожелания учителя. | Личностные: дают самооценку. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству. | 2 минуты |
2-3. Актуализация. Выявление затруднений. | Фронтальная беседа, нацеливание на изучение нового. Подводит к новой теме. | Участие в фронтальной беседе. Высказывают варианты ответов, дают полные ответы, уточняют правильность ответов одноклассников, учатся корректно поправлять ответы друг друга. | Регулятивные: высказывают предположение для решения учебной задачи, нацеливают свою деятельность на уроке. Логические: построение логических цепочек, выдвижение гипотез. Коммуникативные: общение и взаимодействие, работа в коллективе, следование принципам общения. | 3 минуты |
4. Построение проекта. | Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует работу с источником. Корректирует предложенные учениками варианты, объявляет и записывает на доске тему урока. Подводит к формулировке проблемного вопроса | Предлагают варианты темы урока. Записывают в рабочую тетрадь тему урока. Высказывают варианты ответов, свои предположения, учатся корректно поправлять ответы друг друга. Формулируют проблемный вопрос. | Познавательные: предлагают известную информацию к решению задачи. Логические: построение логических цепочек, выдвижение гипотез. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности, целеполагание. Коммуникативные: сотрудничество. | 7 минут |
5-6. Реализация проекта. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи. | Организует исследовательское задание: самостоятельно составить устную характеристику личности Павла 1 и сделать вывод о его политике | Извлекают информацию путём самостоятельного изучения текста учебника, составляет устную, логически выстроенную характеристику. | Познавательные: извлечение информации (текст), анализ. Логические: составление целого из частей. Регулятивные: целеполагание, действие по плану. | 5 минут |
Динамическая пауза | 2 мин. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует работу в группах, делит класс на микрогруппы внутри больших групп, даёт задание с учебным текстом, обращает внимание учащихся на проблемное задание. Вместе с учениками слушает, корректирует правильность ответов. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на ответы друг друга. | Самостоятельно работают с текстом учебника. Формулируют ответ на вопрос. Слушают ответы, корректируют правильность ответов, делают выводы. | Познавательные: извлечение информации из текста, анализ полученной информации. Регулятивные: целеполагание, коррекция Коммуникативные: взаимодействие, учебное сотрудничество. | 15 минут |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Организует работу учащихся по составлению кластера нацеливает учащихся на самостоятельные выводы. Корректирует правильность ответов, организует беседу по уточнению и конкретизации полученных знаний. Просит учащихся сделать необходимые записи в рабочих тетрадях, продолжить сам-ую работу дома | Заполняют кластер. | Познавательные: извлечение информации из содержания урока. Логические: анализ полученной информации и её отбор для решения учебной задачи. Регулятивные: целеполагание, оценка деятельности, коррекция. Коммуникативные: общение и взаимодействие, работа в коллективе. | 5 минут |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Выявляет проблемные зоны: что особенно запомнилось, что вызвало наибольшую трудность? Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. | Выполняют задание на проверку первичных знаний, осуществляют взаимопроверку. Формулируют результат своей деятельности на уроке: что особенно запомнилось, что вызвало наибольшую трудность. | Регулятивные: контроль, коррекция и оценка деятельности, осознание уровня усвоения материала. Коммуникативные: умение работать в группе. | 5 минуты |
Объяснение домашнего задания | 1 минута |