8. Цель урока:  
  создание условий для формирования у учащихся представлений о деятельности Павла I.
  9. Задачи:
  10. Тип урока: урок-«открытие» нового знания.
  11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
  12. Необходимое оборудование:  
  История России Конец XVI – XVIII век.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Данилов А.А., Косулина Л.Г. . М.: Просвещение,2010; карта.
  13. Структура и ход урока:
           | Этапы | Действия учителя | Действия учащихся | Результаты | 
  | № | Название |  Личностные |  Метапредметные |  Предметные | 
  | 1 |  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 
 
 2 минуты | Организует учащихся, предлагает им самостоятельную проверку готовности к уроку (порядок на рабочем месте, наличие учебника, желает успешной работы на уроке | Осуществляют самопроверку готовности к уроку, психологически настраиваются на урок, реагируют на доброжелательные пожелания учителя |  
 * | 
 | 
 | 
  | 2-3 |  Актуализация.  
  Выявление затруднений. 
 
 3 минут |  Фронтальная беседа, нацеливание на изучение нового: «Эпоху правления какой императрицы мы закончили изучать? Кто являлся её наследником?»   |  Участие во фронтальной беседе:   дают полные ответы, уточняют правильность ответов одноклассников. |  
 * | 
 
 |  
 * | 
  |  
 
 
 
 
 
 | С помощью вопроса подводит к новой теме: «О каком государственном деятеле пойдёт речь на уроке?» |  Высказывают варианты ответов, свои предположения,   учатся корректно поправлять ответы друг друга. |  
 * |  
 
 |  
 * | 
  | 4. |  Построение проекта   
 
 
 
 7 минуты |  Побуждает к высказыванию своего мнения. «Как, по-вашему, может звучать тема нашего урока?» Корректирует предложенные учениками варианты, объявляет и записывает на доске тему урока «Россия при Павле 1». |  Предлагают варианты темы урока. Записывают в рабочую тетрадь тему урока «Россия при Павле 1». 
 |  
 * | 
 |  
 * | 
  |  «Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 213-214, перед вами 2 документа, рассказывающие о деятельности Павла1, прочитайте и ответьте: В чём авторы не согласны друг с другом?» Сформулируйте проблемный вопрос, на который нам надо найти ответ в течение урока, обратите внимание на эпиграфы к уроку. | Высказывают варианты ответов, свои предположения, учатся корректно поправлять ответы друг друга. Приходят к выводу, что авторы не согласны в оценке деятельности Павла1. Проблемный вопрос: Кто же Павел 1: реформатор или самодур. |  
 * |  
 * |  
 * | 
  | 5-6. |  Реализация проекта.  
  Первичное закрепление с проговариванием внешней речи 5 минут |  Организует исследовательское задание: «Чтобы понять, почему даётся такая оценка деятельности Павла, обратимся к его биографии, откройте учебник на стр. 205, прочитайте и выделите слова, характеризующие личность царя.    
 Какую же политику будет проводить Павел 1 |  Извлекают информацию путём самостоятельного изучения учебника, составляет устную, логически выстроенную характеристику личности Павла: враждебное отношение к матери и сочувственное отношение к крестьянам 
 
 Учащиеся отвечают: Павел будет проводить политику противоположную Екатерине 2 |  
 * |  
 * |  
 * | 
  |  Динамическая пауза (2 минуты) | 
  | 7 |  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 
 
 
 
 
 
  15 минут |  Организует работу в группах. Класс делится на 2 группы: 1) внутренняя политика; 2) внешняя политика. Внутри этих групп учащиеся делятся ещё на две половины, одни ученики называют мероприятия, другие – их последствия. Затем взаимозаменяемое задание: делаются выводы о политике Павла 1    
  
  Вместе с учениками слушает, корректирует правильность ответов. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на ответы друг друга. |  Самостоятельно работают с текстом учебника (пункты 2 и 3 параграфа 29). Формулируют ответ на заданное задание  1 группа: 5.04.1797 указ о престолонаследии; + нет дворцовых переворотов;  Отстранение от должностей сподвижников Екатерины; + улучшилась работа аппарата высших государственных органов; ограничение дворянских прав и привилегий («Разжалованная грамота дворянству»); Явиться в полки дворянским детям, записанных в них с младенчества (вместо свободы от обязательной службы); запрещен свободный переход из армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената; Упразднены губернские дворянские собрания, число выбираемых сократилось в 5 раз. Возобновились телесные наказания для дворян остановлен произвол дворян; + ухудшилось положение дворян Освобождение многих заключенных (Н.И.Новиков, А.Н.Радищев)  Отменен запрет крестьянам жаловаться на хозяев; + остановлен произвол в отн-ии крестьян. Отменены телесные наказания для лиц старше 70-ти лет; +нравственная составляющая. Каждый государственный крестьянин получал надел 15 десятин; + увеличение землепользования;    Особое сословное самоуправление для государственных крестьян. Хлебная подать заменена денежным сбором. Сняты недоимки (7 млн. рублей) 5 апреля 1797 года - указ о трехдневной барщине Запрет о продаже дворовых людей без земли Крестьян привели к присяге За жестокое обращение с крестьянами губернаторы должны были препровождать помещиков в монастырь. Снижение цен на продовольствие + улучшение в положении крестьян.  Внешняя политика: работа с картой  Желание вести лишь войны оборонительные  Вторая антифранцузская коалиция (Россия, Англия, Австрия, Неаполитанское королевство)  Апрель-сентябрь1799годаИтальянский и Швейцарский походы Суворова  Победы Ф.Ф.Ушакова: освобождение Ионических островов и побережья Южной Италии Разрыв Павла с Англией (прекращение всякой торговли  Англией). – победами воспользовались лишь союзники.  В январе 1801 г. Павел I принял два важных решения: объявил о присоединении Грузии к России и направил донских казаков в поход к Оренбургу, чтобы они через Хиву и Бухару достигли Индии и напали там, на английские учреждения. С Англией прекращаются торговые связи. Конечная цель-изоляция не только Британской империи, но и Османской. Это решение больно ударило по интересам России и ускорило назревавший переворот. Слушают ответы, корректируют правильность ответов, делают выводы. |  
 * |  
 * |  
 * | 
  | 8. |  Включение в систему знаний и повторение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 5 минут |  Организует работу учащихся по составлению кластера, нацеливает учащихся на самостоятельные выводы.  Корректирует правильность ответов, организует беседу по уточнению и конкретизации полученных знаний.  просит учащихся сделать необходимые записи в тетрадях.   Как вы думаете, что ждало Павла в будущем из-за такой политики? Прочитайте самостоятельно в & 29 |  Заполняют кластер: + и – в правлении Павла1 1.непоследовательность  2.противоречивость  3. ни один закон, ни одно положение, установленное Павлом 1, не было отменено Александром 1, а большинство законов просуществовало до 1917 года.  
  
  
  
  
  
  
 Против него созреет заговор, в результате которого он будет убит. |  
 
 * |  
 
 * |  
 
 * | 
  | 9. |  Рефлексия учебной деятельности на уроке.  
  
  
  
  
 5 минут   |  Выявляет проблемные зоны: что особенно запомнилось, что вызвало наибольшую трудность?  
 Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.   |  Выполняют задание на проверку первичных знаний  
  
  Формулируют результат своей деятельности на уроке: что особенно запомнилось, что вызвало наибольшую трудность.  
  
 
 |  
 
 * |  
 
 * |  
 
 * | 
  |  
  Учитель объясняет домашнее задание, записанное на доске.  (1 минуты)  Базовый уровень:    Прочитайте параграф 29 и письменно в тетради составьте план на оценку 3 пункта  Продвинутый уровень:  Заполнить таблицу « Внутренняя политика Екатерины II и Павла I»  по параграфам24,29       | Вопросы сравнения | Екатерина 2 | Павел 1 | 
 |   | Вопрос о престолонаследии | 
 | 
 | 
 |   | Органы государственного управления | 
 | 
 | 
 |   | Крестьянский вопрос | 
 | 
 | 
 |   | Дворянские привилегии | 
 | 
 | 
 |    3 уровень: эссе на тему « Роль Павла I в российской истории» | 
 
   14. Технологическая карта урока:
        | Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов | Время | 
  |  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Организует учащихся, предлагает им самостоятельную проверку готовности к уроку, желает успешной работы на уроке. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку, психологически настраиваются на урок, реагируют на доброжелательные пожелания учителя. | Личностные: дают самооценку. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству. |  2 минуты | 
  |  2-3. Актуализация. Выявление затруднений. | Фронтальная беседа, нацеливание на изучение нового. Подводит к новой теме. |  Участие в фронтальной беседе. Высказывают варианты ответов, дают полные ответы, уточняют правильность ответов одноклассников, учатся корректно поправлять ответы друг друга. | Регулятивные: высказывают предположение для решения учебной задачи, нацеливают свою деятельность на уроке. Логические: построение логических цепочек, выдвижение гипотез. Коммуникативные: общение и взаимодействие, работа в коллективе, следование принципам общения. |  3 минуты | 
  | 4. Построение проекта. |  Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует работу с источником.  Корректирует предложенные учениками варианты, объявляет и записывает на доске тему урока. Подводит к формулировке проблемного вопроса | Предлагают варианты темы урока. Записывают в рабочую тетрадь тему урока. Высказывают варианты ответов, свои предположения, учатся корректно поправлять ответы друг друга. Формулируют проблемный вопрос. |  Познавательные: предлагают известную информацию к решению задачи.  Логические: построение логических цепочек, выдвижение гипотез.  Регулятивные: прогнозирование своей деятельности, целеполагание. Коммуникативные: сотрудничество. |  7 минут | 
  |  5-6. Реализация проекта. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи. | Организует исследовательское задание: самостоятельно составить устную характеристику личности Павла 1 и сделать вывод о его политике   | Извлекают информацию путём самостоятельного изучения текста учебника, составляет устную, логически выстроенную характеристику.   |  Познавательные: извлечение информации (текст), анализ.    Логические: составление целого из частей. Регулятивные: целеполагание, действие по плану. |  5 минут | 
  |  Динамическая пауза   | 2 мин. | 
  | 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |  Организует работу в группах, делит класс на микрогруппы внутри больших групп, даёт задание с учебным текстом, обращает внимание учащихся на проблемное задание. Вместе с учениками слушает, корректирует правильность ответов. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на ответы друг друга. |  Самостоятельно работают с текстом учебника. Формулируют ответ на вопрос.  
 Слушают ответы, корректируют правильность ответов, делают выводы. |  Познавательные: извлечение информации из текста, анализ полученной информации.  Регулятивные: целеполагание, коррекция Коммуникативные: взаимодействие, учебное сотрудничество. |  15 минут | 
  | 8. Включение в систему знаний и повторение. |  Организует работу учащихся по составлению кластера нацеливает учащихся на самостоятельные выводы. Корректирует правильность ответов, организует беседу по уточнению и конкретизации полученных знаний. Просит учащихся сделать необходимые записи в рабочих тетрадях, продолжить сам-ую работу дома   | Заполняют кластер. |  Познавательные: извлечение информации из содержания урока.  Логические: анализ полученной информации и её отбор для решения учебной задачи.  Регулятивные: целеполагание, оценка деятельности, коррекция.  Коммуникативные: общение и взаимодействие, работа в коллективе.  
  
 |  5 минут | 
  | 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |  Выявляет проблемные зоны: что особенно запомнилось, что вызвало наибольшую трудность? Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.   |  Выполняют задание на проверку первичных знаний, осуществляют взаимопроверку.   Формулируют результат своей деятельности на уроке: что особенно запомнилось, что вызвало наибольшую трудность. |  Регулятивные: контроль, коррекция и оценка деятельности, осознание уровня усвоения материала. Коммуникативные: умение работать в группе.   |  5 минуты | 
  |  Объяснение домашнего задания | 1 минута |